ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 24 апреля 2008 г.)
(Извлечения)
Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7
августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24
декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22
августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3
ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007
г., 24 апреля 2008 г.)
(Извлечения)
Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 12. Образовательные учреждения
1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный
процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и
(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3.
Образовательные учреждения могут быть государственными
(федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации),
муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных
и религиозных организаций (объединений).
Федеральное государственное образовательное учреждение – образовательное
учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за
счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования
распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской
Федерации независимо от их организационноправовых форм и подчиненности.
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1)
дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального
профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования;
учреждения
дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 7) учреждения для
детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных
представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие
учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
4)5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных
учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных
учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных
учреждений. Для образовательных учреждений, реализующих военные
профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений,
реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, типовые положения об образовательных учреждениях
утверждаются Правительством Российской Федерации. Для негосударственных
образовательных учреждений типовые положения об образовательных
учреждениях выполняют функции примерных.
6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и
категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с
уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ)
устанавливается при его государственной аккредитации.
7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного
учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично
правомочия юридического лица.
8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные
объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений,
предприятий и общественных организаций (объединений).
Указанные
образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования
образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок
регистрации и деятельности указанных образовательных объединений
регулируется законом.
9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования,
предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются
и на общественные организации (объединения), основной уставной целью
которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими
дополнительных образовательных программ.
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ
ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 34. Реорганизация и ликвидация
образовательного учреждения1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную
некоммерческую образовательную организацию в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Порядок реорганизации федеральных
государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством
Российской Федерации,
государственных образовательных учреждений,
находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных
образовательных учреждений – органом местного самоуправления.
2. При реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования,
выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к
образовательному учреждению юридического лица,
не являющегося
образовательным учреждением, создании автономного образовательного
учреждения путем изменения типа существующего государственного или
муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение
вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании
лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому
образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензии и
свидетельства.
3. При изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации в
иной не указанной в абзаце первом настоящего пункта форме лицензия и
свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу, если
федеральным законом не предусмотрено иное.
4. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:
в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном
Правительством Российской Федерации порядке для федеральных
государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации – для государственных образовательных
учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами
местного самоуправления – для муниципальных образовательных учреждений;
по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей
лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не
соответствующей его уставным целям.
5.
Ликвидация сельского дошкольного образовательного или
общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода
жителей населенных пунктов,
обслуживаемых данным учреждением.Статья 35. Управление государственными и муниципальными
образовательными учреждениями
1. Управление государственными и муниципальными образовательными
учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.
2. Управление государственными и муниципальными образовательными
учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет
образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание,
педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов
самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются
уставом образовательного учреждения.
2.1. В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации,
порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их
компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
3. Непосредственное управление государственным или муниципальным
образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую
аттестацию заведующий,
ректор или иной руководитель
(администратор) соответствующего образовательного учреждения.
директор,
программы,
и руководителя
Статус руководителя государственного образовательного учреждения
реализующего военные профессиональные
федерального подчинения,
государственного
образовательные
реализующего
образовательного учреждения федерального подчинения,
составляющие
образовательные программы,
государственную тайну,
устанавливается Правительством Российской
Федерации, статус руководителя иного государственного образовательного
учреждения федерального подчинения устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти.
содержащие сведения,
4. Руководитель государственного или муниципального образовательного
учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного
учреждения может быть:
1) избран коллективом образовательного учреждения;
2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном
согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим
утверждением учредителем;4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного
учреждения права вето;
5) назначен учредителем;
6) нанят учредителем.
В гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального
образования назначение ректоров не допускается.
5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и
руководителем образовательного учреждения определяется уставом
образовательного учреждения.
6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных
учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями
(кроме научного и научнометодического руководства) внутри или вне
образовательных учреждений не разрешается.
7.
Должностные обязанности руководителей государственных и
муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут
исполняться по совместительству.