Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» именно эти слова В.А.Сухомлинского точно характеризуют специфику и суть работы моего педагогического коллектива детских сада №40 по формированию нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста через внедрение программы «Дом, в котором я живу», которая также разработана коллективом детского сада. Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Иконка файла материала конспект 2.docx
Методический семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути. Озёрный плен твои леса венчает. Каскад хребтов в горах мечты таит. Речной поток от жажды исцеляет, А степь родная хлебушек родит. Твоими городами мы гордимся. От Бреста до Владивостока путь открыт. Тебя венчает славная столица, А Петербург историю хранит. В земле твоей богатств поток неиссякаем, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит. , Я гимн пою тебе, моя Россия Твоим бескрайним Нивам и твоим лугам Твоим озерам синим, что мягко льнут к зеленым берегам. Я гимн пою твоим живым рассветам, твою судьбу не легкую любя, я гимн пою твоим прекрасным людям, что жизнь не жалели для тебя.«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» именно эти слова В.А.Сухомлинского точно характеризуют специфику и суть работы моего педагогического коллектива детских сада №40 по формированию нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста через внедрение программы «Дом, в котором я живу», которая также разработана коллективом детского сада. Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно- патриотического воспитания дошкольников. В нормативно – правовую основу педагогического процесса в ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию были взяты следующие документы: - Закон РФ «Об образовании»; - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. - Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»; - Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»; 2- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; - Национальная доктрина образования в Российской федерации. Для достижения цели были определены задачи: - создание культурно - образовательной среды в ДОУ; - повышение компетентности педагогов в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием; - объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ведётся по 3-м направлениям: - формирование представлений - воспитание патриотических чувств - развитие поискового поведения у дошкольников - формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами, с устным народным творчеством, с доступными пониманию детей историческими событиями; - воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания. В детском саду проходит апробацию программа «Дом, в котором я живу» 3Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по четырем блокам: Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются содержание, объем познавательного материала, только сложность и длительность изучения. 1 блок - «Моя семья». Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов: - корни каждого - в истории и традициях семьи; - семья - ячейка общество, хранительница национальных традиций; - счастье семьи - счастье и благополучие народа; К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. 2 блок - «Родной город». Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Ростовской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. 3 блок - «Родная страна». Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций. 44 блок – «Народно-прикладное искусство»      Знакомство с традициями русского народа, его быта, труда, праздниками на основе декоративно­прикладного   искусства.     Народно­прикладное   творчество   ­   источник народных   художественных   промыслов,   зародившееся   в   глубокой   древности,   ­ историческая основа всей мировой художественной культуры.  Систему работы можно представить следующим образом: семья→ детский сад→ родная улица→ родной город→ родная страна - народно – прикладное искусство Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:  Семейный альбом;  Родной город;  Древо моей семьи;  Бабушка рядышком с дедушкой;  Жить - Родине служить;  Наши деды надевают ордена;  Сказки из бабушкиного сундука;  Кто на Дону живет;  С них берем пример (почетные люди города);          Особенностью Программы является обучение детей народно­прикладному и  декоративному искусству через реализацию следующих содержательных условий: 1 Создание   в   дошкольном   учреждении   развивающей   полихудожественной среды ­ музея народного быта, выставки народной игрушки. 2 Обобщение  опыта ознакомления дошкольников    с мастерами   народных промыслов. 3 Проведение мастер – классов для практического освоения способов и  приемов создания предметов декоративно­прикладного искусства. 5Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах: Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности с другой; Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания; Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности; Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.; Культур сообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении; Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей. Формы работы с педагогами ДОУ по накоплению опыта нравственно-патриотического воспитания дошкольников 6Консультации для педагогов Пополнение необходимым материалом Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников Семинары; семинары- практикумы Методические объединения Городские методические объединения воспитателей, музыкальных руководителей Участие в методических объединениях работников ДОУ курсы Городские повышения педагогов квалификации дошкольного образования и воспитания Схема взаимодействия МДОУ №40 с общественными патриотическими организациями социума 7Городской совет ветеранов войны и труда МДОУ №40 Детская городская библиотека Общеобразов ательные учреждения города Краеведческ ий музей города Шахты Учреждения дополнительн образования ого 8Важным моментом является Схема сотрудничества МДОУ №40 с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей через 9Родительские собрания Экскурсии МДОУ №40 Пополнение экспозиций по данной теме Совместные праздники Народные праздники День Защитника Отечества Международн ый Женский День Мероприятия календарных памятных дат День Победы, День воинской славы Формы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в МДОУ №40 10Краеведческий музей г. Новый Уренгой Воспитание духовно- нравственны х начал Тематически е занятия Памятные места города Православный храм Кружок «Маленькие россияне», «Цветик- семицветик» Совместные праздники Экскурсии для воспитанников МДОУ №40 Праздники для воспитанников ветеранов войны д/с, для и труда День Победы День Защитника Отечества Народные праздники 11Особенно мне хотелось бы остановиться на четвертом блоке программы «Народно-прикладное искусство». Работа по этому направлению ведется на основе культурологического подхода. Именно он позволяет определить путь формирования эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста: от организации творческой художественной деятельности средствами и по мотивам народного декоративно-прикладного искусства через включение эстетического опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру. Его можно отобразить следующим образом: И в итоге формируется у ребенка + включение его собственного эстетического = эстетическое отношение к окружающем у миру В соответствии с этой стратегией основным методом художественного воспитания выступает метод пробуждения предельной самодеятельности детей, а основную педагогическую ценность является не результат художественной деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие.           Возрождение   художественных   промыслов   неразрывно   связано   с   развитием   у подрастающего  поколения   творческой   активности.   Развитие   народно­прикладного творчества   сопровождается   положительными   эмоциями   и  осознанием  своей   цели деятельности.  Дети старшего дошкольного возраста овладевают образным «языком» декоративно-прикладного искусства. В 5-7-летнем возрасте он способны видеть материал и его физические свойства (плотность, фактуру, цвет), согласовывать форму и фактуру материала; подбирать цвет в соответствии с замыслом и общей гаммой колорита; использовать народные декоративные мотивы в орнаменте и окраске изделий. В детских декоративных работах эстетическая выразительность достигается при соблюдении следующих содержательных условий: 12*обогащения и систематизации знаний об особенностях декоративно- прикладного искусства и его выразительных средствах; *формирования представлений о путях достижения образно-эстетической выразительности, о декоре, его назначении и выразительных средствах; *овладения детьми изобразительно-выразительным умениями, техникой исполнения, обобщёнными способами творческих действий в разных видах декоративной деятельности; *обеспечения взаимосвязи изобразительных и трудовых умений; *формирования потребности в достижении качественных результатов посредством использования адекватных средств выразительности и установки на перенос умений, приобретаемых в процессе обучения, в повседневную жизнь; *использования вариативных форм и методов обучения, направленных на освоение средств выразительности и посильное создание декоративных художественных образов. Однако следует заметить, что овладение основами мастерства народного искусства в дошкольном детстве подразумевает не специальную профессиональную подготовку, а общее художественное развитие. Яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и мысли в собственных изделиях. Доступность обусловливается простотой и лаконичностью форм, чёткостью очертаний, локальностью и чистотой цвета, стилизованностью элементов. Скульптуры из глины и пластилина, коллажи и мозаики из цветных тканей, бумаги, камешков, вызывают ассоциации с первоисточником — гончарным изделиями, глиняной игрушкой, узорным ткачеством, вышивкой, — в то же время являются вполне самостоятельными работами детей, обогащёнными восприятием произведений народного искусства. В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования узоров на ткани (льне, холсте), где дети учатся различными способами с помощью (оттиска, отпечатка, прикладывания, штамповки) самостоятельно делать узоры и украшать различные вещи. Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая 13место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными. В декоративно-прикладном искусстве четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные. Часто эти образы имели символическое значение. Они символизировали силу, власть, олицетворяли смелость и отвагу, весну. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности. Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Орнаментальные изображения бывают: 1. Растительный. 2. Животный (в основе птицы). 3.Геометрический. С помощью готовых штампов и подручных материалов ребята с удовольствием украшают одежду, ручники, для праздников и в подарок. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие. Все, что в течение нашей истории было сделано доброго и великого, - это благодаря укоренённому в сознании приоритету духовных ценностей. 14