Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления
Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость - это результат невнимания, безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.
Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления
Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют
воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость это результат невнимания,
безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только
позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое
здоровье.
Основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые
не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить
необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебнопознавательной деятельности, снижающих темп работы
настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений
и навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику
проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для
успешного учения.
С учётом выше изложенного, выделяют следующие причины неуспеваемости.
Внутренние по отношению к школьнику:
1)недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, соматическая ослабленность,
особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение; психопатологии);
2)недостатки психического развития личности (слабое развитие эмоционально личностной сферы,
отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей);
3)недостатки воспитанности личности (недисциплинированность, безответственность, неумение
выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, учителями и членами семьи).
Внешние по отношению к школьнику:
1) недостатки образования личности (пробелы в знаниях и специальных умениях);
2) школьные факторы (нарушение принципов и правил дидактики, «натаскивание», ориентация на
«зубрёжку», непосильность учебных требований, перегрузка учебными заданиями и другие).
Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:
невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не
задаёт;
пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к
очередным видам работы);
медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая врабатываемость;
не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
индифферентно относится к результатам работы;
не подмечает своих неудач и трудностей.
Известна замечательная фраза: "Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Но чтобы знать и
применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение
неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Момент зарождения
неуспеваемости происходит, когда ребенок начинает отставать в процессе обучения. Слово
"отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный
случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание это перерыв
непрерывности. Нельзя не согласиться, что неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В
неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания.
Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом,
образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости
состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их.
Рекомендации:
выявить причины неуспеваемости. Часто в основе неуспеваемости лежит несовершенство методики
преподавания, отсутствие позитивных отношений с педагогом, недостаточно сформированныемыслительные процессы, высокая одаренность в какойто области, слабое умственное развитие
ученика, недоработки в предыдущих классах и др.
использовать пути повышения успеваемости. В первую очередь необходимо найти оптимальную
педагогическую систему, в том числе применить активные методы и формы обучения, различные
педагогические технологии, программированное обучение.
Педагогам необходимо идти по пути индивидуализации и психологического подхода.
применять методы педагогической диагностики, а именно систематический контроль за
результатами обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях детей. Для этого следует чаще
проводить беседы с учениками, родителями, проводить тесты, обобщать результаты, наблюдать за
детьми.
проводить дополнительные занятия с подбором индивидуальных средств обучения.
вести индивидуальную работу с отстающим учеником дома.