Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Направление конкурса: Педагогическая статья
ФИО: Харцхаева Таисия Ивановна
Должность: воспитатель
Образовательное учреждение: МКДОУ ДС «Солнышко»
Регион: г.Лагань, республика Калмыкия
Нравственнопатриотическое воспитание дошкольников
Нравственнопатриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения. Нравственнопатриотическое воспитание ребёнка
– сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям –
к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед
собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие
впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они
играют огромную роль в становлении личности патриота. Важно приобщать ребёнка к
культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с
уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого
народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению нравственные основные
ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это – первые и блестящие попытки
русской народной педагогики, писал К.Д.Ушинский, и я не думаю, чтобы ктонибудь был в
состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не случайно
К.Д.Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно
быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная
педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа,
богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного
народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и
способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у
детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок
знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, её столицей и
символами.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее
доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей,
традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание
детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому,
начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив
наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже
небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление
о том, чем славен родной край, родной город. Надо показать ребёнку, что родной город
славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это
район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям
объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему
объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для
этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где
каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них
слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает
знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственнопатриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых,
в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи
необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к
Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребёнка к
пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев,
отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц,
площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Однако следует подчеркнуть, что
предложенная система нравственнопатриотического воспитания может видоизменяться в
зависимости от конкретных условий. Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы
уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда
преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с
предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели “гражданское лицо”
своей семьи.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и
жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственнопатриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию
микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у
детей любовь к своему городу, необходимо подвести к пониманию, что их город – частица
Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех;
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие национальные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому
воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с
формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому
человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное
отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под
влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно
это актуально в наши дни, когда среди какойто части взрослого населения возникают
противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать
и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где
территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от
которых зависит его быт, характер труда и т.д. К концу дошкольного периода ребёнок должен
знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык,
обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами,
музыкантами, художниками и т.д. Таким образом, решая задачи нравственнопатриотического
воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными
условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических
особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии,
нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники. Тематическое
планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей
стране, родном крае, той местности, где они живут. Причём темы повторяются в каждой
группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность,
следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к
конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными
событиями. Основной формой нравственнопатриотического воспитания детей являются
тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.
Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать
детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно
предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Следует подчеркнуть,
что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов,
неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же
теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к
одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному
языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью. Учёт возрастных
особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для
повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы
занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия”. Таким образом,
каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами
деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть
представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Следует подчеркнуть, что
трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими
моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно нагляднообразное мышление.
Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и
“живые” наглядные предметы и материалы. “Бытовая повседневность” чрезвычайно
эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми
предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация
специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребёнка открывается возможность
первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении”
расширяются возможности подачи информации посредством игры. Не менее важным
условием нравственнопатриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с
родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим
корням.
Цель:
Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своего города, своей страны.
Формировать нравственнопатриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о
семье, городе, стране.
Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные
средства.
Задачи:
Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой Родине. Упорядочить и закрепить информацию о родном городе, крае, их символики.
Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.
Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи,
архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.
План работы с детьми второй младшей группы
Материал
Фотография детского сада
Принадлежности
Фотографии членов семьи
Кукла
Цветная бумага
Альбом о родах войск
Образцы орнамента
Книга «Лагань»
Стихи местных поэтов
Месяц
Мероприятия
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
МАЙ
Занятие «Мой детский сад»
Прогулка вокруг детского сада
Знакомство с окрестностями детского сада
Разучивание песни «Детский сад»
Беседа «Улицы нашего города»
Экскурсия в парк
Занятие по рисованию «Листопад»
Наблюдение за работой дворника
Занятие «Моя семья»
Разучивание песни «Ээжин хаша дотр»
Рассматривание куклы в национальном
костюме
Подарки мамам
Калмыцкий народный праздник «Зул»
Подготовка к новогоднему утреннику
Занятие по рисованию «Зимушказима»
Подготовка к калмыцкому народному
празднику «Цаган Сар»
Составление рассказа осебе
Подарки папам
Занятие «Наши защитники»
Чаепитие «Вместе с мамой»
Знакомство с калмыцким национальным
орнаментом
Слушание калмыцких народных песен
Беседа о родном городе
Заучивание стихов местных авторов о родном
городе
Итоговое занятие «Мой город родной»/отчет
перед родителями/
Экскурсия в степь
Занятие по рисованию «Одуванчик золотой»
Совместная выставка рисунков детей и
родителей «Весна в нашем городе» План работы с детьми средней группы
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Мероприятия
Беседа «Мой город у моря»
Рассказ воспитателя о Каспийском море
Занятие «Рыбы»
Экскурсия на водоем
Занятие «Животные степи»
Чтение калмыцкой народной сказки «Лягушка и
муравей»
Праздник «Золотая осень»
Заучивание благопожеланий и стихов о матери
знакомство с калмыцким национальным
орнаментом
Знакомство с видами калмыцкого женского
платья
Праздник «День Матери»
Занятие «Калмыцкий чай»
Заучивание благопожеланий о калмыцком чае
Праздник «Зул»
Подготовка к новогоднему празднику
Занятие «Какой бывает снег?»
Рисование «Калмыцкая шапка»
Подготовка к празднику «Цаган Сар»
Подарки папам
Утренник «Наша Армия родная»
Беседа «Памятники в нашем городе»
Утренник «Дорогие наши мамы»
Беседа «Дом, в котором я живу»
Разучивание песни «Мой край». Сл.
Козловцевой
Разучивание парного калмыцкого танца
Чтение отрывков о богатырях из эпоса
«Джангар»
Экскурсия к Вечному огню
Утренник «День Победы»
Выставка рисунков «Мой край родной»
План работы с детьми старшей группы
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Мероприятия
Беседа «Мой край родной»
Рисование «Осень»
Беседа «Рыбаки вышли в море»
Аппликация «Корабли на море»
Экскурсия по улицам города
Беседа « Наши героиземляки»
Экскурсия в краеведческий музей
Материал
Альбом
Фотографии и рисунки
Картинки
Картинки
Книга «Калмыцкое народное
искусство»
Снег, цветные льдинки
Эпос «Джангар»
Материал
Картинки, альбом
Картинки о труде рыбаков
Фотографии Символика РК
Иллюстрации
Модель кибитки
Книга «Калмыцкая кухня»
Альчики
Альбом
Схемы элементов танца
Альбом
Принадлежности
Изображение флага, герба
Картинки о профессиях
Картинки птиц
Природоохранные знаки
Тексты стихов
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Знакомство с символикой Республики
Калмыкия
Беседа «Калмыкия в прошлом»
Знакомство с калмыцкой кибиткой
Знакомство с национальной кухней
Игры в альчики
Беседа « Ансамбль «Тюльпан»
Разучивание калмыцкого танца
Подготовка к празднику Зул
Новогодний утренник
Занятие «Элиста – наша столица»
Разучивание песни об Элисте
Рисование «Праздничная столица»
Знакомство с символикой России
Аппликация «Наши флаги»
Праздник «Цаган Сар»
Утренник «Слава российскому оружию»
Развлечение «В гостях у бабушки»
Занятие «Мои помощники – руки»
Беседа «Птицы – наши друзья»
Занятие «Береги природу»
Знакомство с творчеством Д.Кугультинова,
Г. Кукареки, Н. Санджиева
Заучивание стихов о природе
Карта Калмыкии, карта города Лагани
Беседа «Украшение степи тюльпан»
Рисование «Весна в степи»
Беседа «Мой лотосовый край»
Конкурс рисунков «Мы – России частица»
Утренник «День Победы»
План работы с родителями
Месяц
Сентябрь
Мероприятия
1.Консультация «Воспитываем
патриотов»
2. Рекомендации «Знакомимся с
родным городом»
1.Рекомендация по чтению
художественной литературы по
нравственнопатриотическму
воспитанию.
2.Праздник «Золотая осень»
1.День матери/праздник/
2. Фотовыставка « Моя семья»
Папкапередвижка «ЗУЛ»
День защитника Отечества
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Задачи
1. Познакомить родителей с
вопросами патриотического
воспитания.
2.Ознакомление с
достопримечательностями
города.
1.Дать родителям список
литературы.
2. Учаcтие в подготовке
Объяснить смысл праздника
Участие пап в празднике Участие всей семьи
Март
Апрель
Май
Праздник мам. Проект «Под крышей
дома моего»
Консультация»Учите детей любить
природу родного края»
Субботники по ремонту групп и
участка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.