Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.
Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. Для этого учителю помогают современные образовательные технологии.
Современная технология обучения, по мнению Талызиной Н.В., представляет собой наиболее рациональные способы организации образовательного процесса, те, при которых цель обучения достигается за минимум времени, сил и средств. При этом образовательный процесс рассматривается комплексно.
Признаки современной технологии обучения
К признакам современной технологии обучения относится:
Ø проектирование образовательного процесса и организация образовательного процесса с применением этого проекта;
Ø комплексный подход к средствам обучения – задействование и дидактических, и технических, в том числе компьютерных;
Ø система взаимодействия между учителем и учеником;
Ø наличие нормальных условий для проявления и развития личностных компетенций учеников.
Структура современной технологии обучения
Структура современной технологии представлена:
Ø целью;
Ø научными теориями, которые выступают в качестве опоры;
Ø системой взаимодействия между учителем и учениками;
Ø критериями оценки результатов;
Ø результатами;
Ø ограничениями.
Сущность современной технологии обучения
Сущность современной технологии обучения – это то, что:
Ø технология обучения опирается на какую-то педагогическую идею;
Ø технология обучения и все в ней – процессы, коммуникации и т.д., выстраивается с учетом цели и имеет конкретный, а не образный итог;
Ø технология обучения предполагает планирование и реализацию этого плана по пунктам;
Ø технология обучения имеет систему взаимодействия между учителем и учениками, опирающуюся на использование общения в общем и диалога в частности, а также принципах оптимального соотношения человеческого потенциала и возможностей оборудования, дифференциации и индивидуализации;
Ø технология обучения включает в себя диагностику с критериями и инструментарием.
Цель современной технологии обучения
Цель современной технологии обучения – проявление и развитие личностных компетенций учеников, которыми, если говорить простыми словами, называется продвижение по «лестнице успеха» в совершенствовании личностных качеств и обучении. Таким образом, личностные компетенции неотделимы от образовательных компетенций.
Образовательные компетенции учеников
Образовательные компетенции учеников можно разделить на три группы:
1. Основные компетенции – компетенции, которые относятся к общему образованию.
2. Общепредметные компетенции – компетенции, которые относятся к нескольким предметам.
3. Предметные компетенции – компетенции, которые относятся к одному-двум предметам.
Основные компетенции учеников
1. Ценностная компетенция.
2. Познавательно-учебная компетенция.
3. Социокультурная компетенция.
4. Коммуникативная компетенция.
5. Информационная компетенция.
6. Здоровьесберегающая компетенция.
Самые популярные современные технологии обучения
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Самыми популярными современными технологиями обучения являются:
1. Технология развивающего обучения.
2. Технология модульного обучения.
3. Технология дифференцированного обучения.
4. Технология проблемного обучения.
5. Технология проектного обучения.
6. Технология разноуровневого обучения.
7. Технология дистанционного обучения.
8. Интерактивные технологии обучения.
9. Игровая технология.
Особенность НооГен технологии
НооГен – это педагогическая технология, базирующаяся на организационно-деятельностных играх, которые были разработаны Г.П. Щедровицким.
В качестве основной идеи используется решение задач на онтологическое моделирование.
Онтология — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.
Название технологии в переводе с греческого языка означает «рождающий разум». «НооГен» – это ещё и название космического корабля в фантастическом романе и считается, что И.А. Ефремова «Час Быка». Написанные в нехарактерном для советской литературы того времени жанре антиутопии, этот роман в СССР служил примером нестандартного подхода к решению творческих задач.
НооГен является технологией дополнительного образования и применяется для выездных интенсивных школ. Такие школы начали появляться в 1988 году в Красноярске и Новосибирске.
Её использование преподавателем можно рассмотреть с позиции такого подхода, который направлен на постижение цели и результата обучения – развитие ребенка на основе многофункциональных учебных манипуляций, изучения и проникновения во внутренний мир занимающегося, его динамичной работы, нацеленной на приобретение знаний, становление его намерения к самосовершенствованию.
Основополагающий принцип данной технологии – развитие, как преподавателя, так и ученика, в коллективном решении тех задач, которые еще не были решены ни одной наукой. Иначе говоря, данная технология не считает нужным «вбивать готовые знания» в неподготовленные головы детей. Подразумевается, что знания – это как таковая позиция человека, для которой необходимо сначала сформировать способность выражать свою точку зрения и позиции, а лишь после этого преобразовывать все это в знания. Педагоги никогда не делали этого, обычно это просто знающие люди, которые являются посредниками в преподнесении своих знаний ученикам.
НооГен – это совершенно иная образовательная позиция, в отличие от стандартного образования.
Еще одним принципом технологии является то, что поставленная задача решается коллективно. Это может быть как детский коллектив, группа под руководством взрослого, а так же полностью состоящая из взрослых. У всех членов нет точного решения задачи, поэтому здесь проявляется сильное коллективное мышление и сплочение. Даются задания и игры на максимальную свободу мышления. Такого нет в школах, не говоря о том, что подобные задачи провоцируют на самую разнообразную организацию мысли. Таким образом, ученик понимает смысл определенного предмета, вовлекается в творческую деятельность, начинает думать креативным образом, все раздробленные понятия сворачивает в целостную картину мира и получает огромный опыт в общении с другими. Приобретаются навыки, которые невозможно получить в повседневной жизни.
Ответы обычных школьников чаще всего являются заученными и редко ими понимаются, они не понимают суть многих предметов. Задачи НооГена выстраиваются таким образом, чтобы избегать шаблонных ответов и понятие предмета должно быть применено для ученика в непривычной форме. Они имеют несколько решений, и никак иначе, ведь один верный ответ исключает творческое и разностороннее мышление.
Формулировка ноогеновских задач достаточно необычная (например: «представить мир цифр», «вселенная плоских предметов и т.д.), что побуждает в ребенке заинтересованность и стремление разобраться в материале. Их решение состоит из нескольких взаимосвязанных процедур – это поиск решений в различных ролях (главный в группе или обычный участник) и способность слышать друг друга, выбор основы своего размышления и общая умственная работа в коллективе.
Характерными чертами решения ноогеновских задач являются организационно-деятельностные игры, которые призывают всех участников к коллективному мышлению. Обучающихся привлекают нестандартные задачи и разные роли, возможность работать всем вместе, ведь происходит сближение как взрослых, так и детей. У участников меняется поведение, они проявляют себя с совершенно новой для остальных стороны. Каждый ученик старается быть полезным в процессе обучения, открыть для себя что-то новое. Таким образом, можно сделать вывод, что применение ноогена на практике вызовет у учеников интерес, повысит мотивацию к учению, потенциал к разностороннему развитию и творческие способности.
Важнейшие составляющие педагогической технологии НооГен:
Ø Наличие соответствующего исследовательского компонента;
Ø Наличие соответствующего проектного компонента;
Ø Наличие соответствующего управленческого компонента.
Основной принцип педагогической технологии − развитие и учителя, и ученика в совместном решении задач, которые не только не решены современной наукой, но еще и не сформулированы как задачи. Такие специально создаваемые и особым образом сформулированные задачи называются «ноогеновскими».
Основные характеристики НГ-задач
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
1. Задачи выводят взрослого на границу его мышления.
В традиционной педагогике взрослый знает решение задачи, которую предлагает детям. Он, конечно, может не говорить решения и задавать вопросы наведения на ответ. Так устроена педагогика – мы знаем, а они нет. Явление детям настоящего думающего взрослого – главный образовательный механизм не только НГ-задач, но и самих Летних Школ. Поэтому первый принцип: взрослый должен принять задачу как вызов для себя, прежде всего. Не для подопечных, а для себя.
2. Совместность.
Задача решается группой. Это может быть группа школьников и взрослый; группа школьников и координатор чуть постарше, или группа взрослых с координатором взрослым. Никто из членов группы не знает решения, поэтому разворачивается мощное коллективное мышление.
3. Задача исследует понятие на его границе.
Дети живут в мире, который давно устроен не ими. Поэтому основания ключевых понятий скрыты для школьника. Почему и зачем возник язык? Как относится математика с другими науками? Почему скорость измеряют именно так? Зачем создаются законы, правила, нормы? Как связаны культура и лично я? Ответы в обычной жизни остаются поверхностными, потому что школьник не создавал ни науку, ни понятие, ни мир. Мы удивляемся тому, что школьные отличники демонстрируют непонимание сути основных математических объектов. Например, не могут «Построить геометрию без точек» или «Построить мир на системе пересекающихся прямых». Сразу оказывается, что точка имеет толщину – только очень маленькую. А если от отрезка убрать крайние точки, то опять получится отрезок, только короче. А понятие интеграла в математике введено непонятно зачем.
НГ- задачи строятся так, чтобы понятие было выведено в непривычную для него область или даже невозможную. Чтобы шаблоны решения перестали работать. Тогда на границе своего существования понятие начинает проявлять самые сущностные свойства.
4. Задачи требуют полагания (построения Мира).
Большая часть ноогеновских задач начинается со слов «построить мир» или «построить науку», «создать некий объект». Важно, что мы строим мир почти с нуля. Это позволяет инициировать творчество, которое невозможно в уже сильно определённом мире взрослых. Здесь уместна фраза «Да будет так». И дальнейшая ответственность за сказанное, ибо созданный мир должен жить сам – по тем законам, которые ты заложил. Мир может оказаться бедным и пустым, а может богатым и интересным.
5. Задача имеет множество решений (множество Миров).
Этот тезис продолжает предыдущий. Ибо установка на один правильный ответ также исключает творчество. Вариативность, жизнь, решений – важное осознание в становлении творца.
Классификация ноогеновских задач:
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.
Д. Дьюи
1. Задачи, построенные по принципу онтологической редукции, т.е. путем выбрасывания из «мира» каких-то важных деталей. Например, устранения одного измерения − «Мир плоскотиков» (мир, не имеющий толщины).
2. Задачи, построенные по принципу онтологической индукции, т.е. путем привнесения в «мир» новых свойств или отношений. Например: «…события не зависят от времени».
3. Задачи, построенные путем столкновения несовместимых онтологических оснований. Например, «Построить мир, в котором чудеса закономерны».
4. Задачи, которые требуют построения известного предмета на необычном материале: «Построить математику человеческих отношений».
5. Задачи на построение необычного предмета, например, «Хронономики».
Примеры классических ноогеновских задач:
1. Построить мир плоских существ, живущих на плоскости (не имеющих толщины), у которых невозможны наслоения, а в остальном всё как у нас.
2. Построить геометрию с постоянной площадью и меняющейся формой.
3. Построить мир чудес (в котором чудеса закономерны).
4. Построить мир, где нет чисел, но есть высокоразвитая цивилизация.
5. Построить мир без педагогики.
6. Построить мир с дробной плавно меняющейся размерностью пространства и показать, (или опровергнуть), что размерность является оптимальной для жизни. Построить школу разучивания.
7. Построить мир, в котором возник язык без существительных, создать произведения литературы этого мира.
8. Построить кинематику в мире без размерности.
9. Построить математику точек зрения.
10. Зарисовать (сделать пиктограмму) анекдот так, чтобы его смогли понять и посмеяться даже инопланетяне. Какими должны быть инопланетяне, чтобы понять пиктограмму?
Необычность и парадоксальность формулировки притягивает к себе, пробуждает любопытство и желание разобраться с предложенным материалом. Поверхностное рассмотрение задачи не позволяет получить хоть какой-нибудь положительный ответ. Прежде всего, хочется сказать - «Так не бывает!». Но в последующем, если удается удержаться в задаче, начинают приходить изобретательские мысли типа: «А что если допустить, что…». Приходится разбираться с происхождением привычных слов, терминов и понятий, с их смыслом и значением, с тем, какую роль они играют в языке, предмете и в жизни. Т.е. заниматься распредмечиванием всего того, что попадает в пространство ноогеновской задачи.
Решение «ноогеновской задачи» включает в себя несколько процедур:
Ø Во-первых, организуется работа малых разновозрастных групп. В них участникам решения удается испробовать разные роли: координатора групповой работы, генератора идей, оформителя гипотез, критика, транслятора. Опираясь как на имеющиеся в активном запасе знания, так и на свой жизненный опыт и фантазию, участники группы оказываются равны перед задачей, несмотря на разницу в возрасте. Общий интерес к непривычному создаёт дополнительную мотивацию. Все участники захвачены поисками решений того, что невозможно – поисками тех условий, которые снимут противоречие, непременное присутствующее в задаче. Работая над решением задачи, юные исследователи оказываются способны слышать друг друга, стремиться к безупречному решению, работать в команде и чувствовать ответственность за то абстрактное, что появляется на свет прямо на глазах.
Ø Затем происходит обсуждение докладов групп и их критика. Участники осваивают способы работы эксперта. Выявляют основное содержание выступления, проблематизируют его, выявляют логические нестыковки и упущения.
Ø Итоговый этап − рефлексия групповой работы, направленная на уяснение ситуации каждого участника группы, на поиск вариантов того, как можно было бы избежать выявленных слабых сторон в организации общей интеллектуальной работы.
Таким образом, решение НГ- задачи предоставляет обычному ребёнку крайне редкую в его возрасте возможность убедиться в осмысленности его повседневной учебной деятельности. Старинный принцип «не для школы, но для жизни мы учимся» нарушается каждодневно. Дети учатся, учатся, учатся, но в течение одиннадцати лет обучения им почти не представляется шансов свои знания использовать. Есть, правда, далёкая цель − выпускные экзамены, ЕГЭ – но, как показывает практика, всё это весьма слабо вдохновляет большинство учеников на учебные свершения.
На уроках и во внеурочное время НГ-технология позволяет разрешать любые проблемные ситуации и находить множество решений, в которые включаются не только дети, но и взрослые. В результате кропотливой работы получаются разнообразные решения. Мы пытаемся доказать, что возможно существование мира без чисел, создаём планеты « Плостиков», знакомимся с мирами, где нет слова «нет», где не существует слов « не буду и не хочу». Результатами нашей творческой работы являются коллективные творческие работы, выполненные с детьми из различных природных материалов, пластилина, бумаги; выпуски классных журналов со стихами и сочинениями. Но, всё же, главный результат работы - детская мотивация, сотрудничество со всем образовательным пространством школы, привлечение к совместному творчеству родительского коллектива, рождение в совместной деятельности всех участников образовательных отношений некоторой новой позитивной ценности в виде результата (продукта) совместно решенной задачи и присвоение результатов этого решения обучающимися.
Наиболее продуктивными формами работы над Ноогеновскими задачами, учитывая возрастные особенности младших школьников, являются организационно - деятельностные игры (ОДИ). Особенность этой работы − интенсивная коллективная коммуникация, обеспечивающая проблематизацию и включение участников ОДИ в необходимость мышления.
Детей увлекает работа над решением поставленных «несуществующих» проблем; им удается испробовать разные роли: координатора групповой работы, генератора идей, оформителя гипотез, критика, транслятора. Опираясь как на имеющиеся в активном запасе знания, так и на свой жизненный опыт и фантазию, обучающиеся оказываются равны перед задачей. Общий интерес к непривычному создаёт дополнительную мотивацию. Все дети охвачены поиском решений того, что невозможно. Работая над решением задачи, дети оказываются способны слышать друг друга, стремиться к общему решению, работать в команде и чувствовать ответственность за то, что появляется на свет прямо на их глазах.
Хочется отметить и то, насколько НооГен сближает родителей и детей. Совместное решение ноогеновских задач оказывается той деятельностью, в которой и дети и взрослые познают радость совместного творческого поиска и открытия.
Внедряя в образовательную деятельность технологию решению ноогеновских, каждому можно увидеть, что эта технология позволяет сформировать новый стиль поведения, новые способы реакции моих учеников на окружающих: дети участвуют в спорах и обсуждениях, каждому ученику даётся свобода творчества, не высмеиваются и не обсуждаются его неудачи и ошибки, а новое сообщество, в которое он попадает при работе, стремится выявить творческий потенциал каждого участника образовательного события. Здесь каждый способен проявлять себя как творческая личность - писать стихи, рисовать, лепить, клеить, танцевать, петь... и каждый ребёнок начинает понимать, что он всё это может!
Но сегодня существует и ряд проблем, среди которых следует отметить нехватку времени в рамках урочной деятельности для решения задач НооГена.
Поэтому, я стремлюсь включать решение задач как в урочную деятельность, так во внеурочную деятельность. Хочется расширить сферу сотрудничества в части использования педагогической технологии НооГген: привлечь к работе с классом образовательное пространство микрорайона: городские библиотеки, квартальные клубы, спортивные учреждения.
Отдельное направление использования педагогической технологии – это НооГен в воспитательной системе класса. Реализация подобного проекта в воспитательной работе с классом позволит мне сделать образовательное и воспитательное пространство общим полем совместной деятельности обучающихся, родителей (законных представителей) и меня как классного руководителя. Реализация подобного проекта возможна при соблюдении следующих требований:
Ø Воспитательное пространство проекта должно быть интересным всем его участникам;
Ø Пространство проекта должно показывать практическую значимость знаний, полученных в школе;
Ø Реализация воспитательного проекта должна проходить в различных формах.
Ø Эти требованиям удовлетворяет педагогическая технология НООген, применение которой позволит мне как классному руководителю добиться следующих результатов:
Ø Создание атмосферы взаимопонимания между обучающимися, их родителями (законными представителями) и классным руководителем во внеучебном взаимодействии;
Ø Расширение сферы внеучебного сотрудничества;
Ø Понимания родителями психолого-педагогических проблем собственных детей в деятельностном режиме, однонаправленность усилий школы и родителей по разрешению этих проблем;
Ø Реализации инновационного потенциала проекта.
Таким образом, использование педагогической технологии НооГен даёт возможность каждому ученику крайне редкую в его возрасте возможность - быть полезным в учебной и внеучебной деятельности, оказаться в образовательном пространстве, выстроенном иначе, на новых основаниях, открыть для себя радость познания новых горизонтов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.