Неврологические и эмоциональные проблемы развития детей школьного возраста.
Нередко родители и педагоги обращают внимание на то, что при выполнении каких-либо заданий ребёнок часто отвлекается, не может удержать внимание, избегает отвечать или выступать перед одноклассниками. Такой ребёнок часто теряет вещи, легко отвлекается на посторонние стимулы. Всё это – проявление неврологических и эмоциональных проблем.
Неврологические проблемы связаны с изменениями в деятельности центральной нервной системой. Причины возникновения этих изменений могут возникать во время беременности, могут быть наследственными.
Эмоциональные проблемы проявляются чрезмерным выражением эмоций человека.
Эмоциональные проблемы могут проявляться как с повышением эмоциональности, так и, наоборот, с понижением эмоциональности.
К эмоциональным проблемам с повышением эмоциональности относятся такие как сверхвозбудимость, агрессивность и тревожный синдром.
Сверхвозбудимость может проявляться через излишнюю активность (гиперактивность), резкие эмоциональные подъёмы, раздражение. Человек может начать резко и много жестикулировать, громко говорить, смеяться и т.д.
Агрессия - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Агрессивность может проявляться как через физические действия, так и вербально. На уроке ребёнок может начать обзывать или оскорблять своих одноклассников, может бросать предметы и т.д.
Тревожный синдром – это повышенная склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Ребёнок постоянно проявляет беспокойство, напряжённость, по несколько раз переспрашивает и уточняет задание и т.д.
Тревожность часто бывает связана со страхом, т.е. ребёнок боится отвечать или отвечает неуверенно и глазами как бы ищет подтверждения правильности своего ответа у взрослого.
К проблемам с понижением эмоциональности относится усталость.
Усталость, снижение активности проявляется сонливостью, ребёнок «отсутствует» на уроке, рассеянное внимание, вялость и т.д.
Такое эмоциональное расстройство как неумение переживать неудачи может проявляться как с усилением эмоциональных переживаний, так и с понижением.
Из неврологических расстройств у школьников часто встречаются неврозы, минимальная мозговая дисфункция и синдром дефицита внимания (гиперактивность).
Невроз - собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.
Причиной неврозов кроме конфликтов дома и в коллективе могут стать инфекционные заболевания, травмы, которые истощают нервную систему, особенно детскую, т.к. у детей она только ещё формируется, складывается сложнейший механизм адаптации к внешней среде.
Чаще в школе можно встретить такие расстройства как тики, навязчивые движения, заикания.
Минимальная мозговая дисфункция - это лёгкие функциональные нарушения в работе мозга, которые приводят к неуспеваемости, проблемам со вниманием, оперативной памятью и развитию неврозоподобных состояний.
У детей с ММД возникают проблемы в поведении и обучении с первого класса. Часто дети с такой проблемой в развитии страдают нарушениями речевых навыков и моторики, имеют нетипичные неврологические реакции. Они быстро устают от любого вида деятельности, становятся раздражительными и страдают от повышенной возбудимости.
И ещё одно неврологическое расстройство, которое встречается часто среди школьников это синдром дефицита внимания. Синдром дефицита внимания (гиперактивность) – это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также расстройствами поведения.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Кроме гиперактивности у детей с этим синдромом могут наблюдаться нарушения координации движений, моторная неловкость (им сложно застёгивать пуговицы, пользоваться ножницами). Хуже всего дети с СДВГ выполняют задания, которые кажутся им скучными.
В заключении хотелось бы остановиться на методах и приёмах, которые можно использовать в работе с детьми, имеющими описанные выше в статье неврологические и эмоциональные проблемы:
1. Использование на уроке сигнальных карточек при выполнении заданий. Их можно использовать для обратной связи на уроке, для проверки выполненного задания, для повторения материала и т.д.
Очень хорошо их использовать, если в классе есть тревожные дети, с синдромом дефицита внимания, неврозами и другими проблемами.
2. Использование интерактивных возможностей смарт-доски при выполнении задания, разгадывания кроссворда. Это так же позволяет менять во время урока вид деятельности, что особенно важно для гиперактивных детей.
3. Использование методов игровой терапии, арт-терапии и сказкотерапии. Эти методы позволяют, не акцентируя внимания на проблеме ребёнка снять напряжение, направить энергию гиперактивного или агрессивного ребёнка в нужное педагогу русло, разрядить ситуацию и при этом испытать положительные эмоции, что очень важно для детей с описанными в статье проблемами развития.
4. Использование песочной терапии в индивидуальной или групповой работе. Песочная терапия позволяет ребёнку расслабиться, успокоиться, проиграть тревожащие и раздражающие ситуации, т.к. одна из её целей – это снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности и создание положительного эмоционального настроя.
5. Восприятие материала на определённом этапе урока с закрытыми глазами. Другими словами «отключая» один канал восприятия, мы вынуждаем другой работать более интенсивно, кроме того в этот момент развиваются такие свойства внимания как переключаемость и концентрация.
6. Психогимнастика и релаксация. Дети, имеющие неврологические и эмоциональные проблемы развития быстро устают, бывают раздражительны, импульсивны, поэтому использование во время урока, а возможно и перемены элементов психогимнастики и релаксации помогают им справиться с этими проблемами.
Главное помнить - детям, имеющим проблемы в развитии очень трудно учиться и соответствовать общим правилам, поэтому задача педагога помочь им в этом.
Список используемой литературы:
1. Волохина А. Журнал "Счастливые родители", сентябрь 2002
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005
3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка., СПб., 1997
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. М: 2002
Синийчук Татьяна Владимировна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБОУ «Лицей №12», г. Новосибирск.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.