Нормативно-правовая база организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса в начальной школе
Оценка 4.6

Нормативно-правовая база организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса в начальной школе

Оценка 4.6
docx
14.07.2020
Нормативно-правовая база организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса в начальной школе
Нормативно-правовая база организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса.docx

Нормативно-правовая база организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса в начальной школе:

 

Название документа

Направление деятельности, регламентируемое документом

Основные положения документа

1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018)

 

Глава 12. Управление системой образования. Государственная

Регламентация образовательной деятельности.

Статья 89. Управление системой образования

2. Управление системой образования включает в себя:

4) проведение мониторинга в системе образования;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

Глава 12.

Статья 95. Независимая оценка качества образования

 

 

 

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

 

 

 

Глава 12. Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

 

2. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся

4. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов

6. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации

14. Руководители государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, в соответствии с трудовым законодательством.

 

 

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

 4. Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. 5. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 6. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

 

1.                     Подготовить пакет методик оценки качества образовательного процесса в начальной школе (не менее трех методик).

Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введение Федерального государственного стандарта (далее ФГОС) изменило процедуру оценки качества общего образования, сложившуюся в практике российской школы.

Качество общего образования рассматривается в настоящее время как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия Федеральному Государственному Образовательному Стандарту и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения образовательных программ, которые учитывают интересы и запросы учащихся и их родителей (законных представителей), создает условия для проектирования новых процедур оценки качества общего образования.

В настоящее время разработана Единая система оценки качества общего образования (далее –ЕСОКО), которая должна давать полное представление о качестве образования в стране. В структуре ЕСОКО, наряду с национальными экзаменами (ОГЭ,ЕГЭ), вошли всероссийские проверочные работы (ВПР), общероссийские (Национальные исследования качества образования) и международные мониторинги.

Особое место в системе оценки качества образования занимает процедура внутриклассного (внутришкольного) оценивания. Внутриклассное (внутришкольное ) оценивание дает возможность учитывать потребности физического лица (учащегося, его родителей или законных представителей), в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, а также формировать представление о прогрессе учащихся.

В соответствии с ФГОС начального общего образования (2009г.) в период обучения в начальной школе осуществляется:

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планированть свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные,регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В качестве такой формы внутриклассного контроля предлагается регулярно проводить учителем педагогические диагностики.

Педагогическая диагностика- это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия (т. е. проверки и оценки). Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение», является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности. Осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности универсальных учебных действий учащихся. Результаты обучения зависят также и от квалифицированности педагога, поэтому метод педагогической диагностики «проверяет» не только учащихся, но и учителей.

Оценивание в классе и школе должно становиться значимым элементом системы оценки качества потому, что каждая образовательная организация имеет право самостоятельно определять правила оценивания результатов учащихся и выстроить собственный мониторинг качества реализации основной образовательной программы, включая в себя и качество результатов. В соответствии со ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»* к компетенции образовательной организации отнесено осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися, а также хранение в архивах информаций об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях; проведение самообследования, обеспечение фугкционирования внутри систем оценки качества образования (ВСКО).

Педагогическая диагностика изменяет смысл оценивания деятельности ребенка и деятельности учителя: не ради того, чтобы оценить и поставить отметку, а ради того, чтобы понять, каких результатов достиг или не достиг ученик, что нужно изменить в его учебе и работе школы, чтобы ребенок стал успешнее.

Именно оценивание задает систему отношений между детьми и взрослыми, влияет на уклад школьной жизни, может являться сильным стимулом достижений конкретных образовательных результатов или тормозить его.

Наряду с традиционной функцией контроля, педагогическая диагностика носит другую функцию: оценивание является обратной связью, которая дает учителю информацию о том, чему обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные цели; оценивание как новигатор, позволяющий учащимся и их родителям узнать, каких результатов они достигли и что делать в дальнейшем самостоятельной деятельности, работе вместе с классом и учителем.

Современные  тенденции развития практики оценивания достижений обучающихся:

1.                     Приоритет письменной формы оценки знаний над устной.

2.                     Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке.

3.                     Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении.

4.                     Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства.

5.                     Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-бальной шкалы в качестве основы.

Создаваемая система оценки должна иметь банк оценочных материалов, по крайней мере, для ступеней внутреннего контроля: входной контроль, по закреплению материала, четверти/полугодия, на рубеже курсов, при завершении образовательного учреждения. Для каждой ступени следует подготовить материалы, позволяющие оценить уровень сформированности ключевых компетенций, характерных для конкретного уровня контроля.

Для того, чтобы образование могло стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, необходимо: разработать материалы для оценивания общеобразовательного и профильного уровня подготовки с использованием многоуровневой балльной оценки, а также предусмотреть критерии «перевода» полученных результатов в привычные «тройки», «четверки», «пятерки».

В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки обучающихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Обучающийся, в зависимости от своих возможностей, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи обучения на этапе проверки и оценки достижений обучающегося при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.

 

 

Рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (ориентировочно, 100-балльная система) и характеризующая успеваемость и знания обучающихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (урок, четверть, полугодие, год).

 

 

Цель рейтинговой системы в образовательном процессе состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся. Поэтому в основе рейтинговой системы контроля лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучающихся, система поощрения хорошо успевающих обучающихся.

Конечная цель рейтинговой технологии — становление обучающегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью.

 

 

Рейтинговая система оценки знаний позволит решить следующие задачи:

1.   определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

2.   получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

3.   дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и т. п.);

4.   отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;

5.   повысить объективность оценки знаний.

 

 

Отметим функции рейтинговой технологии:

- креативная (формирование творческого потенциала обучающихся);

- стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);

- диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);

- коррекционная (корректировка влияний нововведений на развитие личности обучающихся).

- рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений).

 

 

При разработке оценочной шкалы можно применять следующие виды рейтинга:

- стартовый - это определение начального уровня знаний;

- дисциплинарный – включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;

- текущий – включает оценку работы обучающегося на уроках;

- творческий - это самостоятельная работа во внеурочное время.

 

Например, студенты, набравшие 80 – 100% от максимальной суммы баллов за год могут быть освобождены от итоговой рейтинговой работы. Обучающиеся, зная об этом, будут больше прилагать усилий, стараться, таким образом, будет повышаться мотивация обучающихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышаться качество знаний.

Каждый вид работы должен оцениваться соответствующим количеством баллов. Оценка работы обучающегося за определенный период обучения (урок, четверть, полугодие, год) осуществляется в соответствии с разработанной системой оценок по каждому модулю. Обязательные виды работ (например, изучение теоретического материала, выполнение практических работ, решение задач и т. п.) должны оцениваться большим количеством баллов, чем необязательные (написание рефератов, докладов, участие в конференциях и олимпиадах и т. п.). Дополнительные виды работ позволяют накопить дополнительные баллы и повысить рейтинг обучающегося. Контроль считается пройденным, если обучающийся получает не менее 50% от максимального балла.

    Обработка результата рейтинговой системы оценивания обеспечивает как количественный, так и качественный показатели индивидуальной учебной деятельности обучающегося, позволяет присвоить персональный рейтинг каждому обучающемуся по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

 

 

Подытожим и приведем преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологией контроля):

- стимулирование систематической самостоятельной работы;

- повышение роли состязательности в учебе;

- четкая дифференциация обучающихся в соответствии с их успехами;

- количественная характеристика качества учебной работы;

- фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

- учёт качества и сроков выполнения заданий;

- повышение учебной мотивации.

 

 

Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:

- в росте социальной активности обучающихся;

- в ориентации на успех;

- в повышении адекватности самооценки;

- в укреплении командного духа;

- в осознанности жизненного выбора.

 


 

Нормативно-правовая база организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса в начальной школе: №

Нормативно-правовая база организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса в начальной школе: №

Руководители государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной…

Руководители государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной…

Статья 97. Информационная открытость системы образования

Статья 97. Информационная открытость системы образования

В соответствии с ФГОС начального общего образования (2009г

В соответствии с ФГОС начального общего образования (2009г

Оценивание в классе и школе должно становиться значимым элементом системы оценки качества потому, что каждая образовательная организация имеет право самостоятельно определять правила оценивания результатов учащихся…

Оценивание в классе и школе должно становиться значимым элементом системы оценки качества потому, что каждая образовательная организация имеет право самостоятельно определять правила оценивания результатов учащихся…

Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке

Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке

Конечная цель рейтинговой технологии — становление обучающегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель…

Конечная цель рейтинговой технологии — становление обучающегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель…

Например, студенты, набравшие 80 – 100% от максимальной суммы баллов за год могут быть освобождены от итоговой рейтинговой работы

Например, студенты, набравшие 80 – 100% от максимальной суммы баллов за год могут быть освобождены от итоговой рейтинговой работы

- в осознанности жизненного выбора.

- в осознанности жизненного выбора.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2020