Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»
Оценка 4.6

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
05.01.2019
Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»
Начало обучения в школе - сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Мотивация учебной деятельности - важная предпосылка успешности обучения. Эффективным обучение может быть при максимальном развитии мыслительной активности младших школьников, их творческих способностей. Активизация познавательной деятельности происходит за счёт использования различных форм и методов обучения.
Отчёт по теме самообразования.doc
Отчёт по теме самообразования: «Активизация познавательной  деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»   учителя начальных классов Гущиной В.В. Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка.  Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка,  так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас  знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.  Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого  периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка. С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к  методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет  конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз  самостоятельная активная личность. Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего  подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего  познавательную активность: • быть внимательным к каждому ребенку; • уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой­либо  стороне учебной работы; • создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный  интерес к науке, к знаниям. Важно ставить перед учениками проблемное обучение. Ведь «задача» часто не  может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это  заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому  поводу сказал Б.Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется».  При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное  качество мыслящего человека. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной  работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся,  почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно  решить для получения искомого результата. Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес  устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес  стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика  обучения всё больше обращаются к личности обучающихся. Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых  знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и  решении поставленных перед ними познавательных задач. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация  познавательной деятельности учащихся в начальной школе». Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать  нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый  социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро  ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие  проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои  решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума,  изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор.  Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою  особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно  побуждать к творчеству.  Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями  развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта  второго поколения (ФГОС)  На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать  знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Начальное звено обучения – фундамент для умственного развития человека,  для формирования нравственных устоев, здесь впервые появляются таланты и  способности. Здесь всё очень важно и нет мелочей, начиная от материально –  технической базы обучения и воспитания, наличие тепла, уюта, домашней  обстановки в школе и кончая вниманием и заботой со стороны всех, кто  старше.  Я считаю, что эффективным современное начальное образование может быть  только при максимальном развитии мыслительной активности младших  школьников, их творческих способностей, поэтому целью моей работы является: ­формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения младших  школьников. ­Изучение теоретических наработок по данному вопросу,  повышение эффективности обучения, выработка новых педагогических приёмов и методик. ­ Разработка материала для апробации на уроках с целью диагностики. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен  постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения  квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.  Самообразование необходимое условие профессиональной деятельности  педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые  высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все  остальные. Работу начала с изучения литературы по проблеме и имеющегося опыта.  Изучение теоретического материала 1. Методические новинки 2. Программы и учебники 3. Материалы лекций курсов учителей начальных классов 4. Посещение уроков коллег 5. Разработка уроков по темам 6.Изучение нормативных документов 7. Изучение статей « Интернет­ ресурсов». Сознательное и активное овладение учениками учебной информации проходит в  процессе их активной деятельности. Поэтому на уроках стараюсь организовать  работу так, чтобы учебный материал стал предметом активных действий ученика. Для этого я использую разнообразные приёмы активизации познавательной  деятельности. Активизация познавательной деятельности происходит за счёт использования  следующих форм и методов обучения: ­ словесные, наглядные, практические, проблемно­поисковые методы организации познавательной деятельности; ­ практические; ­ самостоятельная работа; ­ методы контроля, самоконтроля; ­ фронтальная, парная, индивидуальная , групповая формы работы; ­ методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение). Технологии: ­ объяснительно­иллюстративного обучения; ­ технология проблемного обучения; ­ информационно­коммуникативная технология; ­ технология игровых методов; ­ здоровьесберегающие технологии; ­ образовательная технология «Портфолио» Развиваю познавательную деятельность школьников и повышаю интерес к учению  на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу,  дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную  работу. Пробудить у учеников интерес к уроку стараюсь с первых минут общения. Урок,  как правило, начинается с небольшого стихотворения, считалки, пословицы,  поговорки, высказывания известных людей, прослушивания грамзаписи и т.д. Эти  приёмы настраивают детей на необходимую учебную атмосферу и создают  определённый психологический настрой. ( Например , на уроке математики.)  ­ На слайде пословица, прочтём её. … учиться – на всю жизнь пригодится. ­Давайте восстановим это высказывание. Поработаем в парах. Возьмите карточку № 1. Карточка №1 17+6= а 50­5= а 20­2= т 25+52= т 45+6= м 32­3= а 34+25= к 17+13= и 98­30= м 15+42= е 51 45 18 57 68 23 77 30 59 29 ­ Найдите значения выражений. Если вы в определённом порядке расставите  буквы, то прочтёте слово. ­ Какое слово получилось?  ­ Поставим в нужную форму это слово и прочтём вместе высказывание. (Математике учиться – на всю жизнь пригодится.) ­ Как вы понимаете смысл этой пословицы? ­ Где нам пригодится математика? А людям каких профессий она нужна?  Ну, раз везде нужна математика, значит за дело! В течение урока предлагаю детям разнообразный занимательный материал:  загадки, кроссворды, ребусы, шарады. Например, при знакомстве с понятием «задача», использую такую загадку: Мой первый слог – предлог,  И во втором мы проживём всё лето,  А целое от нас и вас Давно уж ждёт ответа. (За­дача) На уроках математики дети любят решать весёлые задачи в стихах, головоломки,  «заселять» домики числами при изучении состава чисел. Соревнования « Кто быстрее?», «Математический футбол», «Весёлый счёт»,  «Цепочки», которые дети с желанием на уроках принимают, способствуют  формированию вычислительных навыков, развитию математического мышления и активно стимулируют познавательную и двигательную активность учеников на  уроках. Игра «Решето» проводится при закреплении таблицы умножения. Ученики одного ряда встают и поочерёдно воспроизводят таблицу умножения, например, на 5.  Кто даёт правильный ответ – садится, а тот, кто ошибся – стоит, т.е.остаётся в  «решете». Игра «Живые числа» проводится в 1 классе при изучении ряда чисел от 0 до 10. К доске выходят 11 человек, и каждый получает карточку с числом. По команде  учителя, нужно построиться в порядке возрастания или убывания. Игра­соревнование «Кто быстрее?» Класс делится на 2­3 команды. На доске записаны выражения. По команде  учителя нужно вписать правильный ответ, передавая мел друг другу. При изучении состава однозначных чисел проводится игра «Угадай числа». В  конверте находятся две карточки с числами. Нужно отгадать числа. Чтобы  отгадать числа, детям нужно знать состав задуманного числа. Упражнение «Фокус» Учитель или ученик предлагает детям задумать число, прибавить к нему 14, затем прибавить 6, вычесть задуманное число. У вас получилось 20. Формула для разгадывания фокуса проста: х+14+6 –х = 20 Работая с этим упражнением, дети развивают вычислительные навыки, тренируют память. На уроках русского языка   при изучении различного учебного материала и  загадки, кроссворды, ребусы также помогают разнообразить работу и  активизировать деятельность учеников. При изучении темы «Сочетания жи­ши, чу­щу , ча­ща, , чк, чн, чт»  на различных  этапах урока можно использовать загадки.  Познакомить детей с понятием «Корень слова» помогает сказка. Дети с удовольствием заучивают песни, правила в стихах. Например, при изучении темы «Алфавит», с детьми разучивалась песенка про  буквы алфавита, что способствовало быстрому и прочному запоминанию  последовательности букв алфавита. При изучении правила проверки букв безударных гласных звуков, заучивали  такое стихотворение: Если буква гласная Вызвала сомнение. Ты её, пожалуйста, Ставь под ударение! Немаловажную роль на уроках приобретает дидактическая игра, которая  стимулирует познавательную активность школьников на уроке и решает ряд  педагогических задач. Игра «Составь слово», «Собери предложение» «Доскажи словечко», «Угадай  слово» После того, как дети познакомились с «работой» букв Е, Ё, Ю, Я, проводится  игра «Не ошибись». Учитель называет слово, если буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука – встают  мальчики, если звук один – девочки.  Аналогичная игра может проводиться при изучении спряжения глаголов,  изменении имён существительных, прилагательных по числам и др. На уроках литературного чтения в самом начале урока, после речевой разминки  проводится «Минутка чтения», в течение 2­3 минут дети читают дополнительный материал из книг классной библиотеки, после прочтения делятся друг с другом  новой информацией, обмениваются впечатлениями о прочитанном.  С интересом и желанием ребята участвуют в акции «Реклама книг». После того,  как у ребёнка появляется новая книга, он обязательно рассказывает о ней всему  классу на уроке, тем самым вызывая интерес к чтению этой книги. Любимым занятием детей на уроках чтения является игра, «Радиотеатр»,  «Театр», где ученики класса с удовольствием читают по ролям, учат слова,  делают маски, приносят костюмы и перевоплощаются в героев сказок, рассказов,  басен. К прочитанным произведениям дети любят делать рисунки, создавать словесный рисунок. Развивая творческие способности детей, предлагаю им такие  задания: придумать другое окончание произведения; придумать рассказ, сказку;  пересказать сказку от лица героя произведения; подобрать пословицы или  поговорки, отражающие тему или главную мысль произведения, выбрать из  предложенных вариантов или придумать своё название произведения. Чтобы уроки носили познавательный характер, провожу на уроках практические  работы. По теме урока «Что такое хвоинки?» дети работали с веточками сосны,  ели. Рассматривая и сравнивая веточки сосны и ели они сделали вывод: иголки  сосны длинные, растут парами в разные стороны; иголочки ели короткие, растут  поодиночке, но очень тесно, поэтому ель даёт густую тень. Такие практические  работы помогают детям самим исследовать природные образцы, открывать для  себя много нового. На уроках «Окружающего мира» я использую загадки, пословицы, отрывки из  художественной литературы, кроссворды, ребусы, провожу викторины; звучат на  уроках стихи.  Активизируя познавательную деятельность, часто провожу опрос пройденного в  виде тестов, начиная с 1 класса. Например, пройдена тема «Кто такие  насекомые? Птицы? Звери?».Дети получают задание: ­ В каждой группе отметь  цифрами особенности животных: Группы животных Насекомые                 птицы                  звери  1. Тело покрыто перьями. 2. Тело покрыто шерстью 3. Три части тела: голова, брюшко, грудь. 4. Два крыла, две ноги. 5. Три пары ног. 6. Крылья и ноги прикреплены к груди. 7. Развиваются из яиц 8. Рождают живых детёнышей и выкармливают молоком. Ответы: Насекомые: 3, 5, 6, 7. Птицы: 1, 4, 7 Звери: 2, 8 Я считаю, что не в полной мере будут развиваться познавательные интересы,  если такие задания будет давать только учитель. Поэтому предлагаю детям  подобрать загадки или подготовить интересные вопросы, сообщения. В своей работе стараюсь использовать информационные средства обучения: ИКТ  предоставляет широкие возможности при подготовке, организации, проведении  урока и контроле учебной деятельности учащихся, способствует сделать учебный материал доступным для понимания, активизирует познавательную деятельность  обучающихся. Помогает проводить уроки на более высоком эмоциональном и  эстетическом уровне, вести обучение в зоне ближайшего развития. ИКТ я могу применять на любом этапе урока: ­Для обозначения темы урока. ­В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную  ситуацию. ­Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,  рисунки, видеофрагменты и т.д.) ­Для контроля учащихся. В первом классе при изучении алфавита, использую замечательную презентацию  «Город Азбука». Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в  презентацию, способствуют повышению интереса к изучению букв у младших  школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом.  Урок­ игра по окружающему миру « Разнообразие растений» (презентация) Все вместе взятые приёмы активизации познавательной деятельности учащихся  помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день  узнавать что – то новое. Исследовательская работа занимает важное место в системе уроков  окружающего мира. Дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать,  проводить несложные опыты и делать выводы. (Учебно­ролевые игры, экскурсии,  прогулки, ведение дневников наблюдений, уход за комнатными растениями и  домашними животными) Уже со второго класса, при помощи учителя и родителей ученики создают свои  проекты. Например, проект на тему «Моя семья», «Моё родословное дерево»,  «Домик для сказочного героя», «Мой родной край». Активизация познавательной деятельности учеников осуществляется  посредством применения информационно­коммуникационных технологий на  уроках. Приучаю школьников пользоваться интернет ­ ресурсами для поиска  необходимой информации, для создания собственных творческих заданий. При  помощи учителя и родителей ребята уже создают собственные презентации. Активизация познавательной деятельности не ограничивается только лишь  урочной деятельностью, а продолжается во внеурочной деятельности и в  процессе воспитательной работы.  Таким образом, создавая на каждом уроке ситуацию успеха, благоприятную и  доброжелательную атмосферу, повышая мотивацию школьников к учению, можно добиться устойчивых положительных результатов в работе. Работа над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на  уроках в начальных классах» и внедрение личностно – ориентированных  технологий позволили мне добиться устойчивого интереса детей к учёбе и  100%успеваемости. Обучать ­ нелегкая задача, Научить ­ задачка посложней. Только тот учитель настоящий, Кто легко справляется и с ней.

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»

Отчет по теме самообразования "«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019