Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» , 11 класс
Оценка 5

Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» , 11 класс

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русская литература
11 кл
17.06.2020
Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» , 11 класс
Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» , 11 класс
Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» , 11 класс.pptx

Тема урока: Нравственное величие русской женщины в повести

Тема урока: Нравственное величие русской женщины в повести

Тема урока: Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» 11 класс

Работу выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ - СОШ №1 г. Асино
Ольга Владимировна Служивенкова

Цели урока: дать краткий обзор творчества

Цели урока: дать краткий обзор творчества

Цели урока:

дать краткий обзор творчества
В.Г. Распутина;
обратить внимание на нравственные проблемы, поднятые писателем;
совершенствовать навыки анализа текста;
воспитывать чувства добра, любви и благодарности к своим родителям.




Валентин Григорьевич Распутин родился 15

Валентин Григорьевич Распутин родился 15

Валентин Григорьевич Распутин родился 15.03.1937 г. в с. Усть-Уда Иркутской области, прозаик. Детство Валентин провёл в деревне Аталанка.

Писать художественную прозу начал в 1961,
в основном рассказы.
Умер 14.03.2015 г. в Москве.

В.Г. Распутин - один из признанных мастеров «деревенской прозы»

В.Г. Распутин - один из признанных мастеров «деревенской прозы»

В.Г. Распутин - один из признанных мастеров «деревенской прозы». Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетливым, бездумным
существованием. Поиск корней этого конфликта - в повести 1970 «Последний срок».

Душа, чистая как родник, вот особенность русских женщин»

Душа, чистая как родник, вот особенность русских женщин»

«Душа, чистая как родник, вот особенность русских женщин». (Фёдор Глинка)
«Самое прекрасное в русских женщинах - это жизненная стойкость и терпение». (Автор не известен)
«Я верю, что женщина - чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное - женщина-мать!»
(Л. Рогожников)

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:

Как организовано повествование
в повести «Последний срок»?

Повествование ведёт, с одной стороны, безличный автор-рассказчик, непосредственно изображающий события в доме умирающей

Повествование ведёт, с одной стороны, безличный автор-рассказчик, непосредственно изображающий события в доме умирающей

Повествование ведёт, с одной стороны, безличный автор-рассказчик, непосредственно изображающий события в доме умирающей Анны, с другой стороны, рассказывает как будто
бы сама Анна.

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:

Почему автор рассказывает о детях Анны, их жизни и проблемах отстранённо?

Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» , 11 класс

Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» , 11 класс

Безличное повествование автора отдано детям

Безличное повествование автора отдано детям

Безличное повествование автора отдано детям Анны, которые собрались в доме умирающей старой матери, чтобы проститься с ней. Но всех занимают, прежде всего, собственные заботы.
Автор показывает, что духовный мир этих людей беден, они утратили благодарную память, озабочены лишь мелочными делами, оторвались от Природы (мать в повести Распутина – это и есть природа, дающая жизнь). Отсюда и брезгливая отстранённость автора от этих героев.

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:

В чём видит автор корни душевной чёрствости?

Автор задумывается, откуда у детей

Автор задумывается, откуда у детей

Автор задумывается, откуда у детей Анны такая толстокожесть? Ведь не родились же они такими? И почему у такой матери получились бездушные дети?
Главную причину нравственного упадка писатель объясняет, прежде всего, утратой душевной связи человека со своими корнями.

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:

Какой образ противостоит образам бесчувственных детей Анны?

Младшая дочь Таньчора сохранила идущее из детства сознание своей связи со всем миром, благодарное чувство к матери, подарившей ей жизнь

Младшая дочь Таньчора сохранила идущее из детства сознание своей связи со всем миром, благодарное чувство к матери, подарившей ей жизнь

Младшая дочь Таньчора сохранила идущее из детства сознание своей связи со всем миром, благодарное чувство к матери, подарившей ей жизнь.
Таньчора отличается от своих братьев и сестёр чувством благодарности к матери, к миру, отсюда и всё лучшее, нравственно светлое и чистое, чуткость ко всему живому, нежная и искренняя любовь к матери, которую не гасят ни время, ни расстояния.

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:

Вопросы по содержанию повести:


Что за человек Анна? Как она относится к жизни?
Как автор показывает её внутренний мир?
Какое значение имеет этот образ?

Жизнь Анны была до краёв заполнена хлопотами

Жизнь Анны была до краёв заполнена хлопотами

Жизнь Анны была до краёв заполнена хлопотами. Она была и хозяйкой, и матерью, и кормилицей, и работницей в поле и огороде. Казалось бы, ей-то некогда задумываться, она далека от «философии», жила, как жилось. Но она пытает себя вопросами, которые далеко не всякий интеллектуал смог бы и решился бы поставить перед собой.

Оглядываясь назад, она видит, что годы её, «подгоняя друг друга, прошли одинаково в спешке», что вся жизнь её была «вечная круговерть, в которой ей некогда…

Оглядываясь назад, она видит, что годы её, «подгоняя друг друга, прошли одинаково в спешке», что вся жизнь её была «вечная круговерть, в которой ей некогда…

Оглядываясь назад, она видит, что годы её, «подгоняя друг друга, прошли одинаково в спешке», что вся жизнь её была «вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и в душе красоту земли и неба». Анна умеет видеть и ценить эту красоту. Анна никогда не ропщет на жизнь. Она поняла всю свою жизнь как мучительную радость.

Для Распутина образ Анны – образ идеальный

Для Распутина образ Анны – образ идеальный

Для Распутина образ Анны – образ идеальный. Писатель рассказывал: «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого».
Сила характеров любимых героев Распутина – в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности.

В повести «Последний срок» Распутину ярко удалось передать весь жизненный путь простой русской женщины, не потерявшей достоинства, даже находясь при смерти

В повести «Последний срок» Распутину ярко удалось передать весь жизненный путь простой русской женщины, не потерявшей достоинства, даже находясь при смерти

В повести «Последний срок» Распутину ярко удалось передать весь жизненный путь простой русской женщины, не потерявшей достоинства, даже находясь при смерти. Она прощает всем обиды. Хоть и суров её характер, но она ощущает радость при виде своих детей, которые долгое время не навещали её. Её никак не страшит смерть. И лишь желание увидеть свою младшую дочь, удерживает в ней уходящую жизнь. Узнав, что дочь не приедет, старуха понимает, что её больше ничто не удерживает в этом мире. И родные дети, не поверившие ей в её предчувствия о приближающейся кончине, покидают её. Она умирает во сне, ощущая себя одинокой. От всего этого очень и очень больно в душе за женщину, давшую жизнь многим людям, и оставленную в одиночестве в последние часы жизни.

Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» , 11 класс

Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» , 11 класс

Трудно жить, навеки мать утратив,

Трудно жить, навеки мать утратив,

Трудно жить, навеки мать утратив,
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот… (Р. Гамзатов)

Домашнее задание: Написать сочинение «Тема совести, долга, милосердия, добра в повести

Домашнее задание: Написать сочинение «Тема совести, долга, милосердия, добра в повести

Домашнее задание:


Написать сочинение
«Тема совести, долга, милосердия, добра
в повести В. Распутина «Последний срок»»

Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia

Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/
goldlit.ru› Распутин В.Г. «Последний срок»
nsportal.ru›shkola
libaid.ru›katalog/s/rasputin…

Источник шаблона: Щербакова Елена

Источник шаблона: Щербакова Елена

Источник шаблона:
Щербакова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 2
г. Реж, Свердловской области

Скачать файл