Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе
Оценка 4.9

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Оценка 4.9
Лекции
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
07.02.2017
Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе
Презентация к докладу "Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе"
ДОКЛАД НА СЕМИНАР.docx
Приветствие участников семинара Азатхан Фариза: Армысыздар,   құрметті   әріптестер!   «Аз   қамтылған бастауыш   мектептеріндегі   оқу­тәрбие   процесін   ұйымдастырудағы   жаңа тәсілдер» атты семинарымызға қош келіпсіздер!  Павловка бастауыш мектебі ұжымының   атынан   алдағы   келе   жатқан   Тұңғыш   Президент   күні   және Тәуелсіздігіміздің   25­жылдығымен   құттықтай   отырып,   зор   денсаулық, еңбектеріңізге   табыс,   отбасыларыңызға   амандық,   ақылды   да   тәрбиелі шәкірттер тәрбиелеп, ұшыра берулеріңізге тіліктеспіз.  Любовь Ивановна: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады  приветствовать Вас на  семинаре «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНО­ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».От коллектива Павловской начальной школы хотим  поздравить Вас с наступающими праздниками Днем Президента и 25­летием  Независимости Республики Казахстан. Пожелать Вам крепкого здоровья,  творческих успехов в работе, семейного благополучия, умных, здоровых и  любознательных учеников. Мадина Канатовна Hello dear collegues, We are glad to welcome you at seminar  new approaches to the  organizations of educational process at small elementary school. From staff of the Pavlovs elementary school want to congratulate you on the coming holidays in the afternoon of the 25 th anniversary of Independence of the Republic of Kazakhstan. To wish you good  Health and Inquisitive pupils! Новые подходы к организации учебно­воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе сердцах чувство гордости, собственного достоинства ­  Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их  первая заповедь воспитания. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. ϶ᴛᴏ                                                                                       В.Л. Сухомлинский Школа  в селе является  центром  культуры. И от учителя зависит, будут ли  будущие граждане  смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Мы  работаем в малокомплектной начальной школе. Учебный процесс в такой  школе имеет свои особенности. Малокомплектная школа (МКШ) по  определению Закона РК «Об образовании» ­ общеобразовательная школа с  малым контингентом обучающихся, совмещенными классами­комплектами и  со специфической формой организации учебных занятий. Такие школы  напоминают большую семью. Отношения между учениками и учителями здесь  ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключается  возможности для хулиганства, других правонарушений. Каждого все знают,  каждого  любят, все друг другу верят и помогают. Малокомплектная школа отличается: 1) небольшим количеством учеников; 2) отсутствием параллельных классов; 3) увеличением затрат на обучение одного ученика. 4) неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных  классов вовсе; 5) наличием классов, где вместе обучаются дети – ученики разных возрастов; 6) здесь работают один или два учителя; должности библиотекаря, завуча и  другие не предусмотрены. Их функции выполняют учителя; 7) учитель малокомплектной школы – не узкопрофильный специалист, а  мастер на все руки; 8) у большинства таких школ слабая материальная база. Однако малокомплектная школа имеет свои трудности: При небольшом количестве учащихся возрастает необходимость  комплектования классов. Основной структурный компонент начальной  малокомплектной школы ­ класс ­ комплект. При работе школы  комплектование начальных классов происходит по разновозрастные классам  (I и III; II и IV). Такое объединение педагогически целесообразно, т. к.  позволяет организовать самостоятельную работу старших, высвобождая  время учителя для младших, требующих усиленного внимания.  Работа в  классе­комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже  представляет трудности и неудобства. Ученики  должны научиться: • Сосредоточиваться на выполнении своего задания; • Не слушать объяснений учителя для другого класса; • Не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им; • Не слушать ответы учеников другого класса; • Моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним. Согласимся, это сложные умения, которые могут пригодиться в жизни, но  овладеть ими не просто, приходится тратить много сил. И все же ученик  вынужден это делать, ибо эффективность учения прямо зависит от его  сосредоточенности. По этой причине учителя в классах­комплектах больше,  чем в обычных, вынуждены уделять внимания умению школьников работать  самостоятельно. Структура урока в класс­комплекте: Продолжительность, Классы мин 2­3 15­18 15­18 3­5 2 4 Организация работы Организация работы Объяснение, первичное закрепление нового материала под руководством учителя Самостоятельная работа Подведение итогов. Задание на дом Самостоятельная работа Объяснение, первичное закрепление нового материала под руководством учителя Подведение итогов. Задание на дом Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более  эффективные средства организации педагогического процесса (формы,  методы, приемы обучения и воспитания) оптимально используя для этого все  возможности, связанные со спецификой учебно ­ воспитательной работы в  малокомплектной школе. Малая наполняемость классов имеет и ряд  преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в  повседневной практической деятельности. В условиях малой школы учителю  легче осуществлять:  Индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и  нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов,  уровня знаний и умений.  Личностно ­ ориентированный подход в обучении, при котором личное  общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как  понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат"  друг друга. В сложных своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной школы  существенно возрастает роль организации учебно ­ воспитательного процесса.  Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной школе является урок. На своих уроках мы  используем  парные  и групповые формы работ,  элементы технологии критического мышления, оценивание, диалоговое  обучение, работу с одаренными детьми. При индивидуальной работе,  например тестирование, самостоятельной  работе и т.д. дети оценивают  себя  и друг друга в группе, используя листы самооценивания и взаимооценивания.  На разных этапах уроков используем  ИКТ: физминутки, объяснение нового  материала, показ видеофильмов и презентаций, использование электронных  учебников, поиск информации в интернете. Дети любят работать в группе, но  это не всегда возможно при небольшом количестве учащихся. В класс­ комлекте можно организовать работу в разновозрастных группах.  Использование групповой работы необходимо, так как она учит детей  разговаривать, думать, мыслить, слушать и слышать. Групповая работа   вызывает  интерес учащихся к предмету, повышает уровень знаний, учит   критически мыслить, давать самооценку и взаимооценку. Дети учатся   работать вместе, дружно, привлекая к работе слабых детей, а сильные дети  смогут проявить творчество и фантазию. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего  авторитета учителя и внимания всего класса, воспитывается взаимоуважение,  меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются  межличностные отношения, устанавливается психологический комфорт в  коллективе. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает  взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе  товарища, между учеником и учителем устанавливаются доверительные  отношения. Воспитательная работа в малокомплектной школе имеет свою  специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями,  индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции,  близость к природе. Осуществляется умственное, физическое, трудовое,  моральное, эмоциональное воспитание детей. Планирование воспитательного  процесса сориентировано на совместную деятельность с учетом возрастных  возможностей детей каждого класса, имеет ярко выраженную личностную  направленность. В дальнейшей своей работе продолжим  использование  групповой, парной форм работы, развитие саморегуляции и  метопознания у  учащихся на уроках, так как понимаем  важность внедрения новых подходов в преподавание и обучение.                                                                                          Из вышеизложенного следует отметить плюсы и минусы малокомплектной  школы: Плюсы  для ученика: 1. Доброжелательная атмосфера. 2. Повышенное внимание учителя. 3. Возможность сотрудничества с учителем. 4. Неизбежный контроль. Плюсы для учителя: 1. Интенсивное педагогическое общение. 2. Знание психологии каждого ученика. 3. Доверительные отношения с учениками. 4. Полнота учебного контроля. 5. Возможность диагностики причин затруднений у учащихся и своих  ошибок. 6. Индивидуализация учебной деятельности. Минусы  для учителя: 1. Ограниченная возможность  использования фронтальных, групповых и  коллективных форм урока. 2. Зависимость от конкретных условий (не пришел  сильный ученик весь  план работы нужно менять «на ходу»). Минусы для ученика: 1. Необходимость быть в постоянной  готовности к ответу. 2. Чрезмерная открытость учебной работы (нет возможности побыть  наедине с самим собой). 3. Неизбежный контроль.  «Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой  отвечает учитель. Ученик сам волен набивать свои карманы  сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему  драгоценности и выполнять роль таможенника. Сам ученик  определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет,  сколько сможет их унести и сам оценивает, сколько богатства  он приобрел»  Заведующая Павловской начальной школы Бексеитова Любовь Ивановна

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017