Новгородская республика
Оценка 4.9

Новгородская республика

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
6 кл
19.11.2022
Новгородская республика
новгородская республика.docx

Тема урока: Новгородская республика   6  класс

                                               Эпиграф:    Город древний, город славный,

                                                                  Страж границы православной,

                                                                  Здесь исток души славян

                                                                  И свободы россиян.

 

Цели и задачи: познакомить учащихся с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики; оценить особенности жизни новгородцев; характеризовать культуру Новгородской земли.

Выяснить, в чем отличия Новгородской земли от других русских княжеств.

Задачи:

Ø образовательные –определить географическое положение Новгородского княжества; определить связь между географическим положением княжества и его политическим развитием; выяснить, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика; дать понятие республика, узнать о деятельности новгородского вече, правах и обязанностях в Новгородской республике, особенностях его управления, роли князя;

Ø развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, развивать навыки работы с картой, документами;  развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного;

Ø воспитательные - развитие культуры командной работы; выработка нравственных ценностей во время урока.

Планируемые результаты: 

предметные: характеризовать социально-экономическое положение Новгородской республики; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

метапредметные УУД - коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

 регулятивные:  составлять план действий; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения;;

 познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения учебных задач;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России.

Оборудование: учебник, видеоматериал.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке мы познакомились с историей возникновения и развития Владимиро-Суздальского княжества, его правителями. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Задания

1. Приведите доказательства того, что Владимиро-Суздальское княжество стало в XII в. наиболее могущественным на Руси.

2. Какие товары, ввозили во Владимиро-Суздальскую землю и вывозили из нее.

3.Сравнительная таблица Владимиро – Суздальского и Новгородского княжеств. (Заполните таблицу по Владимиро-Суздальскому княжеству).

Урок истории «Главные политические центры Руси (Владимиро-Суздальское  княжество)» > Образование и ВПР 

Тема нашего урока «Новгородская республика».

Смотрим на карту и ищем самое большое княжество.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

План урока

1. Территория Новгородской земли.

2. Занятия новгородцев.

3. Основные категории населения Новгорода.

4. Политические особенности Новгородской земли.

5. Культура Новгородской земли.

Проблемный вопрос:

— Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?

-В ходе урока следует заполнить остальную часть таблицы.

 

III. Введение в новый материал

Однажды купец Садко похвастался на пиру, что скупит все товары в городе — «худые и добрые». Два дня он скупал все товары, а на третий признался, что это невозможно: «Не я, видно, купец богат новгородский — побогаче меня славный Новгород». Действительно, Новгород славился своим богатством. Давайте совершим виртуальную экскурсию в далекое прошлое и поближе познакомимся с Новгородской республикой.

 Видеоматериал о древнем Новгороде.

 

IV. Работа по теме урока

1. Территория Новгородской земли

— Изучите п. 1 и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу:

-Каковы особенности территории и природных условий края?

— Назовите основные занятия жителей Новгородской земли.

 

— Какие культуры выращивали земледельцы в Новгородском крае? Сравните их с культурами, выращиваемыми во Владимиро-Суздальской княжестве.

— Какие изделия новгородских ремесленников славились по всей Руси?

— С какими странами торговали жители Новгорода?

— Какие товары ввозились в Новгородскую землю?

Делаем выводы.

2. Основные категории населения Новгорода

Представьте, что мы совершаем прогулку по улицам Господина Великого Новгорода. Один из новгородцев пояснил нам, что все население города делится на «лучших» и «меньших».

Смотрим  слайды картин А.М. Васнецова и других художников, обращавшихся в своем творчестве к истории Новгородской земли.

— делимся на  группы и выполняем задание.

Первая группа рассказывает о жизни и быте «лучших людей» — бояр.

Вторая группа представляет зарисовку о жизни и быте «лучших людей» — гостей (торговых людей).

Третья группа рассказывает о жизни и быте «меньших людей» — ремесленников.

Четвертая группа повествует жизни и быте «меньших людей» — земледельцев, охотников.

Делаем выводы по выполненным заданиям.

 

3. Политические особенности Новгородской земли

— Изучите п. 4 § 14 учебника и ответьте на вопросы .

(Проверка выполнения задания.)

Выступление учителя.

Вечевой колокол — символ Новгородской вольницы. Первые русские историки представляли вече как собрание всех взрослых мужчин, «сонмище людское». Со временем ученых стали посещать сомнения. Ведь в период расцвета в Новгороде проживало около 30 тыс. человек. Из них взрослых мужчин — не менее 4—5 тыс. Сколько же людей на самом деле входило в состав веча? Немецкие послы сообщали, что городом управляют «триста золотых поясов».

Разрешить загадку удалось известному археологу Валентину Лаврентьевичу Янину. Опираясь на письменные источники (русские летописцы указывали, что вече чаще всего созывалось на Ярославовом дворище), группа археологов во главе с Яниным, исследовала часть города, где предположительно проходило народное собрание. А потом был проведен эксперимент. На площади поставили скамьи. На них сели участники археологической экспедиции и студенты новгородских вузов. Оказалось, что вечевая площадь вмещала от 300 до 400 человек. Число совпало с сообщением немецких дипломатов о «трехстах золотых поясах». Но к каким группам населения относились эти люди?

Во время раскопок выяснилось: на территории города располагалось около 300 боярских усадеб. Совпадение вряд ли случайно. Янин предположил, что древние новгородские землевладельцы и предприниматели — бояре — как раз и составляли вече: именно в их руках сосредоточивалась власть.

А как же шумные собрания, гомон толпы, столкновения на мосту? Неужели только фантазия летописца? Когда обсуждались особо значимые вопросы, бояре приводили своих работников, которые заполняли ближайшие улицы и криками поддерживали хозяев.

Работаем с документом.

Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Вече

По происхождению своему новгородское вече было городским собранием... Оно не было постоянно действующим учреждением, созывалось, только когда являлась в нем надобность. Вече собиралось по звону вечевого колокола... обыкновенно на площади, называвшейся Ярославовым двором. Вече не было по составу своему представительным учреждением, не состояло из депутатов: на вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Вече обыкновенно состояло из граждан одного старшего города; но иногда на нем являлись и жители младших городов земли, впрочем, только двух, Ладоги и Пскова.

Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т.п.

На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством.

Вопросы и задания к документу

1. Что такое вече? Кто участвовал в вече?

2. Какие вопросы обсуждались на новгородском вече?

З. Как принимались решения? Согласны ли вы с подобным путем принятия решений? Свой ответ поясните.

 

— Как вы думаете, чем республиканская форма правления отличается от управления в северо-восточных землях. Политический строй Новгородской земли представляем графически. (В тетрадях)

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51ddec018dc/1070467_1.jpeg

 

 

5. Культура Новгородской земли

Знакомясь с историей Владимиро-Суздальского княжества, мы убедились в неповторимости его культуры.

— Работая с п. 5 § 14 учебника и иллюстративным материалом, ответьте на два последние вопроса на с. 121.

(Проверка выполнения задания.)

 

V. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Выполните тесты.

(Проверка выполнения задания.)

 

VI. Рефлексия

Предлагаю вам оценить изученный материал, ответив на вопросы.

— Интересно ли было вам на нашем уроке?

— Хотите ли вы узнать что-нибудь еще о Новгородской республике?

— Какие вопросы показались вам наиболее интересными? Наименее?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы на уроке. Оценки)

 

VII. Домашнее задание

1.§ 14 ,написать сочинение на тему «Новгород глазами иностранного купца»


 

Тема урока: Новгородская республика 6 класс

Тема урока: Новгородская республика 6 класс

УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории

УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории

Тема нашего урока «Новгородская республика»

Тема нашего урока «Новгородская республика»

Какие культуры выращивали земледельцы в

Какие культуры выращивали земледельцы в

Разрешить загадку удалось известному археологу

Разрешить загадку удалось известному археологу

Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством

Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством

V. Подведение итогов урока Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал

V. Подведение итогов урока Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022