Отслеживание уровня развития детей в соответствии с ГОСДВО, осуществляется нами на основе мониторинга достижений ребенка в 3-х уровнях:
1-уровень –ребенок воспроизводит те или иные действие и знания;
2-уровень –ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний;
3-уровень –ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания.
Это упрощает процесс подсчета результатов, позволяет нам сократить время на проведение диагностических исследований. Виден конечный результат исследований.
О результатах диагностики стартового контроля: проблемы перспективы
Современная ситуация в сфере дошкольного образования характеризуется
существенным обновлением нормативной базы. Обновление содержания воспитания и
обучения детей дошкольного возраста, ориентированное на качественную подготовку
детей к школе, обусловлено образовательной политикой Республики Казахстан.
Одной из основных задач Государственной программы развития образования
Республики Казахстан на 2016 –2019 годы в сфере дошкольного образования является
совершенствование системы индикаторов по отслеживанию развития умений и навыков
детей дошкольного возраста. Показатель «Доля детей 56 лет с высоким и средним
уровнями умений и навыков в соответствии с системой индикаторов развития умений и
навыков детей дошкольного возраста» включен в Государственную программу развития
образования и науки РК (ГПРОН). В настоящее время этот показатель в области достигает
91,3%.
Отслеживание уровня развития детей в соответствии с ГОСДВО, осуществляется
нами на основе мониторинга достижений ребенка в 3х уровнях:
1уровень –ребенок воспроизводит те или иные действие и знания;
2уровень –ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний;
3уровень –ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески
использует знания.
Это упрощает процесс подсчета результатов, позволяет нам сократить время на
проведение диагностических исследований. Виден конечный результат исследований.
В соответствии с Госпрограммой диагностика проводится в начале, середине и в
конце учебного года:
стартовый;
промежуточный;
итоговый.
Стартовый контроль проводим на основе данных предшествующей возрастной
группы (ожидаемые результаты ІІ полугодия).
В начале года диагностику проводим с целью выявления уровня развития детей. На
основе этой диагностики определяем уровень личностного развития ребенка, также
определяем задачи, требующие педагогической поддержки ребенку в предстоящем году.
По итогам I полугодия проводим промежуточную диагностику.
Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка
правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики
развития. По результатам данного вида диагностики педагоги вносят коррективы в
педагогический процесс.
Итоговую диагностику проводим в конце учебного года на основе ожидаемых
результатов II полугодия, с целью сравнения полученного и желаемого результата.
коммуникативноязыковых,
Результаты мониторинга определяют овладения ребенком
навыков
(здоровьесберегающих,
творческих и
социальных), определенных ГОСДВО и перспективы дальнейшего педагогического
процесса с учетом новых задач развития. Система индикаторов основана на комплексном
подходе к отслеживанию достижений в развитии ребенка, выявлению путей и способов
овладения умениями и навыками.
познавательных,
Мониторинг развития ребенка дошкольного возраста позволяет зафиксировать
динамику его развития на разных этапах, оказать грамотную педагогическую поддержку
индивидуальному развитию и скорректировать дальнейшую работу с ним.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточныхрезультатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений
детей.
Содержание мониторинга тесно связано с Типовой программой воспитания и
обучения детей. Образовательный процесс строится по 5 образовательным областям:
«Здоровье», «Социум», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», насыщенность
которых обеспечивает развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств
дошкольника.
Проводимый нами мониторинг в структуре программы позволяет оперативно
отслеживать полноту реализации содержания психологопедагогической работы по
освоению детьми образовательных областей и формирования интегративных качеств
личности дошкольника в каждый возрастной период.
Результаты диагностики обсуждаются на педсоветах, педчасах и на их основе
разрабатывается медикопедагогическое сопровождение каждого ребенка.
Динамика
и перспективы развития каждого ребенка фиксируются в ходе
организованной учебной деятельности, в период общения его со сверстниками и
взрослыми, свободной игровой деятельности, режимных моментов.
В ходе проведения диагностики мы используем следующие методы измерения
уровня развития ребенка: низкоформализованные (наблюдение, беседа, анализ продуктов
деятельности и др.) и высокоформализованные (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.).
В групповых помещениях создана оптимальная развивающая среда. Деятельность в
условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить
пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к
творчеству, отображению познанного. Педагоги создают эмоциональнокомфортные
условия для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
С целью создания оптимальных условий для работы, воспитания и обучения всех
разработано Положение о
участников образовательного процесса в яслисаду
мониторинге.
По диагностике каждой образовательной области создаются
соответствующие критерии, которые разрабатываются творческой группой педагогов, на
основе изучения диагностической литературы. Подбирается дидактический материал, игры
и упражнения, тесты, вопросы для проведения бесед. Для проведения диагностики нашими
педагогами используются «Лист наблюдения», «Индивидуальная карта развития ребенка».
Педагогами разработана картотека игр и игровых упражнений для каждого раздела всех
образовательных областей для проведения коррекционной работы.
Результаты мониторинга фиксируются в диагностических таблицах, диаграммах,
схемах, циклограммах, вывешиваются в родительских уголках всех возрастных групп,
используются при создании программы развития ДОО, перспективных планов, авторских
программ, могут оказаться полезными для комиссии при проведении аттестации педагогов
и ДОО.
В каждой группе имеется папка, где хранятся результаты динамики развития
каждого ребенка.
Проведение системы индикаторов по отслеживанию развития умений и навыков
детей по освоению содержания Типовой программы в соответствии с требованиями
позволяет нам решить пять задач:
1. составление подробной характеристики на каждого ребенка (при необходимости),
2. определение детей «группы риска» по отдельным образовательным областям или
интегративным качествам и вовремя организовать индивидуальную работу с ними.
3. определение актуальных направлений перспективного планирования
образовательной работы в группе и в яслисаду в целом,
4. определение проблем организации и содержания определенных образовательных
областей у каждого педагога, по группам и по яслисаду в целом,5. концентрация результатов мониторинга по всему ДОО позволит определить
проблемы организации образовательного процесса на уровне города, области и
оперативно решить их.
В результате в стартовом контроле общий уровень усвоения детьми программного
материала по яслисаду составил в 2017–2018 учебном году 76,7%, это на 2,2% выше, чем
в 2016 – 2017 учебном году (74,5%), что указывает на позитивную динамику роста, и
доказывает правильность совершенствования системы индикаторов по отслеживанию
развития умений и навыков детей дошкольного возраста
77
76.5
76
75.5
75
74.5
74
73.5
73
76.7
74.5
2017-2018
2016-2017
78
78
77
75.5
74.5
76
75
75
74
Здоровье
Коммуникация
Познание
Творчество
72
Социум
2017-2018
2016-2017
78
77
76
75
74
73
72
71
70
69
Вместе с тем, есть ряд существенных недоработок в системе индикаторов в
дошкольных организациях:
1. Применение стартового контроля на основе данных предшествующей возрастной
группы (ожидаемых результатов ІІ полугодия) вносит некоторый дисбаланс в
результаты диагностики: уровень освоения программы в итоговом контроле
предшествующей возрастной группы выше, а поэтому промежуточные результаты
покажутся низкими на фоне стартовых.
2. В предоставленных нам индикаторах отсутствует группа предшкольной подготовки
(6 – 7 лет).
3. На наш взгляд, в индикаторах для старшей группы не отражено:
В разделе «Физическая культура»: овладение физическими качествами: бег,
прыжки, равновесие, гибкость, глазомер и т.д. Предпочтение отдается общим
параметрам овладения знаниями.
В разделе «Основы грамоты»: нет ни слова о построении предложения,
видах, правилах их использования. В разделе «Иностранный язык»: нет индикаторов по развитию связной речи:
построению простейших предложений на иностранном языке, составлению
небольших рассказов из личного опыта ребенка.
В разделе «Естествознание»: нет упоминания о неживой природе, полезных
ископаемых, природных явлениях.