НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)
Оценка 4.8

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
история +1
5 кл—6 кл
18.11.2018
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)
Продукт ИОД.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Всеволожский центр образования» Описание опыта инновационного образовательного продукта «НРАВСТВЕННО­ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (программно­проектный подход) Богайцева Н.В.,  учитель истории и обществознания МОУ «Всеволожский ЦО» г. Всеволожск 2017 г. Пояснительная записка Актуальность программы Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе   является   формирование   патриотизма   и   культуры   межнациональных   отношений, которые   имеют   огромное   значение   в   социально­гражданском   и   духовном   развитии личности  ученика.  Только  на основе  возвышенных  чувств  патриотизма  и  национальных святынь   укрепляется   любовь   к   Родине,   появляется   чувство   ответственности   за   ее могущество,   честь   и   независимость,   сохранение   материальных   и   духовных   ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Реализация гражданско­патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода   невозможна.   Новое   время   требует   от   школы   содержания,   форм   и   методов гражданско­патриотического   воспитания,   адекватных   современным   социально­ педагогическим   реалиям.   Появляется   необходимость   в   деятельностном   компоненте гражданско­патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. ФГОС   определяет   личностные   результаты   освоения   основной   образовательной программы как «воспитание российской гражданской идентичности: ­   патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; ­  осознание   своей   этнической   принадлежности,  знание  истории,  языка,   культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; ­   усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей многонационального российского общества; ­  воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной (ФГОС ООО, раздел II, п.9.1.)». Одним   из   ведущих   компонентов   культурно­образовательной   среды   современного образовательного учреждения должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным   воспитательным   потенциалом.   Традиционная   культура   всегда   отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека. Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является   его   регионализация,   проблема   реставрации   давних   традиций   в   контексте региональной   культуры,   изучение   и   раскрытие   их   педагогического   потенциала   имеет большую   практическую   значимость,   прежде   всего   в   сфере   воспитательной   работы   с учащимися. Кроме того, приобщение к истории родного края способствует формированию 2 личностного самосознания, основанного на уважении к социо­ культурным традициям и патриотизме. Губернатором   области   2017   г.   объявлен   Годом   истории   Ленинградской   области, которая отмечает свой 90­летний юбилей.  К   сожалению,   знакомство   учащихся   с   богатейшим   наследием   народной   культуры носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Вот почему мною были разработаны мини­проекты по приобщению учащихся к национальной культуре, истории Ленинградской   области.   В   структуру   проектов   включены   занятия,   беседы,   смотры­ конкурсы,   презентации.   Работа   по   каждому   проекту   планируется   в   течение   года. Прогнозируемые   результаты   такой   работы   это   ­   осознание   себя,   как   носителей национальной региональной культуры, обогащение знаний учащихся о своей малой Родине, расширение кругозора, обогащение и активизация словарного запаса  школьников.    Организация   внеурочной   деятельности   осуществляется   на   основе   духовно­ нравственного   воспитания   с   учетом   интересов   обучающихся   и   возможностей организации.   На   наш   взгляд,     реализация   этого   направления   через   проектную деятельность является правильным выбором.  Целью   программы  является   воспитание   патриотов   России,   граждан   правового   обладающих   чувством   национальной   гордости, демократического   государства, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя   учебные   занятия   и   внеурочную   жизнь   обучающихся,   разнообразные   виды деятельности. Задачи программы: Формировать   представление   о   нравственно­патриотических   ценностях,   умение отличать добро от зла.  Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, школе, улице, городу.  Формировать симпатию и уважительное отношение к людям, отличающихся от них самих (формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям.)  Продолжить работу  с символикой государства (герб, флаг, гимн).  Способствовать общему развитию ребёнка на основе любви и интереса к исследованию национальных,   сословных,   профессиональных   корней   своего   народа   в   различных поколениях (корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства).  Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. 1. 2. 3. 4. 5. 6. В результате осуществления Программы ожидается: 1) повышение   качества   и   количества   мероприятий   по   организации   и   проведению патриотической работы с детьми и подростками; 2) формирование гражданской грамотности учащихся; 3) внедрение новых форм работы  и повышение эффективности патриотической работы; 4) возрождение духовных ценностей народа у школьников; 5) улучшение условий для формирования патриотических чувств. Программа включает в себя следующие направления: 3 1.  Духовно­нравственное направление, включающее в себя: формирование нравственно устойчивой   цельной   личности,   обладающей   такими   моральными   качествами,   как добросовестность,   честность,   коллективизм,   соблюдение   правил   поведения,   уважение   к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье,   родителям,   семейным   традициям;   формирование   социальной   активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного   отношения   к   здоровому   образу   жизни,   воспитание   активной   жизненной позиции   в   отношении   собственного   здоровья,   неприятие   асоциальных   явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации. 2. Культурно­историческое направление, предполагающее: ­ воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;   вовлечение   учащихся   в   работу   по   сохранению   культурных   и   исторических памятников   боевой   и   трудовой   славы;   формирование   чувства   национальной   гордости, национального   самосознания,   способности   жить   с   людьми   других   культур,   языков   и религий. 3. Гражданско­правовое направление, ориентированное на: ­ изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;  формирование глубокого понимания гражданского   долга,   ценностного   отношения   к   национальным   интересам   России,   её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление   к   соблюдению   законодательных   норм;   развитие   реально   действующего школьного самоуправления. 4. Военно­патриотическое направление, включающее в себя: ­   изучение   военной   истории   России,   знание   Дней   воинской   славы,   боевых   и   трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны   и   труда,   участниками   локальных   военных   конфликтов   и   антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга. Место реализации проекта: МОУ «Всеволожский центр образования».  Сведения об участниках проекта: Программа   рассчитана   на   три   возрастных   ступени   обучения   –5­7   классы.   Проект рассчитан на три года  2015­18 учебный год.   Программа не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, к уровню   развития   ученика,   она   предполагает   активное   участие   педагогов,   детей   и родителей. Главный принцип: от простого к сложному.  Проект представлен четырьмя  мини­проектами:  1. «Я ­ гражданин  России» 2. «История Отечества глазами моей семьи» 3. «Наш край в истории России» Мини­проекты  по реализации программы: «Нравственно­патриотическое воспитание обучающихся во  внеурочной деятельности» 4 "Я­гражданин России"1 Пояснительная записка. Проект  “Я­гражданин   России”  –  это   авторская   программа,   направленная   на формирование   и   воспитание   патриотических   чувств,   развитие   их   познавательных   и творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.  Данный   проект   органически   вписывается   в   базовую   программу   воспитания   и обучения и реализуется в процессе организации педагогической работы с учащимися на занятиях и в свободной деятельности.  Актуальность проекта: Существенные изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, новые проблемы,   связанные   с   воспитанием   детей,   обусловили   переосмысление   сущности патриотического   воспитания,   его   места   и   роли   в   общественной   жизни.   Отторжение подрастающего   поколения   от   отечественной   культуры,   от   общественно­исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. В современном обществе патриотическое   воспитание   приобретает   особое   значение,   возникает   необходимость осуществления его на качественно новом уровне.  Согласно   общепринятому   мнению,   процесс   воспитания,   в   том   числе   и патриотического, необходимо продолжать в системе именно в возрасте до 12 лет. В этот период происходит осознанное формирование духовно­нравственной основы личности, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Цель проекта: Формирование   патриотических   чувств,   развитие   общечеловеческих   нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональной символикой, и геральдикой.  Формирование   осознанных   представлений   о   символическом   значении   цветов   и Задачи: изображений гербов и флагов.  (герба, флага, гимна)  Знакомство с  историей  происхождения флагов и гербов.  Формирование   знаний   о   функциональном   назначении   государственных   символов Расширение   представлений   о   своей   малой   родине   на   основе   региональной символики (флаг, герб), так как контингент нашей школы представляют  разные субъекты, а порой и другие государства. Развитие   познавательных   интересов,   мышления,   графических   навыков   и   умений, способности к изобразительному творчеству.  Воспитание   уважительного   отношения   к   государственной   и   региональной символике, уважения и любви к своему Отечеству, своей малой и большой Родине.  1. 2. 3. 4. 5. 6. При решении этих задач соблюдаются  следующие принципы: 1. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.  2. Принцип   сотрудничества   и   позитивного   взаимодействия   между   воспитателями, родителями и детьми.  3. Принцип   приоритетности   регионально­культурного   наследия,   воспитание   на   местном материале.  1 см. приложение 1. 5 4. Принцип   расширения   связей   ребенка   с   окружающим   миром,   предполагающий   общение детей с социумом и природой.  5. Принцип гуманизации, создания благоприятных условий для раскрытия личности каждого ребенка.                                «История Отечества глазами моей семьи»2 «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая  складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» А. Н. Острогорский Семья  –   важнейший   институт   социализации   личности.   Именно   в   семье   человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищённости. В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе   формируются   определённые   модели   поведения   с   другими   людьми,   которые передаются   из   поколения   в   поколение.   Однако,   по   общему   признанию   учёных исследователей,   социальный   институт   семьи   переживает   состояние   кризиса.   Условия нестабильности   общества   и   социальная   напряжённость   отрицательно   влияют   на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места.  Цели проекта:   развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи;  формировать навыки общения, сотрудничества, сотворчества родителей и детей;  укреплять семейные ценности и традиции;     «Наш край в истории России»3 Я узнал, что у меня есть огромная родня: И тропинка, и лесок, в поле ­ каждый колосок, Речка, небо надо мною ­ это все мое, родное!» В. Орлов Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине.   Чувство   любви   к   Родине   сродни   чувству   любви   к   родному   дому.   Роднит   эти чувства единая основа ­ привязанность и чувство защищенности. Значит, если  воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и   привязанности   к   своей   стране.   Любой   край,   где   бы   человек   ни   жил,   неповторим.   У каждого   места   на   земле   есть   своя   история.   Поэтому   важно,   чтобы   школьники   знали 2 См. приложения 2, 3, 4, 5 3 См.  приложение 6. 6   1. 2. 3. 4. историю своего родного края, его традиции. Микрорайон Южный, где находится школа, в которой я работаю, это молодой, но активно развивающийся район, куда приезжают семьи с детьми из разных субъектов России и близлежащего зарубежья. Естественно, эти дети не знакомы   с   культурно­историческими   традициями   Ленинградской   области,   и   для   них особенно   важно   познать   историю   того   края,   где   они   становятся   взрослыми   и самодостаточными   личностями.   Значимость   вышеперечисленных   факторов   обусловила выбор этой темы для моего проекта. Цели проекта: приобщение детей к истокам истории нашего края, ее наследию, формирование  чувства любви и добра  воспитание патриотизма.  Задачи: Познакомить с историей коренных жителей нашего края, обрядовыми. праздниками, их традициями и  обычаями, с  таинственным  языком  символических образов народного декоративного искусства.  Прививать   любовь   к   традиционным   праздникам,   развивать   понимание   названий праздников.  Формировать   у   детей   эмоциональную   отзывчивость   и   интерес   к   народному творчеству.  Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.  Список использованных источников 1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис­пресс, 2002. 2. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской  Федерации на 2001­2005годы” 3. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской  Федерации на 2006­2010 годы” 4. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., «Просвещение»  1985.­ 238 с. 5. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Волгоград: ИТД  «Корифей», 2008. 96 с. 6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (21 мая 2003г.) 7. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа,  организационно­методические основы: пособие для педагогов, руководителей  образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО,  2001. 7 8. Нугуманова Л.Н., Ишниязова З.Л., Манюрова Г.Х. Современная действительность и  духовно­нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях.  Казань: РИЦ «Школа», 2003.­104 с. 9. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура  управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. – Волгоград: Издатель, 2002. 8

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)