МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Хабаровского края
МБОУ СОШ п.Тыр
УТВЕРЖДЕНО
Директор: Хаблова М.Н.
Приказ № 80 от «15» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
10 КЛАСС
п.Тыр, 2023
Данная рабочая программа курса по выбору «Нравственные основы семейной жизни» ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
Ø Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Ø Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);
Ø приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г.);
Ø СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29.06.2011г., 25.12.2013г., 24.11.2015г., 22.05.2019г.);
Ø Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Ø основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ п.Тыр (10-11 классы) на 2023-2024 учебный год;
Ø учебного плана МБОУ СОШ п.Тыр на текущий учебный год;
Ø календарного учебного графика МБОУ СОШ п.Тыр на текущий учебный год.
Рабочая программа по курса по выбору «Нравственные основы семейной жизни» для 10 класса ориентирована на использование УМК, в который входит:
§ Моисеев Д.А. Крыгина Н.Н. «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы», часть I с мультимедийным приложением. - Благотворительный фонд «Просветитель», 2017.
Курс по выбору «Нравственные основы семейной жизни» входит в предметную область «Общественно-научных предметов».
Курс по выбору «Нравственные основы семейной жизни» изучается в 10 классе в количестве 34 часов.
Срок реализации настоящей программы один год.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно – ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся обобщают полученные ранее знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.
Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
регулятивные:
ü ставить учебную задачу под руководством педагога;
ü планировать свою деятельность под руководством педагога
ü работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;
ü оценивать работу сверстников;
ü проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);
ü определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;
ü сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;
ü работать в формате мысленного эксперимента;
ü создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;
ü редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;
познавательные:
ü создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т.д.);
ü выделять главное, существенные признаки понятий;
ü работать с текстом и нетекстовыми компонентами (изображениями, аудио-, видеоматериалами);
ü работать с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации: искать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях, библиотеках, интернете и других источниках;
ü анализировать информацию из разных источников: телевидение, радио, интернет, печатной прессы, книжных изданий, учебной литературы, содержания аудиторных занятий, разговоров на бытовом уровне и т.д. в контексте позитивного или негативного её содержания по отношению к семейному образу жизни;
ü классифицировать информацию по заданным признакам;
коммуникативные:
ü корректно излагать свою точку зрения, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
ü участвовать в образовательной деятельности в формате дискуссионной площадки, работы в группе;
ü анализировать собственные взгляды, убеждения, установки;
ü критически мыслить по отношению к воспринимаемой информации;
ü сравнивать собственное мнение с мнением сверстников, педагогов, родителей.
Предметные результаты:
Выпускник научится (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия)
— понимать и принимать ценности: семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;
— основы морали и нравственности, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека
Выпускник получит возможность научиться сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):
- личность и индивид,
- свобода и вседозволенность,
- взрослость и инфантильность,
- мужественность и женственность,
- гражданский и церковный брак,
- позитивное и негативное отношение к родительству,
- навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.
- навык составления своей родословной;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- потребность в дальнейшем изучении отечественной семейной культуры.
Оценка результатов
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»);
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Критерий оценки устного ответа:
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию.
% выполнения |
0-39 |
40-59
|
60-79 |
80-100 |
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
II. Содержание курса по выбору
Введение (1 ч.)
Что такое счастье и как его достичь? (1 ч.) Как достичь счастья в таком странном и негармоничном мире. Обладание счастьем - личный выбор каждого.
Раздел I. Личность и межличностные отношения (12 ч.)
Глава I. Кто я? (5 ч.)
Направленность личности (1 ч.) Понятие «направленность личности». Смысл жизни.
Понятие личности (1 ч.) Индивид. Индивидуальность. Личность. Отличие в понимании личности в современной психологии и в православном учении. Когда человек становится личностью.
Тайна возраста (1 ч.) Кризис переходного возраста. Анатомо – физиологические особенности личности на данной возрастной ступени. Особенности общения со взрослыми. Особенности общения со сверстниками.
Тайна пола (1 ч.) Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Психология половых различий мужчин и женщин. Половые различия детей от рождения до подросткового возраста. Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления и в других сферах.
Подведение итогов главы «Кто я?» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Кто я?»
Глава II. Я и Другие (7 ч.)
Быть или казаться (2 ч.) Ценность человеческого общения. Потребность человека в общении. Взаимопонимание между людьми. Лицо и личина. Честность и лицемерие. Образ и имидж. Манипуляция сознанием. Как не стать жертвой манипуляции.
Стыд и совесть (1 ч.) Понятие «стыд». Понятие «совесть». Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность.
Дружба и любовь в жизни человека (1 ч.) Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Дружба как школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности.
Мужественность (1 ч.) Понятие «Мужественность». Составляющие мужественности. Юношество. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Искажённое понимание мужественности в современном мире.
Женственность (1 ч.) Понятие «женственность». Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. Нравственные основы взаимоотношений с юношами и девушками. Искажённое понимание женственности в современном мире и его последствия для человека, общества и семьи.
Подведение итогов главы «Я и Другие» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Я и Другие»
Раздел II. Возрасты семьи (19 ч.)
Глава III. Добрачные отношения (7 ч.)
Любовь и влюблённость (1 ч.) Понятие любви. Классификация любви. Первая любовь. Умение различать любовь и влюбленность. Особенности юношеской романтической любви. Этапы отношений: дружба, влюбленность, любовь.
Испытание чувств (2 ч.) Понятие «добрачного периода». Любовь в подростковом возрасте. Нравственность как основа взаимоотношений между юношами и девушками в добрачный период. Ранний сексуальный опыт и его последствия. Проблемы выбора жениха и невесты. Понятие виктимности в психологии (склонность человека быть жертвой). Установка на частую смену сексуальных партнеров (промискуитет) Пробный брак - его мотивация и последствия.
Предбрачный период (1 ч.) Понятие «предбрачного периода». Задачи предбрачного этапа. Психологическая готовность к браку. Оптимальная продолжительность предбрачных отношений. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы, благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи.
Союз двух родов (1 ч.) Знакомство с новыми родственниками.
Традиции сватовства (1 ч.) Помолвка и сватовство. Родословная (брак – начало новой родословной).
Подведение итогов главы «Добрачные отношения» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Добрачные отношения».
Глава IV. Свадьба. Начало совместной жизни (4 ч.)
Самый важный день (2 ч.) Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды в религиозных традициях России. Дни, в которые совершается брак. Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей. Ведение своего хозяйства.
Первый год совместной жизни (1 ч.) Супружество. Муж и жена. Особенности семейных межличностных взаимоотношений. Особенности первого года семейной жизни. Первичная семейная адаптация. Пути преодоления кризиса первого года. Совместимость супругов. Культура общения в семье. Правила общения молодых супругов. Особенности любви до брака и в браке. Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками. Правила психологической безопасности в общении молодых супругов.
Подведение итогов главы «Свадьба. Начало совместной жизни» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Свадьба. Начало совместной жизни».
Глава V. Молодые родители (8 ч.)
Семья и ожидание ребёнка (1 ч.) Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Беременность и подготовка к родам. Целомудрие в период беременности. Рождение, воспитание и социализация детей – одна из основных функций семьи. Для чего в семье нужны дети?
Отцовство и материнство (1 ч.) Понятие «отцовство» и «материнство». Ответственность родителей за детей. Здоровье будущих супругов и их потомства. Влияние вредных привычек на здоровье и способность стать родителями. Негативные формы отношения к родительству: отказ от выполнения родительских ролей, суррогатное материнство, безотцовщина, социальное сиротство.
Чудо жизни (1 ч.) Жизнь – дар Божий. Уникальность человеческой жизни. Когда начинается человеческая жизнь? Стадии развития ребенка во внутриутробный период.
«Не убий» (2 ч.) Аборт. Что такое искусственное прерывание беременности. Влияние аборта на здоровье и психику женщины и окружающих ее людей. Постабортный синдром. Последствия регулирования рождаемости.
Молодая семья с новорождённым (2 ч.) Изменения в семье в связи с появлением ребенка. Второй кризис семейной жизни и пути его преодоления. Родительская любовь. Освоение родительских ролей. Влияние родителей на развитие ребенка в первый год жизни после рождения. Влияние родителей на развитие личности детей. Феномен детского госпитализма. Традиции фольклора в сфере материнства: колыбельные, пестушки, потешки. Влияние детей на развитие личности родителей.
Подведение итогов главы «Молодые родители» (1 ч.) Обобщение и практическая отработка знаний по главе «Молодые родители».
Итоговое повторение (2 ч.)
Итоговый урок по курсу (1 ч.) Обобщение и систематизация знаний по курсу.
Промежуточная аттестация. Собеседование (1 ч.) Обобщение и систематизация знаний по курсу.
III. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов всего |
Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.) |
1. |
Введение |
1 |
- |
2. |
Раздел I. Личность и межличностные отношения |
12 |
- |
3. |
Раздел II. Возрасты семьи |
19 |
- |
4. |
Итоговое повторение |
1 |
- |
5. |
Промежуточная аттестация |
1 |
1 |
ИТОГО |
34 |
1 |
Календарно - тематическое планирование
по нравственным основам семейной жизни в 10 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Контрольные работы, тестирование __1__ часов.
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения урока |
|
план |
изменения |
||
Введение (1 ч.) |
|||
1 |
Что такое счастье и как его достичь? |
|
|
Раздел I. Личность и межличностные отношения (12 ч.) |
|||
Глава I. Кто я? (5 ч.) |
|||
2 |
Направленность личности |
|
|
3 |
Понятие личности |
|
|
4 |
Тайна возраста. |
|
|
5 |
Тайна пола |
|
|
6 |
Подведение итогов главы «Кто я?» |
|
|
Глава II. Я и Другие (7 ч.) |
|||
7 |
Быть или казаться |
|
|
8 |
Быть или казаться |
|
|
9 |
Стыд и совесть |
|
|
10 |
Дружба и любовь в жизни человека |
|
|
11 |
Мужественность |
|
|
12 |
Женственность |
|
|
13 |
Подведение итогов главы «Я и Другие» |
|
|
Раздел II. Возрасты семьи (19 ч.) |
|||
Глава III. Добрачные отношения (7 ч.) |
|||
14 |
Любовь и влюблённость |
|
|
15 |
Испытание чувств |
|
|
16 |
Испытание чувств |
|
|
17 |
Предбрачный период |
|
|
18 |
Союз двух родов |
|
|
19 |
Традиции сватовства |
|
|
20 |
Подведение итогов главы «Добрачные отношения» |
|
|
Глава IV. Свадьба. Начало совместной жизни (4 ч.) |
|||
21 |
Самый важный день |
|
|
22 |
Самый важный день |
|
|
23 |
Первый год совместной жизни |
|
|
24 |
Подведение итогов главы «Свадьба. Начало совместной жизни» |
|
|
Глава V. Молодые родители (9 ч.) |
|||
25 |
Семья и ожидание ребёнка |
|
|
26 |
Отцовство и материнство |
|
|
27 |
Чудо жизни |
|
|
28 |
«Не убий» |
|
|
29 |
«Не убий» |
|
|
30 |
Молодая семья с новорождённым |
|
|
31 |
Молодая семья с новорождённым |
|
|
32 |
Подведение итогов главы «Молодые родители» |
|
|
Итоговое повторение (2 ч.) |
|||
33 |
Промежуточная аттестация. Собеседование. |
|
|
34 |
Итоговый урок по курсу |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.