НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Оценка 4.7

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
17.03.2018
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Невербальное общение очень важно в психологическом консультировании, так как через невербальные проявления клиент демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И задача консультанта увидеть и интерпретировать эти проявления, то есть понять, что за ними кроется. Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием клиента в процессе консультативной беседы позволяет консультанту вовремя принимать меры по регуляции его (клиента) состояния.Доклад помогает разобраться в языке жестов и помочь научиться конструктивному невербальному общению.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.doc
ДОКЛАД ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ НА ТЕМУ: НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ                                                  Выполнила:                                            Педагог­психолог МБОУ «Школа № 29»                                                г.Дзержинска Нижегородской области                                   Карпова Ирина Александровна Содержание                                                                                   Стр. Введение………………………………………………………………………3­4 1. Виды невербального контакта, их характеристика…………………….5­13 2. Правила невербального поведения консультанта в психологическом  консультировании………………………………………………………….14­17 Заключение…………………………………………………………………18­19 Литература……………………………………………………………………..20 2 Введение Каждому   из   нас   приходилось   заниматься   изучением   языков.   Мы   многие   изучают   языки   иностранный, изучали   родной   язык,   Но   существует   еще   один   международный, программирования. общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали ­ это язык жестов, мимики и телодвижений человека. Что касается стороны исследования этого языка, то, пожалуй, наиболее   влиятельной   работой   начала   ХХ   века   была   работа   Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872   году.   Она   стимулировала   современные   исследования   в   области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.  Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70­х   годов   Аллан   Пиз,   который   является   признанным   знатоком психологии   человеческого   общения   и   автором   методики   обучения основам коммуникации в Австралии. Особенностью   языка   телодвижений   является   то,   что   его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности   подделать   эти   импульсы   позволяет   нам   доверять   этому языку   больше,   чем   обычному   речевому   каналу   общения.   Психологами установлено,   что   в   процессе   взаимодействия   людей   от   60   до   80 3 коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20­40 информации передается с помощью вербальных. Эти   данные   заставляют   задуматься   над   значением «невербалики»   для   психологии   общения   и   взаимопонимания   людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка ­ языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая этого.   Невербальное   общение   очень   важно   и   в   психологическом консультировании,   так   как  через   невербальные   проявления   клиент демонстрирует   свое   истинное   отношение   к   происходящему.   И   задача консультанта   увидеть и интерпретировать эти проявления, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием   клиента   в   процессе   консультативной   беседы   позволяет консультанту   вовремя   принимать   меры   по   регуляции   его   (клиента) состояния.   Немаловажную   роль   играет   и   то,   как   сам   консультант   в процессе   психологического   консультирования   поддерживает   клиента   с помощью невербальных средств. В   данном   реферате   мы   более   подробно   рассмотрим   виды невербальных   контактов,   ознакомимся   с   их   характеристиками   и правилами   невербального   поведения   консультанта   в   психологическом консультировании.                На мой взгляд, эта тема является очень актуальной,   так как жесты, мимика   и   движения   человека   –   это   точные   индикаторы   его   внутреннего душевного   состояния,   мыслей,   эмоций   и   желаний.   И   научиться   правильно выражаться   и   понимать   человека   с   помощью   невербального   общения   – является одной из главных задач практического психолога. 4 В первой части нашей работы мы ознакомимся с основными видами невербального контакта, дадим им краткую характеристику. Во второй части   –   более   подробно   изучим   правила   невербального   поведения консультанта в процессе психологического консультирования.  1. Виды невербального контакта. Их характеристика.    Австралийский   специалист   Аллан   Пиз   утверждает,   с  помощью   слов   передается   7%   информации,   звуковых   средств—   38%,   что мимики,   жестов,   позы   —   55%.   Иными   словами,   не   столь   значимо,   что говорится, а как это делается.  Невербальные выражения можно разделить на: 1. Экстра­   и   паралингвистические.   Это  различные   околоречевые добавки,   придающие   общению   определенную   смысловую   окраску   (тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.) 2. Оптико­кинетические.  Это   то,   что   человек   "прочитывает"   на расстоянии (жесты, мимика, пантомимика, поза, взгляд и т.д.) 3. Проксемика.   Это  организация   пространства   и   времени коммуникативного   процесса,   которые   зависят   от   культурных   и национальных традиций, степени доверия к собеседнику. 4.     Визуалика, или контакт глаз. 5. Такесика. Это прикосновения в результате общения (рукопожатия, поцелуи, похлопывания, касания). 6.   Различная символика (например, татуировки, погоны военных). 5 Давайте более подробно остановимся на самых выжных, на мой взгляд, невербальных средствах взаимодействия.  Общение людей начинается с того, на каком расстоянии они друг от друга находятся. Выделяют четыре основные дистанции общения: 1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Из   всех   зон   эта   самая   главная,   поскольку   именно   эту   зону человек   охраняет   так,   как   будто   бы   это   его   собственность.   На   ней общаются   люди,   связанные,   как   правило,   близкими   доверительными отношениями.   Информация   передается   тихим   и   спокойным   голосом. Многое   передается   с   помощью   жестов,   взглядов,   мимики.   В   этой   зоне имеется   еще   подзона   радиусом   в   15   см,   в   которую   можно   проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.   2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра). На   ней   осуществляется   общение   между   друзьями.   Здесь предполагается только визуальный контакт. 3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. 4. Общественная зона (более 3,6 метра). Характеризуется   выступлением   перед   аудиторией.   При   таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз. Непоследнюю   роль в невербальном контакте  играют  движения, их темп и направление. Размашистые,   словно   охватывающие   движения   демонстрируют уверенность   говорящего   и   свидетельствуют   о   том,   что   ему   нечего скрывать.   По   малозаметным   движениям,   которые   к   тому   же   часто совершаются   украдкой,   можно   судить   о   том,   что   говорящий   не   хочет 6 привлекать   к   себе   внимание. незначительными, непритязательными.   Подобные   движения   кажутся   Темпы   движений   подразделяются   на   спокойные,   оживленные   и   Спокойное   чередование   движений   свидетельствует   о быстрые. самообладании и концентрации. Эти движения импонируют и пробуждают внимание   к   себе.   Они   уместны   в   тех   случаях,   когда   люди   хотят   быть понятыми   и   хотят   вызвать   доверие.   Оживленные   движения   являются выражением импульсивности, веселого  настроения, восхищения, а также несдержанности   и   гнева.   Тот,   кто   демонстрирует   оживленный   язык   поз тела,   хочет   либо   увлечь   за   собой   других,   либо   запугать   их.   Быстрые движения   бывают,   как   правило,   обусловлены   живым   темпераментом. Движения   могут   быть   быстрыми   даже   в   тех   случаях,   когда   налицо недостаток   жизненной   силы.   Быстрые   движения   часто   кажутся раздраженными, бесцельными, возбужденными,   властными,     взволнованными или рассеянными.  Направление движения тоже имеет свою формулировку. Движения вперед   свидетельствуют   об   интересе   к   тому   объекту,   в   направлении которого мы движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов. Движения назад демонстрируют тенденцию к отдалению. Движения в сторону ассоциируются с уклончивым поведением. Наклоненная в сторону часть тела ощущает себя уязвленной. Если   мы   “уклоняемся   от   слов”,   то   голова   при   этом   поворачивается   в сторону.  Движение  мускулатуры  лица    называется    мимикой.    Сильно подвижная   мимика   свидетельствует   об   оживленности   и   быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой   мимика возбудимости от внешних раздражителей. Малоподвижная указывает   в   принципе   на   постоянство   душевных   процессов.   Она 7 свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная   постоянством   и мимика   ассоциируется   со   спокойствием, рассудительностью.   Выражение   лица   является   важнейшим   источником информации   о   человеке,   его   чувствах.   Именно   мимические   реакции собеседника   свидетельствуют   о   его   эмоциональном   отклике,   служат средством регуляции процесса коммуникации. Если перейти на конкретные участки лица, то менее всего подконтрольна его нижняя часть. Не случайно все   те,   кто   постоянно   общается   с   людьми,   прежде   всего,   обращают внимание на губы, крылья носа,  подбородок.  Губы,   выпяченные   вперед,   следует   расценивать   как   враждебный выразительный сигнал, а если они поджаты, то это уже символ ухода в себя,   производящий   скорее   впечатление   испуга.   Если   поджатые   губы напряжены,   сжаты,   этим   выражается   бессильный   гнев.   Если   рот искажается   во   время   разговора   или   смеха   и   чередование   движений дисгармонично,   то   это   выражает   негативные   стремления   даже   в   том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Если рот скривлен в одну сторону и это не вызвано состоянием   здоровья,   то   тогда   можно   говорить   о   склонности   данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Приоткрытый, ненапряженный   рот   с   полными   губами   является,   с   одной   стороны, дружелюбно­любезным,   а   с   другой   –   смущенным,   растерянным. Наиболее   заметным   проявлением   мимики   является   улыбка.   У   людей, которые   много   улыбаются   или   смеются,   со   временем   лицо   вообще приобретает   улыбающееся,   дружелюбное   выражение.   Чем   свободнее   и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени она является выражением   наивной,   чистой   радости.   Вынужденная   деланная   улыбка неожиданно   возникает   и   так   же   неожиданно   исчезает.   Из­за   этого скрываемые   за   ней   лицемерные   намерения   становятся   очевидными.   К 8 улыбкам   «по   заказу»   относится   также   и   улыбка   смущения.   Она   тоже неорганична.   Это   вымученная   улыбка,   которая   нередко   используется   в качестве компенсации, например при выражении сочувствия. Приторную улыбку   можно   установить   по   чуть   более   заметному   растяжению   губ. Поэтому   такая   улыбка   производит   утрированное,   слегка   наигранное впечатление,   выражая   больше   того,   что   испытывают   на   самом   деле. Основное различие между улыбкой и усмешкой заключается в том, что губы остаются сомкнутыми в довольно напряженном состоянии. За счет этого   в   этом   виде   улыбки   выражается   некоторое   волевое   усилие. Напряжение может сигнализировать как о внимании, так и о тенденции к господству.  Нос   является   частью   лица,   мало   подверженной   изменениям.   По моему мнению, анализу можно подвергать лишь те формы носа, которые сложились в результате мышечной активности на протяжении жизни. Если наморщить нос, то наискосок к спинке носа появится скопление морщин. Они   свидетельствуют   об   отвращении,   смущении,   дискомфорте   и неприязни. Если носогубная складка отчетливо заметна не только в своей верхней части, но и на участке от уголков носа до линии рта, то тогда ее называют   также   “интенсивной   складкой”.   Она   сигнализирует   об энергичности, жизненной силе и способности переносить большие нагрузки. Наморщенные   брови   обычно   связаны   с   напряжением, критикой, неудовольствием, гневом, бешенством и потрясением. Брови в виде   выпуклого   полумесяца   –   наоборот   –   выражают   в   определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой – радость, удовольствие. Голове,   как   носителю   важнейших   органов   человека,   особое значение   отводится   и   в   динамичном   языке   тела.   Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она 9 отводится назад, при уклонении от чего­то – в сторону, а при сближении – склоняется вперед. Давайте рассмотрим это более подробно. Голова, свисающая без напряжения, выражает безволие, апатию, отсутствие   порыва   и   безнадежность.   При   отсутствии   напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь. Если голова склонена и при этом   взгляд   обращен   вниз,   то   тогда   подобное   поведение   можно истолковать как подчинение. В зависимости от степени наклона головы и продолжительности отсутствия зрительного контакта можно говорить либо о нечистой совести, либо о стыдливости, либо о проявлении подчинения. Тот,   кто   представляет   перед   нами   с   поднятой   головой,   чувствует   себя свободным   и   уверенным,   не   испытывая   страха.   В   соответствии   с   этим поднятие головы означает чувства собственного достоинства и готовности приступить к какому­либо делу. Если голова расслабленно откинута назад, то   это   говорит   о   снижении   концентрации   внимания,   нередко   оно наблюдается у людей в мечтательных состояниях и при созерцательном поведении. Полный поворот головы и легкое напряжение свидетельствует о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких­либо задних мыслей. При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру.   Из­за   неполного   поворота   головы   зрительный   контакт устанавливается   при   помощи   взгляда,   направленного   из   уголков   глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека.   Взгляд может “выражать больше, чем слова”. Язык глаз очень важен   для   самоощущения   в   процессе   общения.   Взгляд   прищуренным глазом служит для недоверчивого контроля, он говорит о навязчивости и выражает, пожалуй, даже садизм и агрессивность. Подоплека его может крыться в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Прибегая к такому взгляду, человек хочет выяснить намерения других и в то же время   скрыть   свои.   Такой   взгляд   производит   неприятное,   колючее, холодное   впечатление.   Взгляд   глаз,   параллельно   направленных   на 10 небольшое расстояние, говорит о том, что перед нами задумчивый человек, погруженный   в   мир   собственных   представлений,   который   лишь   смутно воспринимает то, что происходит вокруг него. При случайных встречах с другими людьми он словно не замечает их. Прямой взгляд больше всего подходит   для   установления   зрительного   контакта.   В   человеческих взаимоотношениях   этот   взгляд   свидетельствует   о   заинтересованности   и уважительном   отношении,   в   особенности,   если   в   сторону   партнера обращено лицо. В случае взаимного поворота друг к другу лиц взгляды встречаются на приблизительно одинаковой высоте. Это говорит о том, что собеседники   общаются   как   бы   на   одном   уровне,   признавая   себя равноправными партнерами. Прямой взгляд широко открытых глаз прямо в лицо   другого   человека   свидетельствует   о   готовности   откровенного   и прямого общения. Без всяких тайных причин такой взгляд сигнализирует о порядочности, уверенности в себе и прямом характере. Взгляд сверху вниз может   быть   обусловлен   разным   ростом   собеседников   или   разницей   в занимаемых   ими   позах.   Этот   взгляд   увеличивает   расстояние   между партнерами и придает хозяину взгляда чувство превосходства, а тому, на кого смотрят, – чувство неуверенности. Это   лишь   немногие   примеры   тех   сообщений,   которые   могут передаваться выражением лица в процессе взаимодействия консультанта и клиента.   Отслеживание   консультантом   подобного   рода   мимических реакций (как своих, так и клиента) распознавания скрытых в них смыслов могут существенно обогатить процесс терапевтической коммуникации. Сопровождать, дополнять или заменять какое­либо высказывание в невербальном общении можно также и с помощью жестов.              Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые   люди   совершают   с   целью   общения.   Различают   указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. 11 Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить   на   них   внимание.   Подчеркивающие   жесты   служат   для подкрепления   высказываний.   Решающее   значение   придается   при   этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.              Для выделения жестов в основном служат пальцы. Собственно свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения.   Давайте   поподробнее   рассмотрим   наиболее   встречающиеся жесты в общении людей и дадим им краткую характеристику. Жест “рука – лицо” означает желание что­нибудь скрыть. Если кто­то   смеется   “в   ладошку”,   это   значит,   что   он   не   хочет,   чтобы   смех заметили. Лицо закрывают при чувстве смущения, либо стыда или же когда хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься. Количество жестов   “рука   –   лицо”   заметно   возрастает,   когда   кто­нибудь   лжет   или пытается солгать. Наиболее часто встречавшимися у “лжецов” движениями являются следующие: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа,   потирание   щеки,   касание   или   поглаживание   волос   на   голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ. Если вытянутый указательный палец кладется на краешек губы, то это говорит   о   том,  что   человек   ищет   помощи,  испытывает   неуверенность   и беспомощность.   Поднести   руки   к   глазам   (к   лицу),   значит   выразить отвращение, боль, но в то же время и примитивность. Потирание глаз (или ушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость. Если кисть руки сбоку   прикасается   ко   лбу,   то   таким   образом   должно   быть   обеспечено отгораживание от нежелательных раздражителей. Поглаживание лба рукой означает, что должны быть “изгнаны” тягостные мысли или представления.  12 Заложенные руки за спину ­ свидетельствуют о том, что их владелец   не   хочет   никого   беспокоить.   Так   выражается   выжидательное поведение.   Заложив   руки   за   спину,   мы   как   бы   на   некоторое   время   или вообще   хотим   отрешиться   от   мирской   суеты.   Поэтому   данная   поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Руки в карманах ­ как бы говорит о том, что собеседник больше не   хочет   нас   слушать   и,   действуя   по­прежнему,   реагировать   на   наши намерения. Еще одним средством невербального общения являются эмоции. Они всегда присутствуют в рассказе, причем как более поверхностные, легко осознаваемые,   так   и   более   глубокие,   скрытые   от   самого   рассказчика. Эмоции   способны   придать   дополнительную   значимость   и   вес   самым обыденным словам.             Акцентирование эмоционально окрашенных слов — это всего лишь первый шаг к пониманию переживаний. Чаще всего непосредственно следующий за вопросом ответ не будет содержать в себе действительно глубинных и сокровенных эмоций. Он всего лишь приоткроет занавес, но для того чтобы увидеть хотя бы краешек сцены, следует двигаться дальше. В последовавшем ответе также необходимо вычленить наиболее значимые слова и попытаться приблизиться к глубоким переживаниям, стоящим за ними.   Такое   развитие   диалога   характеризует   одну   из   важнейших особенностей   консультативной   беседы   —   ее   нацеленность   в   глубину, ориентированность   на  понимание   более   глубинных,  личностно   значимых переживаний.  Более   подробно   о   невербальном   поведении   во   время психологического консультирования представлено у Немова Р. С. (Немов Р. С., 2001, стр.520­527). 13 Владение   мимикой,   умение   распознавать   и   передавать   эмоции   и жесты является профессиональным требованием всех людей, работающих в сфере   «человек­человек».   Особенно   важно   обладать   этим   навыком психологу­консультанту, так как через невербальные проявления клиента, он может дополнять и модифицировать свое вербальное сообщение. Для того   чтобы   консультирование   было   более   успешным,   консультанту необходимо   придерживаться   некоторым   правилам   невербального поведения, о которых мы поговорим в следующей части реферата.   Правила   невербального   поведения   консультанта   в 2. психологическом консультировании                      О  невербальном контакте и его значении, как в процессе психо­ терапии, так и для обеспечения эффективности межличностного общения, написано очень много. Связано это не только с тем, что одно и то же слово, сказанное   по­разному,   приводит   к   различному   эффекту.   Невербальные реакции в меньшей степени, чем вербальные, находятся под сознательным контролем   человека.   Здесь   начинающий   консультант   может   с   легкостью допустить   ошибку,   не   "уследить"   за   собой,   и   тогда   невольная   гримаса 14 раздражения   или   усталости,   воспринятая   клиентом   на   свой   счет,   может негативно сказаться на дальнейшем ходе беседы. Не случайно существуют специальные   формы   обучения   психотерапевтов   при   помощи   видеозаписи, направленные на овладение и контроль за собственным выражением лица. Своим   невербальным   поведением   консультант   тоже   развивает консультативный  контакт. Поэтому  консультант должен контролировать свое невербальное поведение.  Существуют   определенные   правила   невербального   поведения консультанта   в   процессе   психологического   консультирования.   Давайте рассмотрим их более подробно. 1. Контакт глаз. В повседневной жизни люди редко смотрят в глаза друг другу, скорее даже избегают этого. Консультанту также не следует навязывать взгляд в глаза клиенту, хотя для клиента иногда заглянуть в глаза   психолога   бывает   важно   для   того,   чтобы   проверить,   насколько внимательно его слушают, не смеются ли, не осуждают ли. Тем не менее, консультанту во время беседы следует смотреть на клиента, а не в сторону, поскольку иначе у собеседника может возникнуть ощущение, что его плохо и невнимательно слушают.  Оптимальный   вариант,   на   мой   взгляд,   состоит   в   том,   чтобы поддерживать   визуальный   контакт,   но   вместе   с   тем   периодически позволять  себе отвлекаться  на другие объекты, не задерживаясь  на них надолго.   Лучшее   пространственное   расположение   во   время   беседы   — консультант и клиент сидят под углом, чуть наискосок. Так они находятся в   поле   зрения   друг   друга,   но   клиент   имеет   возможность   смотреть   в сторону, не отводя специально глаз и не навязывая себя собеседнику.  2.   Выражение   лица.   Это,   пожалуй,   самый   главный     невербальный «ключ» консультирования, так как оно передает эмоциональное состояние клиента. Консультанту следует следить за своим выражением лица. Лучше всего, если на лице можно прочесть доброжелательное внимание. Независи­ 15 мо от ситуации выражение лица и голос не должны выдавать растерянности и смятения. Выражение спокойствия и уверенности на лице консультанта само   по   себе   имеет   психотерапевтический   эффект,   способствуя ощущению, что все нормально, ничего страшного не происходит, со всем этим можно справиться. 3. Поза тела. Естественно, что поза  консультанта не должна быть напряженной или закрытой. Закрытость позы традиционно связывается со скрещенными   руками   или   ногами.   Ощущение   отстраненности   психолога может возникнуть, если он слишком далеко откидывается на кресле или отодвигается от клиента. Но не стоит и слишком близко придвигаться к собеседнику или сидеть на кресле, наклонившись прямо вперед — такая поза   может   вызвать   ощущения   давления   и   нарушения   личностного пространства. Консультант и клиент находятся во время беседы в своеобразном телесном   контакте,   использование   которого   может   также   повысить эффективность консультативного процесса. Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор клиент, не осознавая этого, начинает   зеркально   отражать   позу   и   поведение   консультанта.  Так,  если психолог напряжен, ощущение напряжения и неуверенности передается и собеседнику,   который   неосознанно   принимает   позу,   аналогичную   позе консультанта.  4. Тон, темп и громкость голоса. Реакция клиента на то, что говорит психолог,   во   многом   связана   с   тем,   каким   тоном   с   ним   говорят.   Тон консультанта   должен   не   просто   быть   доброжелательным,   он   должен соответствовать тому, что говорится.  Не стоит говорить с клиентом слишком громко. Скорее наоборот, приглушенный   голос   в   большей   мере   способствует   возникновению   у собеседника ощущения доверительности, интимности.  16 Здесь же хотелось бы отметить и использование паузы, как средства психотерапии.   Соблюдая   паузу,   психолог   предоставляет   возможность говорить клиенту, стимулирует монолог. Наличие пауз в беседе создает ощущение   неторопливости,   продуманности   происходящего,   поэтому   не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит   клиент.   Пауза   подчеркивает   значительность   сказанного, необходимость  осмыслить и понять. Консультанту следует выдерживать паузу   практически   после   любого   высказывания   клиента,   кроме   тех, которые   непосредственно   содержат   вопрос.   Пауза   дает   возможность дополнить   уже   сказанное,   поправить,   уточнить.   Для   нормальной   паузы вполне достаточно 30—40 секунд.  5.   Время   от   времени   наклоняться   к   клиенту.   Таким   образом, консультант выражает свое участие в контакте. Главное – не делать эти движения   слишком   часто   и   резко,   так   как   клиент   может   начать тревожиться. 6. Быть расслабленным. Большинство клиентов очень волнуются в процессе   консультирования,   поэтому   консультант   не   должен   быть напряжен и обеспокоен.   Существует множество правил невербального поведения психолога в психологическом консультировании и к  тому же у каждого опытного про­ фессионала есть свои приемы и "уловки", помогающие в работе с самыми разными клиентами. Но стоит отметить, что для овладения всеми этими приемами   на   действительно   высоком   уровне,   необходимы   долгие   часы работы под наблюдением опытного профессионала­супервизора. Только в этом случае можно увидеть себя со стороны, понять и отрефлексировать многое, что иначе останется незамеченным. 17 Заключение Язык   мимики   и   жестов   существовал   еще   задолго   до   появления разговорного   языка.   Однако   научное   изучение   этого   явления   началось 18 только в последние тридцать лет и особую популярность приобрело в 70­х годах. Основываясь   на   изученную   литературу   по   данной   теме,   можно сделать вывод, что особое внимание невербальному контакту уделяется в психологии, так как язык телодвижений в принципе более правдив, чем язык   слов.   Мы   научились   говорить   на   табуированные   темы,   соблюдая определенный   контроль,   а   в   запутанных   ситуациях   прибегать   во   имя спасения ко лжи. И используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более   или   менее   удается.   Язык   тела,   не   приученный   к   подобному   реализует   присущие   ложному «театрализованному»   поведению, содержанию серии жестов неохотно или вовсе «не идет» на них, что может служить   весьма   ценной   информацией   для   психологов   и   давать положительные   результаты   в   психологическом   консультировании.   Ведь порой, с помощью невербальных средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Но не стоит также забывать, что большинство сигналов языка тела   многозначны.     Даже   одинаковые   невербальные   проявления   могут означать   разные   вещи   в   зависимости   от   контекста.   Их   более   точное определение возможно лишь при учете и других факторов: подборе слов, ударения,   окружения,   роли,   настроения   и   т.д.   Поэтому   правильно распознавать и выражать свое невербальное поведение должен уметь любой человек,   работающий   в   сфере   коммуникации,   а   в   особенности   – практический психолог. В  данной   работе   были   описаны   виды   невербальных   средств   в общении,   даны   краткие   их   характеристики.   Мы   также   рассмотрели некоторые   правила   невербального   поведения   консультанта   в   процессе психологического консультирования. Подводя   итоги   проделанной   работы,   можно   сделать   вывод,   что невербальные   проявления   в   общении,   в   том   числе   и   психологическом 19 Эффективность консультировании психотерапевтической работы зависит и от того, насколько правильно и важную   роль.   имеют   точно консультант «расшифровывает» и использует невербальные средства в процессе психологического консультирования. Литература 20 1. Абрамова Г.С.  Практическая психология. М., 1997. 2.   Алешина   Ю.Е.   Индивидуальное   и   семейное   психологическое консультирование. М.,  1993. 3. Кашапов Р. Типология личности, или какие мы разные. М., 2002. 4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. 5. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов ­ на ­ Дону, 1986. 6. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000. 7. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.  8. Немов Р. С. Психологическое консультирование. М., 2001. 9. Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. М., 1995. 10. Пиз Аллан. Язык жестов. Воронеж. 1992. 11.   Таланов   В.   Л.,   Малкина­Пых   И.   Г.   Справочник   практического психолога. М., 2005. 12.   Флоренская   Т.   А.   Диалог   как   метод   психологического консультирования // Психологический ж – л. 1994. №5. 13.   Ягнюк   К.   В.   Качество   присутствия   и   элементы   невербального общения // Ж–л практической психологии и психоанализа. 2000а. №1. 21

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018