Урок 1. Повторение. Нумерация чисел
Цели: повторить сведения об образовании трехзначных чисел и их разрядном составе; развивать умения находить числа в натуральном ряду, используя понятия «предыдущие числа», «последующие числа», сравнивать их; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете, числа, последующие и предыдущие для данных; работать по плану; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности к уроку.)
II. Актуализация знаний
Устный счет
— Сосчитайте мишек.
|
— Сколько мишек вы насчитали? (10.)
— Число 10 называют десятком. Для отправки в магазины на фабрике мишек сложили в коробки по 10 штук в каждую. Сколько десятков мишек в каждой коробке? (1 десяток.)
— В двух коробках? (2 десятка.)
— Сколько это мишек? (20.)
— Сосчитайте мишек в коробках. (10, 20, 30, 40,... 100.)
|
— Как по-другому можно назвать число 100? (1 сотня.)
— В каждый из близлежащих городов отправили по 1 сотне мишек. Сколько мишек отправили в 2 города? (2 сотни, или 200.)
— В 3 города? (3 сотни, или 300.)
— Сосчитайте сотнями, сколько мишек отправили в 10 городов. (100, 200, 300, 400, ... 1000.)
— В городах мишек развезли по магазинам. В «Детский мир» привезли 4 коробки и еще 2 мишки. А в магазин «Капитош- ка» — 2 коробки и еще 4 мишки. Сколько мишек привезли в каждый магазин? (42и 24.)
— Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? (42 — 4десятка и 2единицы, 24 — 2десятка и 4единицы.)
— Какие разряды есть в этих числах? (Разряд десятков и разряд единиц.)
III. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник. Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Что мы будем делать на уроке математики? (Вставлять пропущенные числа и знаки в равенства и неравенства, работать в парах, выполнять задания повышенной сложности, проверять себя, оценивать свои успехи.)
— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. Чему мы должны научиться?
— Что мы уже умеем делать? (Представлять числа в виде разрядных слагаемых, применять алгоритмы письменных вычислений и т. д.)
— Почему же авторы учебника написали, что мы этому научимся? (Мы будем учиться решать более трудные примеры.)
— Прочитайте тему сегодняшнего урока на с. 4, рассмотрите рисунки и подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке.
(На этом и на последующих уроках, чтобы помочь учащимся сформулировать задачи урока, учитель может записывать на доске слова-помощники или вывешивать соответствующий плакат.)
НАУЧИТЬСЯ...
ПОВТОРИТЬ...
УЗНАТЬ...
ВСПОМНИТЬ...
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться читать трехзначные числа и определять в них разряды, повторить счет чисел до 100, вспомнить способы решения изученных видов задач.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Найдите значок «Начало урока». Прочитайте текст рядом с красной чертой.
— Как вы поняли, что такое числовой ряд? (Числа, записанные в том порядке, в котором они называются при счете. Первое число — 1. Каждое следующее больше на 1.)
— Что такое десяток? (10 единиц.)
— Что такое сотня? (10 десятков.)
— Что такое тысяча? (10 сотен.)
№ 1 (с. 4).
— Прочитайте.
— Кто может записать это число?
(Желающий ученик записывает на доске.)
— Кто записал бы так же?
— У кого другой вариант записи? Докажите.
№ 2 (с. 4).
(Коллективное выполнение по цепочке.)
— Что значит «предшествует числу» и «за числом следует»? Как вы это понимаете?
(Продолжение работы по цепочке: первый ученик называет число, второй — предыдущее число, третий — следующее и т. д. Класс проверяет. В случае ошибки учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
№ 3 (с. 4).
— Как называются единицы первого разряда? (Единицы.)
— Второго разряда? (Десятки.)
— Третьего разряда? (Сотни.)
(Чтение чисел, записанных в таблице.)
— Что показывает ноль в записи числа? (Отсутствие единиц данного разряда.)
— Какой разряд отсутствует в каждом числе? (206 — десятки, 840 — единицы, 400 — десятки и единицы, 590 — единицы.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (ч. 1, с. 3).
— Прочитайте числа.
— Назовите самое маленькое число. (719.)
— Назовите самое большое число. (779.)
- Как вы определили? (Сравнивать начинаем с сотен. Сотен везде 7. Сравниваем десятки. Меньше всего десятков в числе 719, а больше всего — в числе 779.)
- Запишите числа в порядке увеличения.
- Прочитайте, в каком порядке вы записали числа. (719, 729, 739, 749, 759, 769, 779.)
- По какому правилу записаны числа? (Каждое следующее число на 1 десяток больше предыдущего.)
- Какие три числа вы запишете дальше? (789, 799, 809.)
№ 2 (с. 3).
- Заполните таблицу. Как удобнее прибавить число 3? (+1, + 2.)
- Сколько сотен, десятков и единиц в каждом числе?
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
(Махируками на себя.)
Закачалось деревцо.
(Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише,
(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.
(Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику № 4 (с. 5).
(Фронтальная работа с объяснением способа решения.) Решение
999 + 1 = 1000, так как запись «+ 1» означает, что нужно назвать следующее число, за числом 999 идет число 1000.
900 — 1 = 899, так как запись «— 1» означает, что нужно назвать предыдущее число. Перед числом 900 стоит число 899.
570 + 30 - 330 570 + 30 = 600
600 - 330 = 600 - 300 - 30 = 300 - 30 = 270 И т. д.
№ 5 (с. 5).
- Прочитайте.
- Как вы понимаете задачу?
- Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или сделать схематический чертеж? (Сделать схематический чертеж.)
9 м. ?
19 чел. |
Решение: 19 — 9 = 10 (д.).
Ответ: в классе 10 девочек.
— Что значит «составить задачи, обратные данной»?
— Составьте и решите задачи, обратные данной.
? 10 д. 9 м. 10 д.
19 чел. ? |
Решение: 9 + 10 = 19 (чел.). Решение: 19 — 10 = 9 (м.).
№ 8 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Два ученика, решивших задачу разными способами, записывают решение на доске и объясняют способ решения.)
Решение
Первый способ: 180 - (52 + 28) = 10 (с.).
Второй способ: 180 - 52 - 28 = 10 (с.).
Ответ: ученику осталось прочитать 10 страниц.
— Кто из ребят решил задачу верно? (Оба способа верны.)
№ 7 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
№ 10 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение.)
Решение: С = Б + 400 г, М = С + 300 г, М = Б + 700 г.
Ответ: мишка тяжелее белочки на 700 г.
VII. Рефлексия
1. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 5). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 396 < 936, 529 < 592, 748 < 848.
2. Математический диктант
(Учитель читает предложения, учащиеся записывают только числа.)
1) В году 365 сут.
2) В одной неделе 168 ч.
3) В июне 720 ч.
4) Первый космонавт Земли Ю. Гагарин был в космосе 108 мин.
5) Космонавт Светлана Савицкая пробыла в открытом космосе, за пределами станции 215 мин.
(Проверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ[1]: самостоятельная работа 1 (с. 4, 5).)
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— С какими заданиями вы легко справились?
— Над чем вам нужно еще поработать?
Домашнее задание
Учебник: № 6, 9 (с. 5).
Скачано с www.znanio.ru
[1] См.: Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 4 класс. М.: ВАКО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.