НОД по обучению грамоте : «Поможем Лунтику найти друзей» (6-7 лет, дети ЗПР)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети на занятии закрепляют навык четко произносить и различать звуки [Л-Ль] изолированно, в слогах, словах, предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Дают акустическую и артикуляционную характеристику звуков [Л-Ль] с опорой на различные виды контроля. Развивают артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых и здоровьесберегающих технологий. Развивают фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове, выполнять звуко – буквенный анализ слова: ЛУНА, делить слова на слоги. Упражняются в словообразовании, обогащают словарь. Все это связано в едином сюжете, главным героем которого является любимый мультипликационный герой детей Лунтик.Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей ЗПР.
Иконка файла материала НОД по обучению грамоте , для детей 6-7 лет зпр Помогите Лунтику найти друзей.docx
НОД по обучению грамоте в подготовительной  группе ЗПР.  Учитель – логопед МБОУ «С(К) НШ­ДС№2» Вахрушева Н.А. Тема: «Поможем Лунтику найти друзей». Цель: учить детей четко произносить и различать звуки [Л­Ль] изолированно, в слогах, словах,  предложенияхна слух и правильно обозначать их на письме. Задачи:  Коррекционно – образовательные: Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звуков [Л­Ль] с опорой на  различные виды контроля. Коррекционно – развивающие: здоровьесберегающих технологий. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых и  Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение  определять наличие и место звуков в слове, выполнять звуко – буквенный анализ слова: ЛУНА, делить  слова на слоги. Упражнять в словообразовании, обогащать словарь. Развивать память, внимание, восприятие  и другие психические  процессы. Коррекционно – воспитательные: Воспитывать отзывчивость, сочувствие к сказочным героям, умение работать в коллективе, группах и индивидуально, умение слушать педагога и других детей. Оборудование: презентация,  рабочие тетради, цветные карандаши, мяч, игрушка Лунтик, звуковички  звуков [Л­Ль],предметные картинки, Д/И «Домики для звуковичков». Ход занятия Дыхательная гимнастика  Логопед:Ребята, какое у нас время год? Как называются цветы, которые появляются весной?  Дети  выполняют упражнение «Вдыхаем аромат подснежника» (вдох ­  короткий, через нос, выдох – плавный,  длительный, через рот) 1. Организационный момент. Логопед: Ребята, к нам на занятие прилетел необычный гость (дети смотрят отрывок из мультфильма про Лунтика). Как его зовут?Правильно ребята, это Лунтик, а прилетел он к нам на землю, чтобы найти новых друзей и просит вас ему помочь.Поможем Лунтику? Но чтобы найти друзей, нам надо пройти через страну звуков и букв и показать всё то, чему мы научились. Справитесь? Дети: Да. Логопед:Начнем наше путешествие с разминки, чтобы вспомнить все то, что мы знаем о звуках и буквах. Звуки мы…… Буквы мы…… Звуки бывают….. Гласные звуки, когда…. Согласные звуки, когда…. Согласные звуки бывают….. Логопед:Ребята, а кто знает, с какой планеты прилетел к нам Лунтик? (с Луны). А кто из вас знает, как можно назвать человечков, которые живут на Луне? (лунатики) Как назвать машину, которая ездит по луне?   (лунаход)   Проговорите   слова   и   выделите   одинаковый   звук,   который   слышится   в   начале   слов: Лунтик, луна, лунатик, лунаход. Дети: проговаривают слова и выделяют звукЛ.  Логопед: Ребята, а можно эти слова назвать родственными? Почему? Логопед:  Ребята, назовите, кого встретил Лунтикпо дороге к нам (дети называют картинки лев, лиса, ослик, тюлень) Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах?Дети: Звук  Ль. Логопед:Лев, лиса, ослик, тюлень, назовите их одним словом? (звери, животные). Лев, это животное……. (жарких стран), тюлень – это животное (холодных стран), лиса  ­ это……(дикое животное), ослик – это (домашнее животное). Логопед:Впутешествиев страну Звуков и букв нам помогут звуки Л­Ль. 2. Характеристика звуков. Логопед:Произнесите  звук Л.  ­ Чтоделают губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Л? (Губы вытянуты, зубы «Заборчиком», язычок за верхними зубами). ­ Какой звук Л? (Согласный, твердый, звонкий). ­ Как вы определили, что он согласный, звонкий? ­ Давайте проверим, дети закрывают руками уши и произносят звук Л, слышите шум в ушах? Да, значит мы правильно определили, звук Л – звонкий. Логопед: Произнесите звук Ль. ­ Что делают губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ль? (Губы вытянуты, зубы «Заборчиком», язычок за верхними зубами). ­ Какой звук Ль? (Согласный, мягкий, звонкий). ­ Как вы определили, что он согласный, звонкий? ­ Определите, какие звуковички будут обозначать звуки Л – Ль(дети подбирают звуковичков, объясняя  свой выбор – в синих башмачках, потому что звук Л согласный, твердый, в желтой шляпке – он звонкий,  для звука Ль – звуковичок в зеленых башмачках – он согласный, мягкий, в желтой шляпке – звонкий).  3. Работа в командах, дидактическая игра на развитие фонематического восприятия  (дифференциация звуков Л – Ль в словах) «Домики для звуковичков». Логопед: Ребята, на нашем пути препятствие сломались домики звуковичков, поможем их починить и  пойдем дальше на поиск друзей Лунтика  (дети делятся на две команды, первая команда собирает домик  для звука Л и выбирает кирпичики с твердым звуком в словах, вторая – для звука Ль)Проводится  взаимопроверка.  4. Физкультминутка с мячом «Повтори чистоговорку». Логопед проговаривает чистоговорку и кидает мяч ребенку, он повторяет и кидает мяч обратно  (необходимо следить за четким произношением звуков Л – Ль). Ла­ла­ла ­ Мила плачет у стола. Лу­лу­лу ­ я возьму метлу. Лы­лы­лы ­ вымыли полы. Ло­ло­ло ­ как на улице светло. Алка­алка­алка ­ это слово галка. Илка­илка­илка ­ на столе лежала вилка. Ела­ела­ела ­ ласточка запела. Ли­ли­ли ­ малину мы нашли. Ля­ля­ля ­ это круглая земля. Ле­ле­ле ­ лента на столе. Лю­лю­лю ­ я лису леплю. Аль­аль­аль ­ получи медаль. 5. Работа в тетрадях, определение позиции звуков Л ­ Ль в словах (начало, середина, конец). Логопед:Лунтик проголодался и мы с вами его угостим, посмотрите и назовите картинки,   определите, какие звуки слышатся в словах, определите их позицию и закрасьте   клеточки нужным цветом. Дети работают   в   тетрадях,   закрашивая   клеточки   (начало,   середина,   конец   слова)синим   или   зеленым карандашами. После выполнения задания проверяют его самостоятельно, сравнивая с выполнением на слайде.  6.Знакомство с буквойЛ. Логопед: Мы с вами завершили путешествие по стране Звуков и букв и  нас встречает лучший друг звуков Л­Ль? Как вы думаете кто это? Дети: Буква.Логопед:Алфавит продолжит наш  Буква Л — лесной шалаш. Логопед: На что еще похожа буква Л? (дети на слайде называют, на что похожа буква Л) Логопед: А теперь научим Лунтика  писать букву Л, мы пропишем её в своих тетрадках.  Но в начале, поиграем с Лунтиком и пальчиками. 7. Пальчиковая гимнастика «Лунтик» (на каждую строчку дети загибают пальчик, начиная с большого, на последней строчке разжимают и сжимают кулачок) ЛУНТИК В ЛОДОЧКЕ СИДЕЛ, ЛУНТИК НА ЛУНУ ГЛЯДЕЛ. МИМО ОБЛАКО ЛЕТЕЛО И ЛУНУ ОНО ЗАДЕЛО. ЛУНТИК В ЛОДКЕ ЗАЗЕВАЛСЯ И БЕЗ ЛОДОЧКИ ОСТАЛСЯ. Логопед: А теперь откройте свои тетрадки, возьмите простые карандаши, посмотрите на слайд, как мы  печатаем букву Л, обратите внимание, что все элементы мы печатаем сверху вниз. 8. Деление слов на слоги. Логопед: Ребята, вот мы и пришли на поляну, где нас с Лунтиком встречают его друзья. Я называю слово, вы делите на слоги, и   делаете столько шагов, сколько слогов в слове. А кто мне напомнит правило, о слогах. Дети: Сколько гласных в слове, столько и слогов….. Логопед: Молодцы, но чтобы не ошибаться и быстрее дойти до друзей, помогайте себе делить слова на слоги,   положив   ладошку   под   подбородок   или   прохлопайте   слова   (дети   проговаривают   слова:   Мила, Шмель, Пчелёнок, Пчела, Клава, светлячки и делают столько шагов, сколько слогов в словах) 9. Звуко – буквенный анализ слова: ЛУНА. Логопед: Мы с вами помоглиЛунтику найти друзей и они просят вас выполнить звуко  ­ буквенный анализ слова ЛУНА.  Ребенок у доски работает с фишками: ­ В слове луна, первый звук Л – он согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом и т.д. После разбора всех звуков, ребёнок выкладывает слово при помощи букв. Логопед:  ­ Сколько всего звуков в слове луна? Сколько согласных? ­ Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Выделите слоги в слове (дети делят слово дугами) 10. Составление предложений по картинкам. Логопед : ­ Ребята посмотрите на картинку и придумайте предложение про Лунтика и начертитек нему графическую схему в тетради . Лунтикест сладкую клубнику. 11. Итог занятия. Логопед: ­ Понравилось вам путешествие?  ­ С какими звуками мы сегодня познакомились? Какой буквой обозначаем звуки Л – Ль?. ­ Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Лунтикблагодарит вас за то, что помогли найтиему друзей и дарит свои портреты, чтобы вы его не забывали. 12. Релаксация. Логопед:На  прощание   подарим   своё   хорошее   настроение   себе   и   своим   друзьям.  Дети   стоят   в   кругу, держась за руки и передают свои улыбки и своё тепло соседу по кругу. Используемая литература: 1. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. ­ М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с. 2. Крупенчук   О.И.,   Воробьёва   Т.А.   Логопедические   упражнения:   Артикуляционная   гимнастика.   –   СПб: Издательский Дом «Литера», 2005