«Ничего на свете лучше нету…»
(Проект на тему: «Я и моя семья…» )
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился учиться».
А. Тоффлер.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) отражено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования состоит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Она должна реализовываться в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи. В портрете выпускника начальной школы определённом в ФГОС НОО указано, что каждый должен уважать и принимать ценности семьи и общества, быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. Формирование системы ценностей, становление личности, развитие духовной культуры, укрепление физического и психического здоровья происходит одновременно в семье и школе. От того как грамотно, чётко и мудро будет налажена совместная работа зависит результат.
В современном обществе успешность человека во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: человек должен определить дальнюю и ближайшую перспективу своих действий, найти и привлечь необходимые средства и ресурсы, наметить план и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Для этого ему необходим определённый багаж знаний и отработанных навыков (компетенций), который он получает в образовательных учреждениях. В начальных классах закладывается фундамент такого «багажа». Важнейшей задачей учителя начального звена стало формирование умений использовать этот «багаж» уже с первого класса, не откладывая его на потом.
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. Вследствие этого широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью.
Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Главная идея проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Метод проектов был разработан в начале ХХ века. В его основу легли идеи американского педагога, философа – прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д. Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало зарождению новых импульсов к последующим делам.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что – то интересно самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности и силы; это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в свои силы, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Как заинтересовать детей? Если бы существовали точные методы, то тогда все родители и учителя уже давно были бы просто счастливы. Педагогическая наука предлагает рекомендации, советы, а ответа пока нет…
Много теорий, советов, предложений, а вопрос пока не решён…
Примером успешного решения проблемы мотивации учебной деятельности является культ образования в Японии. Образование в Японии – это культ, поддерживаемый семьёй, обществом и государством. С младенческих лет японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала – чтобы поступить в престижную школу, затем – чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после – чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. В Японии право человеку на возможность занять достойное место в обществе даёт только хорошее образование, которое считается гарантией жизненного успеха.
Образовательная система Японии – одна из составляющих экономического процветания этой страны. Отношение японцев к образованию – это результат государственной политики.
«Законы воспитания – это первые законы, которые встречает человек в своей жизни», - заметил однажды Ш. Монтескье. Очень важно, чтобы законы семьи, где воспитывается ребёнок, и школы, куда он приходит из этой семьи за знаниями, были составляющими общей системы правил.
Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогических теорий современных пап и мам, как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка?
Пожалуй, эти вопросы педагогики можно смело отнести к разряду вечных. Кто – то скажет, что в данной области всё давно открыто. Тем не мене, каждый педагог надеется найти что – то новое, сделать какое – то открытие там, где на первый взгляд уже ничего нельзя придумать.
Ничего на свете лучше нету,
Чем очаг семьи теплом согретый
Взгляд детей улыбчиво – счастливый,
Добротою мир семьи творимый.
Вы своё призванье не забудьте
И своей семьёй примером будьте.
Жизнь семьи – основа всем ученьям.
Нет превыше и важней значенья.
Главная цель и смысл жизни японской женщины – материнство. После рождения детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни её детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т.д.)
Многие из японок говорят о том, что воспитание детей – это всё, что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была «икигай» - имеющая смысл. Японка рассматривает эмоциональный контакт с ребёнком как своё основное средство контроля, а получение им образования – как результат своей жизни.
Актуальность темы:
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Наш проект о том, что объединяет всех нас – о семье. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о ней, она притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди: родители, сёстры, братья, дедушки, бабушки.
Отгадывая загадки, дети называют членов семьи.
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьёт, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
Детям он решит задачу,
Отвезёт семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный! (Папа)
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего
А для меня он… (Дед)
Она совсем не старая,
Хотя уже седая.
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестрёнка)
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестрёнку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живёте,
Даже дядя или тётя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья)
- Дети, какие пословицы вы знаете о семье? (ответы детей)
Есть такая пословица: «Счастье не птица, само не прилетит». Его создают те, у кого в семье царят мир, уважение и любовь.
- Какой смысл вы вкладываете в слово семья?
Семья – это семь «Я». А как появилось слово «семья», мы узнаем, прочитав стихотворение:
Когда-то о нём не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева кротко ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева всё так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьёт,
Постирает бельё,
Меня приласкает,
Украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
«Я», «Я» …тихо молвила Ева – «Я», «Я»…
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на земле появилась семья.
- Какую роль играет семья в вашей жизни? Какие ценности должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
- Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдёт помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищённым, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
Послушайте китайскую притчу «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь три слова были начертаны на бумаге: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ.
Император прочёл и с удивлением спросил: «И всё?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: « И мира тоже».
Семья – это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. В нём, в прошлом, лица близких и дорогих для семьи людей. А какой должна быть семья? Знаем ли мы, современные дети, свои корни, своих бабушек и дедушек, историю и традиции своей семьи?
Родительский дом – это место из Рая…
Где время застыло на стрелках часов…
И мама, всем сердцем ошибки прощая,
Подарит тебе теплоту и любовь!
( На экран вывожу фотографию дома)
Прикрепляю на доску большое сердце.
- Дети, как вы думаете, чьё это сердце? ( Сердце мамы)
- А почему оно такое большое? (Оно хранит такие сокровища как любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие, забота, преданность, бескорыстие, теплота, красота, защита… Все названные детьми сокровища записываются на доску вокруг сердца. Затем дети выбирают одно сокровище и рассказывают о каком – либо случае из своей жизни, когда мама подарила им это сокровище).
- А сейчас послушайте рассказ, который так и называется
«Сердце матери»
М. Скребцова
Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками – тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями Берёза – мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом – от палящего солнца. Берёзки подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гром гремел, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу»
Не успела Берёза – мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Берёзу и опалила сердцевину ствола. Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она всё – таки стояла.
Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землёй снова засияло солнце, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой поверженный ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». С этими словами ствол Берёзы рухнул, не задев при падении ни одной из трёх тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок заросший мхом и травой ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы – он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьётся в нём материнское сердце.
Вопросы и задания к тексту:
- Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы? В чём и как поможет им материнское сердце?
- Представьте, что все деревья – это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
- Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
- Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у неё неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
- Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.
- А что вы знаете про маму мамы и маму папы?
- У кого про них можно спросить?
Так мы подходим к проблеме, что не всё мы знаем о своих родственниках:
· как много нас;
· когда и где родились;
· учёба;
· профессия;
· увлечения и т.д.
Ответы на эти и другие вопросы мы можем получить в ходе реализации творческого проекта. Дети предлагают свои варианты названия проекта, а потом останавливаемся на названии: «Ничего на свете лучше нету…». (Почему именно это, объясним позже)
Цель проекта: узнать больше информации о своей семье, о членах семьи, об их интересах, профессиях, о домашних делах взрослых и детей.
Задачи:
- изучить историю своей семьи и создать генеалогическое древо;
- формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях;
- актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;
- способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Вид проекта – долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители.
Средства реализации:
Этапы реализации проекта:
Модель трёх вопросов:
Наименование |
Мероприятия |
Игровая деятельность |
Дидактические игры:
Словесные игры:
|
Социальное развитие |
Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. «Права и обязанности в семье». Составление «Древо нашей семьи». «7+Я = семья» «Семейная фотография» «Я и моя семья» |
Речь и речевое развитие |
Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в нашей семье» «Мои близкие» «Наши любимые питомцы» «Как я помогаю маме» «Дом, в котором я живу» «Семейные традиции» «Моя семья и мой дом» Словотворчество. Составление описательного рассказа «Семья» |
Здоровый образ жизни. |
Обмен опытом оздоровительных мероприятий в семье. Презентация «Любимое блюдо нашей семьи» Составление книги «Семейные советы» |
Природа |
Создание альбомов:
Выставка «Что растёт у нас в огороде» |
Математическое развитие |
Совместная игра детей и взрослых «Семейный бюджет», составление задач. |
Конструирование |
«Дом моей мечты» «Птица семейного счастья» Дизайн интерьера: составление букетов, поделок из природного материала, икебан ( с участием взрослых) Изготовление открыток, приглашений, подарков, сувениров для |
Художественная литература |
Пословицы и поговорки о семье. Чтение сказок Г.Х Андерсон «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Кукушка» «Айога» Л.Толстой серия «Рассказы для маленьких» Уроки для малышей. «Наша семья» Артюхова «Трудный вечер» Е. Благинина «Солнечный луч» «Посидим в тишине» А. Барто «Помощница» и др. |
Изобразительная деятельность |
Рисование «Моя семья» ,«Мой дом» «Семейные портреты»
|
Музыкальное |
Слушание П.И.Чайковский «Детский альбом», Разучивание детских песенок русских композиторов. Развлечение «Дружная семья» и др.
|
Работа с родителями |
Консультация «Для вас, родители» Составление «Древо нашей семьи».
|
Ожидаемый результат:
- владеть понятием семья;
- иметь представление о родственных связях;
- знать информацию о своей семье, профессиях родителей;
- изучить художественную литературу о семье.
В ходе проекта детьми были составлены:
· Генеалогические древа своей семьи. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. Работая над этим заданием, мы выступали в роли историков, когда составляли свои родословные, были репортёрами и журналистами, когда расспрашивали о своих прабабушках и прадедушках. Узнали много нового и интересного. О каждой семье можно было написать интересную книгу, а мы сделали выставку из генеалогических изысканий, и у нас получился целый город. Он расширил кругозор детей и родителей, наполнил их творческой энергией, способствовал позитивным изменениям в семье.
· Написаны письма с «необитаемого острова», где нет телефонной связи. Выдержки из писем…
Ø Здравствуй мамочка. Я тебя очень люблю. Я бы тебя обняла, но я далеко от тебя. Как твои дела? Как здоровье?
От любящей дочери Насти.
Ø Привет мамочка. Я по тебе соскучилась. Здесь нет связи, поэтому пишу письмо. Мне очень одиноко без тебя. Я для тебя приготовила большой и очень красивый подарок.
Твоя дочь Ульяна.
Ø Здравствуй дорогая любимая мамочка! Я очень тебя люблю и от всей души поздравляю тебя с 8 Марта! Желаю здоровья, любви, терпения. Как папа? Тотошка? Как твои дела? Как здоровье? Мама, дай мне совет: на кого мне пойти учиться?
Людмила.
О нас заботятся, и мы должны отвечать внимательным отношением к близким сейчас и в своих будущих семьях.
В каждой семье, кроме общих правил есть свои законы, свои традиции. Они укрепляют семью, делают отношения более дружескими, тёплыми. Традиции – это то, что прошло достойную проверку временем
Соблюдение традиций – это путь к единству семьи. Многие традиции передаются из поколения в поколение.
У хозяев в каждом доме
Есть что – то такое, что всем дорогое.
О прошлом семьи расскажет оно,
О том, что в семье этой было давно.
Семейной реликвией это зовётся,
И внукам в наследство передаётся.
Н. Яковлева
Да, семейная реликвия – это дорогая сердцу вещь, передаваемая по наследству. В нашей семье такой реликвией являются награды моего прадеда Орлова Павла Андреевича.
В 1942 году прадедушка был призван на защиту Родины от фашистской Германии, а в 1944 его перебросили в Маньчжурию. Служил сержантом. Шли в бой. Осколком от разорвавшейся гранаты прадеда ранило, в результате чего потерял сознание. Очнулся только в госпитале. Пока залечивал раны, японцев разгромили. На всю жизнь остался большой шрам на ноге.
К сожалению, его уже нет в живых, но в память о нём у нас хранятся его награды – орден «Красной Звезды», медаль «За победу над Японией», Юбилейные медали.
Эти дорогие сердцу награды сохранили мой дедушка, папа, а теперь и я являюсь хранителем этих ценностей. В дальнейшем, если у меня будут дети, я передам им частицу нашего прошлого, наших воспоминаний, и они, я уверен, сквозь годы с гордостью будут передавать эти дорогие сердцу реликвии.
Орлов Игорь
Ø Воспитывать детей
Ø Заботиться о старших
Ø Вести общее хозяйство
Ø Организовывать совместный досуг
С помощью теста мы попытались ответить на вопрос, сможет ли каждый из нас вести Семейный бюджет?
Вопросы тестирования |
Да |
Нет |
Мнение неопределённое |
|
20 |
5 |
7 |
|
7 |
20 |
6 |
|
25 |
2 |
11 |
|
1 |
18 |
8 |
|
4 |
16 |
6 |
|
2 |
24 |
12 |
|
11 |
14 |
3 |
|
17 |
5 |
6 |
|
9 |
15 |
3 |
|
14 |
3 |
5 |
|
9 |
9 |
0 |
Ответив на все вопросы, посчитали набранные очки. И вот результат:
Ø 30 – 40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счёт. И задолго до зарплаты встаёт вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать самостоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.
Ø 40 – 100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаёте, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.
Ø 100 – 170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.
Ø 170 – 180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у Вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи"
Ø Моя семья большая и дружная. Она состоит из пяти человек. Самый главный в семье – папа, Николай Анатольевич. Он очень весёлый, но бывает строгим. Мама – Светлана Рафкатовна – добрая и заботливая, она встаёт раньше всех и готовит завтрак. А ещё у меня есть две старшие сестры – Анастасия и Наталья.
Мой самый любимый праздник – Новый год. Мы встречаем его всей семьёй. Этот праздник дарит волшебство. Если бы я была волшебником, то сделала бы так, чтобы мои близкие никогда не болели и всегда были вместе.
Есть ещё один особый день - День рождения нашей мамы. Мы всегда готовим для неё сюрпризы.
Заикина Людмила
· Рассказано о трудовых династиях
Ø Трудовая семейная династия – это гордость любого производства, потому что вслед за родителями на производство приходят дети, поколения сменяют друг друга на рабочем посту. А наша династия, династия Орловых, начинается с прадедушки и прабабушки. Наш трудовой стаж больше 40 лет.
Из воспоминаний моего дедушки я узнал много интересного. Он рассказывал, какой была раньше техника и как она менялась, например, сначала на машинах были деревянные кабины; бульдозеры и экскаваторы были тросовые; скважины бурили канатно – ударными станками. Затем появились машины на гидравлике. Стало работать легче, а вскоре появились и импортные машины.
След моих родственников в истории Отечества, может быть, для кого – то и незаметен. Но я горжусь своей семьёй!
Орлов Игорь
· Выяснено происхождение имён и фамилий. Рождается человек, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам – в честь какого – нибудь святого, чей праздник отмечается в том же месяце, когда родился ребёнок, или же родители дают ребёнку имя, которое им нравится, или оно модное в данный период, а в некоторых семьях есть традиция называть ребёнка в честь кого – то из членов семьи.
Ø Что имя: звук, обронённый случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченья.
И вот мы сами силами своими,
Осознаём в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
И вот я заинтересовался, какая тайна хранится в моём имени, которое дала мне моя любимая мамочка? Я знаю, что моё имя Андрей очень красиво звучащее имя. Оказывается, им в России называют многих мальчиков. Оно пришло к нам ещё из Древней Греции, известно со времён крещения Руси. Греческие мужские имена уже долгое время пользуются популярностью. За много веков стало принято считать его исконно русским, не задумываясь о корнях происхождения. У него есть несколько значений: «сильный, храбрый, мужественный». Считается, что все Андреи обладают удачливостью, силой, весёлым характером и мужественностью. Я пока ещё учусь в начальной школе, но надеюсь, когда вырасту, то буду именно таким. Я узнал, что мальчики с именем Андрей характеризуются как непоседы, шалунишки, весёлые и подвижные, любящие прыгать, скакать по дивану, креслам. Вот это как раз про меня. А ещё я люблю фантазировать, собирать конструкторы, головоломки. Являюсь заводилой в играх, люблю футбол, переживаю за бездомных животных. А вот внешностью я очень похож на мою маму.
Андрей Мурзин
Ø Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии, запомнив её с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем её как нечто навсегда данное и очень значимое для нас. Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей.
Фамилий, каких только нет:
Смешных, горделивых, серьёзных,
Со смыслом двойным и с секретом,
Кричащих, угрюмых, курьёзных!
Фамилии бродят по свету
И ищут по вкусу хозяев…
Фамилий каких только нет:
И добрых и злых и отчаянных!
Горжусь я своею фамилией,
Ведь это не просто слово,
Оно дорогое мне, милое,
Его повторяю я снова.
Меня зовут Говорухин Константин. Моя фамилия образовалась от прозвища Говоруха и восходит к глаголу «говорить». Исходя из этого, можно предположить, что прозвище Говоруха мог получить общительный, разговорчивый человек.
О том, как неоднозначно относились к говорливым людям, свидетельствует народная мудрость: Меньше говорить, меньше греха; Сколько не говори, а ещё на завтра будет; Говори, да не заговаривайся; Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит; Петь хорошо вместе, а говорить порознь; Сколько не говорить, а с разговору сыту не быть; Хорошо говорит, да было бы чего слушать.
Ещё есть птица говор, говорок ( похожая на скворца).
Первые документальные упоминания фамилии датируются XVI веком. Так, в Ономастиконе С.Б. Веселовского упоминается Говорухин Семён Григорьев, откупщик, 1569 г., Владимир. Говоруха со временем получил фамилию Говорухин.
Среди знаменитых представителей фамилии – Станислав Сергеевич Говорухин (р. 1936 ), советский и российский актёр кино, кинорежиссёр, сценарист.
В Каслинском районе, в бывшей деревне Терешата, жили практически одни Говорухины ( в 1902 г. 102 м.п. и 107 ж.п.). Сейчас, к сожалению, этой деревни давно нет. Но фамилия моя очень распространённая. Мои предки были хоть и говорливыми, но и трудолюбивыми людьми. Не фамилия красит нас, а мы украшаем фамилию своими делами.
Говорухин Константин
Ø В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Ø Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ø За общим столом и еда вкуснее.
Ø Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
Ø Человек без братьев и сестёр – одинокое дерево.
Ø Человек без семьи, что дерево без плодов.
Слово «СЕМЬЯ» произошло от слова «СЕМЯ». Крепкие и многодетные СЕМьи – СЕМена Родины!
СЕМЬЯ – единение Родителей и Детей под крышей отчего дома.
Семь + Я – я и три колена вверх и вниз
Прадеды
Деды 3
Родители +
Я 1 = 7
Дети +
Внуки 3
Правнуки
С 2008 года 8 июля отмечается Всероссийский День семьи, любви и верности. Его символом стала ромашка. Русская Православная Церковь в этот день вспоминает святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.
Молодого князя Петра поразила страшная болезнь. Его тело покрылось незаживающими язвами. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До него дошёл слух, что премудрая дева Феврония, дочь бортника (собирателя дикого мёда) славится искусством лечить травами. Князя привозят к ней, она берётся его исцелить, но полюбив его, ставит условие, чтобы после исцеления Пётр взял её в жёны. Князь согласился.
Излечившись, он не выполняет обещание. Нельзя князю брать в жёны простую крестьянку. Отправляет Февронии богатые дары, но она их не принимает.
Нарушивший своё слово князь заболевает снова, и Феврония с тем же условием берётся его вылечить. На этот раз выздоровевший Пётр ведёт Февронию под венец, несмотря на сословное различие. Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини.
Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придётся отказаться от власти и покинуть Муром.
Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание. Через некоторое время в Муроме наступает смута и Петра снова позвали княжить.
До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг. Смерть пришла к ним в один день.
Их супружеская любовь и верность преодолели все житейские преграды.
Ø «Репка» . В этой простой , но мудрой сказке показано, что только вместе, всей семьёй можно сделать что – то стоящее, поэтому очень важно приходить друг другу на выручку. Человек не может без семьи ничего, ведь пока все не пришли на помощь дедушке, он не смог вытащить большую репку!
Ø Туве Янссон «Всё о муми - троллях». Кто не знает сказочное семейство добрых муми – троллей? Эти милые существа – образец доброты, взаимовыручки, честности и благородства. Мудрый папа, заботливая мама, друзья семьи – трогательные и такие разные – всегда друг за друга горой.
Ø Гектор Мало «Без семьи». Великолепная книга французского писателя о мальчике – сироте Реми. Реми покинул дом приёмных родителей и скитался по Франции с наставником – циркачом по имени Виталис. После долгих мытарств Реми находит свою родную семью и воссоединяется с ней. Книга получила литературную премию Французской Академии.
И вот пришло время объяснить, почему мы наш проект назвали «Ничего на свете лучше нету…» . Я детям предложила послушать переделанную песню на мелодию «Бременские музыканты» . Она им очень понравилась, и мы решили вынести первую строчку песни в название нашего проекта.
Ø
1. Ничего на свете лучше нету,
Чем очаг семьи теплом согретый
Взгляд детей улыбчиво – счастливый,
Добротою мир семьи творимый.
Добротою мир семьи творимый.
2. Вы своё призванье не забудьте
И своей семьёй примером будьте.
Жизнь семьи – основа всем ученьям.
Нет превыше и важней ученья.
Нет превыше и важней ученья.
3. Ничего на свете лучше нету.
Чем очаг семьи теплом согретый
Взгляд детей улыбчиво – счастливый,
Добротою мир семьи творимый.
Добротою мир семьи творимый.
Ø Вторая песня, которая слушалась со слезами на глазах - колыбельная
«Маме я улыбнусь, как зайчонок к ней прижмусь»
сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко
1. Вечереет и луна взошла.
Мама лампу на столе зажгла.
Мы сидим в тишине,
И читает маме мне.
Мы сидим в тишине,
И читает маме мне.
2. Мы читаем про лесных зверят,
Про весёлых озорных зайчат.
Хорошо рядом с ней,
С милой мамочкой моей.
Хорошо рядом с ней,
С милой мамочкой моей.
3. Скажет мама - за окном темно,
Все малышки спят уже давно.
Маме я улыбнусь,
Как зайчонок к ней прижмусь.
Маме я улыбнусь,
Как зайчонок к ней прижмусь
4. Вечереет и луна взошла.
Мама лампу на столе зажгла.
Хорошо рядом с ней,
С милой мамочкой моей.
Хорошо рядом с ней,
С милой мамочкой моей.
Каждый из нас родился в своей семье, растёт и развивается в ней. Именно здесь мы сделали свой первый шаг, когда учились ходить. Как были счастливы наши родители!
Получив ссадины, ушибы и царапины мы находили утешение в ласковых маминых объятиях. А какие нежные колыбельные песенки пела нам она, убаюкивая каждый вечер.
Первую нашу улыбку, звонкий и заливистый смех мы подарили членам своей семьи. Произнеся своё первое слово, мы обрадовали их. Каждое наше мудрое высказывание умиляет родителей до сих пор.
В семье мы приучаемся соблюдать правила гигиены, режим дня и технику безопасности. Подражая взрослым членам семьи, мы становимся культурными и вежливыми людьми.
Под присмотром мамы, папы, брата или сестры мы впервые попробовали кататься на велосипеде, на роликах, на коньках, встали на лыжи.
Летом многие научились плавать и нырять.
Первый раз книгу нам прочитали дома. Волшебные сказки, весёлые стихи, интересные рассказы и повести будоражат наше воображение. Радостью и печалью, успехом и неудачей мы спешим поделиться с членами своей семьи. Здесь нас поймут и помогут.
В своих будущих семьях мы, как и наши родители тоже будем заботиться о своих детях, не оставим их в детских домах без семейного тепла и уюта.
Не бросим своих беспомощных стариков без внимания и присмотра, не сдадим их в приюты для пожилых людей. Окружим их заботой и вниманием.
Заключение. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки детей, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт ребёнка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребёнка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается ещё и в том, что он даёт возможность младшему школьнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применить полученные знания в той или иной деятельности.
Использованная литература.
Интернет – ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.