О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Нарастает число детей с наличием «пограничных» состояний и хронических заболеваний. Негативнее тенденции усугубляются неблагоприятными социально-экологическими условиями. В связи с этим каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Нарастает число детей с наличием «пограничных» состояний и хронических заболеваний. Негативнее тенденции усугубляются неблагоприятными социально-экологическими условиями. В связи с этим каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.
Иконка файла материала o_nekotoryh_aspektah_po_sozdaniyu.docx
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПО СОЗДАНИЮ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье   школьников.   Значительная   интенсификация   учебного   процесса,   использование новых   форм   и   технологий   обучения,   более   раннее   начало   систематического   обучения привело к росту числа  детей,  не способных без особого напряжения  адаптироваться к учебным   нагрузкам.   Нарастает   число   детей   с   наличием   «пограничных»   состояний   и хронических   заболеваний.   Негативнее   тенденции   усугубляются   неблагоприятными социально­экологическими условиями. В связи с этим каждое образовательное учреждение помимо решения  педагогических задач должно  соотносить  учебную нагрузку и методы преподавания   с   возрастными   и   индивидуальными   особенностями   детей,   содействовать охране и укреплению их здоровья. Жизненно   необходимым   условием   для   развития   личности   школьника   становятся инновационные педагогические подход, позволяющие обучать любого школьника в зоне его ближайшего   развития   соответственно   его   психолого­физиологическим   особенностям.   В ряду   таких   инновационных   педагогических   подходов   следует   назвать   моделирование образовательной   среды,   обеспечивающей   достижение   запланированного   результата: создание условий для формирования здоровых социально активных людей, стремящихся творчески   изменить   среду   обитания   в   соответствии   с   теми   ценностями   ориентирами, которые они усвоили в своей образовательной среде. Согласно результатам опроса учащихся, здоровье – это  внимание, забота, отсутствие подозрительности,   отказ   от   средств   внутренней   защиты,   гармония   с   самим   собой, ответственность, доверие, способность любить, жизнерадостность. При этом нельзя забывать, что: ­   здоровье   подрастающего   поколения   существенно   зависит   от   психологического климата,   в   ученических   коллективах,   в   семье,   от   психологической   культуры педагогического коллектива школы; ­ здоровьесберегающая среда является частью здорового психологического климата и имеет свои специфические особенности для каждого этапа возрастного развития; среда определяется типом ведущей деятельности, в ней всегда должны быть представлены два аспекта – предметный и межличностный (общение); ­   показателями   эффективности   здоровьесберегающей   среды   является   полноценное развитие способностей, свойственных данному возрасту, и формирование побуждающих к деятельности мотивов, обеспечивающих инициативу ребенка, его собственную активность; ­   здоровьесберегающая   среда   складывается   во   взаимодействии   инновационных   и традиционных  моделей, сложных систем стандартов образования, высокотехнологичных образовательных   средств   и   т.д.,   а   самое   главное   –   требует   нового   качества взаимоотношений, диалогического общения между детьми, их родителями и педагогами; ­   сотрудничество   всех   структур   (педагогических,   психологических,   медицинских) способствует решению задачи создания здоровьесберегающей среды школы; ­   наличие   у   учителя   знаний   о   физиологических   и   психологических   особенностях учащихся в разных возрастных периодах школьного детства, патогенных факторах этих знаний   есть   непременное   условие   педагогического   сопровождения   развития   здорового ребенка. В   разработке   и   внедрении   здоровьесберегающей   среды   должен   участвовать   весь педагогический коллектив. Функции:  Директор   –   обеспечивает   реализацию   программы,   организуя,   координируя   и контролируя работу административного аппарата школы. Заместители директора по УВР и методисты:­   разрабатывают   совместно   с   психологической   службой   школы   программно­ методическое обеспечение по созданию безопасного для здоровья учащихся пространства школы; ­ определяют приоритетные направления просветительской работы среди педагогов и родителей; ­ организуют теоретические и практические семинары по проблемам формирования и сохранения здоровьесберегающей среды; ­   координируют   действия   педагогов   по   разработке   индивидуальных   курсов   для определённой группы учащихся (одарённых учащихся); ­ участвуют в корректировке деятельности по здоровьесбережению; ­ разрабатывают и апробируют новые технологии здоровьесбережения; ­ корректируют программу «Здоровьесберегающая среда школы»; ­ определяют критерии эффективности реализации программы «Здоровьесберегающая среда школы»; ­ контролируют работу учителей по реализации работы с одаренными детьми согласно курируемым направлениям организации работы школы; ­ организуют исследовательскую работу различных служб школы; ­   участвуют   в   привлечении   и   пропаганде   здорового   образа   жизни   специалистов ­   анализируют   и   систематизируют   опыт   работы   педагогов   школы   по   созданию различных профилей; здоровьесберегающей среды. Учителя­предметники: ­ изучают психологические особенности учащихся; ­ разрабатывают траекторию индивидуального развития учащихся, исходя из знаний психологических особенностей ребёнка;  ­ разрабатывают индивидуальные программы курсов для работы учащимися школы, в том числе и одарёнными; ­ апробируют новые технологии и разрабатывают собственные методические материалы по созданию здоровьесберегающей среды;  ­   организуют   индивидуальные   занятия   с   учащимися,   имеющими   проблемы   со здоровьем; ­ подготавливают и проводят психолого­педагогические консилиумы; ­ осуществляют мониторинг качества образовательной среды в классах; ­   проводят   творческие   отчёты   по   направлениям   своей   работы   по   реализации Программы «Здоровьесберегающая среда»; ­ привлекают учащихся школы к исследовательской работе в рамках НОУ в целях пропаганды здорового образа жизни, спортивных мероприятиях. Учителя физической культуры: ­ формирование интереса к занятиям спортом; ­ прогулки в ГПД; ­ подвижные игры на переменах; ­ игровые уголки в ГПД; ­ привлечение к занятиям в спортивных секциях (волейбол, мини­футбол и др.); ­ динамические паузы на уроках (особенно в школе 1­й ступени). Сферное   структурирование   воспитательного   пространства   школы   позволяет   нам говорить в первую очередь не об отдельных мероприятиях, направленных на сохранение отдельных   параметров   здоровья   учеников,   а   о   создании   здоровьесберегающей образовательной среды школы.  По   итогам   каждой   четверти   у   каждого   ученика   высчитывается   индивидуальный рейтинг, который с помощью индивидуального для класса коэффициента определяется степень соответствия реальных интеллектуальных возможностей ребёнка с его реальными достижениями. Такой подход помогает предотвратить завышение требований родителей ксвоим   детям   в   области   интеллектуальных   достижений,   снять   напряжённость   во взаимоотношениях между учениками и их родителями; обеспечить ресурсный подход к сохранению здоровья; научить основам здорового образа жизни; использовать возможности учебных дисциплин.  Огромное значение в формировании знаний школьника о здоровье и профилактических мерах   по   его   сохранению   принадлежат   естественно­научным   дисциплинам.   Изучение экологических вопросов в их курсах с акцентом на взаимодействие человека и природы включает рациональное природопользование и разумное преобразование окружающей среды. Учащиеся   знакомятся   с   антропогенными   факторами   загрязнения   окружающей   среды; основными видами химических веществ, загрязняющих атмосферу, почву, воду; способами их   нейтрализации;   получают   основы   экологического   мировоззрения,   предполагающего гуманное отношение к окружающей природе. Свои теоретические знания ученики дополняют практическими   исследованиями   в   рамках   работы   в   НОУ.   Результаты   исследований докладываются на ежегодно проводящихся научно­практических конференциях учащихся. Ахутина   Т.   В.   Здоровьесберегающие   технологии   обучения:   индивидуально­ Л и т е р а т у р а: ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7. – №2. – С.21–28. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7. – №2. – С.29–34. Разумов А. Н., Пономаренко В. А. Здоровье здорового – М.: Медицина, 1996. Сопровождение   здоровья   учащихся   в   образовательном   учреждении   /   Сост.  М.   А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева. – М., 2010. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.