"О начальном обучении менее способных детей"
Оценка 5

"О начальном обучении менее способных детей"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
музыка
7 кл—11 кл
14.02.2020
"О начальном обучении менее способных детей"
Отношение преподавателей к проблеме обучения малоодаренных детей очень различно. Некоторые преподаватели вообще против такого обучения, считая, что для детей этого типа обучение игре на инструменте не более чем потеря времени и денег, так как не имеется предпосылок для того, чтобы научить их играть даже на наипростейшем, дилетантском уровне. Это мнение нельзя игнорировать как совершенно необоснованное. Оно касается всех школ с обязательным учебным планом, где программа предполагает определенный уровень одаренности.
Обучение менее способных детей.doc

 

 «О начальном обучении менее способных детей»

 

Преподаватель МБУДО Новоспасской ДШИ Ульяновской области Кашкина Ольга Владимировна

 

 

       Отношение преподавателей к проблеме обучения малоодаренных детей очень различно. Некоторые преподаватели вообще против такого обучения, считая, что для детей этого типа обучение игре на инструменте не более чем потеря времени и денег, так как не имеется предпосылок для того, чтобы научить их играть даже на наипростейшем, дилетантском уровне. Это мнение нельзя игнорировать как совершенно необоснованное. Оно касается всех школ с обязательным учебным  планом,  где программа предполагает определенный уровень одаренности.

        Малоодаренный ребенок, который по каким-либо причинам оказался в такой специальной школе, не может идти в ногу с требованиями учебных планов; он постоянно чувствует недовольство своих преподавателей и в скором времени теряет всякий интерес к дальнейшей учебе, если не пробуждается отвращение к музыке вообще.

         Однако специальные школы не единственное место, где можно обучиться игре на фортепиано. И с общей точки зрения неверно считать обучение неодаренных детей только потерей времени и денег.

         Во-первых, в фортепианном обучении, достойном этого названия, дело касается не только усвоения инструментальных навыков; оно является помимо этого одной из форм музыкального воспитания ребенка и притом чрезвычайно действенной формой.

           Оно приобщает ребенка к музыке, а это такое сокровище, которое не потеряет своей ценности и в том случае, когда, возможно, его   овладение  фортепианной  игрой остановится на не очень высоком уровне.

         Во-вторых, и в отношении менее способных детей уровень достигнутого ими умения играть на фортепиано зависит прежде всего от надлежащих методических подходов со стороны преподавателя. Под соответствующем руководством и эти дети могут  многого достичь.

         Есть преподаватели, которые хотя и не отказываются сразу от работы с такими детьми, однако в занятиях с ними пользуются теми же методическими приемами, что и при обучении одаренных детей. Тот же подбор упражнений и пьес, те же объяснения, те же типы исполнения. Только все это в крайне замедленной последовательности. В результате получается, что ребенок либо так и не научится играть, либо потеряет интерес. Причем учитель ищет причину неудачи не в себе, а в «отсутствии задатков». Его ошибка состоит в том, что он заставляет   приспосабливаться к методу, а не стремится к тому, чтобы метод исходил из особенностей  и  способностей ребенка. Дети с другими задатками  требуют  другого подхода к работе с ними. И хотя так называемое отсутствие одаренности может проявляться по-разному и относится к самым разным вещам (оно может касаться слуха, ритма, ловкости рук, быстроты восприятия, памяти, фантазии, интереса), тем не менее есть возможность установить общие принципы для работы с менее способными детьми. Таковыми можно считать следующие:

1.     Необходимо усиленно позаботиться о развитии музыкальности

ребенка, в особенности его ритмических и мелодических представлений.

    2. Продвижение должно быть медленным, пианистические

        требования ограниченными.

3.     Именно поэтому уроки должны быть оформлены еще более  

увлекательно, чтобы ребенок не утратил интереса.

4.     Подбор учебного материала не должен быть обычным: нужно

выбирать  несложные музыкальные пьесы и разучивать их без

детальной  проработки соответствующих исполнительских требований; технические упражнения включать в самых необходимых случаях.

5.     Преподаватель должен быть исключительно терпеливым,

доброжелательным и  исполненным интереса к своему ученику.

 В качестве основных упражнений можно  назвать следующие:

    1. Повторение голосом данного звука, если это не получается,

        следует прежде всего выяснить, какова естественная тесситура

        голоса ребенка, а затем дать это упражнение на том звуке,

        который непроизвольно напевает ребенок, не осознавая его

        высоты. Далее нужно постепенно расширять диапазон на

        полтона, на целый тон. Можно использовать подражание

        характерным звукам: вою сирены, гудку паровоза, жужжанию

        комара, голосам животных, прежде всего птиц и т.д.

2.     Подражание заданному простому ритму. Можно поупраж-

няться в ходьбе, в разных темпах, с замедлениями и ускорениями и т.д.. Декламирование детских стихов и считалочек с одновременным выстукиванием ритма на одном звуке. Как вариант использовать слова вопроса и ответа. Например: «Что тебе купить- «Хлеб и молоко».

3.     Развитие элементарных мелодических представлений. Ученик

Повторяет за учителем заранее обусловленный звук с той же длительностью и силой. Или находит заранее необусловленный звук. Постепенно перейти  к более сложным заданиям, на два и три звука. Слуховые загадки: является ли звуком «до» то, что ты сейчас слышишь. Ученик должен заметить умышленно сделанные ошибки, в песне, сыгранной преподавателем.  И, наконец,  попытки подбирать по слуху. Сначала одним пальцем, затем двумя руками на октаву ниже.

4.     Ритмическое  остинато на одном звуке или на «бурдонной квинте».

5.     Сочинение мелодий к детским стихам.

       Период времени занятий без нот колеблется между двумя неделями и полугодом. Из всего этого вытекает, что при  работе с  менее одаренными детьми следует придерживаться двух основных правил:

 а) не начинать игру по нотам прежде, чем музыкальные представления ученика будут развиты хотя бы до такой степени,  при  которой он сможет  нажатие клавиши ощущать, как внешнее выражение своего музыкального представления;

 б) процесс усвоения нотного письма должен протекать так медленно, чтобы ученик имел время основательно запечатлеть у себя в памяти связь между определенной нотой и определенным звуком.

       Главное, чтобы это связующее звено отсутствовало. Преподаватель в своей повседневной работе никогда не должен терять из поля зрения  наиважнейший из дидактических принципов, который при преподавании менее способным детям имеет  чуть ли не еще большее значение, чем в обычных условиях: инструментальное обучение должно быть не тягостным трудом, а  привлекательной гранью жизни.

 

 

Используемая литература:

1. Ян Достал «О начальном обучении менее способных детей»

2. Самарий Савшинский «Детская фортепианная педагогика»

3. Евгения Калантарова «Начальное обучение пианистов»


О начальном обучении менее способных детей»

О начальном обучении менее способных детей»

Причем учитель ищет причину неудачи не в себе, а в «отсутствии задатков»

Причем учитель ищет причину неудачи не в себе, а в «отсутствии задатков»

И, наконец, попытки подбирать по слуху

И, наконец, попытки подбирать по слуху
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2020