Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
имени Героя Советского Союза П.М. Однобокова города Георгиевска»
Окружной семинар «Современные технологии на уроке физической культуры – слагаемые профессионального успеха».
Доклад на тему:
«Новое поколение выбирает новые методы работы в физическом воспитании.
Использование компьютерных технологий во внеурочной деятельности и пропаганде ЗОЖ.»
Автор: Вакуленко Ольга Юрьевна
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 3
им. П.М. Однобокова г. Георгиевска
2020 год
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИКТ в школах – процесс объективный и вполне закономерный. За последнее время произошли большие изменения во внедрение информационных технологий в жизни общества. Основой развития любого процесса является информация. Особенностью развития общества в информационный век является нарастающий, часто хаотичный поток информации, управлять которым, а тем более перерабатывать и принимать решения становится все труднее.
Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИКТ во внеурочное время по физической культуре?
Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер и физкультура”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без информационных технологий невозможно обойтись.
Соединение образования с информационными - коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств, среди которых-активизация аналитической деятельности обучаемых.
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулирует личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстрированный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Подробнее остановимся на вопросе использование ИКТ во внеурочное время. Наши ученики ежегодно участвуют в олимпиадах по физической культуре, принимают участие в соревнованиях по легкой атлетики, в школьных мероприятиях и сдачам норм ГТО, а также в играх: волейбол, баскетбол, футбол. Каждый вид спорта или мероприятие по физической культуре включает большой объём теоретического и практического материала, на который выделяется минимальное количество часов, вот здесь применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения — это повышения уровня знаний. Специфика каждого вида спорта разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к подготовки учащихся, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, как ИКТ, которые позволили бы каждому ученику проявить своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность обучающегося.
По подготовке к соревнованиям по физической культуре применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном виде спорта. С помощью маркера на доске во время показов слайдов можно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища. Как результат – возможен разбор ошибок и нарушений правил игры. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног.
Однако, Интернет – ресурсы не являются основополагающими стандартами, а полное освоение и коррекция навыков возможна лишь при видении собственных ошибок и погрешностей. В связи с этим, можно провести цифровую видеосъемку штрафных бросков, бросков по корзине с различных позиций при обучении учащихся игре в баскетбол. При обучении игры в волейбол проводится съемка подач мяча, приема и передач. Затем параллельный просмотр образцов с учебного диска и собственных съемок в замедленном режиме. При таком анализе проводится разбор ошибок и неточностей с одновременной коррекцией. Причем, самооценка формируется адекватная. Большое значение видеосъемка имеет при обучении гимнастическим элементам: стойка на руках и голове, мостик, различные кувырки. Учащиеся не могут увидеть себя со стороны, увидеть свои ошибки и недочеты, а при просмотре видеозаписи, ученики намного быстрее исправляют свои ошибки. Обучение сложным элементам дается при такой системе детям намного быстрее и эффективнее. Использование тестирующих компьютерных программ при подготовке к олимпиаде по предмету “физическая культура” позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Выигрывает от этого не только учитель, такая компьютерная программа полезна, прежде всего, ученикам.
Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден. Это способствует быстрому пониманию поставленных задач и освоению учебного материала. Учащиеся с удовольствием смотрят и более продуктивно усваивают теоретическую и практическую часть техники и тактики упражнений и комбинаций в играх, а получение знаний и двигательных навыков становиться интенсивнее и многообразнее.
Я провела анализ за 2018-2019 учебный год, согласно плану спортивно - массовых мероприятий школы100% моих обучающихся приняли участия в этих мероприятиях (спортивные соревнования и спортивные праздники, олимпийские игры). В течение учебного года школа являлась активным участником различных городских спортивных игр и соревнований.
- турнир по стрит болу, 2 место.
- легкоатлетический кросс «Золотая осень», командное 4 место
- детская спартакиада, 5 классы.
- Футбол «Кожаный мяч» 1 место в возрастной группе 2006-2007г.р.
- городские соревнования по баскетболу (юноши), командное 1 место,
-Всероссийский турнир по баскетболу «ЛОКОБАСКЕТ – ШКОЛЬНАЯ ЛИГА» 3 место.
- Шиповка юных младшая группа, командное 3 место.
- Олимпиада по ФК, 1 место Агасян А. ученик 11 Б класса.
А также школа являлась активным участником в фестивалях ГТО (готов к труду и обороне).
Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач.
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
– повышение эффективности и качества процесса обучения;
– повышение активности познавательной деятельности;
– углубление меж предметных связей;
– увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
– эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала, такие как электронные презентации, тесты, участие в дистанционных конкурсах по физической культуре.
Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры нашей школы является повышение достижений учащихся через использование информационных технологий во внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.
В заключении хочу сказать, что в результате применения ИКТ в нашей школе – значительно повысился интерес педагогов и детей в использовании новых технологий. Видя результаты своих достижений у детей возросла заинтересованность в конкурсах, в спортивных мероприятиях и введению здорового образа жизни. Я считаю, что при организации внеклассных занятий необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.