Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка»
с использованием предметных картинок
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
-учить логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;
-развивать внимание, мышление, связную речь;
-закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;
-упражнять детей в согласовании слов в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.
Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цвета, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа II, Носова «Заплатка».
Предварительная работа: Экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей. Чтение с последующим обсуждением: Б, Заходер «Портниха». Аппликация — «Коврик» (из кусочков ткани). Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед: Если нужно отремонтировать одежду, куда мы обратимся? (В швейное ателье.) А если нужно отремонтировать обувь? (В обувную мастерскую.)
2.Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы познакомимся с самостоятельным и трудолюбивым мальчиком Бобкой, о котором написал рассказ Николай Носов.
3.Чтение рассказа «Заплатка» с последующим подробным обсуждением.
Заплатка
Н. Носов
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
-Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел скорее домой и стал просить маму зашить. Мама рассердилась:
-Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
-Я больше не буду! Зашей, мама!
-Сам зашей.
-Так я же ведь не умею!
-Сумел порвать, сумей и зашить.
-Ну я так буду ходить,— проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться:
-Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
-Я просил маму зашить, а она не хочет.
-Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и. начал пришивать ее к штанам. Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче.
-Ну куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все заново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, приложил к штанам, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно, и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
-Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал!
О ком этот рассказ?
Почему Бобка любил свои штаны?
Что случилось с Бобкой и его штанами?
К кому он обратился за помощью?
Почему мама не захотела зашивать штаны?
Что она сказала Бобке? (Сам порвал, сам и зашивай.)
Как поступил Бобка?
Почему ребята посмеялись над Бобкой?
Что решил сделать Бобка?
Как он пришил первый раз заплатку? (Некрасиво, неаккуратно)
Почему во второй раз получилось аккуратно?
За что похвалили ребята Бобку?
4.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.
5.Рассказы детей.
Так как рассказ большой по объему, но при этом его легко разделить на законченные части, то лучше всего пересказывать по цепочке. Такой способ пересказа даст возможность участвовать в нем всем детям.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Вышивают девочки, |
«Вышивают». |
Сидя на траве, |
Приседают. |
Вышивают девочки Шелком по канве. |
«Вышивают». |
Это клюв! А это шпоры! А вот это гребешок! |
Показывают клюв, шпоры, гребешок. |
Приутихли разговоры, |
Пальчик прикладывают к губам. |
За стежком бежит стежок. |
Бегут друг за другом. |
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.
6.Игра «Ателье».
Логопед выкладывает предметы одежды и обуви и приглашает детей посетить ателье, в котором они смогут заказать себе зимнюю одежду или обувь, Дети заходят поочередно и делают заказ у «модельера» (логопеда): «Здравствуйте. Я хочу заказать у вас зимнее пальто». Логопед отвечает каждому ребенку: «Хорошо. Ваш заказ будет выполнен».
7.Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): Чем вам понравился рассказ? Почему ребята в конце похвалили Бобку? Как можно сказать о Бобке, он какой? (Самостоятельный, трудолюбивый, целеустремленный и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.