Ночь перед Рождеством

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

уффиксы имен существительных на материале повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Цели: расширить и систематизировать знания, полученные ранее; вырабатывать умение видеть состав слова и правильно писать гласные и согласные в суффиксах существительных; воспитывать умение вдумчиво читать художественный текст. Задачи: 1) повторить суффиксы изученные в 5-6 кл., познакомить с новыми; 2) вспомнить правила написания гласных и согласных в суффиксах; 3) проверить знание текста повести Н. В. Гоголя «Ночь перед
Иконка файла материала знанио.docx
Предмет: Русский язык Класс:  6 Учебник: 1) «Русский язык», 2) «В мире литературы»  5класс. Автор: 1) М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова,  стр.97 – 102              2) А.Г. Кутузов, В.В. Леденёва, Е.С. Романичева, А.К. Киселёв. стр. Тема: Суффиксы имен существительных на материале повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».  Цели: расширить и систематизировать знания, полученные ранее; вырабатывать            умение видеть состав слова и правильно писать гласные и согласные            в суффиксах существительных;           воспитывать умение вдумчиво читать художественный текст.   Задачи: 1) повторить суффиксы изученные в 5­6 кл., познакомить с новыми;                2) вспомнить правила написания гласных и согласных в суффиксах;                3) проверить знание текста повести Н. В. Гоголя «Ночь перед                                  Рождеством». Эпиграф.  Русский язык в умелых руках и в опытных устах  красив, певуч, выразителен, гибок, послушен,  ловок и вместителен. А. И. Куприн. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Подготовка и введение нового материала.Слово учителя. Ребята, ещё немного, и наша страна будет праздновать Новый  год, а православные христиане 19 января всегда отмечают большой праздник —  Крещение Господне. Название его говорит само за себя — в этот день Иисус  Христос принял крещение от Иоанна Крестителя. А до этого, спустя неделю  после Нового года, празднуют Рождество. Время от Рождества до Крещения —  Святки, праздники.   Как готовились к этим праздникам наши предки, прекрасно описал Н. В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» (155 лет со дня смерти, через 1,5 г.­ 200 лет  со дня рождения) Вот я и попросила вас перечитать эту повесть. Но не просто  перечитать, а с карандашом в руке, готовясь к нашему уроку, тема которого —  «Суффиксы имен существительных. Читая текст повести, мы вспомним те суффиксы, которые уже знали,  познакомимся с новыми, распределим их по группам в зависимости от значения и, конечно, не забудем об их правописании. Но прежде давайте вспомним, что такое суффикс. ­ Почему суффикс называется значимой частью слова? ­ Что он может значить? Приведите пример. Обратимся к тексту повести. Вы работали по группам. Каждой  группе было дано задание найти и выписать существительные с  суффиксами определенного значения. Вопрос к первой группе. ­ Кто главный герой повести и чем он занимается? Запись в столбик слов на доске и в тетрадях по мере поступления ответов кузнец живописец­ Выделите в них суффикс, что он означает? Примеры: продавец, снабженец ­ Кузнец Вакула молод, красив. Как можно сказать о нем, используя существительные? /молодец, красавец/ ­ Какой новый оттенок значения получает суффикс ­ ЕЦ ­ в этих словах?  (лицо, обладающее каким­то качеством, признаком). ­ В тексте повести есть слово чернец ­ («мы не чернецы, а люди грешные» ­ так говорит один из казаков царице) ­ Обратили ли вы на него внимание? Что оно означает? От какого слова оно образовано? Чернец <— черный (монах) ^^ ­ Какие ещё слова с другим значением суффикса ­ ЕЦ ­ вы нашли? На кого был  похож чёрт спереди? (немец) ­ ­ В повести Гоголя слово употреблено в значении «иностранец», говорящий  неясно, непонятно, т.е. как немой. ­ Послушайте текст; догадайтесь, о ком идёт речь. « Этот Пузатый...»  стр. 35 ­ Выписываем слово запорожец (на доске) Поговорим о его правописании. Вспомним орфограммы № 18, 35. ­ Какое значение имеет суффикс ­ ЕЦ ­?Работа с карточкой у доски                  (левая сторона)                              кузнец ­ кузнецом молодец ­ молодцем  красавец – красавцем чернец ­ чернецом  запорожец ­ запорожцем  живописец ­ живописцем ­ Ребята, а кто из героев повести был вдовцом! V ­ Куда он собирался идти в ночь перед Рождеством? / Чуб, отец Оксаны. Он пошел к дьяку на кутью, но заблудился./ ­ А между тем его дочка, красавица на всем селе, останется дома, а к дочке,  наверное, придет кузнец, силач и детина хоть куда. ­ Как характеризуется в этом отрывке Оксана? /Оксана ­ красавица/ ­ Какой суффикс в этом слове? / ­ ИЦ ­ / ­ Да, это суффикс женский, который соответствует мужскому — ЕЦ ­. / У доски / ­ Теперь образуйте от данных существительных мужского рода  существительные женского рода с суффиксом ­ иц – вдовец — вдовица  молодец — молодица   царь – царица живописец ­ ?  кузнец ­ кузница (другое значение: кузница ­ мастерская).­ Посмотрим, как вы помните дальнейшее содержание повести. Догадайтесь, что хочет увидеть эта женщина. «­ Нет, ты мне покажешь, негодный пьяница, ­ вскричала жена, ударив кума  кулаком в подбородок и продираясь к ...» (чему?)   стр. 42  / к мешку. Кум и Ткач нашли мешок, а жена кума хочет посмотреть, что  там/. ­ Какое слово с женским суффиксом вы заметили? /пьяница / ­ Но ведь жена обращалась к мужу, называла его негодный пьяница. ­ Как вы можете объяснить это? /общего рода / ­ Ребята, какие ещё суффиксы со значением «лицо по роду занятий» вы нашли в тексте? ­НИК­ шутник, чиновник, охотник / мешаться в чужие дела /.  ­ИСТ­ канцелярист (тот, кто служит в канцелярии, это отдел учреждения,      ведающий его служебной перепиской, оформлением текущих    документов.)    ­ТЕЛЬ­ заседатель (лицо, выбираемое, участвующий в работе какого­либо учреждения.)  ­ШИК ­ ямщик (возница) Образуйте от названных существительных слова женского рода. шутник ­ шутница  чиновник ­ чиновница  охотник ­ охотница          выделите ­ НИЦ­ Какой  вариант суффикса ­ ЩИК­ вы знаете? У доски с карточкой 1 ученик работа) Сигнальные карточки (коллективная  ­ АЧ ­ трубач, скрипач (в слове ткач от глагола ткать) Иногда суффикс ­ ач ­ придает слову значение «лицо, обладающее чем­ либо», например: Вакула ­ силач.­ Приведите примеры: ­ ач ­ богач, бородач, горбач, силач, усач и т.д.   ­ АРЬ ­ писарь, шинкарь, знахарь, пономарь. шинкарь ­ шинок (трактир)  знахарь — пономарь ­ «церковный служитель» в современном русском языке  суффикс ­арь­ не выделяется.                             Теперь перейдем ко II группе суффиксов.Запись на доске Кузнец не без р..бости отворил дверь и увидел                                               Пацюка, с..девшего на п..лу перед к..душкою,                                                на которой ст. .яла миска с галушками.  Задание: объяснить правописание гласных в корне слова, постановку запятых. ­ Найдите слово с уменьшительно­ласкательным суффиксом.    /кадушка, но «галушка» из украинского языка, суффикс не выделяется/ ­ Назовите слова с этим суффиксом, которые вы нашли в тексте /девушка, старушка, кумушка/ ­ ышк ­ в слове пятнышко имеет такое же значение.  (Солоха, когда летала по небу и собирала звезды, была похожа на  пятнышко.) ­ Чаще всего этот суффикс встречается в словах среднего рода зернышко,  солнышко, но может быть и в словах женского рода льдышка, кубышка. На доске:     «Мороз увеличивался, и вверху так сделалось  холодно,что черт перепрыгивая с одного копытца на  другое и дул себе в кулак». Задание: найти основы, объяснить знаки препинания. /\ ­ Какой уменьшительно­ласкательный суффикс вы заметили? /копытце/ Приведем примеры: золотце      сенцо коленце     словцо                                              болотце       деревце                                                                     солнце ­ Назовите еще слова с уменьшительно­ласкательным суффиксом, которые вы  нашли в тексте повести. ­ Ребята, вспомним, когда в суффиксах существительных ­ек­, ­ик­ пишется е,  когда и?На доске        мешок – мешочек                         замок ­ замочек                           платок ­ платочек                           ключ ­ ключик                          тулуп ­ тулупчик ­ Какое слово здесь лишнее? ­ Вы хорошо поработали и нашли много слов с уменьшительно­ласкательными  суффиксами. Переходим к III группе учеников, работавших с отвлеченным значением  и, попросим, их прочитать слова, которые они выписали из повести. ­ СТВ­, ­ЕСТВ­, ­ЕНЙ(Й), ­АНЙ(Й), ­ОСТЬ­, ­ЕСТЬ­ Христианство, Рождество, рождение, крещение, восклицание,робость, радость. ­ От каких слов образованы эти слова? Какое значение имеют эти  суффиксы? Рождество, рождение, крещение, восклицание /глаг./ Робость, радость /прилаг./ Благодаря суффиксам существительные имеют более отвлеченные  значения, чем слова, от которых они образованы. ­ Приведите ещё примеры слов с суффиксами, имеющими  отвлеченное значение: /святость, милость, свежесть, величавость, доброта, изумление,  покаяние/  Задание: составить словосочетания. Подведение итогов Вывод: Сегодня, ребята мы говорили о суффиксах.                Что нового узнали вы на уроке?                Суффикс ­ всего лишь часть слова, но какое важное значение он  имеет для                 развития языка, ведь от одного корня с помощью суффиксов  столько                   новых слов можно образовать.                Н. В. Гоголь писал: «Язык живой, как жизнь, обогащается  ежеминутно». И,                   я надеюсь, вы убедились, что слова, сказанные Гоголем еще в                  позапрошлом веке актуальны и сегодня. 10