О результатах диагностики стартового контроля: проблемы перспективы

  • Документация
  • docx
  • 13.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отслеживание уровня развития детей в соответствии с ГОСДВО, осуществляется нами на основе мониторинга достижений ребенка в 3-х уровнях: 1-уровень –ребенок воспроизводит те или иные действие и знания; 2-уровень –ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний; 3-уровень –ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания. Это упрощает процесс подсчета результатов, позволяет нам сократить время на проведение диагностических исследований. Виден конечный результат исследований.
Иконка файла материала Мониторинг усвоения Госстандарта.docx
О результатах диагностики стартового контроля: проблемы перспективы Современная   ситуация   в   сфере   дошкольного   образования   характеризуется существенным   обновлением   нормативной   базы.  Обновление   содержания   воспитания   и обучения   детей   дошкольного   возраста,   ориентированное   на   качественную   подготовку детей к школе, обусловлено образовательной политикой Республики Казахстан. Одной   из   основных   задач   Государственной   программы   развития   образования Республики Казахстан  на 2016 –2019 годы в сфере дошкольного образования является совершенствование системы индикаторов по отслеживанию  развития  умений и  навыков детей   дошкольного   возраста.   Показатель  «Доля   детей   5­6   лет   с   высоким   и   средним уровнями умений и навыков в соответствии с системой индикаторов развития умений и навыков детей дошкольного возраста» включен  в Государственную программу развития образования и науки РК (ГПРОН). В настоящее время этот показатель в области достигает 91,3%.  Отслеживание уровня развития детей в соответствии с ГОСДВО, осуществляется нами на основе мониторинга достижений ребенка в 3­х уровнях: 1­уровень –ребенок воспроизводит те или иные действие и знания; 2­уровень –ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний; 3­уровень   –ребенок   применяет   то,   что   он   знает   и   умеет,   самостоятельно   и   творчески использует знания. Это  упрощает процесс  подсчета  результатов,  позволяет нам  сократить  время  на проведение диагностических исследований. Виден конечный результат исследований. В соответствии с Госпрограммой диагностика проводится в начале, середине и в конце учебного года:    стартовый; промежуточный; итоговый. Стартовый   контроль   проводим   на   основе   данных   предшествующей   возрастной группы (ожидаемые результаты ІІ полугодия). В начале года диагностику проводим с целью выявления уровня развития детей. На основе   этой   диагностики   определяем   уровень   личностного   развития   ребенка,   также определяем задачи, требующие педагогической поддержки ребенку в предстоящем году. По итогам I полугодия проводим промежуточную диагностику.  Целью   проведения   промежуточной   педагогической   диагностики   является   оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития.   По   результатам   данного   вида   диагностики   педагоги   вносят   коррективы   в педагогический процесс. Итоговую   диагностику   проводим   в   конце   учебного   года   на   основе   ожидаемых результатов II полугодия, с целью сравнения полученного и желаемого результата.    коммуникативно­языковых, Результаты   мониторинга   определяют   овладения   ребенком     навыков (здоровьесберегающих,   творческих   и социальных),   определенных   ГОСДВО   и   перспективы   дальнейшего   педагогического процесса с учетом новых задач развития. Система индикаторов основана на комплексном подходе к отслеживанию достижений в развитии ребенка, выявлению путей и способов овладения умениями и навыками.   познавательных, Мониторинг   развития   ребенка   дошкольного   возраста   позволяет   зафиксировать динамику его развития на разных этапах, оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуальному развитию и скорректировать дальнейшую работу с ним. Система     мониторинга   достижения   детьми   планируемых   результатов   освоения программы   обеспечивает   комплексный   подход   к   оценке   итоговых   и   промежуточныхрезультатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. Содержание     мониторинга   тесно   связано   с   Типовой   программой   воспитания   и обучения   детей.   Образовательный   процесс   строится   по   5   образовательным   областям: «Здоровье»,   «Социум»,   «Познание»,   «Коммуникация»,   «Творчество»,   насыщенность которых   обеспечивает   развитие   физических,   интеллектуальных   и   личностных   качеств дошкольника. Проводимый   нами   мониторинг   в   структуре   программы   позволяет   оперативно отслеживать   полноту   реализации   содержания   психолого­педагогической   работы   по освоению   детьми   образовательных   областей   и   формирования   интегративных   качеств личности дошкольника в каждый возрастной период. Результаты   диагностики   обсуждаются   на   педсоветах,   педчасах   и   на   их   основе разрабатывается медико­педагогическое сопровождение каждого ребенка. Динамика     и   перспективы   развития   каждого   ребенка   фиксируются   в   ходе организованной   учебной   деятельности,   в   период   общения   его   со   сверстниками   и взрослыми, свободной игровой деятельности, режимных моментов. В   ходе     проведения   диагностики   мы   используем   следующие   методы   измерения уровня развития ребенка: низкоформализованные (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и др.) и высокоформализованные (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.).   В групповых помещениях создана оптимальная развивающая среда. Деятельность в условиях обогащенной  развивающей  педагогической  среды  позволяет  ребенку проявить пытливость,   любознательность,   познавать   окружающее   без   принуждения,   стремиться   к творчеству,   отображению   познанного.   Педагоги   создают   эмоционально­комфортные условия для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.  С целью создания оптимальных условий для работы, воспитания и обучения всех   разработано   Положение   о участников   образовательного   процесса   в   ясли­саду   мониторинге.   По   диагностике   каждой   образовательной   области   создаются соответствующие критерии, которые разрабатываются творческой группой педагогов, на основе изучения диагностической литературы. Подбирается дидактический материал, игры и упражнения, тесты, вопросы для проведения бесед. Для проведения диагностики нашими педагогами используются «Лист наблюдения», «Индивидуальная карта развития ребенка». Педагогами разработана картотека игр и игровых упражнений для каждого раздела всех образовательных областей для проведения коррекционной работы.  Результаты   мониторинга   фиксируются   в   диагностических   таблицах,   диаграммах, схемах,   циклограммах,   вывешиваются   в   родительских   уголках   всех   возрастных   групп, используются при создании программы развития ДОО, перспективных планов, авторских программ, могут оказаться полезными для комиссии при проведении аттестации педагогов и ДОО. В   каждой   группе   имеется   папка,   где   хранятся   результаты   динамики   развития каждого ребенка. Проведение   системы   индикаторов   по   отслеживанию   развития   умений   и   навыков детей   по   освоению   содержания   Типовой   программы   в   соответствии   с   требованиями позволяет нам решить пять задач:  1. составление подробной характеристики на каждого ребенка (при необходимости), 2. определение детей «группы риска» по отдельным образовательным областям или интегративным качествам и вовремя организовать индивидуальную работу с ними. 3. определение   актуальных   направлений   перспективного   планирования образовательной работы в группе и в ясли­саду в целом, 4. определение   проблем   организации   и   содержания   определенных   образовательных областей у каждого педагога, по группам и по ясли­саду в целом,5. концентрация   результатов   мониторинга   по   всему   ДОО   позволит   определить проблемы   организации   образовательного   процесса   на   уровне   города,   области   и оперативно решить их. В результате   в стартовом контроле общий уровень усвоения детьми программного материала по ясли­саду составил в 2017–2018 учебном году 76,7%, это на 2,2% выше, чем в 2016 – 2017 учебном году (74,5%),   что указывает на позитивную динамику роста, и доказывает   правильность  совершенствования   системы   индикаторов   по   отслеживанию развития умений и навыков детей дошкольного возраста  77 76.5 76 75.5 75 74.5 74 73.5 73 76.7 74.5 2017-2018 2016-2017 78 78 77 75.5 74.5 76 75 75 74 Здоровье Коммуникация Познание Творчество 72 Социум 2017-2018 2016-2017                     78 77 76 75 74 73 72 71 70 69              Вместе   с   тем,   есть   ряд   существенных   недоработок  в   системе   индикаторов   в дошкольных организациях: 1. Применение стартового  контроля на основе данных предшествующей возрастной группы   (ожидаемых   результатов   ІІ   полугодия)   вносит   некоторый   дисбаланс   в результаты   диагностики:   уровень   освоения   программы   в   итоговом   контроле предшествующей возрастной группы   выше, а поэтому промежуточные результаты покажутся низкими на фоне стартовых. 2. В предоставленных нам индикаторах отсутствует группа предшкольной подготовки (6 – 7 лет). 3. На наш взгляд,  в индикаторах для старшей группы не отражено:  В разделе «Физическая культура»: овладение физическими качествами: бег, прыжки, равновесие, гибкость, глазомер и т.д. Предпочтение отдается общим параметрам овладения знаниями.  В   разделе   «Основы   грамоты»:     нет   ни   слова   о   построении   предложения, видах, правилах их использования. В разделе «Иностранный язык»: нет индикаторов по развитию связной речи: построению простейших предложений на иностранном языке, составлению небольших рассказов из личного опыта ребенка.  В разделе «Естествознание»: нет упоминания о неживой природе, полезных ископаемых, природных явлениях.