Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение
Оценка 4.8

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
математика
Взрослым
18.02.2018
Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение
В статье раскрываются основные причины неуспеваемости учащихся, описываются способы обнаружения отставания учащихся. Даются рекомендации предупреждения неуспеваемости учащихся. Освещаются методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости. Центральной мыслью статьи является следующее -усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
Неуспеваемость обучающихся причины и предупреждение.doc
Министерство образования Республики Башкортостан. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №5»  городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан  Выступление на ШМО Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение Учитель математики высшей категории  Иванова Елена Алексеевна. Стерлитамак 2017г. «Основные принципы  работы с неуспевающими учащимися».                Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. К неуспевающим школьникам относят учеников, которые некачественно, поверхностно и  с  пробелами усваивают школьную программу.  Школьные учителя, склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и  некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Кроме того,  успехи в учении зависят от таких личностных особенностей школьников как мотивация,  взаимоотношения с учителями, родителями, одноклассниками, характера самооценки и др. Среди психологических причин, лежащих в основе неуспеваемости, выделяют и такие как  несформированность приемов учебной деятельности и недостатки развития психических  процессов, главным образом мыслительной сферы ученика. Причины неуспеваемости Внутренние по отношению к школьнику Недостатки биологического развития: а) дефекты органов чувств; б) соматическая ослабленность; в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение; г) психологические отклонения. Недостатки психического развития личности: а) слабое развитие эмоциональной сферы личности; б) слабое развитие воли; в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей. Недостатки воспитанности личности: а) недостатки в развитии моральных качеств личности; б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.; в) недостатки трудной воспитанности. Недостатки образования личности: Внешние по отношению к школьнику а) пробелы в знаниях и специальных умениях; б) пробелы в навыках учебного труда. Недостатки опыта влияния школы: а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.). Недостатки влияния внешкольной среды: а) недостатки влияний семьи; б) недостатки влияний сверстников; в) недостатки влияний культурно­производственного окружения. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся 1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает   дополнительных   к   учебнику   источников.   Эти   признаки   проявляются   при   решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач,   при   восприятии   объяснения   учителя,   в   ситуации   выбора   по   желанию   задания   для самостоятельной работы. 4.  Ученик   не  реагирует   эмоционально   (мимикой,   жестами)   на   успех   и   неудачи,   не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило   оно   дано,   не   выполняет   предписаний   правила,   пропускает   действия,   путает   их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении  упражнений, а также при выполнении  действий  в составе более сложной деятельности. 6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может,   излагая   систему   понятий,   отойти   от   готового   текста;   не   понимает   текста, построенного   на   изученной   системе   понятий.   Эти   признаки   проявляются   при   постановке учащимся соответствующих вопросов. В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость. Основные способы обнаружения отставания учащихся ­ ­ наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;         ­   обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает. Основные признаки неуспеваемости учащихся 1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия. 2.   Наличие   пробелов   в   навыках   учебно­познавательной   деятельности,   снижающих   темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков. 3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения. Меры предупреждения неуспеваемости ученика 1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. 3. Индивидуальный подход к учащемуся. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение  ученического  актива к борьбе  по повышению ответственности ученика  за учение. Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения  отставания и неуспеваемости 1­ая группа. Посредством содержания (содержательные). 1. Особый подход к совещанию учебного материала, характер его преподнесения: а) эмоционально­образный (эмоциональный, наглядно­образный, увлеченный); б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный); в) деловой; г) необычный. 2.   Использование,   показ,   подчеркивание   различных   элементов,   привлекательных   сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность (простота, доступность); в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. 3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами. 4. Показ значимости знаний, умений: а) общественной; б) личностной. 5. Межпредметные связи. 2­ая группа. Посредством организации деятельности (организационные). 1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач. 2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые,   свернутые,   алгоритмы,   свернутые   (указания,   замечания,   мимика);   единые   и индивидуально­групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий). 4.   Сознание   ситуаций   различного   характера:   интеллектуального   (проблемная,   поисковая, ссора,   дискуссии,   противоречия);   игрового   (познавательной   игры,   соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). 5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. 6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо­ и самоконтроль, оценка. 7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий. 3­я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения,  отношения, внимания (социально­психологические) 1.  Показ   достижений  и  недостатков  в развитии   личности,  проявление  доверия   к силам  и возможностям учащихся. 2. Проявление   личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения. 3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение   к   предмету,   деловых   качеств   и   т.д.)   и   побуждение   учащихся   к   подобным направлениям. 4. Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику 1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.). 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 4.   Контроль   над   учебной   деятельностью   (более   частый   опрос   ученика,   проверка   всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.). 5. Различные формы взаимопомощи. 6. Дополнительные занятия с учеником учителя. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации  достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением  самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении  личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности). Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед  учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его  возможностям. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик  может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и  успехов. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной  деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам). Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по  которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений,  использование на уроке наглядного материала).

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение

Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018