О НЕОБХОДИМОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МОЛОДЕЖИ
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Научно-технический прогресс, социальные изменения в стране и
мире в целом, увеличение числа и разнообразия взаимоотношений между
людьми – все это заставляет говорить о повышенных требований и к
моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное
становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и
многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество.
Формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в
его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая
завязывается вокруг них и в них выплескивается. Стать нравственным –
означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно
отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических
требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные
впечатления слились бы в гармонию. Духовно-нравственное воспитание –
один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими
поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших
духовных ценностей. Духовно-нравственное воспитание начинается с
рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую
деятельность, повседневные дела – делая человека завтра лучше, чем
сегодня [6]. Нравственные корни русского народа берут свое начало в
глубокой древности. Это ярко выразилось в слиянии христианства и
древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе –
Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней
воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм,
чувство ответственности, долга перед государством и семьей.
Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих
столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы,
географических особенностей территории, на которых жили народы
России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и
свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны
имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества,
осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы
объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и
уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость [1]. Богатое
культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается
невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому
сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной
культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей
Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики,
насилие, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план.
Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать
древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного
развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам
духовной культуры русского народа. Актуальность проблемы духовно-
нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек
живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников
сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного
характера, которые постоянно оказывают огромное влияние на
неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его
формирующуюся сферу нравственности. Современное общество находится
в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень,
который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода
из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И
именно воспитания, а уже затем образования. Безусловно, семейное
воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня
личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в
процессе становления личности [2].
Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным
фактором формирования человека, передачи социального опыта,
исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Семейные и
общественные традиции являются основополагающими элементами в
процессе нравственного воспитания подрастающих поколений. Однако
нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит
много времени и формируется как личность. Одна из проблем
современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не
соблюдается историческая преемственность поколений. Образование само
по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности.
Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой
культуры российского интеллигента является самой важной задачей в
процессе становления личности. О необходимости изучения в школе и
вузах духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие
кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство,
криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность,
низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных
семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание
основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной
ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и
самосовершенствованию [3]. И здесь образование призвано обеспечить:
· историческую преемственность поколений, сохранение,
распространение и развитие национальной культуры, воспитание
бережного отношения к историческому и культурному наследию
народов России;
· воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического, социального государства, уважающих права и
свободы личности, обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других
народов;
· формирование культуры мира и межличностных отношений.
Все это позволит достичь следующих целей: поддержание статуса
России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий,
образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны;
преодоление экономического и духовного кризиса. Причем если в школе
ребенку начинают прививать духовные и нравственные ценности, то в
вузах данный процесс необходимо продолжать. Помимо изучения истории
России, ее культуры необходимо также приобщать молодое поколение к
духовным и культурным традициям. Преподаватели должны стремиться к
формированию у студентов следующих качеств: - нравственных чувств
(долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности); - нравственной
позиции (способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине) [5]. Помимо изучения дисциплин, направленных на формирование личностных качеств, воспитательная работа должна вестись и на кураторских часах.
Хотелось бы добавить, что приобщение молодого поколения к
нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению
национального самосознания, важного для сохранения самобытности
общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Список литературы
1. Багашев А.Н. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А.Н. Багашев //
Воспитание школьников. 2008. – № 9 – С. 10-13
2. Даниленко Б.В. Православная традиция и современные реалии в российской школе
XXI века / Б.В. Даниленко // Журнал Московской Патриархии. 2008. – № 3 – С.44-49
3. Ильин И. А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Религиозно-философская
библиотека. – М.: Изд-во Библиополис, 2008
4. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления / В.И. Петрова. – СПб.: Питер, 2007
5. Духовно-нравстенное вопитание [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.profobrazovanie.org/t178-topic (дата обращения 12.09.2018)
6. Википедия [Электронный ресурс]. – URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата
обращения 12.09.2018)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.