О необходимости нравственного воспитания молодежи
Оценка 5

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
14.11.2021
О необходимости нравственного воспитания молодежи
О необходимости нравственного воспитания молодежи.docx

О НЕОБХОДИМОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

МОЛОДЕЖИ

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

         Научно-технический прогресс, социальные изменения в стране и

мире в целом, увеличение числа и разнообразия взаимоотношений между

людьми – все это заставляет говорить о повышенных требований и к

моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное

становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и

многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество.

Формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в

его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая

завязывается вокруг них и в них выплескивается. Стать нравственным –

означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно

отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических

требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные

впечатления слились бы в гармонию. Духовно-нравственное воспитание –

один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими

поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших

духовных ценностей. Духовно-нравственное воспитание начинается с

рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую

деятельность, повседневные дела – делая человека завтра лучше, чем

сегодня [6]. Нравственные корни русского народа берут свое начало в

глубокой древности. Это ярко выразилось в слиянии христианства и

древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе –

Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней

воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм,

чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих

столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы,

географических особенностей территории, на которых жили народы

России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и

свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны

имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества,

осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы

объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и

уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость [1]. Богатое

культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается

невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому

сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной

культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей

Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики,

насилие, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план.

Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать

древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного

развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам

духовной культуры русского народа. Актуальность проблемы духовно-

нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек

живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников

сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного

характера, которые постоянно оказывают огромное влияние на

неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его

формирующуюся сферу нравственности. Современное общество находится

в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень,

который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода

из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И

именно воспитания, а уже затем образования. Безусловно, семейное

воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня

личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в

процессе становления личности [2].

Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным

фактором формирования человека, передачи социального опыта,

исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Семейные и

общественные традиции являются основополагающими элементами в

процессе нравственного воспитания подрастающих поколений. Однако

нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит

много времени и формируется как личность. Одна из проблем

современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не

соблюдается историческая преемственность поколений. Образование само

по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности.

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой

культуры российского интеллигента является самой важной задачей в

процессе становления личности. О необходимости изучения в школе и

вузах духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие

кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство,

криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность,

низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных

семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание

основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной

ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и

самосовершенствованию [3]. И здесь образование призвано обеспечить:

· историческую преемственность поколений, сохранение,

распространение и развитие национальной культуры, воспитание

бережного отношения к историческому и культурному наследию

народов России;

· воспитание патриотов России, граждан правового,

демократического, социального государства, уважающих права и

свободы личности, обладающих высокой нравственностью и

проявляющих национальную и религиозную терпимость,

уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других

народов;

· формирование культуры мира и межличностных отношений.

Все это позволит достичь следующих целей: поддержание статуса

России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий,

образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны;

преодоление экономического и духовного кризиса. Причем если в школе

ребенку начинают прививать духовные и нравственные ценности, то в

вузах данный процесс необходимо продолжать. Помимо изучения истории

России, ее культуры необходимо также приобщать молодое поколение к

духовным и культурным традициям. Преподаватели должны стремиться к

формированию у студентов следующих качеств: - нравственных чувств

(долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

- нравственного облика (милосердия, толерантности); - нравственной

позиции (способности к различению добра и зла, проявлению

самоотверженной любви);

- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине) [5]. Помимо изучения дисциплин, направленных на формирование личностных качеств, воспитательная работа должна вестись и на кураторских часах.

Хотелось бы добавить, что приобщение молодого поколения к

нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению

национального самосознания, важного для сохранения самобытности

общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

 

Список литературы

1. Багашев А.Н. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А.Н. Багашев //

Воспитание школьников. 2008. – № 9 – С. 10-13

2. Даниленко Б.В. Православная традиция и современные реалии в российской школе

XXI века / Б.В. Даниленко // Журнал Московской Патриархии. 2008. – № 3 – С.44-49

3. Ильин И. А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Религиозно-философская

библиотека. – М.: Изд-во Библиополис, 2008

4. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления / В.И. Петрова. – СПб.: Питер, 2007

5. Духовно-нравстенное вопитание [Электронный ресурс]. – URL:

http://www.profobrazovanie.org/t178-topic (дата обращения 12.09.2018)

6. Википедия [Электронный ресурс]. – URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата

обращения 12.09.2018)


 

О НЕОБХОДИМОСТИ НРАВСТВЕННОГО

О НЕОБХОДИМОСТИ НРАВСТВЕННОГО

Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план

Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план

России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям…

России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021