Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Проблема заключается в противоречии между необходимостью оценки достижения планируемых результатов обучения школьников, как отражения требований ФГОС и недостаточной разработанностью методического подхода к оценке образовательных результатов учащихся в аспекте ФГОС. Перед учителями встает ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей − не просто наличия знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Введение федерального государственного стандарта основного общего образования
требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в
частности. Система оценивания занимает особое место. Оценивание рассматривается как
одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе
определяют оценку и отметку.
Проблема заключается в противоречии между необходимостью оценки достижения
планируемых результатов обучения школьников, как отражения требований ФГОС и
недостаточной разработанностью методического подхода к оценке образовательных
результатов учащихся в аспекте ФГОС. Перед учителями встает ряд вопросов: как
оценивать достижение новых целей − не просто наличия знания; как оценивать
метапредметные и личностные результаты; как поновому использовать отметки и уровни
достижений, как фиксировать результаты. Объектом оценки предметных результатов
служит способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебнопрактические
задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Методы, формы и средства
оценки предметных результатов. Тестирование, практические работы, творческие работы,
проект, портфолио, самоанализ, самооценка, самоконтроль. Одним из проявлений
уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на
основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого
для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством
обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории
движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и
социальную мотивацию. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать
базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не
достижения. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с
учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового
уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с обучающимися. Система критериального оценивания включает в
себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных
работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в
рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений:
предметных и метапредметных, исключая личностные. Оценивание производиться в
баллах, которые затем переводятся в оценку.
В результате проведенного теоретического анализа литературы, было установлено,
что отличительными особенностями системы оценки в рамках ФГОС являются следующие
компоненты: комплексный подход к оценке результатов образования. Оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования; использование
планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве
содержательной и критериальной базы оценки; уровневый подход к разработке
планируемых результатов, инструментария и представлению данных; использование
накопительной системы оценивания (портфолио),
характеризующей динамику
индивидуальных образовательных достижений. Также было определено, что при оценке
планируемых результатов основную ценность представляет не само по себе освоение
системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных
ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебнопознавательных и
учебнопрактических задач.
1