Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки
Оценка 4.9

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
музыка
7 кл—8 кл
29.05.2018
Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки
В статье приведены примеры заданий не только для контроля знаний учащихся по музыке. Такие нестандартные задания помогают развивать креативное мышление у детей, повышают интерес к предмету, способствуют стремлению расширить свой музыкальный кругозор. Такая конструкция заданий поможет активизировать знания по каждому композитору. Учащиеся сами в процессе такой работы способны создавать аналогичные задания.
Нетрадиционные формы контроля на уроках музыки. Загидуллина Ф.Ф..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                      УЧРЕЖДЕНИЕ  «ГИМНАЗИЯ №1» 1         Разнообразие нетрадиционных форм контроля  знаний                                  на уроках музыки.                                                  Загидуллина Феруза Фауатовна,                                             концертмейстер, учитель музыки,                                             высшая категория                                   Стерлитамак, 2018 Оглавление 1. Введение                                                                                        3 2. Основная часть                                                                               6 3. Практическая часть (разработка фрагмента учебного задания)      11 4. Выводы                                                                                          17 5. Литература                                                                                     18 2       1. Введение      Данная  статья  составлена  в помощь учителю музыки для работы на одном из  структурных элементов урока ­ проверка и контроль знаний учащихся. Исходя из опыта работы, можно вывести, что нетрадиционные формы контроля  обладают рядом преимуществ, в числе которых: ­Возможность осуществления контроля музыкой и учебной деятельностью  каждого учащегося. ­Проведение контроля на всех этапах процесса обучения.  ­Сочетание  различных форм педагогического контроля.  ­Возможность охвата всех разделов учебной программы, обеспечивающая  полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и творческих умений и навыков учащихся.  ­Объективность оценочных суждений и выводов. 3 ­Учет особенностей предмета и его разделов за счет применения разнообразных  форм заданий.  ­Единство требований ко всем учащимся.   Высокая содержательность заданий.  Эффективность контроля при минимальных затратах времени.  Средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке.              Наряду   с   традиционными   методами   обучения   тестирование   стало необходимой   частью   учебного   процесса.   Это   методическое   направление набирает свои обороты и в музыкальном образовании учащихся. Предлагаемые в данной   статье   задания   направлены   на   освоение   содержания   музыкального искусства   и   способствуют   развитию   познавательного   интереса   учащихся, активизируют   их   внимание   на   уроке,   расширяют   кругозор. Результат: посредством групповой, парной, индивидуальной работы систематизируется и закрепляется   учебный   материал,   идет   обсуждение   учениками   результатов собственного труда, степени достижения поставленной цели (общей и частной). Контроль и учет знаний и умений на уроке музыки должны стать стимулом в достижении   успешных   учебных   результатов,   активизировать   учащихся, воспитывать   у   них   критическое   отношение   к   своей   работе   и   приучать   их   к самоконтролю. Конечно же, объективная и справедливая оценка основывается не на формальной проверке, а на систематическом и целенаправленном учете всей музыкальной деятельности ученика на уроке.         Устойчивый интерес к учебной деятельности можно сформировать через  проведение уроков­путешествий, уроков­игр, уроков­викторин, уроков­ исследований, уроков­встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих  заданий, через игровую деятельность, внеклассную работу и использование  различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах  урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет 4 желание учеников овладевать знаниями. Формированию учебной мотивации  способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов  занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования  мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ученика в  ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко  возрастает, работоспособность повышается. Учебная мотивация сохраняется и  развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные  результаты своего труда. Для этого используются творческие задания:  составление загадок, ребусов, кроссвордов.       Крайне важен подбор заданий. Нужны разносторонние задания, которые  были бы одновременно интересны и познавательны для большинства  обучающихся. Реализация интеграционных принципов на уровне внутри­ и  межпредметных связей в содержании заданий способствует развитию  творческого мышления обучающегося. Нельзя успешно учить, если ученик  относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая  потребности к обучению. Тысячекратно цитируется применительно к учебному  учреждению древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить  его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной  дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения  знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. 5 2. Основная часть Конкурс «Найди ошибку» Суть следующего задания состоит в следующем. В рассказе, наряду с  правильной и достоверной информацией, будут сознательно допущены  искажения некоторых фактов. Задача команд выявить ошибки, исправить  их, обосновать и доказать свою правоту.  Конкурс капитанов «Музыкальные города, страны» Суть следующего задания состоит в следующем. Предлагаются названия   городов, связанных с музыкой. Ученик должен назвать композитора,  исполнителя, название театров, музыкальных произведений, премьер,   связанных с именем этого города (на выбор). Н­р, Бонн (Бетховен), Зальцбург (Моцарт), Воткинск (Чайковский), Венгрия  (Лист). Конкурс «Детектив» 6 Дается описательный текст, по которому нужно узнать  музыкального  героя, или имя композитора, название театра, города, музыкального  произведения.  Н­р,  Дирекция Малого театра обратилась к Островскому. А он настоял, чтобы музыку заказали у Чайковского. Так на свет появилась опера  «?», она стала кульминацией творческого союза двух друзей — композитора и писателя. В качестве сюжета пьесы Островский разработал и развил известную русскую народную  сказку. Правда,  под  его   пером  она   обрела глубокий  философский подтекст. Как кредо драматурга звучит начало монолога царя Берендея: «Полна чудес   могучая   Природа!»   А   вслед   драматургу   вторят   хоры   —   сочиненные Чайковским   гимны   великой   и   волшебной   силе   Природы,   чистоте   и самопожертвованию,   бесстрашной   и   самозабвенной   любви   девушки,   любви, которая сильнее смерти (опера «Снегурочка»). Конкурс «Найди лишнее» Предлагаются слова, описывающие  жизнь и творчество композитора.   Нужно найти лишнее слово, не связанное с этим композитором и добавить  свои слова. Н­р,  Нижинский, Петрушка, эмиграция, Ораниенбаум, Жар­птица,  Дягилев,  Картинки с выставки, балет.  Ответ: Стравинский, лишнее слово – Картинки с выставки. Добавленные  слова  – Мусоргский, Гартман, Годунов, Пимен, опера,  колокола, Рассвет на Москва­ реке. Конкурс «Музыкальный фоторобот»  Предлагается узнать композитора и подобрать слова, связанные с именем  композитора. 7 Конкурс «Разоблачить лгуна»  Исправить ошибки в биографии композитора. Игорь   Фёдорович   Стравинский   родился   1881   года   в   Ораниенбауме   близ Петербурга.  Русский композитор, дирижёр.       Сын пианиста И.И.Стравинского. С детских лет учился игре на скрипке у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой, брал уроки фортепиано у Н. А. Римского­         В   1900—1905   гг. учился   на   юридическом   факультете   Московского Корсакова.   университета. С   1914г. жил   в   Швейцарии, с   1920г. —   во   Франции, с   1939г. —   в   США. Стравинский в течение всей жизни много концертировал: выступал как дирижёр и как скрипач. В 1972 году состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде.      А слава пришла к нему вместе с показом «Жар­птицы» в Москве в 1910 году и   закрепилась   спустя   три   года   скандальной   премьерой   «Весны   священной». После московской премьеры «Жар­птицы» Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти итальянца.          Для оперного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: «Жар­птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон», «Поцелуй», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». 8      Начинавшаяся первая мировая война, вынудила его переехать в США, где он остался уже до конца жизни. Композитор получил приглашение на чтение курса лекций в Нью­Йоркском университете.           Скончался   великий   композитор,   один   из   крупнейших   представителей мировой музыкальной культуры 19 века, Игорь Игоревич Стравинский 6 апреля 1972 года в Нью­Йорке, был похоронен в Париже на кладбище Сан­Микеле. Конкурс «Алекс  Юстасу»  Предлагается разгадать ребус, связанный с именем композитора и его  творчеством. Н­р, «Метель» Свиридова. 3  = Л  Шифровка Конкурс «      »   Из букв нужно сложить название произведений И.Ф. Стравинского:     У Л П Ь И Л А Н Ч Е Л (Пульчинелла)         А С Д  В  А  Е  К  Б (Свадебка) Конкурс «Чьи слова?»       В каких русских операх звучат эти слова? (проставить буквы) 9 а) «Чуют правду, смерть близка…»                                            «Князь Игорь» ­ б) «Ни сна, ни отдыха измученной душе…»                             «Снегурочка» ­ в) «С подружками по ягоды ходить…»                                      «Евгений  Онегин» ­  г) «О, дайте, дайте мне свободу…»                                             «Иван Сусанин» ­ ­ д) «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…»                                  «Борис Годунов» Конкурс «Собери симфонический оркестр»  Распределить инструменты по группам симфонического оркестра.  Подчеркни музыкальный инструмент, на котором ты хотел бы играть. Виолончель, Большой  барабан, Скрипка,  Контрабас,  Валторна,  Саксофон,  Кастаньеты,                                                                                                                      Труба, Тромбон, Валторна, Туба, Горн, Треугольник,  Малый барабан,   Фагот,  Флейта,                                                                                                                       Тарелки, Контрабас,  Литавры,  Бубен, Литавры, Кларнет. Конкурс «Паспортный стол»      ФИО                                                                                                   Страна         1._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _Чайковский______________________         2. Михаил Иванович _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _______________________ 3.Вольфганг  Амадей _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ______________________ 4. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Рахманинов_____________________ 5. Людвиг ван  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ______________________ 6. Эдвард _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ______________________ Конкурс «Математический диктант» 10 Вы знаете, в каком веке зародилась опера? Нет. Тогда давайте посчитаем. Возьмите год рождения П.И. Чайковского и отнимите  год рождения М.И.  Глинки, уберите из этой суммы число составляющее «?…кита» в музыке, то есть основные жанры, отнимите число 17.  Ваш ответ… 3. Практическая часть (разработка фрагмента учебного задания)        Игра «Музыкальная летопись» И.Стравинского   Перед   учениками   ставится   задача:   совершить   путешествие   в   прошлое композитора и выполнить задания. Какая группа первой закроет свои листы – та и побеждает. Главная цель урока ­ «путешествия»   состоит в   обобщении и закреплении знаний      о жизни и творчестве       композитора. Условия игры­ путешествия:   класс   делится   на   группы   по   числу   направлений   (5  групп   по  5 направлений).   Для   выполнения   заданий   дается   строго   определенное   время. После выполнения каждого задания, этот листок закрывает открытый   пазл на общем листе с заданиями.  1.Портрет 2.Страна 6.Родители. 7.Влияние 3.Музыкальные инструменты 8.Концертная 4.Жанровое многообразие 9.Путешествия, 10.Годы 5.Образован ие Братья, сестры 11.Детские впечатления. Курьезные случаи   из жизни 16.Памятник и известных деятельность страны жизни 11 музыкантов, композиторов 12.Композитор   и кисть художника 13.Влияние на творчество   других   14.Время место   и 15.Время   и место композиторов рождения смерти 17.Музыкальный стиль 18.В   каких   жанрах не работал 19.Конкурсы им. композитора 20.Вокально ­ инструмент альное творчество 25.Педагоги ческая деятельност ь 21.Вокальное   22.Инструменталь 23.Симфоническое 24.Сценическое творчество     ное творчество    творчество творчество (оперы, балеты) Игра «Путаница» Раздать   каждой   группе   учащихся   наглядный   материал   (иллюстрации, фотографии,   репродукции,   отрывки   музыкальных     произведений),   ярко раскрывающий   творческое   наследие   композитора   И.Стравинского.   Ученики должны   из   многообразия   иллюстрационного   материала   правильно   отобрать только те биографические события, которые относятся к данному композитору.     Следующая работа представляет собой примерный план контрольного урока в виде  викторины. Работа проходит в парах, так менее тревожно и комфортнее ученикам. В такой форме лучше усваивается   учебный материал, укрепляется творческий   союз   между   учениками,   активизируются   способности   детей,   а главное   –   повышается   интерес   к   постижению   многообразия   музыкальной культуры. Викторина по творчеству  Игоря Стравинского 12 I «Кто  автор?»  Написаны названия произведений русских и зарубежных композиторов. Нужно выбрать произведения, принадлежащие И. Стравинскому. II «Разоблачить  лгуна»  Исправить ошибки в биографии композитора. III«Составить     рассказ»   составить из них  рассказ об истории создания балета «Весна священная»:  1. Одним из произведений, созданных в переломное время начала ХХ века (1913 год), был балет И. Стравинского «Весна священная».  2.   «Весна   священная»   ­   образ   языческой   Руси   с   её   весенними   гаданиями,   Из     данных   предложений   выбрать  истинные  и девичьими   хороводами,   культом   Земли,   жертвоприношением   в   честь   богини Весны.  3. 29 мая 1919 года является памятной датой в истории музыки.  4. Она отмечена премьерой в Париже балета «Весна священная. 5. Это первый  балет Стравинского, написанный для Дягилева.  6.   Заинтересовался   необычным   сочинением   и   друг   Стравинского,   Николай Рерих,­ он осуществил хореографию для представления.  7. Парижский успех балета был поистине грандиозным  в музыкальной истории XX столетия: с овациями. 8. Вацлав Нижинский – один из ведущих участников Русского балета Дягилева. 9. Хореограф балета «Весна священная»  Вацлав Нижинский. 10. Эскизы декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Весна священная» были написаны Сергеем Дягилевым. 11. Третий балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» является музыкальной картиной языческой Руси. 12.   Заинтересовался   необычным   сочинением   и   друг   Стравинского,   художник Николай Рерих,­ он осуществил сценографию для представления.  13.   В   классическом   мультфильме   «Фантазия»   Уолта   Диснея   использована музыка из балета «Весна священная».  14.   Она   звучит   на   протяжении   четырёх   последовательных   эпизодов, изображающих   создание   земли,   развитие   простых   форм   жизни,   появление динозавров и их вымирание. IV «Раскрути»   Из   букв   нужно   сложить   названия   произведений   И.Ф. Стравинского: а) У Л П Ь И Л А Н Ч Е;        б) А  С  Д  В  А  Е  К  Б  V «Лучший знаток» 13 1. Какой персонаж отсутствует в балете «Весна священная»: А) Девушка­обречённая В) Весна С) Старейший­Мудрейший 2. Организатор «Русских сезонов»  в Париже: А) Сергей Дягилев В) Игорь Стравинский С) Вацлав Нижинский 3. В какой университет Стравинского приглашают читать лекции: А) Гарвардский В) Нью­Йоркский С) Петербургский 4. В каком году  Стравинский приезжал на гастроли в Россию: А) 1971г. В) 1962 г. С) не приезжал 5. Выберите правильный вариант: А) «Байка про лису, петуха, кота да барана»   В) «Байка про лису, петуха, козу да барана»   С) «Байка про лису, петуха, кота да волка»   6. В каком стиле сочинял Стравинский в поздний период творчества: А) Какофония В) Романтизм С) Додекафония VI «Галерея» Узнать на портретах современников И. Ф. Стравинского:  Н. Рериха, В. Нижинского, С. Дягилева. Имя композитора – №4. 1. 2. 14 3. 4.    Из   трех   музыкальных   отрывков   выберите   произведение, VII «Музыкальный почерк» Узнать музыку по словесному описанию. VIII  «Угадайка»  принадлежащее И. Стравинскому. IX  «Ассоциативные гроздья»    Каждой   группе   учеников   нужно   назвать   как можно больше слов, связанных с творчеством композитора.     Для домашней работы очень интересно задание  «Музыкальная география». Ребята, работая с биографией композитора, подписывают на контурной карте страны   и   города,   где   родился,   жил,   работал,   концертировал     и   похоронен И.Стравинский.  «Партитура чувств» Этот вид музыкального анализа очень популярен среди  учеников.  Пользуясь  словарём  эмоций, они подбирают эмоционально­образные определения музыкальным фрагментам. В традиционных по средствам  музыкальной выразительности произведениях выделяют следующие  закономерности, которые следует учитывать ученикам при восприятии музыки  для понимания заложенных в ней эмоций. Учащимся предлагается  воспользоваться набором признаков характера (художественных настроений) по  В.Ражникову, который поможет точнее чувствовать и осознавать  психологическое качества каждого настроения, его характер, эмоциональную  особенность. Обобщенные характеристики музыкальных произведений,                           выражающие сходное эмоциональное состояние: 1.Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об 15 ушедшем прекрасном прошлом. 2.Медленный   темп+мажорная   окраска   моделируют   эмоциональные   состояния покоя,   Характер   музыкального   удовлетворенности.   расслабленности, произведения   в   этом   случае   будет   созерцательным,   уравновешенным, умиротворенным. 3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию   Характер   музыки   в   этом   случае   будет   напряженно­ гнева. драматическим,    взволнованным, страстным, героическим. 4.   Быстрый   темп+мажорная   окраска   моделируют   эмоцию   радости.   Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.          Наличие   заданий   поискового   характера   для   учеников   разного   уровня обученности,   чередование   информационно­познавательного   материала   разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности – все это и много другое   нацелено   на   формирование   компетентной   и   творческой   личности ученика, способного ориентироваться в многообразии музыкального мира. 4. Выводы 16      Нетрадиционные формы заданий выполняют мотивационную функцию,  позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового  материала и сформулировать проблему, с решением которой связано  “открытие” новых знаний. Основной движущей пружиной поискового,  проблемного обучения является как раз система интересных вопросов,  творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед  учениками. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для  учебного процесса противоречия, проблемные ситуации.            Нестандартные   уроки   лучше   запоминаются,   их   особенно   хорошо использовать   на   вводных   и   обобщающих   уроках.   Конечно,   весь   учебный контроль нельзя переводить на "нетрадиционные рельсы". Именно традиционный контроль   должен   быть   основной   формой   обучения   и   воспитания,   но разнообразить учебный процесс нестандартными заданиями  необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие   способности,   повысить   мотивированность   к   учению.   А   при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся. 17 5. Литература:  1. Каравская О. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000 2. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки//Вопросы  психологии. –1988. – №5.  3. Ражников В.Г. Путеводитель по дневнику творческого развития. Дневник  творческого развития. – М., 2000.   Суслова Н. Музыкальная олимпиада / Н. Суслова // Музыкальная жизнь. ­  4. 2013. ­ № 4.

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки

Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018