борьбы со стрессом.
Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете” . Ганс Селье
В стремлении описать неизъяснимый мир человеческой души ученые придумали много новых слов, но тем самым, похоже, только окончательно все запутали. Мы же охотно заимствуем понятия из научного лексикона, более того — зачастую пытаемся уложить свою жизнь в рамки психологических теорий, а потом, бывает, удивляемся, почему результат получается совсем не такой, какого хотелось. А все дело в том, что и теория понята поверхностно, и термины использованы неточно. В этом отношении больше всего “повезло” иноязычному слову “стресс”, которое мы сегодня используем на каждом шагу, сетуя на нелегкую жизнь и нервные нагрузки. 'Это слово пришло к нам из английского языка, в котором оно употребляется совсем нечасто. В англоязычных странах даже в обыденной речи предпочтение отдается еще менее понятному слову “фрустрация”. На латыни слово “фрустрацио” означает “обман”, “не оправдавшееся ожидание”, “разочарование”. Так психологи называют состояние, в котором оказывается человек, столкнувшийся с непреодолимыми препятствиями на пути к своей цели. Однако стресс — гораздо более широкоє явление. Данное понятие было введено в обиход канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 году он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально “стресс” и означает “напряжение”). Иными словами, стресс — целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным новым условиям. Селье выделил две разновидности стресса — физиологический (эустресс) и патологический (дистресс). Последний возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных, раздражителей. И мы отлично понимаем, что увольнение с работы, провал на экзамене, ссора с товарищем — это источники стресса. Но разве только в подобных обстоятельствах возникает мобилизация наших физических и душевных сил? Загрузка... Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, в которой ранжировали важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53) и даже крупный долг (31) (согласитесь, что быть должником психологически очень обременительно).
Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия. Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба (50), рождение ребенка (39), выдающееся личное достижение (28), повышение по службе (27), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13). Таким образом, если вы в течение года сумели закончить университет, найти работу и новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает “зашкаливать”, рискуя обернуться •“необъяснимым” раздражением и упадком сил. Таким образом, становится ясно, что стресс — неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколь-нибудь значительными событиями — как огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом означала бы не только избежание ссор и неудач, но и отказ от личных достижений и житейских радостей –
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание.
Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия педагога относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.
Практическая часть.
Естественные способы регуляции.
* -смех, улыбка, юмор,
* – размышление о хорошем, приятном,
* – различные движения типа потягивания,
* – наблюдение за пейзажем за окном,
* – рассматривание цветов в помещении, фотографий,
* – “купание” в солнечных лучах,
* – вдыхание свежего воздуха,
* – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Упражнение “Путешествие”
Занять удобное положение и включить запись спокойной музыки.
* Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
* И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.
* Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.
* Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...
* Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
* Рефлексия
* - Какие чувства вы испытываете после путешествия?
“Мантра от усталости”
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Таких как я больше нет.
И так – с каждым человеком.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.
Упражнение “Звуковая гимнастика”
Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
* А – воздействует благотворно на весь организм;
* Е – воздействует на щитовидную железу;
* И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
* О – воздействует на сердце, легкие;
* У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
* Я – воздействует на работу всего организма;
* Х – помогает очищению организма;
* ХА – помогает повысить настроение.
* Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления.
Рефлексия
Упражнение “Закончи предложение” .
* – Во время занятия я поняла, что…
– Самым полезным для меня было…
– На занятии мне не понравилось…
– Если бы я еще раз попала на тренинговое занятие, то я хотела бы…
Методист МБУДО «Центр дополнительного образования
детей»
п. Усть – Камчатск Фризен Надежда Викторовна
ТЕМА: “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?”
Цель:
Знакомство с понятием стресс в изложении учёных.
Способы борьбы со стрессом.
Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы
это воспринимаете” . Ганс Селье
В стремлении описать неизъяснимый мир человеческой
души ученые придумали много новых слов, но тем самым,
похоже, только окончательно все запутали. Мы же охотно
заимствуем понятия из научного лексикона, более того —
зачастую пытаемся уложить свою жизнь в рамки
психологических теорий, а потом, бывает, удивляемся,
почему результат получается совсем не такой, какого
хотелось. А все дело в том, что и теория понята поверхностно,
и термины использованы неточно. В этом отношении больше
всего “повезло” иноязычному слову “стресс”, которое мы
сегодня используем на каждом шагу, сетуя на нелегкую
жизнь и нервные нагрузки. 'Это слово пришло к нам из
английского языка, в котором оно употребляется совсем
нечасто. В англоязычных странах даже в обыденной речи
предпочтение отдается еще менее понятному слову
“фрустрация”. На латыни слово “фрустрацио” означает
“обман”, “не оправдавшееся ожидание”, “разочарование”.
Так психологи называют состояние, в котором оказывается
человек, столкнувшийся с непреодолимыми препятствиями
на пути к своей цели. Однако стресс — гораздо более
широкоє явление. Данное понятие было введено в обиход
канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 году он обратил
внимание, что организм в ответ на любое требование среды
реагирует напряжением (буквально “стресс” и означает
“напряжение”). Иными словами, стресс — целесообразная
приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к
многообразным новым условиям. Селье выделил две
разновидности стресса — физиологический (эустресс) ипатологический (дистресс). Последний возникает под
действием чрезмерных, неблагоприятных, раздражителей. И
мы отлично понимаем, что увольнение с работы, провал на
экзамене, ссора с товарищем — это источники стресса. Но
разве только в подобных обстоятельствах возникает
мобилизация наших физических и душевных сил? Загрузка...
Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу
стрессовых ситуаций, в которой ранжировали важные
жизненные события по степени вызываемого ими
эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в
этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее
по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение
(63), тяжелая болезнь (53) и даже крупный долг (31)
(согласитесь, что быть должником психологически очень
обременительно).
Исследователи считают, что накопление в течение 1
года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную
угрозу для нашего душевного и даже физического
самочувствия. Парадокс состоит в том, что данная шкала
включает и такие события, как свадьба (50), рождение
ребенка (39), выдающееся личное достижение (28),
повышение по службе (27), переезд на новое место
жительства (20) и даже отпуск (13). Таким образом, если вы в
течение года сумели закончить университет, найти работу и
новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и
обзавестись потомством, то ваш личный показатель
эмоционального напряжения начинает “зашкаливать”,
рискуя обернуться •“необъяснимым” раздражением и
упадком сил. Таким образом, становится ясно, что стресс —
неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми
сколь-нибудь значительными событиями — как
огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом
означала бы не только избежание ссор и неудач, но и отказ
от личных достижений и житейских радостей –
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем
большинство других профессий, приводит человека к
ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего
“посвседневный” психический потенциал человека. Однакостресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не
только беда, но и благо, ибо без стрессов различного
характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное
прозябание.
Стресс – это важнейший инструмент тренировки и
закаливания, ибо он помогает повышать
сопротивляемость организма. Стресс может
способствовать возникновению не только тяжелого
страдания, но и большой радости. Он способен привести
человека к вершинам творчества. Профессия педагога
относится к одной из профессий, в которой часто
возникают стрессовые ситуации.
Практическая часть.
Естественные способы регуляции.
* -смех, улыбка, юмор,
* – размышление о хорошем, приятном,
* – различные движения типа потягивания,
* – наблюдение за пейзажем за окном,
* – рассматривание цветов в помещении, фотографий,
* – “купание” в солнечных лучах,
* – вдыхание свежего воздуха,
* – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо
просто так.
Упражнение “Путешествие”
Занять удобное положение и включить запись спокойной
музыки.
* Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в
путешествие. Вы объездили множество стран,
познакомились с разными людьми.
* И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки,
стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют
птицы — они радуются, что вы едете через их поле.
Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите
прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень
важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по
дороге, ведущей к дворцу.
красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то
строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете,
что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы
идете по дворцу легкой и уверенной походкой.
* Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его* Представьте, что вы идете по нему и находите для себя
* Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном
то, что вы хотите...
дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой,
когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий
вдох... и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что
было с вами. И потихоньку открывая глаза,
возвращайтесь к нам.
* Рефлексия
* - Какие чувства вы испытываете после путешествия?
“Мантра от усталости”
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный
человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Таких как я больше нет.
И так – с каждым человеком.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.
Упражнение “Звуковая гимнастика”
Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с
выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох
носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
живота;
* А – воздействует благотворно на весь организм;
* Е – воздействует на щитовидную железу;
* И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
* О – воздействует на сердце, легкие;
* У – воздействует на органы, расположенные в области
* Я – воздействует на работу всего организма;
* Х – помогает очищению организма;
* ХА – помогает повысить настроение.
* Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в
течение жизни сталкивается с трудными в
эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает
собственные, “авторские” приемы восстановления.Рефлексия
Упражнение “Закончи предложение” .
* – Во время занятия я поняла, что…
– Самым полезным для меня было…
– На занятии мне не понравилось…
– Если бы я еще раз попала на тренинговое занятие, то я
хотела бы…