О подготовке к написанию сочинения
Оценка 5

О подготовке к написанию сочинения

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
01.03.2019
О подготовке к написанию сочинения
Работа над сочинением вызывает определенные затруднения у современных школьников. Для облегчения задачи я использую различные творческие задания, предваряющие само сочинение. В качестве примера можно привести урок подготовки к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Статья содержит цель, задачи и план урока.
Подготовка-к-сочинению.-Дубровский..doc
РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ   Цель:   Подготовка к написанию сочинения – продолжения  романа А.С.Пушкина «Дубровский»  посредством системы творческих заданий. Задачи: 1. Выявить факторы, оказавшие  влияние на становление характеров в процессе духовной эволюции. 2. Совершенствовать навыки  работы со справочной литературой, составление планов, развитие устной речи учащихся. 3. Формировать  нравственно­этические  представления  учащихся  в ходе творческой работы. План урока: 1.     Мотивация творческой деятельности каждого учащегося, обращение к ассоциативному и  образному мышлению. Учащимся предлагается создание ассоциативных рядов слов, характеризующих образы героев романа. Лексическая работа: Учащиеся подбирают слова и объясняют их значения с помощью толковых  словарей.  Работа ведётся в 4­х группах. 1 группа – Троекуров (своеволие, упрямство, грубость, жестокость). 2 группа – Владимир Дубровский  (чувство собственного достоинства, великодушие, честность,  искренность, умение любить, благородство, смелость). 3 группа – князь Верейский  (аристократизм, холодность, эгоизм, коварство, предательство). 4 группа – Маша Троекурова (романтичность, нерешительность, искренность, стойкость,  честность). Учащиеся подбирают свои варианты и подтверждают их примерами из текста. Задача учителя  отсеять неподходящие характеристики, доказав их несоответствие. 2. Творческое задание: Создать текст на основе афоризма с включением прозвучавших   характеристик героев (5­6 предложений). Учитель предлагает выбрать один из подготовленных  для них афоризмов и сформулировать ответ на вопросы: «Как я понимаю значение данного  афоризма? К какому герою его можно соотнести?» 1 группа: «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному  власть» (Пифагор (2­ая  пол. VI  ­ нач. V в. до н.э.) – древнегреческий мудрец). 2 группа: «Человек истинно достойный может быть влюблён и как безумец, но не как глупец»  (Франсуа Ларошфуко (1613­1680) – французский  писатель – моралист). 3 группа: «Своевольному всегда мало» (Блез Паскаль (1623­1662) – французский ученый,  писатель­моралист). 4 группа: «В мире чувства  есть лишь один закон – составить счастье того, кого любишь»  (Стендаль (наст. Имя – Анри Мари Бейль) (1783­1842) – французский писатель).(Приложение 1).      Учащиеся по группам обсуждают свой афоризм, лучший вариант от группы озвучивается 1­им  учеником. 3.   Проверка домашнего задания: Учащиеся по группам подготовили в форме мини­проекта  презентацию с рассказом о своём герое (Троекурове, Дубровском, князе Верейском,  Маше   Троекуровой). Учащиеся демонстрируют презентацию и рассказывают о своём герое. Отвечают на вопрос, в  каких эпизодах наиболее ярко проявляются личные качества каждого (см. выявленные в ходе  работы ассоциативные ряды). (Приложения  2­5). 4.          Проверка заранее подготовленного индивидуального задания: Для проверки хорошего знания текста произведения «Дубровский»  одна из групп подготовила интерактивную  викторину. Викторину проводит один из подготовивших ее учеников. (Приложение 6). 5.          Проверка и обсуждение подготовленного задания: Учащиеся (по группам) должны были продумать и написать продолжение романа «Дубровский»   на основе замысла А.С.Пушкина, сохранившегося в черновиках. Учащиеся могли добавлять свои  пункты плана. Примерный план продолжения романа: 1.Жизнь Марьи Кирилловны. 2.Смерть князя Верейского. 3.Вдова. 4.Англичанин. 5.Свидание. 6.Игроки. 7.Полицмейстер. 8.Развязка. Учащиеся (по 1 от группы) рассказывают,  как сложилась судьба их героев через 10 лет.  Представители других героев задают им вопросы о тех событиях, которые могли бы быть в  продолжении романа. Делается коллективный вывод: «Изменился ли герой после событий, описанных в романе?» Одновременно учащиеся высказывают предположения, какие новые черты появились в характерах  Верейского, Троекурова, Маши и Владимира Дубровского. 6.          Подведение итогов урока. 7.          Домашнее задание: Написать каждому своё продолжение романа А.С. Пушкина  «Дубровский».  ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ Вопросы по  роману А.С.Пушкина «Дубровский». Вопросы о Марьи Кириловне Троекуровой   1. Почему Маша при первой встрече с Владимиром Дубровским не обратила на него  внимания? 2.      Какие качества характера француза вызывают восхищение героини и как это её  характеризует? 3.      Что мешает Маше признаться самой себе в любви к Дубровскому? 4.      Как Маша отнеслась к приглашению на свидание? 5.      Как принимает признание Дубровского? 6.      Почему Маша медлила прибегнуть к помощи Дубровского? 7.      Почему Маша отказалась бежать с Дубровским? 8.      Какое впечатление на Машу произвела встреча с князем Верейским? 9.      Почему Машу пугает предложение Верейского? 10. Почему она рассчитывает на великодушие Верейского? 11. Виновата ли Маша в том, что помощь Дубровского опоздала? 12. Можно ли сказать, что Мария Кириловна Троекурова во всём дочь своего отца? Вопросы  о Кириле Петровиче Троекурове   1.      Чем объясняется поведение Троекурова? 2.      Что сближало и разделяло Дубровского Андрея Гавриловича и Троекурова  Кирила Петровича? 3.      В сцене на псарне почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря? 4.      Что на самом деле явилось причиной ссоры Дубровского и Троекурова? 5.      Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? 6.      Почему Троекуров не сразу понял, что он обидел старого друга? 7.      Пожалел ли он о случившемся? 8.      Почему письмо Дубровского так оскорбило Троекурова? 9.      Что мешает Троекурову быть великодушным к дочери и когда  и в чём это  проявляется? 10. О чём думал Троекуров во время суда?   Вопросы о князе Верейском 1.      Что нас отталкивает в князе Верейском, несмотря на его аристократические  манеры, умение вести себя в обществе? 2.      Почему Верейский предает Машу, показав письмо Троекурову? Что это за  письмо? 3.      Могла ли Маша рассчитывать на великодушие князя Верейского? 4.      Что скрывается под изысканными манерами князя?                                  Вопросы  о Дубровском Владимире Андреевиче 1.      Какие черты характера проявляются наиболее ярко в отношениях  к Марье  Кириловне? 2.      Чем чаще всего руководствуется в своих поступках  Дубровский —  чувствами или трезвым расчетом? 3.      Почему Владимир Дубровский не подает апелляцию и окончательно теряет  права на имение? 4.      Почему во время похорон отца Владимир не плакал и не молился, первым  подошел проститься с телом и «поспешно удалился в Кистенёвскую рощу»? 5.      Почему Дубровский стал разбойником? 6.      Почему дворовые решились на бунт? 7.      Чем объясняется приказ Дубровского разойтись по домам? 8.      Какие четры характера Владимира остались неизменными? 9.      Как относятся разбойники к своему атаману? 10. Почему Дубровский оставляет разбойников, отказывается от сопротивления? 11. В чём причина поражения Дубровского? Вопросы к продолжению романа А.С.Пушкина «Дубровский».   Диалог с Троекуровым 1. Узнали ли вы о том, что Дубровский хотел освободить вашу дочь? 2. Какие чувства вы испытывали за праздничным столом во время свадьбы? 3. Часто ли приезжала Мария Кириловна с князем Верейским к вам в гости? 4. Изменилось ли ваше отношение к мужу дочери? 5. Вы по­прежнему устраиваете званые обеды? 6. Вспоминаете ли вы Андрея Гавриловича? Сожалеете ли вы о случившемся? 7. Что вы сделаете, если вдруг встретитесь с Владимиром Дубровским? Диалог с Дубровским 1. Что вы почувствовали. Когда Маша отказалась принять вашу помощь? 2. Испытывали ли вы сожаление , расставаясь со своими товарищами? 3. Поддерживаете ли вы отношения со своими бывшими крестьянами? 4. Надеетесь ли вы когда­либо отомстить князю Верейскому за то, что он выстрелил, хотя вы ему не угрожали? 5. Испытываете ли вы прежние чувства к Маше? 6. Предпринимаете ли вы какие­либо действия для того, чтобы встретиться с ней? 7. Как вам удалось скрыться от преследователей? 8. Как складывается ваша жизнь? Диалог  с  Машей   1.      Какие чувства вы испытали, когда Верейский выстрелил в Дубровского? 2.      Рассказали ли вы о них мужу? 3.      О чём вы думали во время свадебного обеда? 4.      Изменились и ваши отношения с отцом? 5.      Где вы поселились после свадьбы (в Арбатском  или в Петербурге)? 6.      Какие события, случившиеся после свадьбы, вызвали вашу радость или огорчение? 7.       Какое ваше любимое занятие? 8.      Изменился ли характер вашего мужа с момента вашего знакомства? 9.      Вспоминаете ли вы Владимира Дубровского, сожалеете ли о том, что отказались  бежать с ним? Диалог с князем Верейским 1.      Любите ли вы Марию Кириловну? 2.      Почему вы показали письмо Кирилу Петровичу? 3.      Какие чувства вы испытывали в церкви, заметив, что ваша невеста равнодушна к  происходящему? 4.      Почему вы выстрелили в Дубровского? 5.      Пытались ли вы объяснить свои действия жене? 6.      Проводите ли вы время в свете с молодой женой или предпочитаете бывать там  один? 7.      Рассказываете ли вы старым друзьям о том, что произошло в Кистенёвской роще? 8.      Замечаете ли вы, что ваша жена грустит? 9.      Сожалеете ли вы о случившемся, пытаетесь ли загладить свою вину?

О подготовке к написанию сочинения

О подготовке к написанию сочинения

О подготовке к написанию сочинения

О подготовке к написанию сочинения

О подготовке к написанию сочинения

О подготовке к написанию сочинения

О подготовке к написанию сочинения

О подготовке к написанию сочинения

О подготовке к написанию сочинения

О подготовке к написанию сочинения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019