Новые педагогические технологии

  • Лекции
  • doc
  • 06.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются новые образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Иконка файла материала тезисы Новые технологии.doc
Новые педагогические технологии Выполнила: Зарицкая Е.В.,  учитель начальных классов  МОУ «СОШ № 10 им. В. П. Поляничко»  г. Магнитогорска     В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения.   Стандарты   второго   поколения   нацеливают   учителя   на   формирование   у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате   деятельности   ученика   в   условиях   выбора   и   при   использовании   учителем индивидуально­ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными.            Что же такое технология?             Как   пишет   В.   А.   Сластенин,   технология   –   это   совокупность   и последовательность   методов   и   процессов   преобразования   исходных   материалов,    позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Г. М. Коджаспирова   дает   понятие   образовательной   технологии   –   это   система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач   воспитания,   обучения   и   развития   личности   воспитанника,   а   сама   деятельность представлена   процедурно,   т.   е.   как   определенная   система   действий;   разработка   и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. У   учителей   возникла   проблема   –   превратить   традиционное   обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.      Для   реализации   познавательной   и   творческой   активности   школьника   в   учебном процессе используются новые образовательные технологии, дающие возможность повышать качество   образования,   более   эффективно   использовать   учебное   время   и   снижать   долю репродуктивной   деятельности   учащихся   за   счет   снижения   времени,   отведенного   на выполнение домашнего задания.  В   условиях   реализации   требований   ФГОС   ООО   наиболее   актуальными становятся технологии: Информационно   –   коммуникационная   технология; которой   отводится большое   значение,   т.к.   ученик   должен   владеть   информацией,   уметь   ею   пользоваться, выбирать   из   нее   необходимое   для   принятия   решения,   работать   со   всеми   видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации. 1). Информационные и коммуникационные технологии Информатизация   образования   –   это   приведение   системы   образования   в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества. Образовательная деятельность на основе ИКТ:      открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом. В   качестве   ведущих   направлений   использования   ИКТ   на   начальной   ступени обучения, как правило, выступают следующие:  формирование   первичных   навыков   работы   с   информацией –   ее поиска   и сортировки, упорядочивания и хранения;  освоение   информационных   и   коммуникационных   средств как   одного   из   деятельности,   приобретения   навыков   инструментами(прежде   всего,     работы с текстовым основных   инструментов с общепользовательскими редактором и редактором различными мультимедийными   презентаций, динамическими   источниками;     таблицами); некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом). Уроки   с   использованием   информационных   технологий   имеют   ряд   преимуществ перед традиционными уроками.       Урок   с   использованием   информационных   технологий   становится   более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.         Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на урокеосвобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.    Возможность   продемонстрировать   явления,   которые   в   реальности   увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов   (картин,   рукописей,   видеофрагментов);   визуализации   изучаемых   явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. Информационные   технологии   предоставляют   широкие   возможности   для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. 2) Технология развития критического мышления.  Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое   мышление   –   необходимое   условие   свободы   выбора,   качества   прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными   источниками   информации   (специально   написанные   тексты,   параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному   полаганию,   рефлексии,   а   также   организуя   коллективную,   парную   и индивидуальную работу на уроке.           Цель   технологии:   научить   ученика   самостоятельно   мыслить,   осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).Стадия вызова: настроить учащихся на достижение  целей,  актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого­то вопроса. Стадия   реализации   смысла: активно   конструируют   новую   информацию, устанавливают   связи   между   приращенным   или   ранее   усвоенным   материалом.   На   этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.). Стадия   рефлексии: анализ   только   что   пройденного   процесса   усвоения   нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы. Основные методические приемы развития критического мышления 1.           Прием «Кластер» 2.            Таблица 3.           Учебно­ мозговой штурм 4.           Интеллектуальная разминка 5.           Зигзаг, зигзаг ­2 6.            Прием «Инсерт» 7.           Эссе 8.           Приём «Корзина идей» 9.           Приём «Составление синквейнов»  10.       Метод контрольных вопросов 11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 12.       Круги по воде 13.       Ролевой проект 14.       Да ­ нет 15.       Приём «Чтение с остановками»  16.       Приём « Взаимоопрос» 17.       Приём «Перепутанные логические цепочки» 18.       Приём « Перекрёстная дискуссия» 3). Здоровьесберегающие технологии        Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в   школе,   формирование   у   него   необходимых   знаний,   умений   и   навыков   по   здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни. Организация   учебной   деятельности   с   учетомосновных          требований   к   уроку   с комплексом здоровьесберегающих технологий:∙ соблюдение санитарно ­ гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; ∙ рациональная   плотность   урока   (время,   затраченное   школьниками   на   учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; ∙ четкая организация учебного труда; ∙ строгая дозировка учебной нагрузки; ∙ смена видов деятельности; ∙ обучение   с   учетом   ведущих   каналов   восприятия   информации   учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); ∙ место и длительность применения ТСО; ∙ включение  в   урок   технологических   приемов   и   методов,   способствующих самопознанию, самооценке учащихся; ∙ построение урока с учетом работоспособности учащихся; ∙ индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; ∙ формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; ∙ благоприятный   психологический   климат,   ситуации   успеха   и   эмоциональные разрядки; ∙ профилактика стрессов:  работа   в   парах,   в   группах,   как   на   местах,   так   и   у   доски,   где   ведомый,   более "слабый”   ученик   чувствует   поддержку   товарища;  стимулирование   учащихся   к   без   боязни   ошибиться   и использованию   различных   способов   решения, получить  неправильный ответ; ∙ проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках; ∙ целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части. Применение   таких   технологий   помогает   сохранению   и   укрепление здоровья  школьников:,   предупреждение   переутомления   учащихся   на   уроках; улучшение психологического   климата   в   детских   коллективах;   приобщение   родителей   к   работе   по укреплению   здоровья   школьников;   повышение   концентрации   внимания;   снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности. Использование   данных   технологий   позволяют   равномерно   во   время   урока распределять   различные   виды   заданий,   чередовать   мыслительную   деятельность   с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время напроведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.  Таким   образом,   используя   инновационные   образовательные   технологии,   можно решить следующее взаимообусловленные проблемы: 1.   Через   формирование   умений   ориентироваться   в   современном   мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. 2.Изменить   характер   взаимодействия   субъектов   школьной   системы   образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”. 3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:  мне интересно то, чему меня учат;     •    мне интересен тот, кто меня учит;     •    мне интересно как меня учат. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся. 4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими   позволяющими   существенно   изменить   методы   организации технологиями, образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.