Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.
Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства. Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес. Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
«Волшебница вода»
Цель и задачи:
формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
расширять и обобщать знания детей о свойствах и качествах воды
посредством экспериментирования (вода прозрачная, не имеет вкуса,
запаха, вода может быть твердой, пар – это тоже вода.) ;
развивать у детей логическое мышление, воображение, умение
наблюдать, делать выводы, развивать аналитические способности;
работы
самостоятельной
формировать
навыки
при
экспериментировании;
воспитывать у детей чувство ответственности, любознательность,
бережное отношение к воде.
Материал и оборудование:
магнитофон, мультимедийный проектор, макеты тучки и капелек, стаканчики
с водой по количеству детей, соломинки для коктейлей, кусочки льда, термос
с горячей водой, зеркальце, акварельные краски, салфетки, презентация
«Волшебницавода»
Предварительная работа:
чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты; беседы на тему:
«Где можно встретить воду», «Кто живет в воде», рассматривание глобуса,
карты мира, заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о
воде.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная,
безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребятки, а хотите поиграть?
( ответ детей)
Воспитатель: Для начало отгадайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
(чтение загадки сопровождается шумом воды)Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней
поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду;
варят еду;
моют грязные фрукты и овощи;
каждый день моют руки и лицо;
поливают растения, чтобы не засохли;
вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду. ( беседа
сопровождается показом слайдов)
Воспитатель: А давайте с вами превратимся в исследователей и узнаем о
том, что такое вода, её свойства.
Под звуки веселой музыки в группу влетает тучка.
Воспитатель: Здравствуй Тучка, почему ты такая грустная?
Тучка: Здравствуйте! Ой, мои детки капельки разбежались, вы их не
встречали? (во время разговора тучка брызгает в деток водичкой) .
Воспитатель: Ребята, вы не видели капельки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Не волнуйся Тучка, мы обязательно тебе поможем отыскать
капельки. Верно ребята? Поможем тучке отыскать ее деток?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в путь. А для этого нам нужно закрыть
глаза, повернуться вокруг себя 1 раз. 123 и сказать: «Вокруг тучки
повернись в водном мире очутись.
Очутились мы в волшебной стране.
Ах, посмотрите дети, кто же это?
Появляется прозрачная капелька.
Воспитатель: А вот и капелька.
Дети рассматривают капельку.
Воспитатель: Дети, скажите, а какая бывает вода ?
Дети: Прозрачная, без вкуса, без запаха.
Воспитатель: Давайте попробуем это доказать! Я приглашаю вас в
маленькую лабораторию.
Дети подходят к столу. Перед каждым ребенком стоит стакан с водой, лежит
соломинка. Воспитатель предлагает понюхать воду, попробовать ее на вкус
через соломинку. Затем дети опускают свои соломинки в стакан.
Опыт №1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить
аккуратно перелить воду из одного в другой.Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак,
какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью
Воспитатель: Видите вы соломинку в воде? Почему?
Дети: Да. Видим. Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: А посмотрите на мой стакан. В него налито молоко. Я опускаю
соломинку в стакан с молоком. Вы ее видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: И я не вижу. Почему?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба
стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с
водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы,
если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с
кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких
молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу капельку. Как вы думаете, почему
она такая веселая? Хотите, я вам открою секрет? Эта капелька очень любит
петь. Хотите послушать песенку воды?
Дети: Хотим.
(Включить шум воды)
Воспитатель:. И вот мы слышим песенку ручейка. Ой, спасибо тебе капелька,
нам было с тобой весело. Ты знаешь, твоя мама – Тучка очень по тебе
соскучилась, давай мы тебе поможем добраться до нее.
Воспитатель приклеивает капельку к Тучке.
Воспитатель: Тихо, тихо, дети, вы ничего не слышите? Кажется ктото
плачет?
Дети находят капельку с грустным выражением лица.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она такая грустная?
Капелька: Однажды на небе я видела радугу после дождя. Она была такая
красивая. И мне захотелось быть похожей на нее.
Воспитатель: Капелька не расстраивайся. Дети сможем мы помочь капельке?
Дети: Да.Воспитатель: Посмотрите, перед вами снова вода и краски. Что же мы
сможем сделать для капельки?
Дети: Раскрасить её.
Опыт 3
Воспитатель: Давайте попробуем окрасить воду. Сначала посмотрите, что
буду делать я. Я возьму кисточку, аккуратно обмакну ее в краску и опущу в
стакан с водой. Что произошло?
Дети: Вода стала цветной.
Воспитатель: Верно! Вода окрасилась. Почему?
Дети: Частички краски попали в воду.
Воспитатель: Правильно. А теперь вы приступайте к волшебству,
превращайте воду в разные цвета.
Во время работы детей капелька спрашивает, что они делают, получается или
нет.
Когда дети заканчивают работу, звучит волшебная музыка и грустная
капелька превращается в веселую, красочную капельку – радужку.
Капелька: Ой, спасибо ребятки. Какая же я стала красивая.
Воспитатель: Ты знаешь, капелька, мама – Тучка по тебе очень соскучилась.
И тебе нужно спешить к ней.
Воспитатель приклеивает капельку к тучке.
Тучка: Ой, спасибо вам детки за радужку мою!
Динамическая пауза «Тучка и капельки».
Капкапкап, капкапкап,
Тучки собираются.
(Дети собираются в круг и трясут руками)
Капкапкап, капкапкап,
Дождик начинается.
(Кружатся)
Вот на землю капельки,
Капельки упали.
(Присаживаются)
Ручейки по земле
Быстро побежали!
(Бегут по кругу).
Капельки устали.
Долго танцевали.
( Присаживаются)
Дождик, дождик перестань,
Отдохнуть немного дай!
(Грозят пальцем).
Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить
Рядом с тучкой появляется еще одна капелька.Воспитатель: Дети, посмотрите это паровая капелька. Получилась она из
пара. А как это произошло, я вам сейчас покажу.
Дети садятся на стулья. Воспитатель проводит опыт с горячей водой.
Опыт4
Воспитатель: Сейчас я открою термос с горячей водой. Что вы видите?
Дети: Появился пар.
Воспитатель: А если подставить к горлышку термоса зеркальце – на нем
появятся капельки.
Воспитатель показывает детям опыт.
Воспитатель: Как вы думаете, как они здесь появились?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит пар – это тоже вода. Вот какая бывает разная вода!
Звучит шум ветра.( включить музыку)
Воспитатель: Ой, как стало холодно, ветер прямо ледяной! Ребята, вам
холодно? Давайтека мы с вами пойдем посмотрим, откуда же дует ветер?
Дети с воспитателем подходят еще к одному столу, на котором лежат
льдинки. Над столом висит «ледяная» капелька.
Воспитатель: Дети да здесь ледяное царство!
Дети рассматривают «ледяную» капельку, пробуют льдинки.
Воспитатель: Что происходит с льдинками, когда мы берем их в руки?
Дети: Тают.
Воспитатель: Делаем вывод вода может быть еще и твердой. Лед – это вода.
Вот почему эта капелька такая удивленная, ей очень стало интересно – как же
это вода превращается в лед.
Дети с воспитателем возвращают капельку Тучке.
Воспитатель: Вот посмотри Тучка, мы вернули тебе все твои капельки и
узнали много о воде.
Тучка: Спасибо вам ребята, за то, что помогли найти моих деток!
Дети: До свидания Тучка!
Воспитатель: А мы ребята возвращаемся домой.
Все вместе: Вокруг себя повернись, сразу дома очутись.
Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду. Ребята, давайте вспомним, что
мы сегодня с вами наблюдали? Что нового вы узнали о воде? Понравилось вам
наше приключение?
Дети вспоминают какие опыты проводили, о каких свойствах воды узнали.
Делятся впечатлениями о приключении. Вспоминают и рассказывают
стихотворение о воде. На память дети получают волшебную капельку,
которая будет напоминать им о пользе воды и бережном к ней отношении.
Берегите воду
Вода — это то, что всем жизнь нам дает.Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.