«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей. Техника – «Эбру»
Оценка 5

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей. Техника – «Эбру»

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
изобразительное искусство
28.09.2022
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей.  Техника – «Эбру»
мастер для чердынцевой.doc

Мастер-класс: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей.

Техника – «Эбру»

 

«В каждом ребенке дремлет птица, которую

нужно разбудить для полета. Творчество-это

имя этой волшебной птицы!

Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу,

чем раньше научится видеть  красоту

окружающего мира, понимать язык природы,

музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем

ярче, эмоциональнее, чище он будет».

В.А. Сухомлинский.

 

Цель: расширение знаний участников мастер-класса через знакомство с  нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с приемами современного нетрадиционного рисования, на примере выполнения работы в технике «Эбру».
  • Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.
  • Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приемы:

  • Репродуктивный;
  • Практический;
  • Словесный;
  • Наглядный.

Оборудование:

Дидактические средства:

  • Рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования,
  • Столы,
  • Стулья.
  • Материал для практической деятельности:

·         

Аудиосредства:

  • Презентация
  • Ноутбук
  • Флеш-носитель

Предварительная работа:

  • Изучение интернет ресурсов по данной теме
  • Подготовка оборудования
  • Создание компьютерной презентации
  • Оформление альбома с детскими рисунками в технике «Эбру».

Ход мастер- класса

 Вступительное слово

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодняшний мастер-класс я хотела бы начать с высказывания Василия Александровича Сухомлинского:

 «… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Обучение детей нетрадиционным видам рисования изучены в трудах Т.С. Комаровой, Е. А .Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, ..Казаковой, Г. Г. Григорьевой. Существуют исследования по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду С. К. Кожохиной, С. Погодиной, А. Ярыгина. Методики использования нетрадиционных техник рисования с детьми разработаны у зарубежных педагогов - Мери Энн –Кол.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Гипотиза. Мы полагаем, что использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности поможет приобрести творческий характер, так как у ребенка появится возможность изучать художественно-отобразительные возможности различных материалов, использование которых формирует творческое отношение к миру, основанное на том, что один и тот же образ может быть выполнен разными способами.

Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.

Н. П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. д,).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

         За последнее время мы попробовали множество различных техник нетрадиционного рисования вместе с детьми. Это:

- «Монотипия»;

- «Печатание листьями»;

- «Рисование нитками»;

- «Восковые мелки и акварель»;

- «Граттаж»;

- «Кляксография»;

- «Рисование кляксами»;

- «Набрызг»;

- «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»;

- «Мятый рисунок»;

- «Рисование по стеклу»;

- «Рисование методом тычка»;

- «Оттиск поролоном, пенопластом, печатками, смятой бумагой»;

- «Рисование с помощью изоленты»

- «Акватушь» и др.

Как показала практика, такое  нестандартное решение  развивает детскую фантазию, воображение, снимает  отрицательные  эмоции. Это свободный  творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком  да в краску.

В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты:

  • Возрос интерес детей к нетрадиционным техникам рисования.
  • Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки.
  • Создают новое, оригинальное, реализуют свой замысел, самостоятельно находят средства для воплощения.
  • Рисунки стали интереснее содержательнее каждый рисунок кажется произведением искусств.

Использование нетрадиционных техник рисования, так же способствовало развитию мышления, воображения, креативности, эмоциональной составляющей личности, стабилизации психоэмоционального здоровья.

Мы предполагали изначально, что развитие творческих способностей у детей именно нетрадиционными техниками будет предпочтительнее, чем традиционные. В результате получилось именно так, как мы и думали изначально.

Сегодня я хочу остановиться на технике «Эбру» (рисование на воде).

Акварисование (эбру) – это технология рисования по поверхности воды. В «Эбру» используются только натуральные материалы. Рисунок наносится красками, которые не растворяются в воде, а остаются на поверхности. Затем краски смешиваются между собой при помощи кисти (или  специальной палочки) и образуют причудливые и неповторимые узоры. Далее на рисунок накладывают бумагу или ткань, осторожно снимают и высушивают. И рисунок готов.

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.

  Дети воспринимают сам процесс рисования по воде как настоящее волшебство. Когда же их творение отпечатывается на бумаге, оставляя при этом воду чистой,  детский восторг не поддается описанию! Аква-рисование помогает не только развитию детской фантазии и воображения, но и оказывает удивительный успокоительный эффект.

Практическая часть

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования – методом «Эбру».

Мы все творческие люди, представим себя детьми и попробуем применить на практике наши навыки и умения в изобразительной деятельности.

Поэтапная демонстрация техники рисования

Рисование начинается с приготовления жидкости.

1)Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению.

2) Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.

3) Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага или белая ткань.

      4) Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).

          5)Далее перенос рисунка на бумагу или ткань. Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.

          6)Даем рисунку высохнуть. Если делали узорчатый фон, то можно продолжить работу или использовать эти заготовки в аппликации, а если рисунок, то он готов.

Самостоятельная работа одним из способов по выбору каждого педагога. По окончании работы педагоги вытирают пальцы влажной салфеткой, а затем прикрепляют рисунки на общее дерево.

Рефлексия

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомним притчу о «зарытых талантах».

«Притча о таланте, зарытом в землю»

Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея [6, стихи 15-30]. В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

«...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

Подолгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

Мораль: любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нам нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса, попросите оценить ваш мастер-класс с помощью карточек (значения символов вывести на слайд, карточки положить на столы педагогов)

·         ломаная линия (на мастер-классах ломаются стереотипы);

·         зигзаг (ассоциация с зигзагом удачи; настрой на положительный результат);

·         кирпич (добротный вклад в фундамент педагогических знаний);

·         лестница (путь к успеху);

·         солнце (озарение);

·         восклицательный знак (находка, открытие);

·         стрела (устремленность к новым вершинам)

·         можно добавить смайлик со слезками или грустный для отрицательной оценки

 

Благодарю за внимание!

 

 

 

 

 


Мастер-класс: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей

Мастер-класс: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей

Создание компьютерной презентации

Создание компьютерной презентации

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом

Набрызг»; - «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»; - «Мятый рисунок»; - «Рисование по стеклу»; - «Рисование методом тычка»; - «Оттиск поролоном, пенопластом, печатками, смятой бумагой»;…

Набрызг»; - «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»; - «Мятый рисунок»; - «Рисование по стеклу»; - «Рисование методом тычка»; - «Оттиск поролоном, пенопластом, печатками, смятой бумагой»;…

Дети воспринимают сам процесс рисования по воде как настоящее волшебство

Дети воспринимают сам процесс рисования по воде как настоящее волшебство

Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое

Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2022