О работе учителя-дефектолога

  • rtf
  • 18.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала работа дефектолога.rtf

О работе учителя-дефектолога

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.(самостоятельно устанавливать контакт со всем и стремление к общению со сверстниками)

- Развитие сенсорики;

- Гигиена и самообслуживание;

- Обучение игре и игрокоррекция. Эти занятия нужны, так как не все дети умеют играть либо их развитие игровой способности не соответствует возрасту;

- Развитие речи с помощью ознакомления с окружающим миром. В ходе этих занятий дети учатся видеть предметы и явления, которые окружают их в жизни. При этом расширяется их кругозор и словарный запас, а также формируется связанная речь;

- Обучение грамоте. Существует так называемый добукварный период, который нужно пройти всем детям перед тем, как начать изучать буквы и цифры. В этот период дети учатся различать звуки на слух, последовательность звуков в слове, что способствует освоению ребенком навыков чтения и письма;

- Развитие простых математических представлений о количестве, пространстве и времени;

- Творческая деятельность: рисование, лепка, конструирование. На этих занятиях ребенок получает представление о пространстве, цветах и формах различных предметов, обучается действовать согласно определенному образцу, координирует движение рук;

- Подготовка к школе;

На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, магнитофон с аудиозаписями, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. Дефектолог в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой), но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

С детьми педагог работает индивидуально и в подгрупповой форме. Подгрупповые занятия с детьми проводятся по блокам:

- Развитие элементарных математических представлений ;

- Ознакомление с окружающим миром ;

- Сенсомоторное развитие.

Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Учителю-дефектологу важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Также в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Именно на такой вариант обучения ориентирована дошкольная коррекционная группа.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

При поступлении детей в группу учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование каждого ребенка на протяжении трех этапов:

- 1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются условия воспитания в семье.Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, разработать индивидуальные планы.  Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

- 2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. года. В программу могут вноситься коррективы.

- 3-ий этап (две недели мая): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.Необходимо также отметить, что учитель-дефектолог работает в тесном контакте с воспитателями, психологом, музыкальным работником, физкультурным руководителем, медицинской сестрой и родителями.

На своих занятиях учитель-дефектолог использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:

- посредством специально отобранных методов и приемов развивает основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение;

- стимулирует развитие учебной мотивации и познавательной активности;

- совершенствует двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;

- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;

- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам;