Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Нарастает число детей с наличием «пограничных» состояний и хронических заболеваний. Негативнее тенденции усугубляются неблагоприятными социально-экологическими условиями. В связи с этим каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Нарастает число детей с наличием «пограничных» состояний и хронических заболеваний. Негативнее тенденции усугубляются неблагоприятными социально-экологическими условиями. В связи с этим каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПО СОЗДАНИЮ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ
Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на
здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование
новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения
привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к
учебным нагрузкам. Нарастает число детей с наличием «пограничных» состояний и
хронических заболеваний. Негативнее тенденции усугубляются неблагоприятными
социальноэкологическими условиями. В связи с этим каждое образовательное учреждение
помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы
преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать
охране и укреплению их здоровья.
Жизненно необходимым условием для развития личности школьника становятся
инновационные педагогические подход, позволяющие обучать любого школьника в зоне его
ближайшего развития соответственно его психологофизиологическим особенностям. В
ряду таких инновационных педагогических подходов следует назвать моделирование
образовательной среды, обеспечивающей достижение запланированного результата:
создание условий для формирования здоровых социально активных людей, стремящихся
творчески изменить среду обитания в соответствии с теми ценностями ориентирами,
которые они усвоили в своей образовательной среде.
Согласно результатам опроса учащихся, здоровье – это внимание, забота, отсутствие
подозрительности, отказ от средств внутренней защиты, гармония с самим собой,
ответственность, доверие, способность любить, жизнерадостность.
При этом нельзя забывать, что:
здоровье подрастающего поколения существенно зависит от психологического
климата, в ученических коллективах, в семье, от психологической культуры
педагогического коллектива школы;
здоровьесберегающая среда является частью здорового психологического климата и
имеет свои специфические особенности для каждого этапа возрастного развития; среда
определяется типом ведущей деятельности, в ней всегда должны быть представлены два
аспекта – предметный и межличностный (общение);
показателями эффективности здоровьесберегающей среды является полноценное
развитие способностей, свойственных данному возрасту, и формирование побуждающих к
деятельности мотивов, обеспечивающих инициативу ребенка, его собственную активность;
здоровьесберегающая среда складывается во взаимодействии инновационных и
традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, высокотехнологичных
образовательных средств и т.д., а самое главное – требует нового качества
взаимоотношений, диалогического общения между детьми, их родителями и педагогами;
сотрудничество всех структур (педагогических, психологических, медицинских)
способствует решению задачи создания здоровьесберегающей среды школы;
наличие у учителя знаний о физиологических и психологических особенностях
учащихся в разных возрастных периодах школьного детства, патогенных факторах этих
знаний есть непременное условие педагогического сопровождения развития здорового
ребенка.
В разработке и внедрении здоровьесберегающей среды должен участвовать весь
педагогический коллектив. Функции:
Директор – обеспечивает реализацию программы, организуя, координируя и
контролируя работу административного аппарата школы.
Заместители директора по УВР и методисты: разрабатывают совместно с психологической службой школы программно
методическое обеспечение по созданию безопасного для здоровья учащихся пространства
школы;
определяют приоритетные направления просветительской работы среди педагогов и
родителей;
организуют теоретические и практические семинары по проблемам формирования и
сохранения здоровьесберегающей среды;
координируют действия педагогов по разработке индивидуальных курсов для
определённой группы учащихся (одарённых учащихся);
участвуют в корректировке деятельности по здоровьесбережению;
разрабатывают и апробируют новые технологии здоровьесбережения;
корректируют программу «Здоровьесберегающая среда школы»;
определяют критерии эффективности реализации программы «Здоровьесберегающая
среда школы»;
контролируют работу учителей по реализации работы с одаренными детьми согласно
курируемым направлениям организации работы школы;
организуют исследовательскую работу различных служб школы;
участвуют в привлечении и пропаганде здорового образа жизни специалистов
анализируют и систематизируют опыт работы педагогов школы по созданию
различных профилей;
здоровьесберегающей среды.
Учителяпредметники:
изучают психологические особенности учащихся;
разрабатывают траекторию индивидуального развития учащихся, исходя из знаний
психологических особенностей ребёнка;
разрабатывают индивидуальные программы курсов для работы учащимися школы, в
том числе и одарёнными;
апробируют новые технологии и разрабатывают собственные методические материалы
по созданию здоровьесберегающей среды;
организуют индивидуальные занятия с учащимися, имеющими проблемы со
здоровьем;
подготавливают и проводят психологопедагогические консилиумы;
осуществляют мониторинг качества образовательной среды в классах;
проводят творческие отчёты по направлениям своей работы по реализации
Программы «Здоровьесберегающая среда»;
привлекают учащихся школы к исследовательской работе в рамках НОУ в целях
пропаганды здорового образа жизни, спортивных мероприятиях.
Учителя физической культуры:
формирование интереса к занятиям спортом;
прогулки в ГПД;
подвижные игры на переменах;
игровые уголки в ГПД;
привлечение к занятиям в спортивных секциях (волейбол, минифутбол и др.);
динамические паузы на уроках (особенно в школе 1й ступени).
Сферное структурирование воспитательного пространства школы позволяет нам
говорить в первую очередь не об отдельных мероприятиях, направленных на сохранение
отдельных параметров здоровья учеников, а о создании здоровьесберегающей
образовательной среды школы.
По итогам каждой четверти у каждого ученика высчитывается индивидуальный
рейтинг, который с помощью индивидуального для класса коэффициента определяется
степень соответствия реальных интеллектуальных возможностей ребёнка с его реальными
достижениями. Такой подход помогает предотвратить завышение требований родителей ксвоим детям в области интеллектуальных достижений, снять напряжённость во
взаимоотношениях между учениками и их родителями; обеспечить ресурсный подход к
сохранению здоровья; научить основам здорового образа жизни; использовать возможности
учебных дисциплин.
Огромное значение в формировании знаний школьника о здоровье и профилактических
мерах по его сохранению принадлежат естественнонаучным дисциплинам. Изучение
экологических вопросов в их курсах с акцентом на взаимодействие человека и природы
включает рациональное природопользование и разумное преобразование окружающей среды.
Учащиеся знакомятся с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды;
основными видами химических веществ, загрязняющих атмосферу, почву, воду; способами
их нейтрализации; получают основы экологического мировоззрения, предполагающего
гуманное отношение к окружающей природе. Свои теоретические знания ученики дополняют
практическими исследованиями в рамках работы в НОУ. Результаты исследований
докладываются на ежегодно проводящихся научнопрактических конференциях учащихся.
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально
Л и т е р а т у р а:
ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7. – №2. – С.21–28.
Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения
России // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7. – №2. – С.29–34.
Разумов А. Н., Пономаренко В. А. Здоровье здорового – М.: Медицина, 1996.
Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении / Сост. М. А.
Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева. – М., 2010.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и
школы. – М.: АРКТИ, 2003.