О и Ё после шипящих и Ц

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала О и Ё после шипящих и Ц 10класс.docx

Тема. О и Ё после шипящих и Ц

Цели урока.

Обучающие: систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в разных частях слова; организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в практике письма  орфограммы, связанные с правописанием гласных после   шипящих; совершенствовать орфографические навыки; обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме  урока.                                                                                                                                 Развивающие : активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы; развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно- следственные связи, систематизировать, обобщать; развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,  понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов     деятельности.                                                                                                                                                      Воспитывающие:  способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры; воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,  пониманию значения орфографической грамотности.

        Ход урока.                                                                             

I.Слово учителя.

II.Повторение изученного.                                                                                                                                               Перед вами на экране текст. Прочитаем, определим тему и идею                                                                                

     Французский п…сатель Жюль Верн завоевал такую славу, что и в наши дни её отблеск оз…ряет оба полушария. В своих мечтах он видел смутные оч…ртания  бл…стающей грядущеё жизни. Его слава всё возр…стала, и целый дождь писем падал на специальный стол его к…бинета, распол…женного в уед…нённой башне. Действительность перер…сла мечты Жюль Верна

                                                                                                  К.Андреев.

Тема – слава Жюль Верна.

Идея – выражение восхищения великим писателем, его талантом, способностью мечтать, предвидеть будущие научные открытия.

Мы изучаем правописание гласных в корне. Объясните правописание пропущенных гласных в корнях слов.

III.Работа по теме урока.   

1.Презентация «Историческая справка».

2.  Работа с учебником.

3.Практическая работа.                                                                                                             Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по трём группам: А, У, И после шипящего.

 

Площ…дка, ч…ть-ч…ть, ш…ло, прощ…й,  щ…пальца, ж…раф, веснушч…тый, ж…знь, щ…риться, ч…йник, ч…ждый, крич…ть, ч…ткий, ч…нный, расш…рить.

 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

 

 Уч...ный, ш...фёр, ш...лк, деш...вый, ч...лка, ш...рстка, ш...колад, печ...нка, ш...ссе, пш...нный, зач...с, щ...лочь, Печ...рская лавра, река Иж...ра, ж...сткий, ч...рствый, ч...рточка, крыж...вник, щ...тка, чащ...ба, ш...рох, ш...мпол.

   Расставьте ударения в словах, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы,  объясните выбор О-Е после   шипящих в суффиксах.

Алыч…вый,  душ…нка, дымоч…к, жеребеноч…к, зародыш…вый, пуш…к, неуклюж…, звоноч…к, девч…нка, ландыш…вый, малыш…к, свеж…, пастуш…нок, кармаш…к,  грош…вый, гребеш…к, цыпленоч…к,  сбереж…нный.

Образуйте от данных существительных форму творительного падежа единственного числа.

       Плечо – плечом,  добыча – ….,  монтаж – …,  клещ – …, плач – …, Кузьмич – …

Выпишите номера слов, в окончаниях которых пишется О.

1 стеллажом             6 престижем              11 дремучего

2 неучем                   7 парчой                     12 сажей

3 колючего               8 колючего                 13 борщом                             4голышом                9 печёшь                     14 певучего            

5 свечой                  10 ключом                   15 Ильичом

   Выполните тестовые задания.

1.      В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

      а) ж…кей      б) уч…ба       в) ш…винизм      г) крыж…вник

 

2.      В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) камыш…вый     б) беч…вка      в) свеж…го     г) стаж…р

 3.     В каком примере на месте пропуска пишется буква Ё?

а) этаж…м ниже                          в) ч…тко обозначить

б) слышимый ш…рох                    г) извилистая реч…нка

4.      В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

а) прич…ска, ж…лтый, чащ…ба

б) струч…к, смеш…н, борж…ми

в) чуж…й, переш…л, ж…нглёр

г) ч…рный, туш…нка, больш…й

 

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых  пишется буква Ё?

Ж(1)лто-бурые щ(2)тки жнивья глядели голо и холодно в сумерках, и только ч(3)ртополох силой засел на межах с ч(4)рно-ж(1)лтыми пуговками ржавой дикой рябинки.

 А) 1, 2, 3        б) 1, 2, 4        в) 2, 3, 4        г)  2, 3

 

Ответы:     1.             2.            3.            4.            5.         

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

V.      Домашнее задание. На выбор учащегося.

А.  Параграф 21, упражнение 108.

Б.  Параграф 21, упражнение 111.

В.  Параграф 21, упражнение 112.