«НЕТ РЕБЯТА, ВСЕ НЕ ТАК. ВСЕ НЕ ТАК, КАК НАДО»
Публицистическое эссе
Из педагогического опыта
Начну с фразы Высоцкого "Нет ребята, все не так. Все не так, как надо". Что-то не то происходит в сфере образования, не то. Все эти «стрелки», только вершина айсберга. Говорят, в сравнении есть больше шансов увидеть истоки той или иной проблемной ситуации. Так вот, без какой-либо идеализации, а только констатируя очевидные вещи, в СССР была Конституция с государственной идеологией. И все решения правительства, а также подзаконные акты формировались на цельной идеологической основе. В школе было доминирующим воспитательные функции и только потом – обучающие.
Да, и в те годы в сфере образования было не все идеально. Были и отличники, и двоечники. Бывало, и буянили. Но о негативных случаях не принято было говорить открыто в СМИ, так как это противоречило общепринятой государственной программе: воспитание и формирование подрастающего поколения исключительно на морально-этических нормах Кодекса. Хорошо или плохо, что часть правды скрывали? Считаю, что хорошо. Правда – это сильнейшее оружие, которое может защитить, но и которое способно убить.
Кстати, в советских школах и охраны не было, не было ее даже в военные годы. К чему я веду? Далеко не все в прежнем строе было плохим. Почему бы лучший опыт не перенять? Зачем огульно весь накопленный положительный опыт отвергать?
Не нравятся названия организаций октябрят, пионеров, комсомольцев, замените на современное, с учетом реалий сегодняшнего дня. Ан, нет. Отменили все. Грустно, что взамен ничего предложено не было. А по законам диалектики в образовавшуюся пустоту хлынула чернуха. Теперь пожинаем плоды вредительской деятельности. Что более всего удивляет, так это то, что разрушением занимались как раз те, кто обучался в советской школе. Ума не приложу, как подобное могло произойти?
Они до основания разрушили лучшую в мире систему образования. Школа перестала воспитывать не то что личность, а вообще устранилась от воспитания. Учитель, как робот, не обучает, а выдает информацию, даже не интересуясь, усвоили дети материал или нет. Мол, пусть этим родители занимаются.
К чему это привело? Все реже организовываются походы с детьми. Да и тематические воспитательные часы тоже стали редкостью. Уже некогда заниматься тем, чтобы прививать учащимся любовь и уважение к семье, героям, любимой стране, гордиться ею. И, как следствие, ушло понимание на детском уровне причастности к процветанию родной страны, понимание, что надо хорошо учиться, овладевать профессией. Мерилом всего стали деньги, чем больше денег, тем ты успешнее и умнее в глазах обывателя.
А что дети видят с экранов телевидения? Ужасные и похабные фильмы с откровенными сценами, сплошными убийствами и насилием. А в киосках можно купить абсолютно любой глянцевый журнал с фотографиями непристойного содержания, с рассказами, содержащими агрессию, насилие и т.п.
Кто-то задумывался, как подобная «правда», «открытость», «свобода» отразится на неокрепших детских душах? По факту подрастающее поколение бросили один на один в этом жестоком мире. Школу превратили в обслуживающий орган. А потом еще и сокрушаемся, откуда, мол, берутся подобные «стрелки».
Закончу тоже фразой Высоцкого "Нет ребята, все не так. Все не так, как надо".
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.