Едва ли найдется такой человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода. Впервые человек сталкивается с подобными вопросами еще в детском саду, в школе, когда его наряду с другими спрашивают о его родителях, родственниках. Иногда привлекает внимание неординарное звучание или написание фамилии.
В древности знатные семьи занимались генеалогией, чтобы показать, что их род знатнее других. Поэтому мы знаем так много о царях, дворянах. Но родословная есть не только у великих и преуспевающих людей. В каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, человек должен ощущать свои корни.
Каждый человек обязан знать свои семейные традиции, родовые предания, бережно относиться к семейным реликвиям, изучать свои корни. Но в наше нелегкое время упростились родственные отношения - утрачивается то, что питало и укрепляло семейные узы. Порой мы не знаем не только своих корней, но даже ближайших родственников.
Самые близкие мне люди - моя семья, мои родные. Я всегда помню об этом. Я хочу помогать родным, беречь тепло родительского очага. В моем роду тоже много интересных, увлекательных страниц жизни. Кто я? Какими были мои родители, а кто мои прабабушка и прадедушка? Как появилась моя фамилия? В своей исследовательской работе я попыталась ответить на эти и другие вопросы.
В основу исследования моей родословной вошли воспоминания родителей, бабушек и дедушек и конечно всех родственников.
Актуальность темы: Изучение истории родословной помогает ребятам и взрослым возродить и сохранить сложившиеся традиционные, семейные взаимоотношения, укрепить связи между поколениями.
НПК Юля.doc
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Автор: Решетникова Юлия
2015г Оглавление
I. Введение………………………………………………………………………………..3 стр.
II. Основная часть.
Глава 1. Генеалогия наука, изучающая историю родов……………………………..5 стр.
Глава 2 Линия рода Брянских
2.1. Моя семья……………………………………………………………………8 стр.
2.2. Откуда мы родом и где наши корни?.........................................................10 стр.
Глава 3. Происхождение фамилии Брянский………………………………………...14 стр.
Глава 4. Толкование имён моей родословной………………………………………..15 стр.
III. Заключение…………………………………………………………………………18 стр.
IV. Список литературы………………………………………………………………..19 стр.
V. Приложение…………………………………………………………………………21 стр.
Генеалогическое древо рода Брянских
Фотографии родственников
реликвия рода Брянских (шкатулка 1898года)
2 «Изучая дедов, узнаем внуков,
изучая предков, узнаем самих себя»
В.О. Ключевский
I. Введение
Едва ли найдется такой человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над
происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода. Впервые человек
сталкивается с подобными вопросами еще в детском саду, в школе, когда его наряду с другими
спрашивают о его родителях, родственниках. Иногда привлекает внимание неординарное
звучание или написание фамилии.
В древности знатные семьи занимались генеалогией, чтобы показать, что их род знатнее
других. Поэтому мы знаем так много о царях, дворянах. Но родословная есть не только у
великих и преуспевающих людей. В каждой семье есть захватывающие страницы любви,
жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане
жизни, человек должен ощущать свои корни.
Каждый человек обязан знать свои семейные традиции, родовые предания, бережно
относиться к семейным реликвиям, изучать свои корни. Но в наше нелегкое время упростились
родственные отношения утрачивается то, что питало и укрепляло семейные узы. Порой мы не
знаем не только своих корней, но даже ближайших родственников.
Самые близкие мне люди моя семья, мои родные. Я всегда помню об этом. Я хочу
помогать родным, беречь тепло родительского очага. В моем роду тоже много интересных,
увлекательных страниц жизни. Кто я? Какими были мои родители, а кто мои прабабушка и
прадедушка? Как появилась моя фамилия? В своей исследовательской работе я попыталась
ответить на эти и другие вопросы.
В основу исследования моей родословной вошли воспоминания родителей, бабушек и
дедушек и конечно всех родственников.
3 Актуальность темы: Изучение истории родословной помогает ребятам и взрослым
возродить и сохранить сложившиеся традиционные, семейные взаимоотношения, укрепить связи
между поколениями.
Цель исследования состояла в изучении своей родословной.
Цель работы была реализована в процессе решения следующих задач:
1.Знакомство с генеалогией наукой, изучающей историю родов.
2. Изучение историкокраеведческой литературы по данной теме.
3.Разработка системы работы по исследованию истории рода (составление генеалогических
древа, происхождение фамилии и имён).
Научная и практическая значимость работы.
В результате исследования:
1.Была прослежена родословная по материнской линии.
2.Выявлена взаимосвязь жизни человека, истории отдельного района с историей всей страны.
Методы исследования:
изучение исторической литературы по теме;
частичнопоисковый;
фотографирование;
личные беседы с родственниками;
переписка с родственниками.
II. Основная часть
Глава 1. Что такое генеалогия
Генеал гияоо
genealogia — родословие) — специальная (прикладная, вспомогательная) историческая
, logos, «знание»; греческое
, genea, «семья»; и
(от греческого:
γενεα
λόγος
4 дисциплина, занимающаяся изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов,
происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных
росписей и генеалогических древ. Связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими
прикладными
и
фундаментальными
историческими
дисциплинами.
Генеалогия (греч.) — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и
родстве родов и фамилий. 1
Известная уже многим народам древнего мира, генеалогия лишь с конца Средних веков
принимает точные формы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские ордена. У
древних генеалогов состояла обыкновенно лишь в перечислении отцов, от предка до того лица,
для которого выводилось родословие; крайне редко к именам отцов присоединяли имена их жен
и еще некоторые краткие сведения. Когда же образовались рыцарские ордена, и от
поступающего в них потребовались доказательства дворянского происхождения, то сведения
начали принимать условную форму, получившую название генеалогического дерева (древа).
Генеалогическое древо составлялось таким образом: рисовали дерево, на стволе которого у
корня помещали герб лица вступавшего в орден; ствол делился на две главные ветви, на
которых помещали: на правой герб отца, а на левой герб матери. Каждая из главных ветвей
снова делилась на две меньшие ветви, на которых помещались гербы деда и бабки с отцовской и
материнской стороны и т. д. Обыкновенно для вступления в орден требовалось восемь гербов (8
quartiers) с каждой стороны (считая и герб вступавшего), реже 16. Подобные же доказательства
дворянства требовались впоследствии для принятия молодых девушек на воспитание в
монастыри и т. п. В XVII в. требовались, как документы, подтверждающие генеалогическое
древо, брачный договор и духовное завещание предков каждого колена. Малопомалу к
изображениям гербов стали прибавлять сведения о рождении, смерти, браке и т. п., а затем
начали уменьшать изображение герба. и даже совсем не помещать его, заменяя разными
сведениями. Таким образом, генеалогическое древо обратилось в ряд имен и получило название
генеалогической таблицы.
Вскоре порядок составления таблицы изменился: вместо того, чтобы начинать его снизу, т. е.
с лица, для которого она составлялась, стали писать вверху таблицы родоначальника или
старшего предка, от которого и вели роспись. Так как женскую линию проследить было
1 Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
5 чрезвычайно трудно, то при составлении таблиц стали помещать лишь лиц принадлежащих к
данному роду или фамилии. Дети в таблице соединяются с родителями прямою чертою, а
между собою скобкою. Справа всех мужских имен помещается кружок, а женских квадрат (в
западноевропейских генеалогиях иногда встречаются и другие условные знаки). Табличный
способ, удобный по своей наглядности, занимает очень много места, и кроме того сведения о
каждом лице могут быть лишь чрезвычайно краткими. Поэтому теперь обыкновенно означают
каждое лицо номером, начиная с родоначальника.
Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех
этапах его развития. В современных зарубежных энциклопедических словарях статья
"Генеалогия" начинается с библейского ветхозаветного раздела. Библия рассказывает о
происхождении и родстве всех многочисленных народов. Расцвет генеалогии во многих странах
Европы совпадает с развитием феодализма. Когда в обществе появляется собственность и
обсуждаются права ее наследования, особенно важно знание степени родства. Издавна повелось:
чтобы преумножить владения, лучше родниться с зажиточной семьей. Расслоение общества
приводит к появлению замкнутых групп (сословий), каждая из которых имеет свои особые
права, обязанности, привилегии. Такая обособленность заставляет фиксировать степень родства
внутри каждой семьи, чтобы не затесался чужак, и между различными семьями.
В России родословные росписи появляются в конце XV века. В 16 в. появляются первые
частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или
нескольких близких родов. Древнейший "Государев родословец", относится к 1555 г.
Впоследствии он дополняется новыми материалами. С уничтожением в 1682 местничества была
учреждена Палата родословных дел (существовала до 1700). В Палате в конца 17 в. была
составлена "Бархатная книга" роспись наиболее знатных родов России. В 1787 вышла
"Родословная книга князей и дворян российских и выезжих" (ч. 12). В её основе был "Государев
родословец", но росписи дворянских фамилий доходили до конца 16 в. Первые родословные
таблицы составил М. М. Щербатов
Обширные исследования были посвящены истории родов Юсуповых, Голицыных,
Шереметевых, Барятинских и др. Развитие нумизматики позволило решить ряд проблем
восточной генеалогии.
При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она
просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось
6 происхождение семей, велись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в
обществе. Начавшие было развиваться исследования по генеалогии, были прекращены в России
к 1917 году. Большевистский переворот положил начало массовому истреблению классов
купцов и крестьян, дворян и духовенства, научной и рабочей интеллигенции. "Как вредное", в
30х годах было распущено Евгеническое общество и собственно генеалогией стали заниматься
"историки от НКВД".
В условиях развития системы ликвидации общей безграмотности, класс дворян, как
носитель генеалогических знаний был уничтожен полностью. Генеалогией на территории бывшей
России заниматься стало опасно.
Истреблялась память о предках, уничтожались документы, семейные архивы.
Поэтому принципиально иное направление приобрела генеалогия после 1917. Внимание
исследователей обращено на источниковедческие и археографические проблемы родословных
книг (М. Е. Бычкова), на генеалогию и историю крестьянских торговопромышленных капиталов
(Н. Е. Носов). Большое значение по генеалогии русских феодальных родов имеют работы С. Б.
Веселовского (как опубликованные, так и неопубликованные). В советское время появились
изыскания по генеалогии выдающихся деятелей русской науки, культуры, общественной мысли,
посвященные родословным А. С. Пушкина, А. Н. Радищева, Аксаковых, М. В. Ломоносова и др.
Особое место занимают исследования по генеалогии В. И. Ленина и семьи Ульяновых.
Генеалогия веками вырабатывала нормы оформления сведений о родстве в виде различных
таблиц, росписей, досье, карточек. Устанавливались четкие правила заполнения этих
документов: графика, символика, нумерация и так далее. Благодаря унифицированной системе
знаков, своеобразному языку генеалогии, независимо от того, где составлен генеалогический
справочник, прочесть его могут практически везде. 2
. Линия рода Брянских
Родом называется объединение людей по родству. Род объединял живущих родственников
и умерших предков. Он обуславливал причастность человека к истории своего народа и к
родной земле. Принадлежность к роду определялась по мужской линии (по отцу, деду и т. д.).3
2 «Археографические проблемы родословных» М. Е. Бычков
3 Толковый словарь русского языка В.И.Даль
Моя семья
7 Меня зовут Решетникова Юля. Я родилась 12 апреля 1999 года в селе Зарубино
Джидинского района Республики Бурятия. Мне 15 лет. Имя Юля мне дали потому, что я
родилась очень маленькая, всего 2 кг, и поэтому родители решили дать короткое имя. А
фамилия «Решетникова» произошла от занятия ремесленников в старину делать «решета».
Мои любимые предметы русский язык, литература и география. Мой любимый поэт А.С.
Пушкин. Многие отрывки из сказок и стихов Пушкина я знаю наизусть. Люблю смотреть
приключенческие фильмы. Один из самых любимых фильмов – это «Один дома». Главный герой
этого фильма привлекает меня своим умом, сообразительностью и умением находить выход из
любого трудного положения. А мне ещё нравится в людях доброта, отзывчивость, трудолюбие и
готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своих родителях и поэтому в жизни хочу быть
похожей на них. Моя главная мечта – успешно закончить колледж и стать замечательным
педагогом
Мой папа, Решетников Валерий Анатольевич, родился 8 октября 1973 года (год быка)
в посёлке Наушки Кяхтинского района. Закончил Гусиноозёрску среднюю школу. Был хорошим
спортсменом. Поступил в железнодорожный колледж в городе УланУдэ, но недоучился всего
год Стаж работы на железной дороге 22 года. Занимает должность бригадираконтролёра пути.
Мой папа очень трудолюбивый. Он держит большое подсобное хозяйство, ухаживает за скотом,
птицей. В свободное время любит вырезать из дерева. Поэтому дом у нас очень красивый и
расписной.
Моя мама, Решетникова Марина Васильевна, родилась 20 января 1965 года (год змеи) в
деревне Топка Бичурского района. Девичья фамилия Брянская. После окончания Улан
Удэнской средней школы она поступила в Бурятское культурнопросветительное училище и
стала руководителем самодеятельного хорового коллектива, а позже заочно закончила ВСГАКИ
по специальности преподаватель по народному художественному творчеству. 13 лет мама
проработала директором Дома Культуры в селе Зарубино и по совместительству учителем
музыки в школе. Но так сложилось, что мама сейчас работает учителем географии и биологии
вот уже 19 лет. Музыку не забывает, организовала вокальную группу «Созвучие», без которой
не обходится не одно мероприятие в школе и на селе. Моя мама добрая и отзывчивая, в то же
время строгая и требовательная. Её очень любят дети, всегда тепло о ней отзываются. Наверное,
её уроки самые интересные. Она очень много трудится, всегда в поиске чегото нового. А в 2013
году мама прошла аттестацию и получила высшую квалификационную категорию.
8 Я горжусь своими родителями. За вместе прожитые годы они сумели построить большой и
красивый дом с удобствами как в городе, двухэтажный летний дом со всеми остальными
постройками. В 2010 году наш дом был зачислен в 10 лучших домов района.
Мой старший брат Лазарев Анатолий Александровия, родился 28 февраля 1987 года.
(год зайца). Закончив 9 классов поступил в инженернопедагогический колледж и закончил его
по специальности «Налоговый инспектор». Работает продавцомконсультантом в «Уюте» в
отделе электротовары. Женат, жена Иванова Татьяна, растят дочку Иришку. Ей сейчас 6 лет.
Она очень красивая, смышлёная и подвижная девочка.
Средний брат Лазарев Сергей Александрович, родился 10 ноября 1998 года (год
дракона). Закончил лицей № 15 по специальности техникмеханик строительнодорожных
машин. В 2008 году был призван в ряды РА, служил в городе Нарофоминское Московской
области в частях ВДВ. После службы в армии стал работать трактористомбульдозеристом в
городе УланУдэ. Женат, жена Игумнова Анна. Растят дочку Эвелину, ей 3 года, и Валерии 4
месяца.. Я очень люблю своих племяшек. Стараюсь как можно чаще видеть их.
Самая младшая в нашей семье сестрёнка Полина. Ей 9 лет. Она родилась 13 декабря 2005
года. Родилась очень маленькой, слабенькой. Но сейчас в семье это самый активный и
подвижный ребёнок. Очень любит играть с мальчишками, с девочками не дружит. Любимые
игрушки машинки и всякие «стрелялки». Я для неё пример, учу стихам, заплетаю косички. На
следующий год Полина пойдёт в 3 класс.
Откуда мы родом и где наши корни?
Моя дедушка и бабушка
Лучше друга не найти обойди весь свет.
Лучше бабушки моей в целом мире нет.
Ярче солнышка она улыбается
И печали все мои забываются.
9 Мой дедушка Брянский Василий Васильевич родился 30 ноября 1939 года в селе Топка
Бичурского района. (По дороге в Топку вы увидите две сросшиеся посередине сосны, которые
называют деревьями любви. Влюбленные приходят сюда, повязывают на деревья пояса или
ленты и верят, что они освящают их любовь и верность. Село Топка расположено в
красивейшем месте, окруженном сосновым бором. Здесь по преданию излечилась от
туберкулеза дочь (по другим сведениям – любовница) купца Лушникова из Кяхты. И в
благодарность за это излечение он построил в селе школу, в которой первой учительницей
была спасенная от смерти женщина. Окрестности села Топка известны ползучими
песками. Здесь же имеется Черное озеро, где хорошая рыбалка, можно чудесно отдохнуть
«Топка» от восточнославянского топь – болото,
и провести незабываемые дни.
непроходимое место.)
Окончил всего 4 класса. Рано стал работать, чтоб прокормить ещё 3 младших сестёр. Отца
своего помнит смутно, так как отец ушёл на действительную службу, когда ему было всего 2
годика. А там началась война! Военное детство было тяжёлым и голодным, много работали.
Кушали всё с огорода, даже ели лепёшки с лебедой. Сахар был самым вкусным лакомством.
Спасал лес, где ребятишки собирали ягоды, грибы, черемшу, орехи. Отца своего увидел только
в 1947 году. Служил в рядах СА в городе Чита. После службы в армии уехал в город и
устроился в СМУ каменщиком. В этой должности дед проработал 40 лет по 6 разряду. Свой
разряд ездил защищать в город Москва в 1976 году. У моего дедушки золотые руки, он
уважаемый человек. Его иногда ещё просят чтонибудь построить и он никогда не отказывается.
В городе много домов, гаражей, каминов, теплиц, оград построенных руками моего деда. Мой
дедушка добрый и вежливый, никогда не скажет грубого слова, очень любит своих внуков и
балует их.
Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили двоих детей: Марину (мою маму) и Ларису
(мою тётю). Тётя Лариса (1962г.р.) со своей семьёй живёт в городе УланУдэ. Работает
младшим воспитателем в детском саду. Её муж Станислав Зайков (1968г.р.) работает шофёром.
Мои дедушка и бабушка очень любят путешествовать, любят природу, рыбалку и охоту. Как
только сходит снег, они сразу едут на речку. Бабушка говорит, что так забываешь про болезни,
помогает шум дождя, шелест листьев и ветра, запах трав и полевых цветов. Дедушка почти 20
лет посещал охотничье общество, добывал для государства пушнину. Приходилось ловить
рысь, зайцев, белку, косулю и даже медведя.
10 Моя бабушка, Брянская (Горбова) Тамара Николаевна, родилась 1 сентября 1941 года
в деревне Горбово Кабанского района. Фамилия «Горбова» произошла от названия села
Горбово. Этого села сейчас нет на карте Бурятии, но на этом месте поставлен большой крест.
Этот крестпамятник установили бывшие жители села Горбово под руководством Александра
Лебедева в память о прошлом, и о тех, кто жил в этом селе. Поставили в престольный праздник
Петров день 12 июля 2009 года.
Семья бабушки была очень большая, детей 16 человек. Моя бабушка в семье
предпоследняя. Сейчас ей 73 года, живёт вместе с дедушкой в городе УланУдэ. Детство
бабушки было связано с большим трудом, т.к. дети умели трудиться, и у каждого была своя
работа. Старшие дети помогали своим родителям, сеяли, боронили, косили сено, ухаживали за
скотом и птицей. Школу все ребята закончили семилетку и рано «вылетели» из родного гнезда,
потому, что хотелось помочь родителям вырастить младших детей. Моя бабушка вспоминает,
что сажали много огурцов, сеяли коноплю и табак. Всё это обрабатывали и продавали в
райцентре БайкалоКударе. Одежды много не было, младшие донашивали за старшими, но к
престольному празднику Пасхе у каждого было новая рубаха или платье. Спали все на большой
печке, в доме также было много кроватей и лавок. Ещё бабушка помнит, как умирали в их семье
дети, как хоронили их. Об этом она не любит вспоминать, но рассказала один случай. Старшую
сестру Нюру братья катали на двух палках по ограде и уронили. Девочка повредила спину и у
неё начал расти горб. Прабабушка долго лечила её, но ничего не помогало, и девочку горб
задушил с обеих сторон. Нюре было всего 7 лет. Окончив семилетнюю школу, бабушка уехала в
город УланУдэ к старшему брату Николаю и стала работать на стройке штукатуроммаляром.
После ушла в общежитие и жила там до знакомства с моим дедушкой. Свадьба была 16 января
1962 года. В этом году вся наша большая семья отметила их золотую свадьбу. Бабушка почти 30
лет проработала на Авиационном заводе, была токарем, термистом, фрезеровщиком,
кладовщиком. Сейчас бабушка на заслуженном отдыхе. Хотя ей исполнилось 73 года, она
выглядит молодой и красивой.
Мои прабабушка и прадедушка
(четвёртое поколение)
11 Четвёртое поколение – это поколение моих прабабушек и прадедушек. Как и у каждого
человека у меня было 4 прабабушки и 4 прадедушки. Очень жаль, но большинство из них я не
застала в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.
Мы дети 21 века не знаем тех бед, которые перенесли наши деды и прадеды. Но мы знаем
об этом из книг, кинофильмов, рассказов наших близких о страшных днях войны, не только на
фронте, но и в тылу.
И поэтому мне хочется рассказать о моём прадеде Брянском Василии Александровиче
и о его семье, которые тоже внёсли частичку Победы для всего советского народа! Именно
такие люди, как мой прадед, научили радоваться жизни, преодолевать трудности на своём пути,
быть благодарными людям, помня о тех, кто пожертвовал своей жизнью, здоровьем. ради
нашего светлого будущего.
Брянский Василий Александрович родился в селе Топка Бичурского района в 1915 году.
Родителей звали – мать Домна, отец – Александр. Семья была большой, детей восемь. Все росли
детьми дружными, работящими и заботливыми. Братья – Костя, Андрей, Алексей, Степан,
сёстры – Арина и Дуся. Все вылетели из родительского гнезда, и у всех сложилась своя
семейная жизнь. Мой прадед женился в 1937 году на Телешевой Любови Павловне. В 1939
году у них родился первенец, мой дед Брянский Василий Васильевич. Сына пришлось
понянчить не долго, так как был призван на действительную службу. Письма писал редко, но в
коротких посланиях всё спрашивал о сыне. Прабабушка как могла, растила Васю, во всём ей
помогала её мать (моя прапрабабушка Марья). Когда началась война, письма от Василия совсем
перестали приходить. Наступили самые тяжёлые военные годы, не только для солдат, которые
сражались на фронтах, но и в тылу для женщин, стариков и детей. По рассказам родных,
прабабушка вытерпела всё. За годы войны много было слёз, болезней и страданий, даже была
осуждена на 6 месяцев за то, что собирала со всеми женщинами села колоски на колхозном
поле. Сидела в одиночной камере в городе УланУдэ, постоянно хотелось есть. Чтобы не думать
о еде пела различные песни, так как голосом обладала хорошим. За это охранники давали ей
хлеба и говорили, чтоб пела больше, им от этого веселее службу нести.
Очень много работали, пахали и сеяли вручную, осенью косили траву, заготавливали
зелёные ветки на корм скоту, также садили огороды, где выращивая овощи. Как могли
помогали фронту, порой сами не доедали, пекли лепёшки пополам с лебедой. Летом спасал лес,
12 где собирали ягоды, грибы, весной солили черемшу. Подросший Вася во всем помогал матери,
ухаживал за скотом, ездил на мельницу молоть зерно в Большую Кудару.
А тем временем связист Брянский Василий Александрович с боями дошёл до Восточной
Пруссии в звании младшего сержанта. Два месяца был в окружении в Белоруссии, был дважды
ранен. Рядом всегда находился его лучший друг тёзка Василий Телешев. К сожалению, все
земляки, с которыми уходил на службу погибли это Телешев Михаил и Васильев Александр.
Прадед был награждён орденом Славы, медалью «За взятие Берлина», «За Будапешт».
Как рассказывал мой дед, орденов и медалей было много, около 10 штук, всех конечно он
вспомнить не может. Помнит то, что в детстве играл ими, и вспоминает как пришёл отец с
войны. Это было в 1946 году весной. Ведь он вообще не знал отца, не видел его не разу. Помнит,
что пацаны постарше кричали ему Васька! Твой отец идёт! Долго стоял на месте, прежде чем
побежать, от радости не чуя ног.
Братья прадеда все воевали на разных фронтах. Живыми вернулись Костя, Андрей и
Алексей (в звании капитана), брат Степан погиб в 1942 году. Родители в то время уже жили в
городе Кяхта.
В мирное время Брянский Василий Александрович много трудился, довелось работать в
геологоразведке в Иркутской области, валил лес с братом Андреем в Кяхтинском районе,
работал в колхозе села Топка разнорабочим, перед уходом на пенсию был пасечником.
По рассказам деда прадед всегда был весёлым и улыбчивым. Он много знал всяких
прибауток и смешных рассказов. Как кормил внуков и внучек вкусным мёдом, подсаживал
детей по очереди на колени и качал. В селе его любили и уважали.
Умер Василий Александрович на 71 году жизни в 1986 году от тяжёлой болезни. Любовь
Павловна после него ещё прожила 16 лет. Вырастила 3 дочерей Валентину, Марию и Веру.
Успели понянчить внуков и правнуков.
Прапрабабушка и прапрадедушка
(пятое поколение)
Прапрадедушка Брянский Александр Демьянович родился в 1886 году, жену звали
Домна. По рассказам дедушки они жили в городе Кяхта. Дедушка помнит его немного.
Прапрадедушка работал сначала в артели, а затем в колхозе, возил на конях горючее на полевые
станы. Умер в 1946 году. Прапрабабушка пережила мужа всего на 2 года.
13 Происхождение фамилии Брянский
Версия 1. Фамилия Брянский ведет свое начало от названия города Брянск,
расположенного на обоих берегах реки Десна при впадении в неё Болвы и Снежети. Впервые
город упоминается в Ипатьевской летописи как «Дьбрянск» (от слова «дебрь» «лесная чаща»)
под 1146 годом, позднее — в Воскресенской, Лаврентьевской, Троицкой летописях и других
источниках. Точная дата основания Брянска не известна, но косвенные указания на неё
содержатся в ранних русских летописях и относятся к концу X века. Скорее всего, основатель
рода Брянских либо проживал в этом городе, либо состоял там на службе. , со временем
получил фамилию Брянский. 4
Версия 2. Фамилия Брянский в 60% случаев имеет польское происхождение и происходит
либо из самой Польши, либо из граничащих с ней стран (Украина, Белоруссия). Почти все
представители таких фамилий относились к польской шляхте. В 10% процентах носитель такой
фамилии может быть потомком древнего русского княжеского или боярского рода. В обоих
случаях фамилия указывает, как правило, на место, где жили дальние предки человека или же
тот город или село, откуда, по легендам, происходит этот род, но может происходить и от
имени дальнего предка человека. Кроме того, в 30% случаев такая фамилия была получена
предком священнослужителем, когда он выпускался из семинарии. В этих случаях фамилия
давалась по воле руководства училища и могла быть образована от названия местности,
церковного праздника, имени святого.
Версия 3. Много староверов, гонимых на родных местах, нашли убежище в польских землях
(сегодня это территория Белоруссии). На безлюдных Ветке и в Стародубье. Польские феодалы
неплохо приняли беженцев. Предоставили льготы, освободили на несколько лет от налогов. Об
этом стало известно многим староверам, оставшимся в России. Туда стали прибывать сотни и
тысячи приверженцев старых обрядов со всей Руси: от Московии до Астрахани. Крестьяне и
посадский люд. Приходя туда, беженцы меняли свои имена и фамилии, часто фамилии брали от
принявшего их пана. Это было необходимо в случае, если их станут искать, чтобы вернуть
обратно. Поэтому староверы Бурятии нередко носят польские фамилии: Андриевские,
4 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. Москва: Просвещение, 1975г.160с.
14 Бельские, Вставские, Красинские, Покацкие, Брянские,
Ивайловские, Халецкие,
Маниковские и другие. В Бурятии, семейские заселили, преимущественно, территории
современных Бичурского, Мухоршибирского и Тарбагатайского районов, превратив их в
житницы Забайкалья. Самые известные села семейских: Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей,
Десятниково. 5
. Толкование имён моей родословной.
В наши дни имя человеку обычно дают его родители. Но так было не всегда. Сначала на Руси
были только клички и прозвища. Они давались по внешнему виду, по какомуто значительному
жизненному случаю или по характеру человека. Эти прозвища были неблагозвучными: Брюшина
(из за большого живота), Бузга (болтун), Базан (крикун), Реут (басистый), Искарь (вырванное с
корнями дерево), Короста (трудный, необщительный). Они также происходили от названий
животных и растений, отражали порядок появления новых членов семьи и отношения к ним
Косой, Рябой, Бел, Мал. Со временем эти прозвища стали восприниматься как имена.
С принятием на Руси христианства ситуация изменилась. Теперь при крещении людям
стали давать так называемые "крестильные" имена. Эти имена давались из строго
определенного списка имён святых, помещенного в святцах церковном календаре. Поэтому
крестильные имена принято было также называть "календарными".
Зачастую ребенку давали нелепые и смешные имена, но тем, кто был обречен всю жизнь
называться Синематографом или Иллюстрацией, было не до смеха.
А ведь от имени человека зависит очень многое. Имя несет в себе разную информацию, и
даже существует мнение, что оно влияет на характер, образ мыслей и поведение персоны.
Объясняется это тем, что звуки, составляющие имя, воздействуют на сознание индивидуума.
Во многих семьях постепенно возвращаются к великолепной традиции и вспоминают
прекрасные русские имена. Но, на самом деле, они имеют греческие, латинские и
древнееврейские корни. В моей родословной большинство греческих имен.
Марина древнееврейское имя. Означает «любимая, желанная».[10]
Юлия: Женская форма имени Юлий, происходит от латинского слова "юлиус": кудрявый,
пушистый.
5 Интернетресурсы
15 Василий греческого происхождения, переводится как «царь». Простая форма имени Василей
(с ударением на последнем слоге). Происхождение имени Тамара. Имя Тамара еврейское,
православное.
Тамара имеет древнееврейские корни и происходит от слова «Тамар», что в переводе означает
«финиковая пальма». В Россию имя стало известно в 12м веке посредством Грузии и Армении.
В нашей стране о нем узнали от грузинской царицы Тамары. Возможно, что в Грузию и Армению
имя пришло от арабов, у которых слово qamar, означает «луна».
Валерий – мужское русское имя латинского происхождения. В древнеримской мифологии
«Валериус» эпитет Марса, быть сильным, здоровым.
Анатолий – мужское русское имя греческого происхождения «восток», «восход солнца».
Также Анатолия с античных времён одно из названий полуострова.
Лариса Чайка. В греческой мифологии Ларисой звали Фессалийскую (аргосскую) нимфу,
внучку Посейдона и сестру Кирены. По легенде, на том месте, где во время игры в мяч она
упала в реку Пеней, был воздвигнут город, названный в ее честь.
Сергей происходит от римского родового имени Sergius и в переводе с латинского языка оно
означает «высокий, знатный, высокочтимый». Есть версия, что имя Сергей это форма
старославянского имени Сережень (так славяне называли мальчика, рожденного в середине
недели, месяца или года).
Полина – женское имя французского происхождения, производное от мужского имени Поль,
таким образом происходит от латинского «маленький», «малыш». Греческого происхождения
Апполинария, что значит «солнечная», бог солнца Аппо
Заключение.
Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно,
восстановили родословную своей семьи только по материнской линии. Для этого мы собирали
информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но
и о тех, кого нет уже в живых. В ходе бесед со своими родственниками, я поняла, насколько это
сугубо деликатная тема для каждого, чтобы рассказать о своих близких, дорогих людях, надо,
16 прежде всего, расположить к себе его, только доброму, внимательному можно доверить о своих
близких. Работая над этим проектом, я выполнила все поставленные задачи: составила
генеалогическое древо, изучила происхождение имен и фамилий моего рода.
Я очень горжусь, что мои родители сохранили для нас, детей ХХ1 века историю жизни
моих предков. Изучая историю рода моих предков, я еще раз убедилась, как тесно
переплетаются судьбы народов нашей Родины, что позволяет мне лучше понимать историю всей
страны. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо
бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать. Я накопила
определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Данная работа может иметь продолжение.
Я хотела бы продолжить исследование одной из ветвей моего генеалогического древа, написать
историю моего рода.
Я уверена, что каждый человек должен знать и чтить своих предков. Много еще сменится
поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда
их корни, кто их предки, какие это были люди. Некоторые факты теряются, забываются, но не
забывается сама история. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в
поколение передавались истории нашего рождения, нашего подъема. Так надо спешить узнать
свою родословную, надо застать тех бабушек, которые с удовольствием поведают нам истории
своих родных.
Свое исследование я завершаю словами венгерского писателя Шандор Ласло Бенчик: «На
заре или в конце жизни, но человек неизменно задумывается о своих корнях, истоках».
Список использованной литературы
1. Бычков М. Е. «Археографические проблемы родословных»
2. Брокгауза и Эфрон Энциклопедический словарь
3. Даль В.И Толковый словарь русского языка – ЭКСМО Москва 2010. – стр.175
4. Леоноа А.М. Забайкальские старообрядцы (семейские)
5..Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в
школе и дома. – 2005. №3 стр.28.
6. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.
7. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.
17 8. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. Москва: Просвещение, 1975г.160с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
18 19
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
НПК "Изучая предков узнаём самих себя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.