"Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?"

  • Лекции
  • docx
  • 11.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

борьбы со стрессом. Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете” . Ганс Селье В стремлении описать неизъяснимый мир человеческой души ученые придумали много новых слов, но тем самым, похоже, только окончательно все запутали. Мы же охотно заимствуем понятия из научного лексикона, более того — зачастую пытаемся уложить свою жизнь в рамки психологических теорий, а потом, бывает, удивляемся, почему результат получается совсем не такой, какого хотелось. А все дело в том, что и теория понята поверхностно, и термины использованы неточно. В этом отношении больше всего “повезло” иноязычному слову “стресс”, которое мы сегодня используем на каждом шагу, сетуя на нелегкую жизнь и нервные нагрузки. 'Это слово пришло к нам из английского языка, в котором оно употребляется совсем нечасто. В англоязычных странах даже в обыденной речи предпочтение отдается еще менее понятному слову “фрустрация”. На латыни слово “фрустрацио” означает “обман”, “не оправдавшееся ожидание”, “разочарование”. Так психологи называют состояние, в котором оказывается человек, столкнувшийся с непреодолимыми препятствиями на пути к своей цели. Однако стресс — гораздо более широкоє явление. Данное понятие было введено в обиход канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 году он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально “стресс” и означает “напряжение”). Иными словами, стресс — целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным новым условиям. Селье выделил две разновидности стресса — физиологический (эустресс) и патологический (дистресс). Последний возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных, раздражителей. И мы отлично понимаем, что увольнение с работы, провал на экзамене, ссора с товарищем — это источники стресса. Но разве только в подобных обстоятельствах возникает мобилизация наших физических и душевных сил? Загрузка... Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, в которой ранжировали важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53) и даже крупный долг (31) (согласитесь, что быть должником психологически очень обременительно). Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия. Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба (50), рождение ребенка (39), выдающееся личное достижение (28), повышение по службе (27), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13). Таким образом, если вы в течение года сумели закончить университет, найти работу и новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает “зашкаливать”, рискуя обернуться •“необъяснимым” раздражением и упадком сил. Таким образом, становится ясно, что стресс — неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколь-нибудь значительными событиями — как огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом означала бы не только избежание ссор и неудач, но и отказ от личных достижений и житейских радостей – Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия педагога относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации. Практическая часть. Естественные способы регуляции. * -смех, улыбка, юмор, * – размышление о хорошем, приятном, * – различные движения типа потягивания, * – наблюдение за пейзажем за окном, * – рассматривание цветов в помещении, фотографий, * – “купание” в солнечных лучах, * – вдыхание свежего воздуха, * – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Упражнение “Путешествие” Занять удобное положение и включить запись спокойной музыки. * Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. * И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу. * Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой. * Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите... * Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам. * Рефлексия * - Какие чувства вы испытываете после путешествия? “Мантра от усталости”  Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.  С каждым днем я люблю себя все больше и больше.  У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.  Я уникальна во всей Вселенной.  Я единственная в своем роде и неповторимая.  Таких как я больше нет.  И так – с каждым человеком.  Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.  Я верю в себя и в свое будущее.  Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.  Я – хозяйка своей жизни.  Я – свободная личность. Упражнение “Звуковая гимнастика” Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук. * А – воздействует благотворно на весь организм; * Е – воздействует на щитовидную железу; * И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; * О – воздействует на сердце, легкие; * У – воздействует на органы, расположенные в области живота; * Я – воздействует на работу всего организма; * Х – помогает очищению организма; * ХА – помогает повысить настроение. * Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления. Рефлексия Упражнение “Закончи предложение” . * – Во время занятия я поняла, что… – Самым полезным для меня было… – На занятии мне не понравилось… – Если бы я еще раз попала на тренинговое занятие, то я хотела бы…
Иконка файла материала Методист МБУДО.docx
Методист МБУДО «Центр дополнительного образования детей» п. Усть – Камчатск Фризен Надежда Викторовна ТЕМА: “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” Цель: Знакомство с понятием стресс в изложении учёных. Способы борьбы со стрессом. Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете” . Ганс Селье В стремлении описать неизъяснимый мир человеческой души ученые придумали много новых слов, но тем самым, похоже, только окончательно все запутали. Мы же охотно заимствуем понятия из научного лексикона, более того — зачастую пытаемся уложить свою жизнь в рамки психологических теорий, а потом, бывает, удивляемся, почему результат получается совсем не такой, какого хотелось. А все дело в том, что и теория понята поверхностно, и термины использованы неточно. В этом отношении больше всего “повезло” иноязычному слову “стресс”, которое мы сегодня используем на каждом шагу, сетуя на нелегкую жизнь и нервные нагрузки. 'Это слово пришло к нам из английского языка, в котором оно употребляется совсем нечасто. В англоязычных странах даже в обыденной речи предпочтение отдается еще менее понятному слову “фрустрация”. На латыни слово “фрустрацио” означает “обман”, “не оправдавшееся ожидание”, “разочарование”. Так психологи называют состояние, в котором оказывается человек, столкнувшийся с непреодолимыми препятствиями на пути к своей цели. Однако стресс — гораздо более широкоє явление. Данное понятие было введено в обиход канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 году он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально “стресс” и означает “напряжение”). Иными словами, стресс — целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным новым условиям. Селье выделил две разновидности стресса — физиологический (эустресс) ипатологический (дистресс). Последний возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных, раздражителей. И мы отлично понимаем, что увольнение с работы, провал на экзамене, ссора с товарищем — это источники стресса. Но разве только в подобных обстоятельствах возникает мобилизация наших физических и душевных сил? Загрузка... Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, в которой ранжировали важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53) и даже крупный долг (31) (согласитесь, что быть должником психологически очень обременительно). Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия. Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба (50), рождение ребенка (39), выдающееся личное достижение (28), повышение по службе (27), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13). Таким образом, если вы в течение года сумели закончить университет, найти работу и новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает “зашкаливать”, рискуя обернуться •“необъяснимым” раздражением и упадком сил. Таким образом, становится ясно, что стресс — неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколь-нибудь значительными событиями — как огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом означала бы не только избежание ссор и неудач, но и отказ от личных достижений и житейских радостей –  Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однакостресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия педагога относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации. Практическая часть. Естественные способы регуляции. * -смех, улыбка, юмор, * – размышление о хорошем, приятном, * – различные движения типа потягивания, * – наблюдение за пейзажем за окном, * – рассматривание цветов в помещении, фотографий, * – “купание” в солнечных лучах, * – вдыхание свежего воздуха, * – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Упражнение “Путешествие” Занять удобное положение и включить запись спокойной музыки. * Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. * И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу. красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой. * Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его* Представьте, что вы идете по нему и находите для себя * Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном то, что вы хотите... дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам. * Рефлексия * - Какие чувства вы испытываете после путешествия? “Мантра от усталости”  Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.  С каждым днем я люблю себя все больше и больше.  У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.  Я уникальна во всей Вселенной.  Я единственная в своем роде и неповторимая.  Таких как я больше нет.  И так – с каждым человеком.  Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.  Я верю в себя и в свое будущее.  Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.  Я – хозяйка своей жизни.  Я – свободная личность. Упражнение “Звуковая гимнастика” Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук. живота; * А – воздействует благотворно на весь организм; * Е – воздействует на щитовидную железу; * И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; * О – воздействует на сердце, легкие; * У – воздействует на органы, расположенные в области * Я – воздействует на работу всего организма; * Х – помогает очищению организма; * ХА – помогает повысить настроение. * Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления.Рефлексия Упражнение “Закончи предложение” . * – Во время занятия я поняла, что… – Самым полезным для меня было… – На занятии мне не понравилось… – Если бы я еще раз попала на тренинговое занятие, то я хотела бы…