Тема. Николай Гоголь. «Тарас Бульба».
Цели: краткие сведения о жизненном и творческом пути Н. В. Гоголя, в его связи с Украиной; ознакомление с содержанием первых глав повести, художественными образными средствами; изучение некоторых понятий теории литературы (повесть); работа над совершенствованием навыков текстологического анализа произведения; воспитание культуры связной речи, культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность; формирование умения устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.
Ход урока.
Сегодня мы начинаем знакомство с необычной книгой, ибо автор
ее, Николай Васильевич Гоголь, тесно связан с двумя родственными литературами и
культурами — русской и украинской.
Мы увидим это даже в самом языке повести: слово казаки Гоголь пишет в соответствии с украинской орфографией — казаки.
Еще нам предстоит познакомиться со множеством устаревших слов, обозначающих название казацкого костюма, утвари, оружия, частей здания и прочего и воссоздающих колорит той эпохи.
Кстати, в какое время, читая повесть, мы с вами попадаем?
(«Этобыл один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы...» - гл. I).
- С какой же целью автор обращается к тем далеким событиям?
- Есть ли у Гоголя еще произведения, связанные с Украиной, ее бытом, обычаями? Какие из них вы читали? Какой вы представляете творческую манеру писателя?
Сегодня мы познакомимся с несколько другим Гоголем - умеющим переносить нас в события прошлых столетий, гордиться историей своего народа, воспевать его славных героев.
Даже на памятнике Гоголю в Москве — старом памятнике работы скульптора Андреева — на барельефе изображены герои-украинцы
Возможно, вы сейчас узнаете их...
(обращение к фотографии памятника).
Итак, открываем первые страницы повести «Тарас Бульба».
Давайте сразу определимся с жанром произведения.
(Обращение к словарю литературоведческих терминов).
Повесть — эпическое прозаическое художественное произведение. От рассказа повесть отличается более развернутым сюжетом, более широким охватом событий из жизни главного персонажа, количеством второстепенных персонажей и полной их характеристикой, наличием описаний. По сравнению с романом, в повести меньшее количество персонажей, однолинейный сюжет, а переплетение самостоятельных сюжетных линий в ней бывает очень редко.
Чтение в лицах (Тарас, Остап, мать, автор) первых двух страниц повести.
Назначить «переводчика» (истолкователя), который выпишет в ходе чтения и потом объяснит непонятные слова.
Беседа с учащимися.
-Почему писатель изменил традиции начала произведения исторической справкой или описанием и начал сразу с диалога?
(Таким образом, он сразу ввел нас в гущу событий, познакомил с героями).
-Что вы заметили необычного в этом диалоге?
(Одного сына не слышно...).
- Зачем же Тарас, на словах признающий единый уклад – Запорожскую Сечь, отдавал сыновей в бурсу? Действительно ли он отрицает науку?
(«Как бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я в грамоте понимаю не сильно, а потому и не знаю: Гораций, что ли?» «Вишь, какой отец! - подумал о себе старший сын Остап,- эссе старый, собака, знает, а еще прикидывается»).
-Что мы еще узнаем в воспитании сыновей Тараса?
Чтение описания дома Тараса с попутным комментарием
-Как называется этот вид описания?
-Какова роль интерьера в первой главе повести?
-Что мы еще узнали об обычаях в доме? Слово «истолкователю»: перевод непонятных слов, их роль в тексте.
Беседа с учащимися с элементами текстологического анализа.
-Чем закончился первый день пребывания молодых бурсаков дома?
-Было ли это решение Тараса опрометчивым? Докажите.
-Изменил ли Тарас решение, когда увидел сыновей?
-Что представляла собой Запорожская Сечь
(индивидуальное сообщение)?
Чтение
описание внешности Остапа и Андрея перед отъездом.
(Обращение к иллюстрациям Д. Шмаринова).
-Как называется этот вид описания?
-Какова роль портрета в первой главе?
-Почему Гоголь не дает такого подробного описания внешности героев после того, как они только вернулись из бурсы?
Развитие связной речи учащихся - анализ планов на доске
(Для учителя:
предпочтительно пункты оформят назывными предложениями;
план не должен быть длинным, растянутым - выделяется только главное;
необходимо избегать повторений и единоначалия предложений;
обратить внимание на правильное употребление слов: распространенная ошибка - «Уезд казаков на Сечь».
На первом уроке желательно не выставлять низкие оценки - лучше вообще не поставить оценку.
Подведение итогов урока с использованием приема «Свободный микрофон»
-Каким образом автор вводит нас в описываемую эпоху?
(портрет, интерьер, употребление устаревших слов)
-Каким образом автор сразу вводит нас в действие, знакомит с героями?
-Что уже в первой главе является у казаков точкой отсчета и мерилом всего? -Чем заканчивается первая глава и почему?
(«Прощайте и детство, и три, и все, и все!» - начало новой жизни).
V. Домашнее задание.
Выписать из гл. II основные цитаты об Остапе и Андрее, касающиеся их пребывания в бурсе и их раздумий пойти на Сечь; составить план главы.
Тема. Кульминация повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" Цели. Образовательные: учить понимать и умело пользоваться литературоведческими терминами; развивать умение бережно работать с художественным текстом; развивать навыки анализа эпизода художественного произведения. Развивающие: развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; вырабатывать навыки работы со словарем; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас. Воспитательные: развивать интерес к истории нашей Родины.
Ход урока.
-Вспомним, что такое композиция художественного произведения? Композиция - организация последовательности повествования, построение литературного произведения.
-Назовите основные элементы композиции? Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
-Что такое кульминация как элемент композиции? Кульминация – эпизод литературного произведения, в котором художественный конфликт достигает критической точки в своем развитии и не может далее сохраняться в виде конфликта, требуя немедленного разрешения.
-Давайте вместе отберем материал, сцены, эпизоды текста, которые относятся к кульминации. Описание массового героизма казаков. Изображение душевной красоты казаков, которые гибнут за Родину. Героическая борьба казаков-запорожцев. Второй бой запорожцев. Борьба казаков за свою независимость. Смерть запорожцев.
Сегодня на уроке разрешим важную учебную задачу: “Почему второй бой запорожцев – кульминация повести?” Зачем автор вводит второй бой запорожцев в повесть? Приступим к работе с текстом. Открываем повесть “Тарас Бульба”.
-Какие события явились преддверием второго боя? Речь Тараса Бульбы.
-Почему это событие? Тарас произносит речь перед боем. Он знает, как объединяет и подбадривает людей сказанное вовремя нужное слово. Тарасу хотелось высказать все, что было на сердце в этот напряженный и трудный момент.
-Давайте прослушаем речь Тараса.
Ученик выразительно читает речь Бульбы. “Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество... Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей...”
-Как характеризует речь самого Тараса?
Речь Тараса – свидетельство его мудрости, патриотических чувств, гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.
-Какие чувства у казаков вызывает речь Тараса.
Речь его находит отклик в душе казаков. Все, старые и молодые, объединяются общим чувством любви к Родине и единым стремлением её защищать.
-Что такое конфликт?
Конфликт - столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действий литературного произведения.
-Назовите главный конфликт нашей повести.
-Назвать героев – запорожцев?
(Один ученик, вызванный к доске, записывает героев - запорожцев).
Тарас Бульба, Остап, Кукубенко, Степан Гуска и его курень, Мосий Шило, Балабан ...
-Найдите в тексте, как автор описывает героя – атамана Кукубенко?
Почему для характеристики этого героя, автор использует глаголы, какова их роль: закипел атаман...разом вбился...в гневе иссек...отбил одну пушку
...Глаголы передают динамику действия, порыв, готовность героя погибнуть в кровавой сечи за Родину. Эти глаголы говорят нам о том, что Кукубенко - храбрый воин, который полон злобы и за отчизну “иссечет”, “отобьет” оружие и убьет. Он сражается за любимую родину, за товарищей, за “веру христианскую”.
-Прочитайте, как сражается атаман Степан Гуска и его курень? ...Гуска отбил главную пушку. Там, где прошли незамайновцы – там улица, где поворотились – там уже и переулок.
-С героями каких произведений фольклора, можете сравнить образ Степана Гуски и его куреня – незамайновцев?
Автор своих героев сопоставляет с героями былин и сказок. Гуска как былинный герой Илья Муромец, смелый, красивый в бою.
-Какие художественные средства использует автор, описывая запорожцев?
Гиперболу.
-Почему Гоголь обращается к приемам народного творчества?
Обращение автора к приемам народного творчества в изображении боя дает представление о силе и храбрости казаков, похожих на Илью Муромца, многих других богатырей. Автор помогает выразить народную точку зрения на происходящие события. Гоголь передает патриотические чувства казаков, отдавших, как и герои былин, все свои силы и свою жизнь защите родины.
-Найдите в тексте эпизод описания борьбы Мосия Шило?
-Как автор дает нам описание портрета Мосия Шило?
-Как портрет героя помогает раскрыть его качества характера?
Мосий Шило – рыцарь, герой. Одет по-рыцарски, в наплечниках, зерцале, в медной шапке. Герой в рыцарских доспехах сражается за честь поруганной родины.
-Можно ли назвать поведение Шило рыцарским?
Для Гоголя М.Шило – рыцарь. Рыцарь – защитник русской земли. Рыцарские качества характера отличают героев-защитников. “Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельна. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: “Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!”
-Как в бою сражается Остап?
Сражается как герой, приходит на помощь казакам, помня основной закон товарищества. Отец поддерживает своего сына: “Остап, не поддавайся”, “Добре, сынку! Добре, Остап ”. Автор сравнивает его со львом, он сочетает в себе рыцарские качества льва. Он подобен былинным героям, похож на Илью Муромца, который не поддастся темной силе. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, нравственной двойственности, колебаний между чувствами и долгом. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов сказать свое мнение, но с уважением относится к мнению других запорожцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. В бою он сражается как герой. Его сотоварищи по Сечи тоже герои.
-Посмотрите в текст, как сражаются и умирают запорожцы?
-Прочитайте о Балабане? Скажите, какое самое главное слово использует Гоголь, характеризуя своего героя? Доблестнейший
-В какой форме употребляется это прилагательное? Почему автор использует это прилагательное для характеристики Балабана?
Прилагательное употребляется в превосходной степени. Балабан - сильный, мужественный человек. Перед своим героем автор преклоняется и выражает свою любовь и уважение.
-Обращается ли автор к приемам народного творчества, изображая смерть Балабана?.. И других запорожцев?
Балабан умирает как герой, все силы и свою жизнь отдав защите родины. Почуяв предсмертные муки, умирает со словами: “ Пусть же цветет вечно Русская земля!”. В свой последний час запорожцы думают не о себе, а о великом деле, которому отдают свою жизнь.
-К какому выводу приходит автор, описывая запорожцев в бою?
Все герои честно, мужественно, доблестно сражаются за Родину. Родина дороже всего на свете. Предназначение человека – свято любить свою Родину беззаветно ей служить.
- Это главная мысль повести. Значит - это идея повести. Итак, мы назвали основную идею произведения.
-Так почему же события II боя – кульминация повести?
Автор разрешил художественный конфликт в кульминации, выразил главную идею. Все герои умирают, уходят в бессмертие. Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, она нужна для будущей победы. Родина остается. “Пусть же вечно цветет русская земля” - основная идея кульминации.
-Гоголь завершает героическую эпопею своих любимых героев. Скажите, как называется составной элемент композиции, где завершается развитие действия? Посмотрите словарь, кто забыл. Развязка.
-Вместе со смертью героев - запорожцев наступает развязка, хотя повесть до своего логического завершения не подошла. В плену находится Остап, и народный герой Тарас Бульба совершит свой великий бессмертный подвиг. Подумайте, какой образ повести логически завершен в кульминации?
Образ сына Тараса Андрия?
-Почему автор, рассказывая о героизме запорожцев, вводит в кульминацию рассказ о бесславной жизни и смерти Андрия?
Автор, рассказывая о героизме запорожцев, не случайно вводит в кульминацию рассказ о бесславной жизни и смерти Андрия.
-Прочитайте, как Гоголь подчеркивает красоту Андрия, когда он появляется на поле боя.
“…Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками”; “Он понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае”
-Что говорят детали портрета?
“ завязанный на руке дорогой шарф”? Андрий перестал быть воином, патриотом, товарищем: он уже только “жадный заслужить навязанный на руку подарок”. Употребление слова “ пес” по отношению к людям выражает презрение. Так говорят о человеке, готовом на любые низкие поступки. Слово “стая” в этом контексте дополняет отрицательную характеристику персонажа, оно ассоциируется у нас с сочетанием "стая волков". Стая волков - это своего рода семья, а это говорит о том, что Андрий уже и не вспоминает про то, что он воюет против отца, против родной семьи, для него теперь семья - это полячка. Волк – это хищник, преступник. А Андрий - это и есть преступник, который предал все родное: веру, отца, брата, товарищей. Он совсем не патриот, ведь предательство - это непростительная ошибка человека. “Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого очарования, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты”. В этом портрете автор уже не дает герою отрицательную характеристику. Наоборот, он подчеркивает мужество и красоту Андрия, тем самым обращая внимание читателя на трагедию жизни и смерти молодого казака, изменившего Отчизне, но до последней минуты оставшегося верным своей любви.
-Почему в диалоге с отцом отсутствует речь героя: “Андрий был безответен”. Однако “ видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя”.
- Что дает для понимания образа Андрия внутренняя речь?
Такое противопоставление (антитеза как художественный прием) подчеркивает сознательность выбора Андрия, трагизм его положения: он считает себя виновным перед отцом, но он любит полячку и, отрекаясь от отчизны, матери, братьев, остается верен ей до последней минуты жизни.
-Как относится автор к своему герою?
Отношение к персонажу, выраженное в прямой авторской характеристике, становится более очевидным, благодаря использованию эпитетов и сравнений, анафоры, одинакового построения фраз (изобразительно – выразительные средства): “ Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова”. Более того все детали характеризующие Андрия в авторском отношении к нему, связаны с понятием “живое”: “колос”, “барашек”. Ряд слов, характеризующих сыноубийцу, напротив - с “неживым”: “серп”, “железо” Пожалел брата и Остап. “Живым” сделает автор и описание мертвого Андрия, характеризуя тем самым его образ-образ глубокой трагической силы и любви к жизни.
Самое главное преступление для Тараса – измена Отчизне, общему делу. Он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови.
-Итак, какую роль играет кульминация как элемент композиции?
Автор в кульминации разрешил главную идею, заложенную в повести. Разрешил художественный конфликт. Показал обобщающий образ героя – запорожца. Выразил свой эстетический идеал.
Домашнее задание. Задание на выбор. Написать сочинение о понравившемся герое или сравнить Остапа и Андрия в бою.
Конспект урока литературы
Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба»
(истоки героизма и предательства)
«Нет уз святее товарищества»
Бывали и в других землях товарищи,
но таких, как в Русской земле,
не было таких товарищей…
Н.Гоголь, «Тарас Бульба»
Цели :
образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;
воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.
Задачи :
придать занятию проблемно-творческий характер;
развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;
Форма : урок -размышление
Оборудование : слайдовая презентация; текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по учебнику Коровиной В.Я. «Литература 7 класс» (в сокращении); выставка рисунков реб
Ход урока
Вводное слово учителя.
- Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор? (слайд 1)
- Наш урок я назвала «Нет уз святее товарищества» (истоки героизма и предательства).(слайд 2) Давайте запишем тему в тетрадь. Как вы думаете, о чем мы с вами будем размышлять на уроке?(слайд 3) Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить Тарас Бульба по отношению к сыновьям? (Работа над карточками слабого и сильных учеников) (слайд 4)
1 учебная ситуация. Товарищество, героизм, предательство.
Проверка дом.задания. Оцениваем рисунки ребят. Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова:товарищество, героизм, предательство.
Словарная работа.(слайд 5)
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Товарищество – близость, основанная на товарищеских отношениях
Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни.
Предательство – поступок предателя.
Предатель – человек, который предал, изменник.
Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?
2 учебная ситуация. Предательство Андрия.
На предыдущем уроке мы с вами сравнивали поведение братьев в бою и во время пребывания в Запорожской Сечи. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос: почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка» . «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?
Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чем думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап о матери, Андрий о панночке)
Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?(Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье. А не судьба близких и Родины)
Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?( Зная, что есть поземный ход и что на выручку осажденным движется помощь, он не предупредил своих товарищей)
Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?
А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)
Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:
Как огонь |
Бешеный порыв |
Как ребенок |
Бессильная ярость |
Как хлебный колос |
Подрезанный серпом |
Как молодой барашек |
Почуявший смертельное железо |
Как подлая собака |
Бездыханный труп |
(слайд 6)Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?
Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба».
Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему?(Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей) (слайд 6)
А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало)
А было ли жалко Тарасу? Почему?(Он думал две минуты, но потом известие о беде укрепило его в своем решении, так как товарищество для него дороже)
3 учебная ситуация. Героизм.
Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».
С кем сравнивает Гоголь Остапа?( Как исполин) Почему?
Исполин – великан, богатырь.. (слайд 8)
Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап?( Чтобы тот поддержал словом его)
Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами? (Тарас гордится своим сыном, его слово делает Остапа сильнее, а враги трепещут) (слайд 9)
А теперь вернемся к нашему вопросу: мог ли по-другому поступить Тарас? (Нет, он должен был наказать предателя и поддержать героя. Ведь здесь, в Запорожской Сечи , это не просто его дети, а прежде всего товарищи, братья по духу.)
Почему гибнет сам Тарас Бульба?( Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С помощью эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине, товариществу превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днестру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли). (слайд10)
Заключительное слово учителя.
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
Рефлексия. (слайд 11)
Сочиняем синквейн.
Пример:
Андрий,
Красивый, сильный,
Воюет, любит, предает,
Как подлая собака,
Погибает.
***
Братья по духу,
Решительные, смелые,
Сражаются, любят родину, верят,
Нет уз святее товарищества.
Патриоты.
Д.З.(слайд 12) выучить наизусть отрывок повести на выбор «Описание степи» или «Нет уз святее товарищества». Составить план сочинения на тему «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)» или «Почему В.Г.Белинский назвал повесть Н.В.Гоголя «поэмой о любви к родине»?
Карточка № 1
Перечитайте отрывок из 1 главы, посвященный Тарасу Бульбе. Кто дает ему характеристику? Чем она важна?
Карточка № 2
Подумайте, почему Н.В.Гоголь не дает нам подробный портрет главного героя? Опишите, каким вы себе представляете главного героя.
Карточка № 3
Расскажите о своем отношении к одному из героев, обоснуйте свое мнение.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.