О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности
Оценка 4.7

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.12.2018
О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности
Одной из целей воспитания учащихся на занятиях туристко-краеведческих объединений является формирование патриотических и гражданских чувств через краеведческую составляющую образовательного процесса. Это подразумевает постоянную работу педагога в практическом направлении в русле краеведения, так как без изучения истории, географии, природы малой родины невозможно воспитание подлинного патриота. Цель работы: помочь педагогам туристско-краеведческих объединений в организации патриотического воспитания учащихся на основе краеведческих занятий. Задачи: выделить основные формы краеведческого обучения на занятиях; раскрыть смысл поисковой и экскурсионной деятельности учащихся; показать значение конкретных форм работы в краеведческом направлении для воспитания патриотических чувств учащихся.
О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги» О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристко­краеведческой направленности  (методический материал) Автор­составитель: Загурская Е.Л.,  педагог дополнительного образования МБУДО «Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги» Юрга  2018 Пояснительная записка Одной   из   целей   воспитания   учащихся   на   занятиях   туристко­ краеведческих   объединений   является   формирование   патриотических   и гражданских чувств через краеведческую составляющую образовательного процесса. Это подразумевает постоянную работу педагога в практическом направлении   в   русле   краеведения,   так   как   без   изучения   истории, географии,   природы   малой   родины   невозможно   воспитание   подлинного патриота. Цель работы: помочь педагогам туристско­краеведческих объединений в организации патриотического воспитания учащихся на основе краеведческих занятий. Задачи: выделить основные формы краеведческого обучения на занятиях; раскрыть смысл поисковой и экскурсионной деятельности учащихся; показать   значение   конкретных   форм   работы   в   краеведческом направлении для воспитания патриотических чувств учащихся. 2 1. Формы краеведческого обучения Практическое   решение   задачи   краеведческого   обучения   в дополнительном образовании может использовать такие формы, как:  1) урок­беседа; 2) урок­экскурсия; 3) рассказ с использованием слайд­презентаций; 4) видеопросмотр   документальных   и   художественных   фильмов   и   их фрагментов; 5) соревновательное   тестирование,   в   рамках   которого   проводится проверка усвоенных знаний; 6) интеллектуальная игра; 7) самостоятельная поисковая работа обучающихся; 8) тематические вечера и конференции. Самостоятельная   работа   детей,   подготовка   ими   небольших тематических   выступлений,   материал   для   которых   они   подбирают   сами   с использованием   литературы,   информации   из   сети   Интернет,   устных источников – очень важная составляющая краеведческих занятий. Например, рассказ   о   городе   Юрге   и   Кузбассе   в   годы   Великой   Отечественной   войны вполне   уместно   продолжить   предложением   составить   сообщение   «Мои родственники   и   знакомые   в   Вооруженных   Силах».   Сообщение   может включать   информацию   об   участниках   Великой   Отечественной   войны, участниках   локальных   конфликтов,   военнослужащих   ВС   СССР   и   РФ. Желательно, чтобы такое выступление на общеисторическую тему или тему, 3 конкретными   людьми   –   ветеранами,   военнослужащими, связанную   с   попытался подготовить каждый член учебной группы, ведь  познание общих закономерностей   исторического   процесса   помогает   школьникам   глубже понимать историю своего края, как частицу истории нашей страны, а знание местной   истории   способствует   осознанному   пониманию   общеисторических закономерностей. Краеведческий материал, привязанный к данной местности, в силу своей близости   и   наглядности   способствует   лучшему   пониманию   обучающимися законов истории, одновременно выполняя воспитательную функцию. Те или иные   значительные   исторические   события   преломляются   сквозь   призму конкретного региона, отражаются в знакомой обучающимся обстановке. Руководитель   объединения   туристско­краеведческой   направленности должен   руководить   этой   работой:   проводить   консультации,   предлагать литературу,   помогать   в   планировании,   в   составлении   вспомогательных памяток, классификаторов, систематизации и оценке собранного материала. В поисковой работе особенно важны выбор темы, источниковедческий анализ, планирование. 2. Поисковая работа в объединении Самостоятельная   работа   участников   объединения   по   выявлению, поиску, сбору и изучению материала является ценной и привлекательной в образовательной деятельности. Эта работа может охватывать как довольно обширные   темы,   например,   по   истории   области,   так   и   темы   локальные,   к примеру,   «Наш   город   в   годы   Великой   Отечественной   войны». Образовательное и воспитательное значение такой работы велико. Краеведческий поиск  – это изучение литературы по местной истории, работа   с   документальными   материалами,   периодическими   изданиями, артефактами,   фиксация   воспоминаний   и   рассказов   очевидцев,   подготовка итоговых   работ:   рефератов,   исследований,   библиографических   списков. 4 Результаты работы могут выноситься на групповые и межгрупповые вечера, мини­конференции.  Одной из важнейших задач поисковой работы является сбор местных краеведческих   материалов.   Накопление   необходимых   для   выводов   и обобщений   сведений   и   фактов   готовит   обучающихся   к   собственному исследованию.   Материалы   изучаются,   классифицируются,   приводятся   в систему, проходят обработку и впоследствии используются при подготовке докладов и сообщений. Историко­краеведческий   вечер  подразумевает   эмоциональное восприятие   смысла,   значения,   содержания   того   или   иного   исторического факта,   события,   явления.   Дополнением   к   докладу   может   служить инсценировка,   музыкальная   подборка,   художественный   номер:   чтение, пантомима, песня, танец и т.д. Вечер будет гораздо интереснее, если материал доклада   включается   в   другие   формы   и   преподносится   учащимся   в   виде некоего представления, коллективного доклада Особенность   историко­краеведческих   вечеров   состоит   в   том,   что, наряду   с   разнообразием   жанра,   должна   соблюдаться   однородность   темы сообщений и художественной части. Историко­краеведческие вечера делятся по методам проведения на такие виды, как вечер докладов, вечер­монтаж, вечер   путешествий,   киновечер,   вечер   игр   и   загадок,   вечер­отчет,   вечер инсценировки, вечер встречи и др. Основные требования к докладам на вечере – краткость, глубина, насыщенность полезным материалом, эмоциональное и образное изложения. Использование   самых   разных   жанров   характерно   для   вечера.   Форма конференции же подразумевает строгую научность и четкость изложения. Историко­краеведческие   конференции  –   это   собрания   обучающихся разных групп, на которых обсуждаются заданные темы. Конференции требуют тщательной   подготовки.   На   конференции   выступают   докладчики,   которые 5 освещают   тему   в   разных   аспектах.   Участники   высказывают   свои   взгляды, мысли и собственные убеждения. Руководит обсуждением педагог. Историко­краеведческие   конференции   обычно   проводят   по   итогам определенного   периода   исследовательской   работы   объединения.   При подготовке к конференции обращают внимание на использование источников: краеведческой литературы, документальных, газетных и других материалов. Конференция   может   быть   закончена   викториной,   для   которой   готовятся вопросы по теме. 3. Экскурсия в краеведческой работе Одной из форм изучения местного края, его истории и современного   Изучаемый состояния   являются материал   на   экскурсии   дополняется   конкретными   наблюдениями,   которые  историко­краеведческие   экскурсии. помогают   выработать   правильное   представление   об   окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных   памятников   позволяет   показать   учащимся   труд   народа, воспроизвести те или иные исторические события.  Педагогическое значение экскурсии очень велико. Экскурсии помогают учащимся   установить   связь   между   содержанием   занятия   и   окружающей действительностью, учат школьников видеть историю вокруг себя. Экскурсии дают   возможность   учащимся   знакомиться   с   подлинными   памятниками истории,   краеведческими   объектами   в   их   естественных   условиях.   На экскурсии,   в   отличии   от   занятия­урока,   объектом   познания   и   воспитания всегда   бывают   средства   наглядности,   в   основном   подлинные   памятники истории.   Именно   эта   особенность   делает   ее   важнейшим   средством активизации познавательной деятельности учащихся. Различают два вида экскурсий: 1) учебные, связанные с изучением программного материала; 6 2)   внепрограммные   экскурсии,   проводимые   по   плану   внеклассной работы. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вида: 1. По музейным экспозициям. 2. К историческим и памятным местам. 3. Историко­краеведческие. По месту в учебной работе экскурсии можно условно разделить на: 1. Вводную, предшествующую изучению учебного материала на уроке или на занятиях объединения. 2. Урок­экскурсию. В процессе экскурсии учащиеся, продолжая изучать материал темы, получают новые знания с последующей их систематизацией и закреплением на занятии. 3.   Итоговую   экскурсию,   которая   проводится   после   изучения соответствующей   темы.   Ее   целью   является   установление   связи   между местным   и   общеисторическим   материалом,   углубление   и   обобщение общеисторического   материала   на   базе   вещественных   и   письменных исторических памятников края. 4. Обзорную экскурсию, завершающую изучение темы или ряда тем. По   месту   нахождения   объектов   экскурсии   бывают   ближними   и дальними,   а   по   характеру   изучение   материала   и   ознакомления   с   ним   ­ тематическими   и   комплексными.   Имеется   и   предметная   классификация экскурсий: исторические, этнографические, археологические и др. Методика организации экскурсии включает: 1) постановку педагогом цели экскурсии и уяснение ее учащимися; 2) вводную беседу экскурсовода; 3) передвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сочетании с объяснениями экскурсовода; 7 4)   вопросы   и   комментарии   педагога,   если   он   сам   не   является экскурсоводом; 5) учет возрастных и психологических особенностей ребят; 6)   разработку   общих   и   индивидуальных   заданий   участниками экскурсии; 7)   знакомство   с   правилами   поведения   и   техникой   безопасности   на объектах; 8) оформление необходимой документации; 9) формы подведения итогов (вечер, конференция, выставка собранных материалов. Исторические экскурсии включают посещение памятных мест, улиц и площадей,   связанных   с   историческими   событиями,   осмотр   памятников материальной культуры, зданий и памятных мест, связанных с революционной борьбой.   В   этих   условиях   с   особым   интересом   слушают   обучающиеся рассказы   о   былом,   основанные   на   данных   исторических   документах, описаний, воспоминаний свидетелей. Перед ними как бы восстанавливаются картины прошедших лет. Они вносят в историческое представление учащихся образность, конкретизируют их знание, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим.  На   экскурсиях,   посвященных   Великой   Отечественной   войне, обучающиеся   посещают   архитектурно­скульптурные   ансамбли,   памятники героям,   мемориалы,   стелы   и   памятные   доски,   памятники,   которые увековечивают   ратный   подвиг   советских   и   российских   солдат. Экскурсионный материал, соединенный с образным рассказом экскурсовода о событиях,   оставляет   у   школьников   огромное   эмоциональное   впечатление, служит сильным средством патриотического воспитания молодежи. Таким   образом,   материал,   полученный   на   экскурсии,   активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории 8 как   науке.   Ученики,   воочию   ознакомившиеся   с   подлинными   памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества.   У   них   пробуждаются   и   развиваются   высокие   чувства   любви   к своему краю, к героическому прошлому Родины и прекрасному настоящему ее народа. Заключение Работа  историко­краеведческого характера в туристско­краеведческом обучении играет существенную роль при формировании патриотизма ребят, в идейном воспитании учащихся. Она преследует те же задачи, что и учебный школьный   курс,   то   есть   приобщает   учащихся   к   пониманию   истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. 9 Список литературы 1.   Ашурков   В.Н.   Историческое   краеведение:   пособие   для   студентов исторических факультетов пединститутов // [Текст] М., 1980. 2.   Внекласная   работа   по   истории   /   Под   ред.   С.С.   Коваленко,   Э.К. Шнекендорфа // [Текст] М.: Изд­во АПН РСФСР, 1962. 3.   Гостев   А.   Воспитание   историей   (О   значении   школьного исторического краеведения) // [Текст] Народное образование. ­ 1988 ­ № 6 ­ с. 26­28 4. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе: учебное пособие. //[Текст] Кемерово, 1994. 5. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. [Текст] М., 1987. 10

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности

О формах изучения краеведческих тем на занятиях туристско-краеведческой направленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2018