У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются новые образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
тезисы Новые технологии.doc
Новые педагогические технологии
Выполнила: Зарицкая Е.В.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 10 им. В. П. Поляничко»
г. Магнитогорска
В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные
изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у
школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в
результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем
индивидуальноориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних
особенно актуальными.
Что же такое технология?
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и
последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов,
позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система
способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение
задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность
представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и
процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий,
обеспечивающих гарантированный результат.
У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение,
направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности
ребенка.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном
процессе используются новые образовательные технологии, дающие возможность повышать
качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю
репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на
выполнение домашнего задания.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология; которой отводится
большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться,
выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами
информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе
он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых
ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей
степени роль проводника в мире информации.
1). Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в
соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени
обучения, как правило, выступают следующие:
формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и
сортировки, упорядочивания и хранения;
освоение информационных и коммуникационных средств как одного из
деятельности,
приобретения навыков
инструментами(прежде
всего,
работы
с текстовым
основных инструментов
с общепользовательскими
редактором и редактором
различными мультимедийными
презентаций, динамическими
источниками;
таблицами);
некоторыми инструментами
коммуникации (прежде всего, с Интернетом).
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ
перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более
интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное
усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд
педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее
заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого
можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные
технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть
невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью
анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации,
имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных
материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений,
процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых
заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
2) Технология развития критического мышления.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип
мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать
ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза,
ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути
– некоторая тавтология, синоним качественного мышления
Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с
различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы
учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к
самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и
индивидуальную работу на уроке.
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать,
определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о
том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла
(осмысление содержания) – рефлексия (размышление). Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний,
возможность проанализировать свои мнения относительно какогото вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию,
устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой
стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового
содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане
прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг 2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
3). Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения
в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетомосновных
требований к уроку с
комплексом здоровьесберегающих технологий: ∙ соблюдение санитарно гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный
тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
∙ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную
работу) должно составлять не менее 60 % и не более 7580 %;
∙ четкая организация учебного труда;
∙ строгая дозировка учебной нагрузки;
∙ смена видов деятельности;
∙ обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися
(аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
∙ место и длительность применения ТСО;
∙ включение в урок технологических приемов и методов, способствующих
самопознанию, самооценке учащихся;
∙ построение урока с учетом работоспособности учащихся;
∙ индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
∙ формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
∙ благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные
разрядки;
∙ профилактика стрессов:
работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более
"слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к
без боязни ошибиться и
использованию различных способов решения,
получить неправильный ответ;
∙ проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
∙ целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение
психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по
укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение
показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока
распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с
физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные
результаты в обучении.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно
решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире,
способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей
ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования:
учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.
3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда
соблюдены 3 условия:
мне интересно то, чему меня учат;
• мне интересен тот, кто меня учит;
• мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью
учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения
в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими
позволяющими существенно изменить методы организации
технологиями,
образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их
мышление и уровень развития.
Новые педагогические технологии
Новые педагогические технологии
Новые педагогические технологии
Новые педагогические технологии
Новые педагогические технологии
Новые педагогические технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.