В данной статье особое внимание уделяется формированию ключевых компетентностей , рассматривается многообразие путей и средств по формированию читательской компетентности младших школьников.
Необходимо создавать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира.
Младший школьник должен научиться не только добывать необходимую информацию, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.
Новые идеи в педагогике. Статья..doc
Новые идеи в педагогике.
Галимова О.В., учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 50» г. Перми
Современный человек вынужден учиться всю жизнь. Одним из
условий успешного самообразования является сформированность ключевых
компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского
образования. Главное место в списке ключевых компетентностей отведено
читательской компетентности. Содержание образования и дальше будет
меняться. Поэтому так важно вооружить детей умением учиться, а не
информацией, которая в большинстве сотрётся из памяти. Безусловно, это не
означает, что школа не должна формировать знания, но приоритеты должны
быть изменены. Проблемы грамотности, культуры, чтения, образования
являются сегодня существенно значимыми и становятся проблемами, от
которых зависит национальное благополучие. Качество современного
образования на начальной ступени определяется уровнем овладения
обучающимися способностями к самостоятельной деятельности в процессе
учения, в использовании полученных в школе знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни. Это объясняет своевременность проблемы
формирования у школьников знаний, умений, навыков и способов деятельности,
которые определяют читательскую компетентность как одну из ключевых,
составляющих основу умения учиться. Развитие таких личностных качеств как
способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации одна из
особенностей стандарта нового поколения.
В настоящее время все более актуальным становится использование методов и
приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,
собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений
и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать
такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам
познания окружающего мира.
Младший школьник должен научиться не только добывать необходимую
информацию, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.
Педагогами нашей школы накоплен определенный опыт по формированию
читательской компетентности учащихся на уроках, во внеурочной и внеклассной
деятельности.
Среди многообразия путей и средств по формированию читательской
компетентности наиболее значимые для младших школьников:
увлеченное преподавание;
новизна учебного материала;
использование инновационных форм и методов обучения;
создание ситуации успеха на уроке.
Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс
обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.
1 На наш взгляд, с помощью нетрадиционных приемов работы с текстом
возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс
учения развивающей средой.
Те приёмы учебной работы, которые нами используются, являются
важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик,
мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные
мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с
текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно
познавательный интерес.
В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития
критического мышления.
Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного
урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной
новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.
Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или
актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто
иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья
стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка
усвоения.
В своей работе мы используем следующие приемы:
Прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях
пометки:
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить
различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие
вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые
вопросы). Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие
неоднозначные ответы.
Прием «Чтение с остановками» содержит все стадии технологии:
1 стадия вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и
информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся
уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что
момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно
является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять
представляет единое целое.
2 Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия,
совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять
связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской
позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и
осмыслению.
Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
О чем может пойти речь на уроке?
Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание __?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель
записывает на листе бумаги или доске.
Прием «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить
предложение или минирассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать
свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем,
определить цели своей дальнейшей работы.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске (на карточке) написаны верные и неправильные цитаты. Ученики
должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание
правильное и знак “” там, где по их мнению оно неверно.
Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание
абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать
задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем
объяснить свои рисунки.
Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока после
обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Он применяется
для того, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме.
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того,
чтобы понять, что я думаю». Пятиминутное эссе это свободное письмо на
заданную тему,
проявление
индивидуальности, оригинальность решения проблемы, аргументации.
в котором ценится самостоятельность,
Важным моментом (аспектом) в формировании читательской
компетентности детей является проведение нестандартных уроков: урок –
сказка, урок – путешествие, урок – исследование, урок – соревнование, урок –
деловая игра, урок – экскурсия…
Работа по формированию читательской компетентности осуществляется
не только на уроках, но и во внеурочной деятельности в рамках
образовательных программ:
«Первоклассная газета»:
«Учусь принимать решения».
3 На данных занятиях дети учатся эффективно работать с информацией,
приобретают информационные умения, расширяют свой кругозор; учатся быть
инициативными и творческими, практичными и самостоятельными.
Широкие возможности для познавательного развития учащихся,
формирования читательской компетентности предоставляет и внеклассная
деятельность:
внеклассные занятия, участие детей в различных познавательных,
творческих конкурсах;
взаимодействие с учреждениями культуры (библиотеки, театры,
музеи…).
работа с родителями (формы работы: коллективная, групповая,
индивидуальная).
Несомненно, успех развития читательского интереса у детей зависит от
участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда,
книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать,
перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна
быть создана прежде всего в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам
обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей
интерес к чтению.
Динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в
формировании читательской компетентности мы отслеживаем через
регулярный мониторинг техники чтения, вовлечение во внеурочную,
внеклассную деятельность («Русский медвежонок», «Почемучка», «Енот»,
«Кенгуру»…); тестовый мониторинг на соответствие знаний, умений и навыков
обучающихся основным программным требованиям при работе с текстом в
рамках реализации педагогического проекта по формированию читательской
грамотности обучающихся. Для внешней независимой оценки качества
образования нами используется оценка учебных достижений обучающихся
(ООКО ИРО ПК) и мониторинговые исследования Центра развития молодежи
(г. Екатеринбург
Все работают над формированием читательской компетентности детей,
по своим критериям отслеживают динамику уровня сформированности
читательской компетентности учащихся…А общей картины нет…
Вот и возникла необходимость создания единых критериев оценивания
.
уровня сформированности читательской компетентности младших школьников
В этом учебном году (2015 – 2016 уч. год) учителя начальных классов
приняли участие в реализации педагогического проекта, целью которого
является создание системы мониторинга уровня читательской компетентности
учащихся.
Задачи проекта:
Повышение (сохранение) качества обученности учащихся (при
100% успеваемости; % повышения качества индивидуален у
каждого учителя с учетом способностей, возможностей класса);
4 Разработка единых критериев оценивания уровня
сформированности читательской компетентности детей;
Разработка и апробация тестовых заданий с учетом заданных
критериев.
Этапы внедрения проекта: (слайд 15)
1. Аналитический этап (август – октябрь):
начальной школы;
• Изучение состояния проблемы в теории и практике
• Систематизация дидактического материала;
• Выработка стратегии;
• Входной контроль:
входная работа;
методы опроса (беседы, анкетирование);
техника чтения (в начале проекта, в конце каждой
четверти);
2. Внедренческий этап (ноябрь – май):
• Разработка методов, приёмов совершенствования
• Разработка уроков, занятий, внеклассных
навыка чтения;
мероприятий, направленных на формирование
читательской компетентности младших школьников;
• Осуществление совместной работы с родителями и
учреждениями культуры.
3.Оценочный этап (май – июнь): итоги мониторинга на соответствие
основным программным требованиям при работе с текстом.
Планируемые результаты проекта:
Повышение успеваемости и качества знаний;
Повышение уровня читательской компетентности учащихся;
Совершенствование уровня сформированности техники чтения;
Расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития
учащихся;
Применение учащимися активных методов для организации
самостоятельной познавательной и творческой деятельности.
В этом учебном году мы только приступили к работе по созданию
системы мониторинга уровня сформированности читательской
компетентности младших школьников. Поэтому решили начать с
литературного чтения. И наш выбор не случаен…
5 Именно предмет «Литературное чтение» является фундаментом для
всего последующего обучения школьника, способного самостоятельно добывать
знания, обладающего основным умением — умением учиться:
значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует
представление о мире, культуре, этических понятиях, нравственности;
закладывает основу формирования учебной деятельности – систему
учебнопознавательных мотивов, умение ставить, принимать и
реализовывать учебные цели, решать учебные и учебнопрактические
задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их
результат;
создает условия для успешности обучения по всем предметам.
В конце учебного года будут сделаны определенные выводы и запланирована
дальнейшая работа по разработке единых критериев оценивания уровня
сформированности читательской компетентности учащихся по другим
предметам.
Детально на единых критериях оценивания уровня сформированности
читательской компетентности младших школьников в рамках педагогического
проекта по литературному чтению остановятся мои коллеги.
Литература
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных
классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н.
Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в
процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской
области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам
внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.
4. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.//
Начальная школа. – 2001. – №7.
Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). –
5.
С. 8–13.
6.
Загашев И. Как решить любую проблему. – СПб. : прайм
ЕВРОЗНАК, 2001. – 128 с. – («Школа мастера»)
6 7. Загашев И. О., ЗаирБек С. И. Критическое мышление: технология
развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
8.
Загашев И. О., ЗаирБек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей
мыслить критически. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
7
Новые идеи в педагогике (начальная школа)
Новые идеи в педагогике (начальная школа)
Новые идеи в педагогике (начальная школа)
Новые идеи в педагогике (начальная школа)
Новые идеи в педагогике (начальная школа)
Новые идеи в педагогике (начальная школа)
Новые идеи в педагогике (начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.