«ПЕРВЫЙ РАЗ – В ПЯТЫЙ КЛАСС!»
О возрастных особенностях младших школьников
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
О возрастных особенностях.doc
«ПЕРВЫЙ РАЗ – В ПЯТЫЙ КЛАСС!»
О возрастных особенностях младших школьников
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса сложный период, и не только для
ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками
учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа —
сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период,
похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее,
потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней
школы);
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в столовой или в туалетной комнате).
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную
тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например,
усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как
правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста
чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и
учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и
способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные
живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть,
поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании
детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время
такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти
дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в
особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до
половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на
«оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих
силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в
период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все
предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять
высокую активность. Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного
руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении
адекватных отношений с педагогами.
Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать
их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются
сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не
знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них
также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в
вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим
обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной
адаптации детей. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или
иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе.
Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с
психологическим своеобразием возраста. Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему
подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства
взрослости главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в
отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь от
семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме стремлении
противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество
конфликтов со взрослыми. При этом негативизм первичная форма механизма отчуждения, она же
является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же
способствует и ориентированность подростков на установление доверительнодружеских отношений
со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются
навыки рефлексии последствий своего или чьегото поведения, социальные нормы взаимодействия
людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале
увидеть и понять свои собственные проблемы.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит
постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего
школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты
и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться
только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет
на мотивацию учения.
Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои
способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В
противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом
физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития
различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность
подростков.
Особенности психического развития школьника (1011 лет)
Интеллектуальное развитие:
• конкретнооперационная стадия когнитивного развития;
• способность к логическим рассуждениям;
• развитие теоретического мышления (мышление в понятиях);
• мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной
точкой все, же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему
предлагают исходить в своих рассуждениях из какоголибо гипотетического или противоречащего
фактам предположения.
Психическое развитие:
• к концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования,
как рефлексия, произвольность, саморегуляция;
• период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок;
• мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика:
недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к
учебе.
Физическое развитие:
• дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 910 часов, хорошо
засыпают, легко просыпаются;
• продолжается развитие костномышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо
развиты. Движения становятся более координированными;
• продолжается формирование сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений
достаточно устойчива;
• увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более
устойчивыми. Рекомендации родителям
• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и,
постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к
уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
• Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего
задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
• Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителейпредметников и классного
руководителя.
• Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
• Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к
школе.
• Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время
(посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
• Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный
комфорт дома.
О возрастных особенностях младших школьников
О возрастных особенностях младших школьников
О возрастных особенностях младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.