Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школа-интернат»
(ГБОУ НСО «КШИ»)
Выступление на методическом объединении воспитателей
на тему:
" Нормативно-правовая основа деятельности воспитателей в работе с учащимися, находящимися в социально-опасном положении"
Разработка подготовлена
воспитателем
Копыловой А.Г.
Октябрь, 2019г.
Слайд 1
Профессиональная деятельность воспитателя реализована в рамках государственной социальной политики. В нашей школе воспитатель обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка. В его компетенцию, совместно с классным руководителем, входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального, образовательного и воспитательного права ребенка.
Воспитатель способствует развитию социальной политики государства и общественных структур в области детства. Обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы населения. Для более точного определения границ профессиональной компетенции, более полного осуществления своих прав и обязанностей воспитатель должен изучать и использовать нормативно-правовые основы должностного самоопределения.
Нормативное и социально-педагогическое обеспечение воспитательной работы в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.
Слайд 2
Документы законодательного характера.
1. Конвенция ООН «О правах ребенка», одобренная генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
2. Конституция Российской Федерации, принятая на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.
3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г.
4. Закон РФ «Об образовании»
5. Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
Слайд 3
О Конвенции
Давным-давно, в 1945 году, собрались главные люди из разных государств на совет. И вот решили государства объединиться, чтобы все споры и проблемы решать мирно, договариваться, как это делается у культурных людей. Так появилась Организация Объединённых Наций – ООН.
Когда шла война, каждое государство отстаивала свои права. Но ведь самое главное – это права каждого отдельного человека. Самое важное – это его жизнь, здоровье и благополучие. И все государства, входящие в ООН, в 1948году подписали Всеобщую Декларацию прав человека, в которой пообещали друг другу и своим народам сделать всё, чтобы никто не мог нарушить эти права. В Декларации сказано о правах всех людей: мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и атеистов, любой национальности и цвета кожи. И только через 40лет спохватились: есть ещё люди, о которых надо побеспокоиться! Это - дети! Ведь вся жизнь и судьба зависит от взрослых, а они бывают разными. И государство обязано позаботиться о своих маленьких гражданах, помочь родителям в воспитании детей. Поэтому в 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребёнка»
Слайд 4
Международный уровень нормативно-правовых основ работы педагога:
Представлен «Конвенцией ООН о правах ребенка» 1989 года – данный документ охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей.
ЦЕЛЬ Конвенции – максимальная защита интересов ребенка, она призывает создавать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.
Конвенция показывает, что для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей ребенка зависит:
- от здоровой и безопасной окружающей среды
- соответствующего уровня здравоохранения
- обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища.
Отсутствие детской дискриминации – важный принцип Конвенции: дети должны пользоваться своими правами. Она защищает детей от всех форм эксплуатации, признает первостепенную роль семьи в заботе о детях.
Конвенция ввела в официальную лексику понятия ребенок и права ребенка.
Согласно Конвенции права ребенка – это право на выживание, на развитие и защиту.
Ребенок – это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста.
Права детей на получение надлежащего воспитания – одно из важнейших личных неимущественных прав несовершеннолетнего.
Конвенция обозначает перечень направлений, требующих принятия мер по защите прав несовершеннолетних на международном уровне:
- Предоставление гражданства
- Воссоединение с семьей
- Незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы
- Усыновление и опекунство
- Защита детей-беженцев
- Финансовая ответственность родителей за ребенка
- Ликвидация неграмотности
- Предотвращение торговли детьми
- Защита детей в период вооруженных конфликтов
Помимо этого нормативно закреплены права и свободы несовершеннолетних, направленные на обеспечение их надлежащего воспитания:
- руководство со стороны родителей
- неразлучение с родителями
- сохранение индивидуальности
- усыновление и опекунств
Основная идея Конвенции – наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Положения Конвенции сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей:
- выживание
- развитие
- защита
- активное участие в общественной жизни.
Конвенция устанавливает права ребенка:
- активно участвовать в своем собственном развитии
- выражать свои убеждения
- добивать того, чтобы убеждения учитывали при принятии решений, касающихся жизни ребенка.
Конвенция провозглашает равенство прав ребенка независимо от расы, пола, языка, религии и других убеждений, национального, социального происхождения и других обстоятельств.
Конвенция предусматривает социальные права детей-инвалидов (ст.23).
К основным международным договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, можно отнести:
- Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990 г.)
- Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993 г.)
- Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.)
Слайд 5
II. Федеральный уровень можно представить пакетом нормативных документов, где говориться о реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие по направлениям:
- укрепление прав защиты детства
- поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей
- обеспечение безопасности и охрана материнства и детства
- обеспечение воспитания, образования, развития детей
- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Слайд 6
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 года – включает заботу о детях:
- подготовка детей к полноценной жизни в обществе
- развитие у детей общественно значимой и творческой активности
- воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданства.
В данном законе даны такие понятия как:
1. дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
– т.е. дети оставшиеся без попечения родителей
– дети-инвалиды
– дети, жертвы вооруженных конфликтов
– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
– дети, отбывшие наказания
2. социальная адаптация детей – процесс активного приспособления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, процесс преодоления последствий психологической и моральной травмы.
3. социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения.
4. социальная инфраструктура для детей – система объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей, образования, воспитания и развития детей.
Законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ основывается на Конституции РФ, в также иных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ:
1. Законодательные гарантии прав ребенка в РФ
2. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов
3. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.
4. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.
5. Обеспечение прав ребенка на охрану здоровья
6. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости
7. Защита прав детей на отдых и оздоровление
8. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальных инфраструктур для детей
9. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, носящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
10. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.
В законе уточнены такие понятия:
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- безнадзорный – контроль за поведение ребенка со стороны родителей отсутствует
- беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства
- несовершеннолетний и семья , находящиеся в социально опасном положении.
Обозначены категории лиц, по отношению к которым проводится индивидуальная профилактическая работа.
Основные задачи закона:
1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних
2. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних
3. выявление и перечисление случаев вовлечения несовершеннолетних в преступные и антиобщественные действия.
Деятельность воспитателя основана на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав несовершеннолетних.
Слайд 7
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании»
Воспитатель может следующим образом участвовать в защите прав ребенка на образование:
1. Организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанную с реализацией права на образование:
- имеет ли право ребенок потребовать оценку качества обучения, воспитания, которое он получает в школе,
- могут ли учащиеся подавать жалобы на работу школы.
Данные и подобные вопросы достаточно подробно регламентированы в ФЗ РФ «Об основных гарантиях».
2. Продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программу правового просвещения.
3. Выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правом ребенка в сфере образования.
Слайд 8
Достаточно сложным направлением является работа воспитателя с детьми «группы риска», в отношении которых может быть принято решение о помещении их на определенный срок в открытые или закрытые специальные учреждения системы образования. В подготовке решения и подборе необходимых документов на несовершеннолетнего воспитатель играет активную роль.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.