НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»
Оценка 4.9

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
родителям
Детсад
06.05.2017
НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»
Цель: Продолжать знакомство с видами русского народного фольклора Задачи: Образовательные: Знакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества, с историей родного города; формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивающие: Развивать любознательность, речь, познавательный интерес. Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа. Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского фольклора (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок). Оборудование: глобус, карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Внучки, бубен, дерево с яблоками, листочки.
занятие.docx
МБДОУ «Детский сад с. Октябрьское» Томского района НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору» Подготовила:  воспитатель Ольга Николаевна Пащенко Томск 2017 Цель: Продолжать знакомство с видами русского народного фольклора Задачи: Образовательные: Знакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закреплять  знания о жанрах и видах русского народного творчества, с историей родного города; формировать  навыки ориентировки в пространстве. Развивающие: Развивать любознательность, речь, познавательный интерес.  Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.  Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского фольклора (заучивание пословиц,  поговорок, потешек, чтение сказок). Оборудование: глобус, карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки,  Внучки, бубен, дерево с яблоками, листочки.  Ход занятия Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём? (Россия. ) (воспитатель показывает территорию Российской федерации на интерактивной доске, обращает  внимание на ее размеры) . Воспитатель: Как называется город, в котором мы с вами живём?  (Томск) (Показывает на карте г.  Томск). Воспитатель: Томск, небольшой сибирский городок, расположенный на реке Томь. А кто ни будь, из  вас знает, чем славится наш город, чем он знаменит? Воспитатель: Томск называют студенческим городом, так как в нем очень много университетов и  институтов. Сюда приезжают учиться студенты из разных стран. ( На доске фотографии университетов г. Томска) Так же Томск славится своей историей здесь много разных музеев. (Показ на доске) Люди  любят свой город и чтят его традиции. А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое  фольклор? А кто их сочиняет?  (Народ. ) Воспитатель:   Как у нас на Руси уж давно повелось,  Чтобы весело всем и счастливо жилось,  Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,  Сам народ для себя песни – шутки слагал.  Наши дедушки, бабушки нам говорили Как плясали они, хороводы водили.  Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,  Своих деток учили петь ещё с колыбели.  (Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок). Воспитатель: Ой, что это? Давайте посмотрим, что там внутри. (Воспитатель открывает сундучок и  достаёт  карту и письмо, читает). Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут дедушка Фольклор. Я являюсь хранителем русской  культуры и жду вас в гости.  А чтоб вы не сбились с пути, посылаю вам  карту. Добраться до меня нелегко, на пути  вас ждут  чудеса. Желаю вам удачи! В добрый час и до встречи!  Воспитатель: Ну что ж попробуем добраться до дедушки Фольклора?   Наш путь не лёгкий и не близкий. (рассматривают карту). Посмотрите, на карте показано, что сначала  мы должны добраться до переулка двух вопросов. Стрелка показывает, что он находится в трех шагах справа от нас. Идем? (поворачиваются направо и считают три шага подходят к девушке, сидящей на  стуле) Воспитатель: Вот мы и пришли, кто же это нас встречает?  Здравствуйте, вы кто?  Внучка Загадка: Я внучка дедушки Фольклора – Загадка самый загадочный жанр фольклора.  Отгадайте мои загадки, и я покажу, куда двигаться дальше. • Всегда во рту, а не проглотишь (язык)  Воспитатель: Ребята,  как вы догадались, что это язык? (Ответы детей)  Загадка: Молодцы! Отгадали! Ваш путь лежит через перекресток скороговорок. Отправляйтесь в  путь: пять шагов прямо от меня. Воспитатель: читает надпись на знаке: «Перекрёсток скороговорок» Ребята мы на месте,  посмотрите, здесь тоже кто то есть (сидит скоморох) Скоморох: Привет! Есть у дедушки Фольклора очень полезный фольклорный жанр, скороговорки  называется. Скороговорки говорим, переговорим пере выговорим. Всех скороговорок не  переговоришь, а вы попробуйте. (скоморох читает скороговорку, а дети пытаются ее повторить) • У Ёлки иголки колки • Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.  • Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.  Скоморох: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.  Идите к старому дереву.   (Подходят к дереву на полу разбросаны листочки)  Воспитатель: Как много листьев нападало! Соберём листочки? Ребят, на листочках  поговорки и  пословицы, только почему то не закончены. Мы с вами уже знакомились с этим жанром фольклора и  знаем много пословиц и поговорок. Давайте попробуем закончить поговорки, которые написаны на  упавших листочках.  • Щи да каша (еда наша)  • Что на уме (то и на языке)  • Хорошо в гостях, (а дома лучше)  • Старый друг (лучше новых двух)  • Ученье – свет (а не ученье ­ тьма) • Не копай другому яму: (сам в нее попадешь)  (Из ­ за дерева выходит зайчишка)    Я зайка серенький, хвостик беленький. Я немного трусоват и боюсь я всех подряд. Я под  Зайчик:   деревом сижу очень сильно я грущу.  Воспитатель: Какой грустный зайка. Ребята что же нам сделать, чтобы он развеселился и не боялся  нас? Конечно же нужно с ним поиграть. Игра это весело и ничуть не страшно. Поиграешь с нами  зайка? Вставай в круг. Физминутка Скок­поскок, скок­поскок, Зайка прыгнул на пенек. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок­поскок. А затем вприсядку,                                                              Чтоб не мерзли лапки.        Движения по тексту стихотворения. (Зайка так развеселился что выбежал в круг и начал читать потешки).  Зайчик:      Та­та­та, та­та­та! Вышла кошка за кота, За кота­котовича, за Петра Петровича.  Федул, чего губы надул?  Кафтан прожёг!  Починить можно?  Да иглы нет!  А велика ли дыра?  Остались ворот да рукава.  Воспитатель: Ребята, посмотрите как наш зайка развеселился даже потешки запел, а вы знаете какие  ни будь потешки?  (Дети читают знакомые потешки  «Сорока ­ ворона», «Ладушки»). Зайчик:      Ой и повеселили вы меня, какие вы молодцы. А куда же вы путь держите? Воспитатель: А мы идем в гости к дедушке Фольклору. Только вот глядя на карту которая  указывает, что на этом месте должна быть яблоня, а здесь обыкновенное дерево растет без всяких  яблок. Ты случайно зайка не знаешь, где нам найти яблоню?  Зайчик:      Конечно же знаю, а если помогу возьмете меня с собой в гости к дедушке Фольклору? Воспитатель: Возьмём зайку с собой?   Зайчик:    Все очень просто. Вы же в сказке, а здесь всюду чудеса. С одной стороны простое дерево, а с   другой яблоня волшебная. Все как дедушка любит. Яблочки отборные, наливные. (обходят дерево и  видят яблоню и указатель: «Аллея сказок»). Воспитатель: Ребята, а из какой сказки это дерево? Верно из сказки «Гуси – лебеди». Зайчик: Яблоки не простые с загадками. Отгадаете их и дедушку увидите. Воспитатель:Ну что ж попробуем отгадать загадки?  (Дети срывают яблоки по очереди, отдают  воспитателю). Сказочные загадки ­ В этой сказке есть пенек, для мохнатого дружка, чтоб отведать пирожка? Только вот одна  беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)  ­ Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, и однажды бегемота вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это («Доктор Айболит») ­ По тропе шагая бодро, сами воду носят ведра. (По щучьему веленью) ­ Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца!..                                                            (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) ­ Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья.  Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено… («Зимовье»)  ­ В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством. («Морозко»)  ­ Бабке Ёжке птицы служат ­Над деревней стаей кружат. Ищут маленьких ребят, Утащить их в лес хотят. (Гуси­лебеди) Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Все загадки отгадали Только дедушку так и не увидели. Зайчик: сейчас увидим. Бросим волшебный колобок он нас и приведет к дедушке. ( Бросает колобок к домику д. Фольклора. Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор). Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече. Если вы здесь, значит, все мои испытания прошли. Преодолевая препятствия, вы вспомнили, что такое  фольклор, вспомнили потешки, пословицы, загадки мои отгадали. Вам понравилось путешествовать  по моей стране? Расскажите где вы были, чего видели. Хорошо рассказываете, значит путешествие  было интересным. На сегодня кончилось веселье, пришло время угощенья!  Не робейте, не стесняйтесь, сладостями моими угощайтесь! Да домой скорее собирайтесь. (Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются). Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе  группы Автор ­ составитель: Алымова Елена Петровна, МБОУ ДОД дом детского творчества №1 им.  В. Волошиной, педагог дополнительного образования,г. Наро ­ Фоминск Московская область. Цель:Сформировать у детей умение играть в сюжетно­ролевую игру «Поликлиника»  Задачи:                                                                 Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.    Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог,  умение договариваться друг с другом в игре). Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную  выразительность речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Приёмы руководства: распределение ролей, общение. Методическое оснащение занятия: сундучок, загадки, белый халат, шапочка доктора, игровой набор " Кукольный доктор". Словарная работа: врач, медсестра, фонендоскоп, шприц, термометр, рецепт. Ход занятия Организационный момент. Педагог: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наше занятие с пожелания добра друг  другу.  Повернитесь друг к другу лицом и скажите: Мы желаем друг другу добра.  Основная часть занятия. Педагог:  Ребята посмотрите,  какой у меня красивый саквояж. Отгадайте загадку и вы узнаете кому  он принадлежит.  Педагог: Кто в дни болезней всех полезней?  Лечит нас от всех болезней?  Дети: Доктор. Педагог: Этот саквояж принадлежит доктору. В нем лежат инструменты, которые нужны врачу для  работы.Ребята давайте играть. У Наташи есть дочка. Кира будет дочкой Наташи. Они пойдут в  поликлинику делать прививку.  Педагог: Нам нужно позвонить в поликлинику и узнать, когда можно сделать  прививку. Я буду,  работать в регистратуре.  Педагог: Добрый день. Что у вас случилось? Какой вам нужен врач? Наташа: Здравствуйте. Нам нужно сделать прививку. прививку.   Педагог: Подождите, пожалуйста, сейчас я посмотрю, когда вам можно прийти в поликлинику, чтобы  сделать прививку. Приходите, пожалуйста, сегодня в 12 часов в пятый кабинет.  Наташа: Спасибо. До свидания. Педагог: Сейчас мне надо отнести результаты анализов в 10 кабинет. Кто хочет сейчас поработать в  регистратуре? Педагог предлагает детям  отвечать на звонки в регистратуре. Педагог: Все садимся в автобус. Пора ехать в поликлинику. Физкультминутка. Мы в автобусе сидим, и в окошечко глядим. Глядим назад, глядим вперед, ну что ж автобус не везет. Колеса закружились, вперед мы покатились Пускай автобус нас, везет, мы едем, едем все вперед. (Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за педагогом слова). Педагог: Вот  мы с вами приехали в поликлинику. Педагог я буду врачом  (надевает белый  халат,  шапочку врача, берет медицинские инструменты, садится за стол). Сейчас я буду принимать  пациентов. Я буду   внимательно выслушать пациентов, вежливо отвечать на их вопросы, осматривать. В поликлинике начинается прием. Педагог в роли  врача выходит к «посетителям», напоминает, чтобы те заняли очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться, рассказать, что болит у вашего ребенка. Педагог: Здравствуйте, проходите, пожалуйста. Как ваша фамилия? У меня в журнале записано, что  вашей дочери нужно сделать прививку. Прежде чем сделать прививку нужно посмотреть, здорова ли  ваша дочь. Открой ротик, надо посмотреть горло. Сейчас я возьму  фонендоскоп  и послушаю вас. А  сейчас  давайте измерим температуру с помощью термометра. Температуры нет, можно делать  прививку. Педагог: Миша  будет врачом, надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать  больных и назначать лекарства. Ира будет медсестрой, она будет помогать доктору. Вам нужно  внимательно выслушать пациентов, вежливо отвечать на их вопросы, осматривать, давать  рекомендации, выписывать рецепты. Педагог: Давайте начнем. Помогайте мне. Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас  болит? (ответы детей).                               Миша: Давайте посмотрим горлышко, откройте ротик, скажи «а­а­а». У вас ангина. Сейчас я выпишу  вам лекарства.  (Педагог находится  рядом с детьми, но не является участником  их игры,  подсказывает в случае затруднения). Педагог: Ребята, чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку. Физкультминутка.   Педагог: Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.     Раз, два, три четыре – топаем ногами. Раз, два, три, четыре – хлопаем руками. Руки вытянуть пошире – Раз, два, три четыре! Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку.                                                                           Все мы делаем зарядку. (Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за педагогом слова). Педагог: Мне нужно уйти на обед. Ребята, кто будет врачом?  У Саши у дочки болит ушко. (Дети ведут прием самостоятельно, педагог наблюдает). Итог занятия.  Педагог: Молодцы, ребята, всех вылечили! Вам понравилась игра?                Используемые источники. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М: Айрис­ Пресс, 2008г. Т. Овчинникова.  Подвижные игры, физкультминутки и общеразвивающие упражнения с речью и  музыкой в логопедическом дет. саду . М. ­ 2006. Конспект сюжетно­ролевой игры «Путешествие  на загадочный остров» в подготовительной группе Автор. Макарова Надежда Леонидовна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №  30 Кипень, Ленинградской области. Описание. Предлагаю конспект сюжетно­ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» для  детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений,  которые работают с детьми этой возрастной категории. Актуальность проведения сюжетно­ролевых игр. Сюжетно­ролевые игры позволяют развивать  творческие способности детей, их фантазию. В игре дети учатся вживаться в образ того или иного  персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка,  реализации его возможностей в будущем. В сюжетно­ролевой игре успешно развиваются: личность  ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное сюжетно­ролевая игра  порождает стремление к самореализации, самовыражению. Цель. Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый  игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Задачи.1.Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать  новые роли и игровые действия), помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и  воображаемой ситуации, учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события,  места расположения играющих (здесь море, это корабль, он плывет к загадочному острову и т.д.).  2.Закреплять у детей последовательность дней недели, количество и порядок счёта, название  геометрических фигур, измерение предметов при помощи условной мерки, ориентировку в  пространстве. 3.Активизировать у детей словарный запас: каюта, штурман, боцман, иллюминатор, кок,  туристическое агентство, курьер, круиз. 4.Развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию. 5.Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.  Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением  различных кораблей. Конструирование кораблей из разных строительных материалов и из бумаги.  Чтение «Родной человек» В. Коржиков, «Акула» Л. Н. Толстой. Изготовление атрибутов для игры.  Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация». Беседа после просмотра мультфильма. Сочинение  рассказов на тему: «А если бы я отправился в путешествие». Игровые атрибуты. Модули для построения корабля, семь разноцветных (согласно цветам радуги)  флажков, бескозырки, бинокль, якорь, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, условная мерка –  тесьма, салфетки, кошельки, деньги, билеты, компьютер, бананы, разделочная доска. Ход игры. Воспитатель. Дети, давайте мы с вами поиграем. Вы в какую игру хотите поиграть? (Ответы детей). Воспитатель. Хорошо, мы отправляемся в морской круиз! А на чём мы поплывём? (Дети предлагают  разные варианты­выбираем корабль). Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, в какой день недели лучше путешествовать? Почему? А как  называется сегодня день недели? (Ответы детей). Не будем откладывать наше плавание!  Путешествовать отправляемся сегодня! Воспитатель. Давайте подумаем куда мы поплывем? (Ответы детей. Предлагаю детям семь  разноцветных (согласно цветам радуги) флажков, на одной стороне каждого флажка написана буква).  Ребята, если вы разложите флажки по цвету в таком порядке как у радуги, то вы узнаете, куда мы  отправимся в круиз. (Дети выполняют задание и читают слово «острова»). Да, на острова! Вместе с детьми решаем, что нам надо приготовить для путешествия и распределяем роли. Выбираем  агента для работы в туристическом агентстве, курьера для приобретения путёвок, продавца  супермаркета, завхоза для закупки необходимых товаров для круиза (комплект мелких игрушек,  влажные салфетки, четыре ножа). Остальные дети – конструкторы корабля (корабль строим из  модулей).  Когда всё готово к путешествию (приобретены путевки, закуплен товар, а главное – построен  корабль), дети выбирают капитана, штурмана, кока. Остальные дети будут матросы.  Объявляется посадка на корабль. Капитан проверяет билеты, оказывается, что путевки в  туристическом агентстве купили на «Загадочный остров». Все занимают свои места на корабле.  Капитан отдаёт команду штурману. Корабль отходит от пристани (звучит запись шума моря, сигнал  корабля). Во время пути дети играют со своими билетами. Билеты необычные, с заданиями. С одной стороны  билета надо сосчитать количество предметов, а с обратной стороны – найти различия на картинке, с  изображением двух кораблей. Так незаметно корабль подходит к месту назначения, но возникает проблемная ситуация. На этом  острове нет пристани для корабля. Воспитатель. Дети, как можно добраться до острова? (Ответы детей). Капитан предлагает добраться до суши с помощью спасательного круга. Дети имитируют плавание со  спасательным кругом под песню В. Я. Шаинского «Чунга­Чанга» и высаживаются на острове. На  острове слушаем пение птиц (звучит запись голосов птиц). Далее дети пытаются вообразить, что здесь  может расти, как здесь красиво. Воспитатель. Дети, на острове очень жарко, можно разуться, походить по песочку босиком. (В это  время нечаянно рассыпались мелкие игрушки из киндер сюрпризов, в которые хотели поиграть дети.)  Как можно собрать игрушки? (Ответы детей). Да, конечно, мы сейчас с вами превратимся в обезьянок и соберём игрушки пальчиками ног. (Дети собирают игрушки пальчиками ног и складывают их в  тазик.) Воспитатель. А как вы думаете, кто живёт на острове? (Ответы детей). Собираем разрезную  картинку и узнаём, какие тут живут весёлые человечки. Воспитатель. Дети, а как выдумаете какое у них может быть жилище? Как может называться их  дом? (Ответы детей). Мы сейчас придумаем им жилище при помощи этих картинок. (Проводится игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ). Эту игру можно найти в книге Л. Е. Белоусовой «Удивительные истории».  Дом получился зеленого цвета, сделан из резины, четырёэтажный, передвигается на курьих ножках, в  нем всегда играет гитара, в доме запах клубники. Обсуждаем с детьми комфортно ли жить в таком  доме. Проводится игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).) Воспитатель. Дети, если этот остров загадочный, наверное, здесь есть сокровища? (Проводится игра: «Найди клад». Троим детям завязывают глаза. По указанному плану они ищут сокровища. План  озвучивает капитан. Дети быстро находят клад, но открыть его нельзя, не отгадав такое заклинание  (звучит запись с магнитофона): «Бывают на свете два предмета – один из них растёт здесь на острове,  другой есть у вас в группе и в музыкальном зале. Оба эти предмета начинаются на один звук и  заканчиваются на звук, но другой. В каждом слове пять звуков. Дети отгадывают слово «банан» и  слово «бубен». Открывается клад (заранее подготовленный красивый старинный сундук), а там  бананы.) Воспитатель. Ребята, мы же с вами на необычном острове, он такой загадочный, да и жарко здесь.  Может быть мы сможем превратить эти бананы в мороженое? (Дети с радостью соглашаются.) Тогда  давайте сначала вымоем руки. (Проводится пальчиковая игра. «Мойся пальчик большой, мойся  указательный, мойся средний, безымянный и мизинчик маленький.» Мытьё пальчиков дети выполняют при помощи влажных салфеток. Кок раздаёт бананы. Перед детьми проблемная ситуация – бананов на всех не хватает. Что делать?  Дети при помощи условной мерки (тесьма) делят бананы пополам, потом разрезают, очищают,  вставляют палочку для мороженого с одной стороны банана и обваливают банан в какао. Получается  мороженое и все угощаются. Воспитатель. Ребята, а давайте посмотрим ещё в волшебный сундук, где лежали бананы. (Дети  смотрят в сундук, у него оказывается второе дно. Там дети находят сувениры от жителей острова –  украшения с ракушкой.) Путешествие подходит к концу. Надо возвращаться в детский сад. Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – мы в детском садике опять.» И оказываются в группе.  Рассматривают свои украшения и планируют ещё раз отправиться на загадочный остров, чтобы в  следующий раз познакомиться с морскими обитателями острова.  Сюжетно – ролевая игра : « Школа ». Цель : развитие познавательных мотивов , связанных непосредственно с учебной деятельностью . Задачи : 1. Формировать позитивное отношение к обучению в школе , уважительные , дружеские отношения детей друг к другу , к взрослым . 2. Углублять интерес и положительный интерес к школе . Дать возможность выразить его в рисунке . В игре закреплять знания , полученные при посещении школы , выстраивать сюжетные линии . 3. Поддерживать интерес к решению задач , используя разные способы (в уме , на пальцах , счетный материал ). 4. Упражнять в классификации геометрических фигур по форме , цвету , размеру . 5. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки , зрительное восприятие , произвольное внимание , память , мышление . 6. Учить детей контролировать свою деятельность , выполнять поставленные перед ним учебные задачи . Воспитывать усидчивость и старание . 7. Развивать диалогическую речь , культуру общения . Предварительная работа : Беседы о школе . Прогулки к зданию школы . Экскурсии по школе , библиотеку , в класс . Примечание . Сегодня проходит начальный этап сюжетно – ролевой игры « Школа ». Поэтому роли распределены в таком виде : воспитатель – учитель , дети – ученики , продавец – ребенок . Приветствие Ход игры История о портфеле ( за ширмой ) Воспитатель : Ребята , я расскажу вам историю , которая произошла сегодня утром . Шла я утром в детский сад и увидела на дороге лежит портфель (показывает ), такой одинокий , беспомощный . Видит , бабушка идет . Он её и спрашивает : « Бабушка , это не вы меня потеряли ?». А та отвечает : « Нет , у меня не было такого портфеля ». Машина остановилась на перекрестке , портфель у водителя спрашивает : «Дяденька , я не ваш ?». Водитель внимательно посмотрел на портфель и строго сказал : « Нет , у меня другой был ». Собачка мимо пробегала , остановилась , принюхалась . Портфель обрадовался и подумал : « Ну , наконец­то я нашелся ». Собачка еще раз понюхала и сказала : « Не чувствую знакомых запахов . Не пахнешь ты сосисками и на косточку не похож » и побежала дальше . Подошла я к портфелю поближе , а он мне и говорит : « Посмотрите на меня внимательно , я не ваш ?». Я ему : « У моей дочери , когда она была школьницей , был похожий на тебя портфель , но не такой . Но я смогу тебе помочь . У меня есть друзья – дети подготовительной группы из детского сада . Они такие добрые и отзывчивые , умные и сообразительные . Вот мы вместе с портфелем и пришли к вам . Ребята , поможем портфелю ? ( Да !). Портфель , если хочешь , можешь остаться у нас ! Дети , вы не против ? ( Нет !). Портфель : « Спасибо вам . Мне у вас очень нравиться ! Воспитатель трясет портфель : « А вы хотите посмотреть , что находиться внутри портфеля ?». Воспитатель достает пенал : « Что это ? / трясет / Может кошелек с деньгами ?» Дети : «Это пенал , где носят карандаши , ручки , ластик , линейку и т.д .». Воспитатель : « Как вы думаете , что ещё может лежать в портфеле ?». Дети : «Азбука , математика , альбом , дневник , краски , фломастеры ...». /воспитатель достает предметы и кладет на стол /. Воспитатель : « Какими словами можно объединить все эти предметы ?» Дети : « Школьные принадлежности ». Портфель : «Да , это школьные принадлежности , которые необходимы ученику в школе . Где они должны всегда лежать ? В портфеле ». /воспитатель складывает предметы в портфель / ­ « А знаете ли вы , чем отличается детский сад от школы ? Воспитатель будет называть , что есть в детском саду , а вы будете называть , что есть вместо этого в школе ». Детский сад – школа . Заведующая – директор . Методист – завуч . Воспитатель – учитель . Дошкольники – школьники . Группы – классы . Столы – парты . Занятия – уроки . Игрушки – портфель . Спят – не спят . Играют – учатся . Приносят еду – ходят сами в буфет ( столовую ). Не ставят оценки – ставят оценки . Нет звонка – есть звонок . Воспитатель : « Для чего в школе используют звонок ?» Дети : « Это сигнал начала и конца урока ». Портфель : « Я убедился , что вы , действительно , умные , сообразительные , добрые и отзывчивые дети . Много знаете о школе . Мне с вами интересно . Я приглашаю вас поиграть в мою любимую игру « Школа ». ­ Вы будете учениками , а воспитатель вашим учителем . Согласны ? Но , прежде , нам надо превратить детский сад в школу , а группу в класс . /воспитатель обращает внимание детей на дверь , на которой висят два звуковых домика и вывеска /. ­ Как вы думаете , какой из этих домиков – школа и почему ? Дети : « Первый домик школа , где пять окошечек потому , что в слове «Школа » ­ пять звуков ш­к­о­л­а .» /воспитатель записывает в окошечки слово , убирает другой домик , переворачивает вывеску , на которой написано «1 класс », дети читают её , ставят столы в два ряда /. Воспитатель : « Портфель поставим у доски , отсюда ему хорошо будет видно всех ». Воспитатель : « Утром взрослые собираются на работу , дети в школу . Уроки в школе длятся долго . Родители дают детям деньги , для того , чтобы они смогли что­то купить в буфете . /воспитатель раздает детям монеты каждому по 16 рублей : 1­5­10/. ­ Положите деньги себе в карман . Вместо портфелей вы возьмете ... папки . Они похожи на портфель и в них есть все необходимое для ученика ­ Поставьте стульчики за парты , возьмите портфели и вернитесь назад . /дети выполняют задания воспитателя /. Все вместе : Утром в школу мы идем – раз – два , раз – два . На урок зовет звонок : раз – два , раз – два . Учитель спросит – надо встать ; Когда он сесть позволит – сядь . Ответить хочешь – не шуми , Только руку подними . / Звенит звонок на урок , учитель выходит за дверь , дети садятся за парты . Входит учитель с журналом в руках . Дети встают /. Учитель : « Здравствуйте , ребята !» Дети : « Здравствуйте !» Учитель : « Садитесь , пожалуйста !» 1­ й урок знакомства . Учитель : «Сегодня первый в вашей школьной жизни урок . И это урок знакомства . Я ваш учитель . Зовут меня Надежда Николаевна . А сейчас по очереди будете называть как вас зовут . ( Как тебя зовут ? Меня зовут...Как твоя фамилия ? Моя фамилия ...) Вот мы и познакомились . Я вас поздравляю с началом нового этапа в вашей жизни , с началом путешествия в страну знаний .» Просмотр презентации « 1 сентября ». Звенит звонок . Урок закончен . Перемена . Подвижная игра « Морская фигура ». Звенит звонок на урок . 2­ й урок математики . Заходит учитель с журналом в руках ( Соня Р .), здоровается с детьми , сажает их на места . Учитель : « Я ваш учитель математики . Зовут меня София Андреевна . Какое сегодня число ? ( дети называют , учитель записывает на доске ) Учитель : « Я знаю , что вы уже умеете считать до 10 и обратно , поэтому тема урока « Счет до 10 ( записываю на доске ). Учитель : «Первое задание ». Работаем всем классом . считаем до 10 в прямом порядке ( прямой счет ), передавая мяч друг другу и в обратном от 10 до 0 ( обратный счет ). /дети выполняют задание учителя / Учитель : «Второе задание » ( воспитатель раздает листы с заданием ). «На листе изображены буквы и цифры . Все буквы обведите простым карандашом в квадрат , а цифры – в кружок ». Настя , что ты будешь делать ? ( повторяет задание учителя ). /дети выполняют задание /. Звенит звонок . Урок закончен . Большая перемена . Учитель : « Ребята , сейчас большая перемена . Кушать хотите ? Доставайте деньги и идем все в буфет ». /все идут в « буфет ». Дети встают в очередь и покупают что хотят на свои деньги , ведут диалог с буфетчицей /. Звенит звонок на урок . 3 урок рисования Учитель дает задание :« Дотроньтесь правой рукой до левого уха , а левой рукой до носа . Хлопните и поменяйте положение рук ». ­ « Сейчас урок рисования . Каждый спросите себя : « Чем я буду заниматься в школе ?». Это и будет вашей темой рисования . ­ Подумайте чем вы будете рисовать(карандашами , фломастерами , красками ) и приготовьте себе все необходимое для рисования . /дети готовятся и рисуют / Соня , Родион , Поля чем ты будешь заниматься в школе ? Звенит звонок . Урок закончен . Учитель : « Вот и закончились сегодня уроки в школе . Сегодня я ставлю в журнал всем пятерки . Я в вас не ошиблась , вы действительно добрые , отзывчивые , умные и сообразительные ребята . Думаю в школе вы будете учиться только на 4 и 5» Портфель : « Ребята , вам понравилось играть в школу ? А мне с вами так интересно , что я хочу пожить у вас в детском саду . В следующий раз ещё поиграем в мою любимую игру . Согласны ? А я постараюсь придумать для вас ещё что – нибудь интересное ». Воспитатель : «Всем спасибо . До свидания ! Материал Портфель с ногами , руками и нарисованным лицом . В портфеле : азбука , математика , тетради , дневник , альбом , краски , цветные карандаши , пенал ( карандаш , ручка , ластик , ножницы , линейка ). На двери два звуковых домика , вывеска «1 класс », фломастер . По группе развешаны 2 слоговых домика . Расставленные заранее столы в два ряда , как парты в школе . Доска , мел , мокрая тряпочка . Звонок . Добрый час дня, уважаемые друзья! Ваша Татьяна Сухих продолжает знакомить вас с тонкостями  организации дошкольной развивающей деятельности. Сегодня предлагаю разобраться, что такое картотека сюжетно­ролевых игр, которую я составляю в детском саду, и для чего она нужна.  Возможно, родители тоже возьмут на заметку этот способ планирования занятий с детками… Содержание статьи:              1 Что представляют собой карточки по сюжетно­ролевым играм? 2 Интернет­новинки из мира обучающей и методической литературы 3 Какие разделы должны быть в картотеке сюжетно­ролевых игр? 4 Какие задачи выполняют сюжетно­ролевые игры? 5 Содержание карточек по сюжетно­ролевым играм 6 Сюжетно­ролевая игра «Магазин» 7 Ролевая игра «Больница (поликлиника)» 8 Сюжетная игра «Салон красоты       (парикмахерская)» 9 Как заполнить карточку на игру «Ферма (зоопарк)»? 10 Сюжетно­ролевая игра «Кафе» 11 Алгоритм сюжетно­ролевой игры «Парикмахерская» 12 Как играть в сюжетно­ролевую игру «Ветераны» 13 Кукольные спектакли как практика на занятиях и праздниках в ДОУ Что представляют собой карточки по сюжетно­ролевым играм? Поскольку как вы знаете, игра является самым главным методом обучения дошкольников, я стараюсь  максимально разнообразить игровые моменты для деток, но при этом процесс должен быть не  спонтанным, как Бог на душу положит, а упорядоченным и соответствовать требованиям по ФГОС.  Дидактические материалы в садике – это обязательный атрибут в работе воспитателя. Каждое свое  слово, жест мы сопровождаем наглядными пособиями. Немудрено, что такому большому пласту в воспитательной работе как игры по сюжету посвящена  отдельная картотека. Это может быть папка с вложенными картонными листами, на которых  размещена информация о конкретной забаве, или коробка, где удобно хранить карточки. Можно вставить каждый лист в файл или заламинировать, чтобы обеспечить долгую «жизнь»  карточкам. Вообще этот дидактический материал – своеобразная шпаргалка для воспитателя. Мы  сами для себя записываем все моменты, которые нужно учитывать при организации детской развивающей забавы. Строгих требований к оформлению нет. Но структура, в принципе, одинаковая: на одной стороне  может быть картинка, изображающая сценку из сюжетной игры, на второй стороне – конкретные  данные об игре:  Название и задачи сюжетной забавы, иными словами – программное содержание;  Атрибуты или игровой материал;  Краткое описание подготовительной работы: перечисление тематических стихов, рассказов,  тематик бесед, возможно – экскурсии и т.п.;  Перечень предполагаемых ролей по сюжету игры;  Перечисление возможных тематических подсюжетов;  Краткое описание действий во время игры. Я пишу, как мне удобно, но вместе с тем предполагаю, что мои материалы будут просматривать  коллеги, руководство, поэтому стараюсь делать все красиво и четко. В детском саду обычно  воспитатели либо заимствуют идеи оформления у других или стремятся выделиться, сделав что­то  эксклюзивное, не такое, как у всех. Можно наклеить вместо тематических картинок фотографии воспитанников во время ролевой забавы, это будет более интересно, я считаю. Возможно, кто­то из читателей захочет поделиться своим  опытом составления картотеки? Буду очень признательна! Интернет­новинки из мира обучающей и методической  литературы К слову, об оформлении картотеки. Если есть деньги, но нет желания заморачиваться с карточками,  можно спокойно купить готовые наборы по темам, например, в «УчМаге» я нашла разрезные карты на  тему «Больница». Не сказать, что прямо копейки, но раз в жизни можно закупить материалы и  пользоваться все свою трудовую деятельность. Вы также сможете отыскать карточки по теме семья (игра для детей 3­4 лет и старше). Также родителям будет удобно планировать свои игровые занятия с использованием карточек… «УчМаг» еще подготовил специальный обучающий компакт­диск с информацией на тему: «Игровое  пространство как эффективное условие развитие ребенка», материалы будут интересны педагогам и  активным родителям, которые хотят развивать малыша согласно «последнему слову науки». Мамам и папам с активной позицией также рекомендую прекрасную книгу Натальи Краснощековой  «Сюжетно­ролевые игры для детей дошкольного возраста». Я считаю, что такое пособие обязательно  должно быть не только в домашней библиотеке, но и лежать на прикроватном столике для  постоянного изучения в свободную минуту. Еще одна неплохая методичка «Сюжетно­ролевые игры для социализации детей 4­5 лет» серии  «Растем гражданами и патриотами». Здесь представлены, если можно так выразиться, глубокие  материалы по нашей теме. Кстати, забыла сказать, что эти две книги можно купить в «Лабиринте.ру» – хороший портал для  читающих людей. Вообще организация НОД (непосредственной образовательной деятельности) в детском саду  невозможна без качественных дидактических материалов, которые являются показателем  профессионализма воспитателя. Как говорит руководство: любо­дорого смотреть на картотеку или  папки, упорядоченные, грамотные, аккуратные, солидные. Какие разделы должны быть в картотеке сюжетно­ролевых  игр? Я уж столько писала о сюжетных забавах для деток разного возраста, что внимательные читатели  могут легко перечислить самые популярные из них. Понятно, что с возрастом количество сюжетов  растет, они становятся более сложными. Но перечень основополагающих сюжетов для игр  практически неизменный для всех возрастных групп. Каждый общий сюжет, например «Семья», для деток младшей группы содержит пару­тройку  подсюжетов (мама готовит ужин, мама укладывает ребенка спать, папа идет на работу и т.п.), а для  деток постарше данная категория может включать 10 подсюжетов. Я сейчас перечислю примерный список тем для сюжетно­ролевых игр, которые обязательно нужно  включить в картотеку, а потом подробно расскажу о каждой категории отдельно:  Семья;  Магазин (супермаркет);  Больница (поликлиника);  Детский сад;  Парикмахерская (салон красоты);  Кафе;  Зоопарк;  Почта;  Профессии (водители, строители, моряки, космонавты и т.д.) В подготовительной группе логично добавить игру в школу, правила дорожного движения.  Естественно, что каждый воспитатель на свой выбор добавляет свои сюжеты, если есть собственные  хорошие наработки и атрибуты. Но базовый перечень игр необходимо отрабатывать в любом случае,  ведь такие игры – это путь малыша во взрослую жизнь. Чем вообще регламентирован выбор именно этих тем для сюжетно­ролевых игр? Если вы заметили, то тематика охватывает самые наши «животрепещущие» реалии. Иногда меня спрашивают: зачем, мол,  играть с детками в забавы по реальным сюжетам, ведь и так дети наблюдают наши реалии ежедневно.  Например, если малыши посещают детский сад, нужно ли еще и играть, изображая привычные  условия? В этом и весь смысл сюжетно­ролевых игр, что именно через проигрывание бытовых ситуаций ребята  осознают свое место в мире, учатся взаимодействовать с другими людьми, «тренируются», как они будут вести себя в самостоятельной жизни. Какие задачи выполняют сюжетно­ролевые игры?  Активное коммуницирование со сверстниками, взрослыми людьми, обучение правилам  общения, внимательности к другим участникам процесса;  Развитие способностей к творчеству через поиск интересных сюжетных линий в игре,  придумывание нестандартных решений, подбор атрибутов;  Обучение самоорганизации путем самостоятельного распределения ролей, решения  конфликтов споров;  Выработка чувства такта и уважения к товарищам;  Активизация умственной деятельности, умения анализировать и планировать свои действия;  Выявление разнообразных талантов, интересов, наклонностей к выразительному чтению,  актерской игре и т.п.;  Пробуждение интереса к профессиям и занятиям взрослых, уважение к труду;  Воспитание положительных человеческих качеств: сопереживание, доброта, желание прийти на помощь;  Проявление чувства юмора и воспитание доброжелательного отношения к чужим и своим  ошибкам;  Повышение самооценки детей, путем выявления перед коллективом их талантов и  способностей;  Воспитание чувства локтя и сплочение детей в группе;  Формирование умения использования предметов­заместителей с целью развития фантазии и  нестандартного мышления;  Приучение к аккуратному и бережному использованию игрушек и раздаточного материала;  Обучение основам актерской игры посредством передачи характера роли по сюжету;  Вырабатывание навыков дисциплины и умения следовать установленным сообща правилам  игры;  Закрепление стойкого интереса к сюжетно­ролевым играм как наиболее важному способу  познания мира. Но вернемся к картотеке сюжетно­ролевых игр. Поскольку на каждой карточке с названием игры  желательно указывать цели, которые ставит перед собой воспитатель, предлагая детям ту или иную  забаву, вполне логично воспользоваться приведенным выше перечнем задач и просто вписывать  некоторые из них, чередуя в зависимости от направления игры. Содержание карточек по сюжетно­ролевым играм Сейчас я подробно расскажу о том, что именно можно написать в карточки по конкретным ролевым  забавам. Поскольку самое значимое в жизни каждого человека – это его семья, то начну с этого  раздела картотеки. Семья. Игра для детей 4­5 лет не должна иметь сложных сюжетных линий. Лучше поделить  многогранное понятие на подсюжеты и строить свою работу по небольшим сюжетикам. Я приведу примеры подсюжетов, а вы выбираете для каждой возрастной группы детей наиболее  понятные им: Утро в моей семье; Время обеда; Как проходят выходные? Папа (мама) на работе; У меня появился младший брат (сестра); Мама (папа) возвращается с работы; Моя папа – строитель (водитель, пожарный, полицейский); Мама (папа, ребенок) заболела; Мы убираем в доме; Помогаем маме стирать белье; Помогаем папе мастерить табуретку; Принимаем гостей; Празднуем семейные праздники; В доме появился питомец. Эти сюжеты годятся для игр в средней группе, младшеньким деткам не стоит предлагать много  подсюжетов игры. Берем, например, «Мама заболела» и «Помогаем маме стирать белье» и проводим  сюжетно­ролевую игру. А для детей старшей группы можно дать сразу несколько подсюжетов и объединить их в одну игру. Итак, написали название игры, выписали задачи. Затем указываем инструментарий – те атрибуты,  которые имеются в группе. Обычно это мебель, посуда, куклы, машинки и т.п. Роли: папа, мама, ребенок, может, бабушки­дедушки, если мама заболела, то приходит врач. Если  нужно идти в аптеку, то аптекарь еще нужен. Предварительная работа: беседы на тему семья, стихи, рассказы (конкретные названия). Далее описываем игровые действия: мама пришла с работы и сказала, что у нее болит горло (голова,  нога и т.д.). Папа предлагает маме лечь и дает ей градусник или кладет на ногу (голову) компресс.  Далее можно вызвать врача, можно вместо мамы постирать белье, приготовить ужин и принести маме. Короче, что­то в этом роде пишем и доводим до какого­то логического завершения. Например,  бабушка сделала маме лечебный чай, и у мамы горло перестало болеть. Сюжетно­ролевая игра «Магазин» Магазин для детей 3­4 лет – любимая забава после дочки­матери, конечно. Этот сюжет тоже делится  на подсюжеты по видам магазинов: супермаркет, зоомагазин, спортивных товаров, одежды и т.д. Либо по причине, по которой нужно идти в магазин: покупаем Маше подарок на День рождения, папе  нужны новые ботинки, мама выбирает новое платье, Денис хочет купить попугайчика и т.п. Задачи игры стандартные, плюс – можно написать об обогащении словарного запаса путем ведения  новых слов. Так и запишем: словарь – касса, товар, витрина, чек и т.п. Инструментарий – чем богаты, то и записываем. Помните, я уже писала статью о том, как сделать  атрибуты своими руками? Вот, проявляем смекалку и фантазию! Роли: члены семьи, продавцы, покупатели, шоферы автобуса или грузового транспорта. Предварительная работа: читаем стихи, рассказы, проводим беседу, можно пойти на экскурсию в  ближайший магазин. Если есть тематические настольные игры, записываем и это. Игровые действия: Продавцы приходят на работу и готовятся к открытию, раскладывая товары на  полки. Семья едет на автобусе в большой магазин, чтобы купить продуктов на несколько дней.  Покупатели заходят в продуктовые отделы, берут разные товары и складывают в тележку или  корзинку. Затем идут к кассе и платят за покупки. Грузовик подвозит партию нового товара, его шофер разгружает и передает продавцам. Для  подготовительной группы можно придумать сюжет, вроде приезжает корреспондент и спрашивает  покупателей, довольны ли они работой продавцов и качеством товара. Заканчиваем игру тем, что  магазин закрывается или семья, совершив необходимые покупки, складывает их в автомобиль и  уезжает домой. Ролевая игра «Больница (поликлиника)» К сожалению, поликлиника или больница – место, где с детками дошкольного возраста мы бываем  частенько. Возможные сюжеты: поранил Мишка лапу, болит ушко у Зайчика, вызываем врача домой,  Лисенку нужно сделать прививку, у мамы болит горло. Задачи игры: формирование интереса к профессии врача, вырабатывание навыков доброжелательного  общение, развитие творческих способностей и актерского мастерства, развитие речи и еще выбираем  несколько пунктов из моего списка. Словарь: прививка, фонендоскоп, витамины и т.д. Понятно, что для каждой возрастной группы слова  соответственно возраста. Инструментарий: все, что относится к больнице. Я как­то рассказывала, как из компакт­диска сделать зеркало лор­врача, а из деревянной палочки от мороженого – градусник. Но не забываем о предметах­ заместителях! Я к родителям обращаюсь: не думайте, что использование палочки вместо игрушечного градусника –  это удел бедных детей, которым родители не могут купить игрушки. Использование предметов­ заместителей является важным этапом в формировании воображения, фантазии, смекалки. Не бегите  сразу в магазин, если видите, как малыш трогательно приспособил крышечки от пластиковых бутылок под чашечки и тарелки для кукол. Пусть воображает, что это посуда! Роли: родители, ребенок, врач, медсестра, водитель скорой помощи. Предварительная работа: как обычно, стихи, рассказы, посещение медкабинета в садике, изготовление атрибутов к игре. Игровые действия: все, как в жизни. Вызываем по телефону врача, медсестра накладывает бинт,  ставит укол, делает прививку. Врач слушает жалобы, выписывает рецепт. Сюжетная игра «Салон красоты (парикмахерская)» Эту игру очень любят девочки, а мальчишки выступают в роли клиентов. Уголок  «Парикмахерская» есть в каждой группе, я думаю, как и уголок «Больница». Принцип заполнения  карточек такой же. Задачи: вызвать интерес к профессии парикмахера, сформировать понятия о мужской и женской  стрижке, показать ценность труда, расширить словарный запас, воспитать культуру общения и все в  этом роде. Сюжеты: мама едет к парикмахеру, делаем прически на новогодний утренник, папа идет к мужскому  мастеру, стилист делает прически куклам и т.п. Словарь: стрижка, укладка, фен, мастер, пелерина, маникюр. Атрибуты: все, что относится к теме игры. Я как­то рассказывала, какие в продаже есть классные  наборы для игры в салон красоты. Если нет фондов в группе, то хотя бы пелерину сшить и зеркало с  полочкой повесить можно. Также сгодятся пустые флаконы от косметических средств, расчески. Роли: клиенты, мужской и женский парикмахер, маникюрщица, уборщица. Предварительная работа: беседа на тему профессии парикмахера, чтение тематических рассказов и  стихов, создание своими руками атрибутов для игры и альбома причесок. Отлично было бы сходить в  ближайшую парикмахерскую на экскурсию. Игровые действия: клиенты приходят в салон, садятся в кресло и рассказывают мастеру, какую  прическу они хотят. Далее все, как мы привыкли в жизни: моем голову, стрижем или завиваем  локоны, сушим. При этом комментируем свои действия, как настоящие мастера. Уборщица убирает  после стрижки. Клиенты благодарят парикмахеров. Я все этапы описываю чисто схематически. Любой воспитатель отлично знает, как организовать  сюжетно­ролевую игру. Просто когда дело доходит до заполнения карточек, то по своему опыту знаю, что как­то теряешься и не можешь сформулировать предложение. Как заполнить карточку на игру «Ферма (зоопарк)»? Выбор тематики сюжетно­ролевых игр зависит и от местности, в которой живут дети. Лучше  подбирать сюжеты о том, что детки знают. Например, если в вашем поселке есть ферма, то играйте в  нее. Деткам будет понятней. А вот зоопарк для малышей, которые никогда там не были, не подойдет. Они растеряются и не поймут, что от них требуется. Это касается младшей группы. Детки постарше уже отлично знают и про зоопарк и про ферму, даже если не видели собственными  глазами домашних или диких животных. Итак, задачи сюжетно­ролевой игры «Ферма»: познакомить детей с животным миром, рас ширить  словарный запас, развить теплые чувства к домашним животным, сформировать потребность  ухаживать за животными. Научить взаимодействовать во время игры. И далее выбирайте из уже  знакомого вам списка задач. Словарь: домашние и дикие животные (названия), фермер, ветеринар, загон для скота. Роли: фермер, скотовод, ветеринар, тракторист, свинарки, животновод, доярка. Предварительная работа: чтение тематической художественной литературы, просмотр мультфильмов  о животных, беседы, изготовление атрибутов для игры. Если есть возможность – посещение фермы  или скотоводческого хозяйства. Игровые действия: фермер и его помощники утром идут кормить животных, если животное заболело  – приглашают ветеринара для осмотра и лечения. Тракторист привозит корма животным, разносит по  кормушкам. Помощники подметают скотный двор, убирают за животными. Доярки наливают молоко  в бидоны и тракторист отвозит бидоны в магазины. Вообще описание игровых действий зависит от выбранного конкретного сюжета. Сюжетно­ролевая игра «Кафе» Малыши всегда охотно воображают, что они кого­то кормят, угощают или готовят лакомства.  Помните, как можно сделать пирожные, пиццу, пельмени, яичницу из волока, хозяйственных губок и  салфеток? Эти атрибуты отлично подойдут для игры «Кафе». Задачи игры: познакомить детей с особенностями профессии повара, кондитера, официанта. Привить  ребятам умение вести себя в общественном месте, делать заказ, аккуратно кушать, благодарить  официанта, проявлять заботу о других людях. Обогатить словарный запас, научить взаимодействовать в игре, проявлять внимание и тактичность к другим ребятам. Словарь: обслуживание, кондитерская, официант, меню, аниматор. Подготовительная работа: беседы, чтение тематической литературы, изготовление атрибутов своими  руками. Роли: официанты, посетители, уборщица, кондитер (повар), водитель, аниматоры. Игровые действия: кукла Маша пригласила друзей на День рождения в детское кафе. Игрушки  приходят в кафе, их встречают аниматоры, дарят воздушные шары, развлекают. Все поздравляют  Маша и дарят подарки. Затем все усаживаются за столики и выбирают из предложенного официантом  меню разные лакомства. Официанты все приносят, красиво раскладывают. Куклы кушают, не забывают аккуратно вытирать  ручки салфетками, благодарить официантов, правильно пользоваться приборами. Покушав и  потанцевав, игрушки садятся в такси и едут домой. Я думаю, вы поняли, как заполнять карточки на сюжетно­ролевые игры, не так ли? На самом деле, это просто, если выработать определенный алгоритм. Я не стала подробно описывать все виды сюжетно­ ролевых игр, думаю, по аналогии вы все сделаете. АРТОТЕКА Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту «ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ» Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи. Материал: - игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков; - картинки с изображением различных предметов быта и игрушек. Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными. Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ» Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества. Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга. Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки). Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами. Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества. Материал: * четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; * картинки с изображением различных бытовых предметов. Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним. Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту «ДОМИК УЛИТКИ» Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета. Правило: соблюдать очередность. Материал: игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки; кубик. Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом. Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту «СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ» Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек). Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет. Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту «УБЕРИ НА МЕСТО» Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду. Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы. Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор. Варианты. * На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место. * На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире». * То же в игровом уголке. Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту «ТАК И НЕ ТАК» Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Материал: * 2 карточки — с красным и с зеленым кружком, * картинки с изображением опасных и безопасных действий детей. Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных (разрешенных). Варианты: * индивидуально с воспитателем, * несколько детей по очереди, объясняя свой выбор. Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций. Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту Вариант: «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ» (с использованием фотографий детей). В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых). Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту «СТО БЕД» Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома. Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку. «Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ» Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость. Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы. Задания: собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой; собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц. Д/И: Безопасность в быту Д/И: Безопасность в быту «МЫ - СПАСАТЕЛИ» Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. Материал: * игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу); * картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; * набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации. Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их. «СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ» Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек). Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет. "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото) Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества. Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов. Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним. «УБЕРИ НА МЕСТО» Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду. Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы. Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор. Варианты. На игровом поле «разбросаны» картинки предметы. Дети по очереди раскладывают их на место. На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире». * То же в игровом уголке.

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы «В гости к дедушке Фольклору»

НОД с детьми старшей группы  «В гости к дедушке Фольклору»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017