У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются новые образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Новые педагогические технологии
Выполнила: Зарицкая Е.В.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 10 им. В. П. Поляничко»
г. Магнитогорска
В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные
изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у
школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в
результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем
индивидуальноориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних
особенно актуальными.
Что же такое технология?
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и
последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов,
позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система
способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение
задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность
представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и
процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий,
обеспечивающих гарантированный результат.
У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение,
направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности
ребенка.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном
процессе используются новые образовательные технологии, дающие возможность повышать
качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю
репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на
выполнение домашнего задания.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология; которой отводится
большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться,
выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами
информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе
он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых
ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей
степени роль проводника в мире информации.
1). Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в
соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени
обучения, как правило, выступают следующие:
формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и
сортировки, упорядочивания и хранения;
освоение информационных и коммуникационных средств как одного из
деятельности,
приобретения навыков
инструментами(прежде
всего,
работы
с текстовым
основных инструментов
с общепользовательскими
редактором и редактором
различными мультимедийными
презентаций, динамическими
источниками;
таблицами);
некоторыми инструментами
коммуникации (прежде всего, с Интернетом).
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ
перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более
интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное
усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд
педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на урокеосвобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее
заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого
можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные
технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть
невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью
анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации,
имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных
материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений,
процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых
заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
2) Технология развития критического мышления.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип
мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать
ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза,
ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути
– некоторая тавтология, синоним качественного мышления
Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с
различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы
учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к
самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и
индивидуальную работу на уроке.
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать,
определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о
том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла
(осмысление содержания) – рефлексия (размышление).Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний,
возможность проанализировать свои мнения относительно какогото вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию,
устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой
стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового
содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане
прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг 2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
3). Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения
в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетомосновных
требований к уроку с
комплексом здоровьесберегающих технологий:∙ соблюдение санитарно гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный
тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
∙ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную
работу) должно составлять не менее 60 % и не более 7580 %;
∙ четкая организация учебного труда;
∙ строгая дозировка учебной нагрузки;
∙ смена видов деятельности;
∙ обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися
(аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
∙ место и длительность применения ТСО;
∙ включение в урок технологических приемов и методов, способствующих
самопознанию, самооценке учащихся;
∙ построение урока с учетом работоспособности учащихся;
∙ индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
∙ формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
∙ благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные
разрядки;
∙ профилактика стрессов:
работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более
"слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к
без боязни ошибиться и
использованию различных способов решения,
получить неправильный ответ;
∙ проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
∙ целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение
психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по
укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение
показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока
распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с
физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время напроведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные
результаты в обучении.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно
решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире,
способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей
ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования:
учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.
3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда
соблюдены 3 условия:
мне интересно то, чему меня учат;
• мне интересен тот, кто меня учит;
• мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью
учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения
в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими
позволяющими существенно изменить методы организации
технологиями,
образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их
мышление и уровень развития.