О СТАТУСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО Минобразования России от 08.06.98 № 30

  • Документация
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В связи с многочисленными запросами образовательных учреждений и органов управления образованием о статусе образовательных учреждений, Минобразование России разъясняет. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ образовательное учреждение является юридическим лицом (ст. 12). Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Иконка файла материала О СТАТУСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.doc
О СТАТУСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО Минобразования России от 08.06.98 № 30 В   связи   с   многочисленными   запросами   образовательных   учреждений   и органов   управления   образованием   о   статусе   образовательных   учреждений, Минобразование России разъясняет. В   соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   «Об   образовании»   в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12­ФЗ образовательное учреждение является юридическим лицом (ст. 12). Юридическим   лицом   признается   организация,   которая   имеет   в собственности,   хозяйственном   ведении   или   оперативном   управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК Российской Федерации). Юридическое лицо считается созданным с момента его   государственной   регистрации   (ст.   51   ГК   Российской   Федерации). Образовательному   учреждению   для   осуществления   в   полной   мере   прав юридического   лица   необходимо   иметь   расчетный   счет.   Наличие   такого   счета необходимо и для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров и в других случаях. Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению   не   обязательно   иметь   в   своем   штате   бухгалтера.   Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом, или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия   является   его   структурным   подразделением.   Образовательное учреждение, не имеющее статуса юридического лица, не может претендовать на получение   лицензии   на   право   ведения   образовательной   деятельности   и последующие аттестацию и государственную аккредитацию. Отсутствие   у   образовательного   учреждения   статуса   юридического   лица может явиться основанием для отказа органов социальной защиты засчи­ тывать в   стаж,   дающий   право   на   пенсию   за   выслугу   лет,   периода   работы   в   этих образовательных учреждениях, что приведет к ущемлению прав педагогических работников.Образовательное   учреждение   отвечает   по   своим   обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью.   При   недостаточности   у   образовательного   учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом (п. 9 ст. 39 Закона Российской Федерации «Об образовании»). При этом важно иметь в виду два момента. Во­ первых,   субсидиарная   ответственность   согласно   абз.   2   п.   1   ст.   399   ГК Российской   Федерации   наступает   в   тех   случаях,   когда   основной   должник   (в данной   ситуации   –   государственное   или   муниципальное   образовательное учреждение) либо отказался удовлетворить требование кредитора (поставщика), либо   не   ответил   на   это   требование   в   разумный   срок.   Применительно   к субсидиарной   ответственности   собственников   образовательных   учреждений закон выдвигает дополнительное условие – недостаточность находящихся в их распоряжении   денежных   средств   (а   не   только   их   полное   отсутствие).   При подтверждении   данного   условия   образовательное   учреждение   перестает   быть ответчиком,   ибо   возложить   на   него   имущественную   ответственность действительно невозможно из­за недостатка имущества, на которое по закону можно   обратить   взыскание.   Поэтому   ответчиком   становится   учредитель­ собственник (который и должен привлечь основного должника – образовательное учреждение – к участию в деле в соответствии с п. 3 ст. 399 ГК Российской Федерации).   Иск   же   предъявляется   к   такому   собственнику,   а   не   к образовательному учреждению. Во­вторых,   следует   иметь   в   виду,   что   в   роли   собственника­учредителя выступают   не   органы   государственной   власти   (ибо   в   гражданско­правовых отношениях   они   сами   являются   учреждениями­   несобственниками),   а соответствующие   публично­правовые   образования   в   целом   –   Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК Российской Федерации). Следовательно, именно об их ответственности идет речь.   От   имени   публично­правовых   образований   в   гражданском   обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (пп. 1 и 2 ст. 125, п.   3   ст.   214,   п.   2   ст.   215   ГК   Российской   Федерации).   Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично­правовых образований,   является   не   распределенное   между   государственными   и муниципальными   юридическими   лицами   имущество,   составляющее   казну соответствующего публично­правового образования (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК Российской Федерации). Подробнее о некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации, изложено в письме Минобразования России от 23.12.97 № 65.