О необходимости этнотолерантного содержания дошкольного воспитания
Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа
Детсад
19.03.2018
В статье автор рассматривает теоретические вопросы этнотолерантного воспитания дошкольников и предлагает формирование интегративных качеств, как условие понимания "другого" и способ познания себя. Программа формирования интегративных качеств называется "Этноград" состоит из блоков для детей, родителей и педагогов. Такой комплексный подход обеспечивает эффективность и результативность.
статья Ионовой.doc
О необходимости этнотолерантного содержания дошкольного воспитания
Ионова С.П.
Филиал «Акционерного общества «Национальный центр повышения
квалификации» институт повышения квалификации педагогических работников по
Костанайской области, г. Костанай, Республика Казахстан
Одним из направлений эволюции общества стало развитие средств
социализации. Особое внимание в процессе социализации дошкольника
следует уделять развитию свободной личности, способной делать выбор,
уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению свое
волеизъявление, а также этнотолерантно взаимодействовать в кругу
сверстников.
Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе
которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и
постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.
Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в
разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира
отношений между людьми. Социализация осуществляется как в ходе
стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном,
организованном процессе. Процесс социализации предполагает активное
взаимодействие личности и общества. Для того чтобы осуществить
формирование этнотолерантности дошкольника в контексте социализации,
необходимо взаимодействие всех участников данного процесса, а именно:
образовательного учреждения, родителей и семьи в целом.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели,
задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и
социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина республики
Казахстан.
Этнокультурное воспитание определяется введением в
образовательный процесс знаний родной культуры, социальных норм
поведения, духовнонравственных ценностей; знакомством с культурными
достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания
с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания
дружеского отношения к людям разных национальностей.
В публицистической, научной литературе понятие «культура
межнационального общения» в основном стало употребляться с начала 80х
годов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и
попытка определения критериев культуры межнационального общения, а
также типология межнационального общения в условиях различных
социальнополитических систем находят отражение в работах
1 А.В. Авксентьева, В.А. Авксентьева, В.А. Шаповалова, выявлению сущности
культуры межнационального общения посвящены работы Н.А. Асиповой,
З.Т. Гасанова, А.Р. Исаева, Л.Н. Когана, В.П. Комарова, А.Н. Некрасовой,
И.И. Серовой,
В работах
Т.Ю. Бурмистровой и О.А.Дмитриева выявляется сущность и сам процесс
формирования и функционирования культуры межнационального общения в
различных сферах общественной жизни.
К.И. Султанбаевой и др.
авторов.
общения
С.А. Арутюнов, М.С. Джунусов, И.И. Серова, Е.М. Фрадлин изучали
особенности культуры межнационального
и заложили
теоретическую основу дальнейшего развития исследуемой проблемы, выявили
сущность, признаки, функции культуры межэтнического общения. Л.М.
Дробижева анализирует социологические и социокультурные аспекты
культуры межэтнического общения, рассматривая при этом структуру
общения в целом. В исследовании проблемы культуры межнационального
общения важное место занимают этнологические концепции Э.А. Баграмова,
Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова позволяющие глубже осмыслить
сущность культуры межнационального общения и выявить особенности,
определяющие гармоничный характер развития культуры межэтнического
общения. Инициатором идеи формирования интенционных способностей у
детей дошкольного возраста является Бальсевич В.К., который описал
современную образовательную систему физического воспитания на основе
интеграции национальной, физической и спортивной культуры. По мнению
ряда научных работников в системе физического развития, «ценностное
отношение к физкультурноспортивной деятельности детей дошкольного
возраста является одним из самых мощных социальных факторов,
воздействующих на физическое и психическое развитие личности»
Е.Ю.Розин,
(К.И.Тешев,
1996;
Э.М.Динмухаметова,
2002;
А.Н.Плешаков, А.В.Лотоненко, 2002).
Л.С.Дворкин,
2000;
2001;В.К.Бальсевич,
Л.А.Рапопорт,
1998;
И.Н.Моргун,
Общество предъявляет ребенку определенные требования, их
совокупность принято называть «социальной ролью». Эти требования в ходе
социализации и в результате внутреннего усвоения норм становятся
структурным элементом человеческой личности.
Мы попытались
воспроизвести некоторые требования в программе этнотолерантного
воспитания дошкольников 46 лет «Этноград». Этнотолерантность в ней
интегральное личностное образование, детерминирующее индивидуально
своеобразные способы взаимодействия человека с представителями
различных этнокультур, реализующее внутреннюю установку на принятие «Я
другого». Она представлена следующими качествами:
1. Осознающий свою национальная принадлежность
2 Ребенок имеет представление о себе,
собственной национальной
принадлежности и национальной принадлежности других людей.
Испытывает чувство гордости за культуру, обычаи и традиции своего
народа.
2. Способный управлять своим поведением
соблюдает
Ребенок имеет первичные
ценностные представления,
Способен
элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели и
соотносить свои поступки с общепринятыми нормами и традициями в
обществе.
3. Владеющий средствами общения и способами взаимодействия
Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия
обменивается предметами,
с детьми и взрослыми (договаривается,
распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль
общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
4. Уважающий права других
Правовое воспитание направлено на формирование у детей социально
правовых установок и ценностных ориентаций. Ребенок в этом возрасте имеет
позитивное отношение к себе и другим знаком с понятиями «правило»,
«право» и с отдельными правами. Реально оценивают и владеют своими
субъективными возможностями.
5. Владеющий эмоциональной культурой и творческими
способностями.
Истоки культуры народов Казахстана; казахская национальная
культура; предметы и произведения искусства; национальные, народные и
современные игрушки; произведения и предметы декоративноприкладного
искусства – основные компоненты приобщения детей к эстетике, культуре,
формирования у них эстетического вкуса, культуры, творческих
способностей.
6. Имеющий гражданское самосознание
Знает о ближайшем социуме, его культурных ценностях и своём месте в
нём; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине)
и принадлежности к нему.
Целостность этнотолерантного воспитания
обеспечивается содержанием трех блоков.
Блок 1. Педагоги. Цель: способствовать формированию педагога
этнотолерантной ориентации.
Задачи:
Реализация возможности педагогов к развитию этнотолерантности
детей дошкольного возраста
3 стимулирование бесконфликтного межличностного общения
обеспечение понимания прав человека
объединение педагогов в команду единомышленников
Блок 2. Родители. Цель: обеспечить возможность возрастания
социального этнотолерантного опыта дошкольников на основе эмпатийно
родственных чувствах любви и взаимной ответственности.
Задачи:
организация психологопедагогического всеобуча родителей;
выработка единой концептуальной стратегии в воспитании
толерантного ребенка;
активное привлечение родителей к организации педагогического
процесса в ДО
Блок 3. Дети. Цель: формирование основ личности, способной к
активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и
поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и
уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных
национальностей.
Задачи:
Формировать национальное самосознание
На основе изучения этнической культуры народов, проживающих на
развитию и духовному
одной территории, способствовать
самообогащению.
Развивать у детей уверенность в себе и своих силах, а также
позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Заложить основы гуманного отношения к окружающим его людям,
способность сочувствовать, сопереживать.
Формировать простейшие представления об устройстве государства,
гражданами которого являются их родители и в будущем они станут
сами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование
этнотолерантности на основе интегративных качеств может стать успехом
социализации ребенка дошкольного возраста и хорошим стартом для его
успешности во взрослой жизни.
Литература
1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностноцелевых приоритетов
образования
С.313.
2.ДаумоваБ.Б.Формирование этнотолерантной компетентности как важная
Педагогика.
№7.
//
2002.
4 задача образовательного процесса в современной школе // Вестник ЧГПУ. –
Челябинск, 2011. – №2 – C.3542.
3.Даумова Б.Б. Аспекты этнокультурного образования и поликультурного
воспитания в условиях Республики Казахстан // Вестник ЧГПУ. – Челябинск,
2011. – №3 – С.5261.
4.Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной
среде [Текст]: учеб.пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Геляпина [и др.].
– М.: Издво «Педагогическое общество России», 2004. – 240 с.
5
О необходимости этнотолерантного содержания дошкольного воспитания
О необходимости этнотолерантного содержания дошкольного воспитания
О необходимости этнотолерантного содержания дошкольного воспитания
О необходимости этнотолерантного содержания дошкольного воспитания
О необходимости этнотолерантного содержания дошкольного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.