НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Оценка 4.8

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Оценка 4.8
docx
география
31.07.2020
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Примеры применения на уроках географии и использование различных современных технологий обучения.
Новые педагогические технологии в обучении географии.docx

Новые педагогические технологии в обучении географии

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

¾         технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;

¾         технология личностно – ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно – исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

¾         технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих представленных групп включает несколько технологий обучения.

Рассмотрев различные классификации педагогических технологий к числу новых современных образовательных технологий можно отнести:

¾         развивающее обучение;

¾         проблемное обучение;

¾         разноуровневое обучение;

¾         коллективную систему обучения;

¾         технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

¾         исследовательские методы в обучении;

¾         проектные методы обучения;

¾         технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

¾         обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

¾         информационно-коммуникационные технологии;

¾         здоровьесберегающие технологии и др.

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. На своих уроках географии я использую различные современные технологии обучения. Приведу примеры наиболее известных технологий используемых в обучении географии.

В своей деятельности на уроках применяю технологию интегрированного обучения. Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка.

Тему для проведения интегрированного урока выбираю такую, чтобы была возможность сближения материала двух или трех учебных предмета, чтобы материал одного предмета логично увязывался с материалом другого. Приведу несколько примеров по проведению интегрированных уроков. В 5 классе тема «Географические координаты» сложна для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки, учащиеся ищут соответствие линий координатной плоскости и математической основы карты, сходство в способе определения координат и, тем самым, прослеживают взаимосвязь географии и математики. В ходе урока выполняются учащимися практические задания игрового характера, словарные диктанты. При проведении интегрированного урока все учащиеся получают качественные оценки по математике и географии. Ученики получают возможность применить знания в нестандартной ситуации и узнают, как эти знания можно применить в жизни.

Аналогичного типа интегрированный урок провожу по теме «Масштаб». Ученики не только  закрепляют и углубляют свои знания, но и  практически их применяют на уроке. В заданном масштабе девочки делают выкройку фартука, мальчики по чертежу в заданном масштабе делают разметку на деревянной заготовке для урока технологии.

В 5 классе по темам «Эпоха Великих географических открытий» создаются благоприятные возможности для интегрирования географии и истории. Интегрированные уроки носят проблемный характер, что повышает мотивацию учеников, интерес.

Итак, интегрирование в преподавании географии способствует расширению и углублению знаний. Повышает активность, интерес учащихся к предмету, нацеливает на практическое использование знаний сегодня и в перспективе.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технология формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации, её синтеза и присвоения.

На уроках географии рационально использовать данную технологию можно при изучении больших, сложных текстов учебника и дополнительной литературы. Технология научит учащихся использовать информацию текста избирательно и критически, что очень важно при возможности использовать сведения, взятые из Интернета.

Структура данной педагогической технологии стройна и логична, так как  её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Основа технологии  –  построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.

Первая стадия урока – вызов. Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Определяются цели чтения или исследования текста.

Вторая стадия урока – осмысление. Непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным для достижения нового понимания.

Третья стадия урока – рефлексия. Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Формируются навыки анализа, творческого переосмысления информации.

Каждой стадии технологии критического мышления соответствуют определённые приёмы:

Стадии урока

Приёмы, используемые на стадии урока

Осмысление

Рефлексия

Вызов

Бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, «мозговой штурм»

Бортовой журнал, взаимообучение, «лови ошибку», маркировка текста, составление кластера

Бортовой журнал, синквэйн

Для того чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, в работе применяются творческие задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе,  ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление. Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.

Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ. Учащихся привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными  источниками знаний.

Игры на уроках повторения и обобщения знаний. В настоящее время перед  школой стоит большая задача – формирование различных практических навыков, которые человеку нужны сегодня и в будущей жизни. На уроках географии значительное внимание уделяется развитию практических навыков учащихся. Одни навыки формирую для закрепления и понимания теоретических вопросов, другие для дальнейшей практической жизни, третьи для формирования географической  культуры. Через практические навыки работы с источниками географических  знаний, с инструментами на местности удается успешно решать проблему повышения активизации учащихся.

На каждом уроке учащиеся работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, контурными картами. На  уроке ученики сравнивают отдельные объекты, описывают их по типовым планам, обучаются приемам заучивания номенклатуры карты, находят закономерности явлений, сопоставляют несколько карт в целях получения ответа на поставленный  проблемный вопрос, определяют координаты, делают измерения расстояний и т.д. Перед выполнением  каждой работы знакомлю учащихся с инструкцией по выполнению задания.

При сопоставлении нескольких карт учащиеся учатся находить ответ на поставленный вопрос. Например, учащимся предлагаю сопоставить карту строения земной коры и физическую карту Евразии. Задаю вопрос: почему  горные области Евразии находятся на востоке и юге материка? Учащиеся отвечают, что горные хребты формируются  на стыке Тихоокеанской и Евразийской плит и Евразийской с Африкано-Аравийской.

Учащиеся сопоставляют карты климатическую и физическую России и думают о причинах самой низкой температуры воды в  Восточно-Сибирском море. Задания составляю такие, чтобы постоянно поддерживался интерес к географии. Например, на  этом острове находится лес с координатами 19º ю.ш и 47º в.д, где живут самые маленькие обезьяны, размеры их тела 12  сантиметров. Как называется этот остров?

Обращаю внимание на такие виды работ  как чтение топографической карты, определение направлений и измерение расстояний по карте при помощи масштаба и градусной сетки, откладывание расстояний в масштабе, определение координат точки.

Очень активно работают ученики при проведении практических работ с использованием  компаса по измерению расстояний и азимутов, съемке местности.

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

  1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

  2) опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

  3) творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

  4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации.

 Проблемное обучение реализуется  в проблемном изложении,  в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

  На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических  рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того,  чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое – либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Развитие земной коры» в 7 классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».

Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в 6 классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.

Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Население Земли» в 7 классе обобщаются знания о народах, языках и религиях. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера:

1. Составить схему «Народы».

2. Привести примеры языковых групп.

3. Предложить свой вариант решения «Самые многонаселенные страны мира».

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий крупнейших городов мира.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе  при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры  (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по – разному  широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.

На своих уроках  по  технологии ИКТ я применяю:

¾          уроки-презентации;

¾          уроки с использованием учебника мультимедиа;

¾          уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий».

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной – схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д.

Слайдовые презентации предоставляют новые возможности  для творческого развития учеников  и учителя. Знакомство учащихся с презентациями начинаем с первого года обучения, 5 класса, совершенствуя их в последующие годы, так предлагается изучение темы «Абсолютная и относительная высота». Включение презентаций происходит  фрагментарно на разных этапах урока.

Учащимся 7 классов предлагается самим создавать презентации по желанию на заданную тему. Например, в 8 классе при изучении темы «Современные географические исследования», учащиеся готовят презентацию «Исследователи природы родного края».

Наиболее активно используются презентации в 10-11 классе. Каждый учащийся готовит презентацию по следующим требованиям: содержание (общие сведения о стране, население, хозяйство), использование современной информации, ограниченный регламент (7-10 минут), демонстрация сопровождается рассказом.

Использование презентаций помогает образно представить информацию, даёт возможность использовать современную информацию. Презентацию всегда можно остановить на любом слайде, обсудить информацию, проанализировать материал, сделать собственные выводы. Презентация – неотъемлемая часть научно-практических конференций и различных конкурсов. Создавая презентации, ученики приобретают межпредметные умения поиска и отбора информации, занимают активную позицию в обучении и приобретают опыт публичного выступления.

В процессе обучения географии  применяю  технологию  листов опорных сигналов (логических опорных конспектов – ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

Для того чтобы научить учащихся работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Над этим начинаем работать в 5 классе. Работая с текстом учебника,  уделяется время на отработку навыков умения: выделять ключевые слова, главную мысль, затем заносить данные в таблицу. Так мы не только учимся работать с текстом учебника, мы учимся правильно составлять и оформлять таблицу.

В курсе 6 класса, используются готовые опорные конспекты, которые  составлены учителем и предлагается учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая количество часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например, по теме «Ветер» – бриз, муссоны и др.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.

В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Промешенные узлы»  в курсе «Социально - экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по теме «Экономическое районирование». Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным.

Уже на протяжении многих лет использование в преподавании географии ЛОС и ЛОК показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Проект – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности».

Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Цель проектно – исследовательской деятельности на уроке – формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию.

Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:

¾    обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;

¾    формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности;

¾    формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.

Результатом выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

На заключительном этапе проектной деятельности ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Применение метода проектов на уроке географии хороший способ развития коммуникативных умений школьников.

При  организации проектной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности учащихся среднего школьного возраста. А именно: темы ученических работ выбираются из содержания учебного предмета или близкие к нему; проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Например, в 6 классе выбрана темы проектов: «Работа с графическими и статистическими данными основных показателей энергоресурсов и состояния атмосферы г. Стаханова», «План школьного двора» (съёмка местности), составление географического рассказа с использованием ключевых слов по теме.

В 7-8 классе, в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Например, здесь можно выбрать следующие темы проектов: «Туристический проспект (памятка): Путешествие по Австралии»; «Коллаж Африки. (население, растительный и  животный мир Африки)»; буклет «Народный календарь».

 В 9-11 классах метод проектов – это самостоятельное практическое владение технологией исследования, которое должно достигаться к концу 9 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение исследований в 11 классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как проектирование с последующей защитой результатов в качестве конкурсной работы.


 

Новые педагогические технологии в обучении географии

Новые педагогические технологии в обучении географии

Приведу несколько примеров по проведению интегрированных уроков

Приведу несколько примеров по проведению интегрированных уроков

Первая стадия урока – вызов. Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, создать ассоциации по изучаемому вопросу

Первая стадия урока – вызов. Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, создать ассоциации по изучаемому вопросу

На каждом уроке учащиеся работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, контурными картами

На каждом уроке учащиеся работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, контурными картами

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса)

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса)

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов

Схемы связей учителя используют постоянно

Схемы связей учителя используют постоянно

Проект – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта

Проект – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта

А именно: темы ученических работ выбираются из содержания учебного предмета или близкие к нему; проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в…

А именно: темы ученических работ выбираются из содержания учебного предмета или близкие к нему; проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2020