О возрастных особенностях младших школьников
Оценка 5

О возрастных особенностях младших школьников

Оценка 5
Работа с родителями
doc
классное руководство +1
Взрослым
26.02.2018
О возрастных особенностях младших школьников
«ПЕРВЫЙ РАЗ – В ПЯТЫЙ КЛАСС!» О возрастных особенностях младших школьников Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); • непривычное расписание (новый режим); • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы); • новые дети в классе (или я сам в новом классе); • новый классный руководитель;
О возрастных особенностях.doc
«ПЕРВЫЙ РАЗ – В ПЯТЫЙ КЛАСС!» О возрастных особенностях младших школьников       Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса ­ сложный период, и не только для  ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками  учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа —  сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период,  похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее,  потому что: • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); • непривычное расписание (новый режим); • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней  школы); • новые дети в классе (или я сам в новом классе); • новый классный руководитель; • в средней школе мы снова ­ самые маленькие, а в начальной были уже большими; • проблемы со старшеклассниками (например, в столовой или в туалетной комнате). • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; • возросший объем работы, как на уроке, так и дома; • новые, непривычные требования к оформлению работ; • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.      По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную  тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например,  усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как  правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста  чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и  учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и  способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные  живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть,  поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время  такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти  дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, ­ в  особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до  половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на  «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих  силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в  период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все  предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять  высокую активность. Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного  руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами.       Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать  их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются  сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не  знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них  также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в  вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим  обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной  адаптации детей. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или  иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе.  Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с  психологическим своеобразием возраста. Возрастные психологические особенности пятиклассников        Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему  подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства  взрослости ­ главного личностного новообразования младшего подростка.       Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в  отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь ­ от  семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме ­ стремлении  противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество  конфликтов со взрослыми. При этом негативизм ­ первичная форма механизма отчуждения, она же  является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же  способствует и ориентированность подростков на установление доверительно­дружеских отношений  со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются  навыки рефлексии последствий своего или чьего­то поведения, социальные нормы взаимодействия  людей, нравственные ценности.  Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале  увидеть и понять свои собственные проблемы.        Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит  постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего  школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты  и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться  только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет  на мотивацию учения.         Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои  способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом  физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития  различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность  подростков.  Особенности психического развития школьника (10­11 лет) Интеллектуальное развитие: • конкретно­операционная стадия когнитивного развития; • способность к логическим рассуждениям; • развитие теоретического мышления (мышление в понятиях); • мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной  точкой все, же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему  предлагают исходить в своих рассуждениях из какого­либо гипотетического или противоречащего  фактам предположения. Психическое развитие: • к концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования,  как рефлексия, произвольность, саморегуляция; • период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок; • мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к  учебе. Физическое развитие: • дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9­10 часов, хорошо  засыпают, легко просыпаются; • продолжается развитие костно­мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо  развиты. Движения становятся более координированными; • продолжается формирование сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений  достаточно устойчива; • увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более  устойчивыми. Рекомендации родителям • Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и,  постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к  уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего  задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей­предметников и классного  руководителя. • Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к  школе. • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время  (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). • Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный  комфорт дома.

О возрастных особенностях младших школьников

О возрастных особенностях младших школьников

О возрастных особенностях младших школьников

О возрастных особенностях младших школьников

О возрастных особенностях младших школьников

О возрастных особенностях младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018