Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления

  • Работа с родителями
  • doc
  • 26.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость - это результат невнимания, безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье. Основные признаки неуспеваемости учащихся: 1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия. 2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.
Иконка файла материала Неуспеваемость учащихся.doc
Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления          Неуспеваемость –   это   ситуация,   когда   поведение   и   результаты   обучения   не   соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость ­ это результат  невнимания, безразличия   к   ребёнку.   Опыт   показывает:   вовремя   и   правильно   изжитые   "трудности”   не   только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье. Основные признаки неуспеваемости учащихся: 1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия. 2.   Наличие   пробелов   в   навыках   учебно­познавательной   деятельности,   снижающих   темп   работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков. 3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения. С учётом выше изложенного, выделяют следующие причины неуспеваемости. Внутренние по отношению к школьнику: 1)недостатки   биологического   развития   (дефекты   органов   чувств,   соматическая   ослабленность, особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение; психопатологии); 2)недостатки психического развития личности (слабое развитие эмоционально ­ личностной сферы, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей); 3)недостатки   воспитанности   личности   (недисциплинированность,   безответственность,   неумение выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, учителями и членами семьи). Внешние по отношению к школьнику: 1) недостатки образования личности (пробелы в знаниях и специальных умениях); 2) школьные факторы (нарушение принципов и правил дидактики, «натаскивание», ориентация на «зубрёжку», непосильность учебных требований, перегрузка учебными заданиями и другие). Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями: ­ невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт; ­ пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); ­ медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая врабатываемость; ­ не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; ­ индифферентно относится к результатам работы; ­ не подмечает своих неудач и трудностей.        Известна   замечательная   фраза:   "Болезнь   легче   предупредить,   чем   лечить”.   Но   чтобы   знать   и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости,  необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Момент зарождения неуспеваемости   происходит,   когда   ребенок   начинает   отставать   в   процессе   обучения.   Слово "отставание"   обозначает   и   процесс   накапливания   невыполнения   требований,   и   каждый   отдельный случай   того   невыполнения,   т.е.   один   из   моментов   этого   процесса.   Отставание   ­   это   перерыв непрерывности.   Нельзя   не   согласиться,   что   неуспеваемость   и   отставание   взаимосвязаны.   В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их. Рекомендации: ­ выявить  причины неуспеваемости. Часто в основе неуспеваемости лежит несовершенство методики преподавания,   отсутствие   позитивных   отношений   с   педагогом,   недостаточно   сформированныемыслительные   процессы,   высокая   одаренность   в   какой­то   области,   слабое   умственное   развитие ученика, недоработки в предыдущих классах и др. ­ использовать пути повышения успеваемости.  В первую очередь необходимо найти оптимальную педагогическую систему, в том числе применить активные методы и формы обучения, различные педагогические технологии, программированное обучение. Педагогам необходимо идти по пути индивидуализации и психологического подхода. ­   применять   методы   педагогической   диагностики,   а   именно   систематический   контроль   за результатами обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях детей. Для этого следует чаще проводить беседы с учениками, родителями, проводить тесты, обобщать результаты, наблюдать за  детьми. ­ проводить дополнительные занятия с подбором индивидуальных средств обучения. ­ вести индивидуальную работу с отстающим учеником дома.