Новые идеи в педагогике (начальная школа)
Оценка 4.7

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
doc
чтение
1 кл—4 кл
25.02.2019
Новые идеи в педагогике (начальная школа)
В данной статье особое внимание уделяется формированию ключевых компетентностей , рассматривается многообразие путей и средств по формированию читательской компетентности младших школьников. Необходимо создавать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира. Младший школьник должен научиться не только добывать необходимую информацию, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.
Новые идеи в педагогике. Статья..doc
Новые идеи в педагогике.                        Галимова О.В.,  учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 50» г. Перми                   Современный человек вынужден учиться всю жизнь. Одним из  условий успешного самообразования является сформированность ключевых  компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского  образования. Главное место в списке ключевых компетентностей отведено  читательской компетентности. Содержание образования и дальше будет  меняться. Поэтому так важно вооружить детей умением учиться, а не  информацией, которая в большинстве сотрётся из памяти. Безусловно, это не  означает, что школа не должна формировать знания, но приоритеты должны  быть изменены. Проблемы грамотности, культуры, чтения, образования  являются сегодня существенно значимыми и становятся проблемами, от  которых зависит национальное благополучие. Качество современного  образования на начальной ступени определяется уровнем овладения  обучающимися способностями к самостоятельной деятельности в процессе  учения, в использовании полученных в школе знаний и умений в практической  деятельности и повседневной жизни. Это объясняет своевременность проблемы  формирования у школьников знаний, умений, навыков и способов деятельности,  которые определяют читательскую компетентность как одну из ключевых,  составляющих основу умения учиться. Развитие таких личностных качеств как  способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации ­ одна из  особенностей стандарта нового поколения.   В настоящее время все более актуальным становится использование методов и  приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,  собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и  умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений  и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать  такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам  познания окружающего мира.          Младший школьник должен научиться  не только добывать необходимую  информацию, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.        Педагогами  нашей школы накоплен определенный опыт по формированию  читательской компетентности учащихся на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.  Среди многообразия путей и средств по формированию читательской  компетентности наиболее значимые для младших школьников:  увлеченное  преподавание;  новизна учебного материала;  использование  инновационных форм и методов обучения;  создание ситуации успеха на уроке.                   Эти средства находят свою реализацию  при внедрении в процесс  обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. 1 На наш взгляд, с  помощью нетрадиционных  приемов работы с текстом  возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс  учения развивающей средой. Те приёмы учебной  работы, которые  нами используются, являются  важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик,  мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные  мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с  текстом  формируют самостоятельность мышления и повышают учебно­ познавательный интерес.  В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития  критического мышления.  Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного  урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной  новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или  актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто  иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья  стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка  усвоения.  В своей работе мы используем следующие приемы:  Прием «Чтение с пометами»  Во время чтения текста необходимо попросить учащихся  делать на полях  пометки:  "V" – это я знаю  "+" – это новое для меня "­" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало и др.  Прием «Толстые и тонкие вопросы»  Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие  вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые  вопросы). Толстые вопросы ­ это проблемные вопросы, предполагающие  неоднозначные ответы.   Прием «Чтение с остановками»   содержит все стадии технологии: 1 стадия ­ вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и  информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия ­ осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся  уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что  момент уточнения своего представления (стадия ­ осмысление) одновременно  является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.    Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия ­ рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять  представляет единое целое.  2 Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия,  совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять  связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской  позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и  осмыслению.  Прием  «Ассоциация»  Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:  ­ О чем может пойти речь на уроке?  ­ Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание __? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель  записывает на листе бумаги или доске.   Прием  «Ключевые слова» После объявления темы урока учащимся предлагается составить  предложение или мини­рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем,  определить цели своей дальнейшей  работы.  Прием «Перепутанные логические цепочки»  На доске (на карточке) написаны верные и неправильные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание  правильное  и знак “­” там,  где по их мнению оно неверно.  Прием «Цветопись» Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание  абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать  задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем  объяснить свои рисунки.  Прием « Пятиминутное эссе»                   Этот   вид   письменного   задания   применяется   в   конце   урока  после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Он применяется для того, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».   Пятиминутное эссе ­ это свободное письмо на заданную   тему,   проявление индивидуальности, оригинальность решения проблемы, аргументации.    в   котором   ценится   самостоятельность, Важным  моментом (аспектом) в формировании читательской  компетентности детей является проведение нестандартных уроков:  урок –  сказка, урок – путешествие, урок – исследование, урок – соревнование, урок –  деловая игра, урок – экскурсия… Работа по формированию читательской  компетентности осуществляется   не только   на уроках, но и во внеурочной деятельности  в рамках  образовательных программ:   «Первоклассная газета»:   «Учусь принимать решения». 3 На данных занятиях  дети  учатся эффективно работать с информацией,   приобретают информационные умения, расширяют свой кругозор; учатся быть  инициативными и творческими, практичными и самостоятельными. Широкие возможности для познавательного развития учащихся,  формирования читательской компетентности предоставляет и внеклассная  деятельность:   внеклассные занятия, участие детей в различных познавательных,  творческих конкурсах;  взаимодействие с учреждениями культуры (библиотеки, театры,  музеи…).  работа с родителями (формы работы: коллективная, групповая,  индивидуальная). Несомненно, успех развития читательского интереса у детей зависит от  участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда,  книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать,  перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна  быть создана прежде всего в семье.  Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам  обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей  интерес к чтению. Динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в  формировании читательской компетентности мы отслеживаем через   регулярный мониторинг техники чтения, вовлечение во внеурочную,  внеклассную деятельность («Русский медвежонок», «Почемучка», «Енот»,  «Кенгуру»…); тестовый  мониторинг на соответствие знаний, умений и навыков  обучающихся основным  программным требованиям при работе с текстом в  рамках реализации педагогического проекта по формированию  читательской  грамотности  обучающихся.  Для  внешней  независимой оценки качества  образования нами используется оценка учебных достижений обучающихся  (ООКО ИРО ПК) и  мониторинговые исследования Центра развития молодежи  (г. Екатеринбург  Все работают над формированием читательской  компетентности детей,  по своим критериям отслеживают динамику  уровня  сформированности  читательской компетентности  учащихся…А общей картины нет…  Вот и возникла  необходимость создания  единых критериев оценивания   . уровня  сформированности читательской компетентности младших школьников   В этом учебном году (2015 – 2016 уч. год) учителя начальных классов  приняли участие в реализации педагогического проекта, целью которого   является создание системы мониторинга уровня читательской компетентности  учащихся.  Задачи проекта:   Повышение (сохранение)  качества  обученности  учащихся (при  100% успеваемости; % повышения качества  индивидуален  у  каждого учителя с учетом способностей, возможностей класса); 4  Разработка  единых критериев оценивания уровня  сформированности читательской компетентности детей;  Разработка  и  апробация тестовых заданий с учетом заданных  критериев.           Этапы внедрения проекта: (слайд 15) 1. Аналитический  этап (август – октябрь): начальной школы; • Изучение состояния проблемы в теории и практике  • Систематизация дидактического материала; • Выработка стратегии; • Входной контроль: ­ входная работа; ­ методы опроса (беседы, анкетирование); ­ техника чтения (в начале проекта, в конце каждой  четверти);      2. Внедренческий  этап (ноябрь – май):  • Разработка методов, приёмов совершенствования  • Разработка уроков, занятий, внеклассных  навыка чтения; мероприятий, направленных на формирование  читательской компетентности младших школьников; • Осуществление совместной работы с родителями и  учреждениями культуры.      3.Оценочный  этап (май – июнь): итоги мониторинга на соответствие  основным  программным требованиям при работе с текстом. Планируемые результаты проекта:   Повышение успеваемости и качества знаний;  Повышение уровня читательской компетентности учащихся;  Совершенствование уровня сформированности техники чтения;  Расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития  учащихся;  Применение учащимися активных методов для организации  самостоятельной  познавательной  и творческой деятельности.               В этом учебном году мы только приступили к работе по созданию   системы мониторинга уровня  сформированности  читательской   компетентности младших школьников. Поэтому решили  начать  с  литературного чтения. И наш выбор  не случаен… 5 Именно предмет «Литературное чтение»   является  фундаментом для  всего последующего обучения школьника, способного самостоятельно добывать  знания, обладающего основным умением — умением учиться:  значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует  представление о мире, культуре,  этических понятиях, нравственности;  закладывает основу формирования учебной деятельности – систему  учебно­познавательных мотивов, умение ставить, принимать и  реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно­практические  задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их  результат;   создает условия для успешности обучения по всем предметам.         В конце учебного года будут сделаны определенные выводы и запланирована дальнейшая работа по  разработке  единых критериев оценивания уровня  сформированности читательской компетентности  учащихся по другим  предметам.        Детально  на  единых критериях  оценивания уровня  сформированности   читательской компетентности младших школьников  в рамках педагогического  проекта по литературному чтению  остановятся мои коллеги.                                                          Литература 1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных  классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н.  Светловской. – М.: Просвещение, 1997. 2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в  процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской  области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006. 3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к  урокам  внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6. 4. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.//  Начальная школа. – 2001. – №7.  Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). –  5. С. 8–13. 6.  Загашев И. Как решить любую проблему. – СПб. : прайм­ ЕВРОЗНАК, 2001. – 128 с. – («Школа мастера») 6 7. Загашев И. О., Заир­Бек С. И. Критическое мышление: технология  развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с. 8.  Загашев И. О., Заир­Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей  мыслить критически. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с. 7

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)

Новые идеи в педагогике (начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019