«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» именно эти слова В.А.Сухомлинского точно характеризуют специфику и суть работы моего педагогического коллектива детских сада №40 по формированию нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста через внедрение программы «Дом, в котором я живу», которая также разработана коллективом детского сада.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Методический семинар на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание
детей
дошкольного возраста».
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
,
Я гимн пою тебе, моя Россия
Твоим бескрайним Нивам и твоим лугам
Твоим озерам синим, что мягко льнут к
зеленым берегам.
Я гимн пою твоим живым рассветам,
твою судьбу не легкую любя,
я гимн пою твоим прекрасным людям,
что жизнь не жалели для тебя.«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и
чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству
постепенно и имеет своими истоками красоту» именно эти слова
В.А.Сухомлинского точно характеризуют специфику и суть работы
моего педагогического коллектива детских сада №40 по
формированию нравственно - патриотических чувств детей
дошкольного возраста через внедрение программы «Дом, в котором
я живу», которая также разработана коллективом детского сада.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм -
нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь и преданность Отечеству;
гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать
интересы Родины.
В государственном проекте «Национальная доктрина
образования в Российской Федерации» обозначено «Система
образования призвана обеспечить воспитание патриотов России,
граждан правового демократического, социального государства,
уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную
терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено
системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-
патриотического воспитания дошкольников.
В нормативно – правовую основу педагогического процесса в
ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию были взяты
следующие документы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации.
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
- Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»;
2- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите
Отечества»;
- Национальная доктрина образования в Российской федерации.
Для достижения цели были определены задачи:
- создание культурно - образовательной среды в ДОУ;
- повышение компетентности педагогов в решении задач,
связанных с нравственно-патриотическим воспитанием;
- объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у
детей нравственно-патриотических чувств.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
ведётся по 3-м направлениям:
- формирование представлений
- воспитание патриотических чувств
- развитие поискового поведения у дошкольников
-
формирование представлений: знакомство детей с
народными традициями и промыслами, с устным народным
творчеством,
с доступными пониманию детей историческими
событиями;
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка
любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие
внутренней активности ребёнка, способности ставить цели,
добывать знания.
В детском саду проходит апробацию программа «Дом, в котором
я живу»
3Программа предусматривает распределение работы по
патриотическому воспитанию по четырем блокам:
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются
содержание, объем познавательного материала,
только
сложность и длительность изучения.
1 блок - «Моя семья».
Значение семьи в государственной политике России можно
определить по последним строчкам завещания императора
Александра III своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что
она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у
ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к
отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной
поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи;
- семья - ячейка общество, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи - счастье и благополучие народа;
К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому
уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно,
чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей
семьи.
2 блок - «Родной город».
Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по
которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что
родной город славен своей историей, традициями, памятниками,
лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным
краем, другими городами Ростовской области, России. Город -
частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине»,
патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей
зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
3 блок - «Родная страна».
Знакомство со столицей России, с символикой государства.
Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с
формированием доброжелательного отношения к другим народам,
соблюдением традиций.
44 блок – «Народно-прикладное искусство»
Знакомство с традициями русского народа, его быта, труда, праздниками на основе
декоративноприкладного искусства. Народноприкладное творчество источник
народных художественных промыслов, зародившееся в глубокой древности,
историческая основа всей мировой художественной культуры.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья→ детский сад→ родная улица→ родной город→ родная страна -
народно – прикладное искусство
Особенностью Программы является разработка и реализация в
работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к
памятным датам:
Семейный альбом;
Родной город;
Древо моей семьи;
Бабушка рядышком с дедушкой;
Жить - Родине служить;
Наши деды надевают ордена;
Сказки из бабушкиного сундука;
Кто на Дону живет;
С них берем пример (почетные люди города);
Особенностью Программы является обучение детей народноприкладному и
декоративному искусству через реализацию следующих содержательных условий:
1 Создание в дошкольном учреждении развивающей полихудожественной
среды музея народного быта, выставки народной игрушки.
2 Обобщение опыта ознакомления дошкольников с мастерами народных
промыслов.
3 Проведение мастер – классов для практического освоения способов и
приемов создания предметов декоративноприкладного искусства.
5Отбор содержания работы основывается на следующих главных
педагогических принципах:
Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания
и развития, с одной стороны, и системности с другой;
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании,
учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера
доброжелательности и взаимопонимания;
Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во
время активной деятельности;
Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе
аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка,
рисование и др.;
Культур сообразности – основывается на ценностях региональной,
национальной и мировой культуры, технологически реализуется
посредством культурно-средового подхода к организации
деятельности в детском объединении;
Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий
выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным
опытом и возрастом детей.
Формы работы с педагогами ДОУ по накоплению опыта
нравственно-патриотического воспитания дошкольников
6Консультации
для педагогов
Пополнение
необходимым
материалом
Нравственно-
патриотическое
воспитание
дошкольников
Семинары;
семинары-
практикумы
Методические
объединения
Городские
методические
объединения
воспитателей,
музыкальных
руководителей
Участие в
методических
объединениях
работников
ДОУ
курсы
Городские
повышения
педагогов
квалификации
дошкольного
образования и
воспитания
Схема взаимодействия МДОУ №40 с общественными
патриотическими организациями социума
7Городской
совет
ветеранов
войны и
труда
МДОУ №40
Детская
городская
библиотека
Общеобразов
ательные
учреждения
города
Краеведческ
ий музей
города
Шахты
Учреждения
дополнительн
образования
ого
8Важным моментом является
Схема сотрудничества МДОУ №40 с родителями по
нравственно-патриотическому воспитанию детей через
9Родительские
собрания
Экскурсии
МДОУ №40
Пополнение
экспозиций по
данной теме
Совместные праздники
Народные
праздники
День
Защитника
Отечества
Международн
ый Женский
День
Мероприятия
календарных
памятных
дат
День Победы,
День воинской
славы
Формы нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста в МДОУ №40
10Краеведческий
музей г. Новый
Уренгой
Воспитание
духовно-
нравственны
х начал
Тематически
е занятия
Памятные места
города
Православный
храм
Кружок
«Маленькие
россияне»,
«Цветик-
семицветик»
Совместные
праздники
Экскурсии для
воспитанников
МДОУ №40
Праздники для
воспитанников
ветеранов войны
д/с, для
и труда
День
Победы
День
Защитника
Отечества
Народные
праздники
11Особенно мне хотелось бы остановиться на четвертом блоке
программы «Народно-прикладное искусство». Работа по этому
направлению ведется на основе культурологического подхода.
Именно он позволяет определить путь формирования эстетического
отношения у детей старшего дошкольного возраста: от организации
творческой художественной деятельности средствами и по мотивам
народного декоративно-прикладного искусства через включение
эстетического опыта в более широкий эмоциональный и смысловой
контекст к формированию эстетического отношения к окружающему
миру. Его можно отобразить следующим образом:
И в итоге
формируется
у ребенка
+
включение
его
собственного
эстетического
=
эстетическое
отношение к
окружающем
у миру
В соответствии с этой стратегией основным методом
художественного воспитания выступает метод пробуждения
предельной самодеятельности детей, а основную педагогическую
ценность является не результат художественной деятельности как
таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие.
Возрождение художественных промыслов неразрывно связано с развитием у
подрастающего поколения творческой активности. Развитие народноприкладного
творчества сопровождается положительными эмоциями и осознанием своей цели
деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста овладевают образным «языком»
декоративно-прикладного искусства. В 5-7-летнем возрасте он способны видеть
материал и его физические свойства (плотность, фактуру, цвет), согласовывать
форму и фактуру материала; подбирать цвет в соответствии с замыслом и общей
гаммой колорита; использовать народные декоративные мотивы в орнаменте и
окраске изделий.
В детских декоративных работах эстетическая выразительность достигается
при соблюдении следующих содержательных условий:
12*обогащения и систематизации знаний об особенностях декоративно-
прикладного искусства и его выразительных средствах;
*формирования представлений о путях достижения образно-эстетической
выразительности, о декоре, его назначении и выразительных средствах;
*овладения детьми изобразительно-выразительным умениями, техникой
исполнения, обобщёнными способами творческих действий в разных видах
декоративной деятельности;
*обеспечения взаимосвязи изобразительных и трудовых умений;
*формирования потребности в достижении качественных результатов
посредством использования адекватных средств выразительности и установки на
перенос умений, приобретаемых в процессе обучения, в повседневную жизнь;
*использования вариативных форм и методов обучения, направленных на
освоение средств выразительности и посильное создание декоративных
художественных образов.
Однако следует заметить, что овладение основами мастерства народного
искусства в дошкольном детстве подразумевает не специальную профессиональную
подготовку, а общее художественное развитие. Яркие, сказочные образы
декоративно-прикладного искусства побуждают эмоционального дошкольника
воплощать чувства и мысли в собственных изделиях. Доступность обусловливается
простотой и лаконичностью форм, чёткостью очертаний, локальностью и чистотой
цвета, стилизованностью элементов. Скульптуры из глины и пластилина, коллажи и
мозаики из цветных тканей, бумаги, камешков, вызывают ассоциации с
первоисточником — гончарным изделиями, глиняной игрушкой, узорным ткачеством,
вышивкой, — в то же время являются вполне самостоятельными работами детей,
обогащёнными восприятием произведений народного искусства.
В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования
узоров на ткани (льне, холсте), где дети учатся различными
способами с помощью (оттиска, отпечатка, прикладывания,
штамповки) самостоятельно делать узоры и украшать различные
вещи. Творцы народного искусства были связаны с природой. Она
давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных
наблюдений над миром животных и растений, образы которых
использовались затем в творчестве.
К наиболее ярким особенностям народного прикладного
искусства прошлого следует отнести необыкновенно меткие,
продуманные и правдивые характеристики конкретного образа,
переданного с большой выразительностью, причем форма, в
которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда
предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая
13место главному, которое выявляется особенно четко. Такая
художественная трактовка образа в народном искусстве делает его
особенно понятным и доступным для восприятия.
Другой характерной особенностью произведений народного
прикладного искусства является красочность и декоративность.
Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают
произведения народного мастера, делают их необыкновенно
привлекательными. В декоративно-прикладном искусстве четко
выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные.
Часто эти образы имели символическое значение. Они
символизировали силу, власть, олицетворяли смелость и отвагу,
весну. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в то
же время сохраняли черты традиционной условности.
Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого
достигает орнамент. Орнаментальные изображения бывают:
1. Растительный.
2. Животный (в основе птицы).
3.Геометрический.
С помощью готовых штампов и подручных материалов ребята с
удовольствием украшают одежду, ручники, для праздников и в
подарок.
Благодаря свойственной народному искусству способности
хранить и развивать свои наиболее ценные достижения оно донесло
до нашей эпохи богатое художественное наследие.
Все, что в течение нашей истории было сделано доброго и великого,
- это благодаря укоренённому в сознании приоритету духовных
ценностей.
14