Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ОБЕРЕГИ
Цели: приобщение к народной культуре; развитие интереса к
прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
воспитание художественного вкуса и уважения к мастерству далеких
предков.
Х о д з а н я т и я
1й в е д у щ и й . Народные традиции необходимо возрождать и
пропагандировать, чтобы не забыть окончательно, кто мы и откуда
родом, как жили наши предки, во что верили, не забыть о яркой и
самобытной жизни наших предков, чтобы не быть «Иванами, не
помнящими родства своего».
Сегодня в магазинах и на рынках все чаще можно увидеть обереги
дома в виде домовят с веселыми лицами, леших на вениках. Прилавки
завалены дешевыми и дорогими куклами для детских игр, но очень
редко можно встретить предметы, которые в действительности
являлись оберегами русского дома. Что же с ними случилось? Об
оберегах мы знаем немало. Они занимают особое место в причудливой и
интересной жизни наших предков. Время их бытования хронологически
осталось в далеком прошлом и ушло вместе с традиционным укладом
жизни. Но они не отжили свой век: они встраиваются в современные
интерьеры квартир, способны многое сказать нам о нас самих,
пробуждают нашу генетическую память и помогают нам осознать свою
принадлежность к вековым традициям своего народа, заставляют
задуматься о смысле жизни.
Наши предки свято верили в Бога. И главной в доме в красном углу
всегда считалась икона.
Человек всегда находится под
покровительством Бога, а икона олицетворяет святые образы, к
которым, по мнению наших предков, нужно было обращаться и в
радости и в горе, которые являлись охраной для человека. (Рис. 1.)Рис. 1
2й в е д у щ и й . С древнейших времен (еще до установления
христианства на Руси) наши предки верили в различные амулеты,
талисманы и обереги, полагая, что мир вокруг нас населён как
добрыми, так и злыми духами. И от этих духов и недобрых людей
требовалась защита. Эта вера сохранилась и после принятия
христианства, в магическую силу различных предметов верят и сегодня.
К оберегам относятся: подкова над дверью, расшитые обереговыми
знаками полотенца, веники для изгнания нечистых сил из дома, куклы
закрутки, которые обязательно должны быть без лица. Считалось, что
плохая энергетика глаз может навлечь несчастье на дом, семью. (Рис. 2.)
Рис. 2. Двойной завертыш (игровая кукла)
Куклазакрутка служила в старые времена добрым домовым,
который охранял дом. (Рис. 3–4.)Рис. 3. Куклаоберег «День – ночь» Рис. 4. Куклаоберег «Зернушка»
Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик,
который символизировал образ человека вообще. Затем стала
выделяться верхняя часть столбика – голова. Эта часть куклы
символизировала духовную сущность человека, для её выделения
старались использовать белую ткань.
Долгие годы лицо не раскрашивалось, исключительно по суеверным
соображениям. Согласно языческой культуре изображение лица
«оживает». Если такая кукла сломается, комуто может быть плохо.
Кроме того, глаза – зеркало души – необходимо закрывать, чтобы
защищать внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных
воздействий мира внешнего. Иногда на месте лица рисовали крест,
свастику. (Рис. 5–6.)
Рис. 5. Марийская кукла Рис. 6. Удмуртская кукла
2й в е д у щ и й . Народная игрушка, в том числе и кукла, в далекиевремена была для человека ритуальным предметом языческого культа.
Наши далекие предки верили в магическую силу фигурок. Ими
старались отпугивать или отгонять злые силы и привлекать добрые.
Кукол изготавливали из самых различных материалов: тряпок, дерева,
глины, соломы, воска, теста. Широкое распространение имели
самодельные тряпичные куклы. Их делали родители или дети. Первую
куклу ещё не родившемуся ребёнку изготовляла мать, нашептывая
добрые пожелания. (Рис. 7.)
Рис. 7. Родовая кукла
2й в е д у щ и й . Беременная женщина сама считалась оберегом.
Поэтому всё, что она наговорит на куклу, сбудется у ребёнка. В связи с
этим не использовались колющие и режущие предметы, чтобы не
навредить будущему ребёнку. Ткани и нитки обрывались. Мир
традиционной народной куклы всегда был подчинен земледельческому
календарю, смене времен года, семейным традициям. От рождения до
смерти человек жил жизнью природы. Кукла была посредником между
человеком, потусторонним миром и силами природы.
Кукла находилась в центре календарных и семейных обрядов, таких
как Масленица, Троица, Святки, Кузьминки и др.
Не игрались без кукол свадьбы, не проходили родины, похороны и
проводы в рекруты.
Куклы играли роль оберегов от порчи и сглаза. Они считались
защитой детей, здоровья, достатка в доме и семье, были наделены
энергией рода.
Когда ребенок научится делать 5 вещей: знать Бога, знать стыд, знать
отхожее место,
уметь быть
благодарным,его ставили на стол, и тогда мальчик получал свои первые
уметь чтото делать руками,порты (штаны), а девочке вплетали ленту в косу.
1й в е д у щ и й . «Каждому дается по вере его», – эти слова из
Библии говорили люди в старину. Если кукла делалась с чистой душой,
то она становилась оберегом ауры человека или дома.
Изготовление оберега требовало уединения,
молитвенного
состояния. Тайна обереговых знаков уходит своими корнями в далекое
прошлое.
Женщина во все времена являлась хранительницей домашнего очага.
Мужчина был призван охранять женщину своей силой, но его мужские
обязанности не всегда позволяли ему подолгу находиться в доме. Он
пахал землю, уходил на охоту, рыбную ловлю. Охраной женщины
выступали обереговые знаки и предметы.
Бусы. Почему их носили в 3 ряда? Числа 3 и 7 считались
сакральными (скрытыми), магическими. Первый ряд охранял шею
женщины – наши предки утверждали, что это место входа и выхода
души; второй ряд охранял грудь женщины – грудью она вскармливала
ребенка; третий ряд бус опускался на живот, где вынашивался ребенок,
что символизировало продолжение рода.
Кольца и браслеты. Круг – это линия без начала и конца. Магический
круг оберегал женщину от злых духов. Кольца и браслеты украшали
женщину по праздникам, а ежедневной защитой была вышивка на
рукавах рубахи, по горловине (вместо праздничных бус). (Рис. 8.)
Рис. 8
2й в е д у щ и й . Оберегом являлся и женский головной убор. До
замужества он не покрывал макушку головы, оставляя волосы
открытыми. Маленькие девочки повязывали на лоб простые матерчатые
тесемки. Взрослея, они носили девичий венец. Еще его называли«увяслом» – «повязкой», от «вести, вязать». Эту повязку расшивали как
можно наряднее, иногда, при достатке, даже золотом. Девушки из
богатых семей носили увясла из парчи.
Типичной славянской разновидностью девичьей «красы» был венчик
из тонкой металлической ленты. Делали такие венчики из серебра, реже
из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка,
который завязывался на затылке. Кузнецы украшали венчики
орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением
на лбу, как у византийских диадем. (Рис. 9.)
1, 2 – венчики; 3, 4 – венцы; 5 – повязка
Рис. 9. Венчики, венцы и повязка (XI–XIII вв.)
С древнейших времен существовал промежуточный между девичьим
и женским головной убор: его надевали просватанные девушки перед
свадьбой. Сохранившийся на русском Севере, он носил название
плачея.
Девушка плакала, прощаясь со своим родом (семьей), и переходила в
другой. У разных народов промежуточный головной убор носил разные
названия: коруна и почелок. (Рис. 10.)
Ряска Перевязка Ширинка Коруна Почелок
Рис. 10. Девичьи головные уборы
1й в е д у щ и й . Головной убор замужней женщины непременно
укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в
магическую силу волос и присутствовал у всех народов. Самымдревним головным убором была кика. (Рис. 11.)
Рис. 11. Кика рогатая
Вид спереди Вид сзади
В древнерусском языке одним из значений этого слова было «волосы
на голове». Отличительной приметой кики были рога, торчавшие вверх
надо лбом. (Рис. 12.)
Рис. 12. Рогатая кика (XVII–XIX вв.)
Рога обладали огромной сберегающей силой, особенно бычьи. Рога
обозначали мужское начало, так как бык (тур) олицетворял бога воинов
Перуна, следовательно, рога призваны были уберечь, защитить от
опасностей как реальных, так и волшебных.
Выйдя замуж, женщина помимо того, что укрывала волосы, еще и
заплетала две косы. Девушка носила одну косу, потому что она еще
одна, а затем две, потому что их уже двое (пара: муж и жена).
2й в е д у щ и й . Женщину охраняет и её одежда. Каким же образом?
На Руси и мужчина, и женщина носили белую рубаху с красной
вышивкой. Посмотрите и скажите, какие места оформлялись вышивкой
на рубахе. Как вы думаете, почему?
Считалось, что душа, которая живет в теле, имеет выходы через
голову (шею), руки и ноги. Поэтому и охранная вышивка была на
горловине, рукавах и по подолу рубах. Когда русский мужик шел насмертный бой, он разрывал на груди рубаху с вышивкой, выпуская свою
душу на свободу.
На женских рубахах вышивка более богатая; ведь женщина – это
слабое существо, ее необходимо охранять. Поэтому чем больше
вышивки на рубахе, тем сильнее ее охрана.
Рис. 13
Сверху на рубахи разных сословий и народов одевалась верхняя
плечевая одежда. Бедные крестьяне носили юбкипоневы с разрезами на
боках, а богатые крестьянкиоднодворцы – глухие юбки – андарак.
Сверху на рубахе носили также сарафан, а у южных казаков – кубилек.
1й в е д у щ и й . Русская народная одежда красива, ярка, красочна,
богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил
столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в сочинении
песен и плясок. Русские национальные костюмы очень разнообразны. В
старину девушки долгие годы готовили себе праздничную одежду,
украшали узорами сарафан, кокошник, вышивали рубашки и кофты.
Богатый костюм, в который было вложено много труда, переходил по
наследству от матери к дочери. Парни одевались тоже нарядно –
вышитые разноцветные рубахи, красивые тканые пояса, которые, имея
образ круга, тоже являлись оберегом.2й в е д у щ и й .
Народные традиции позволяют не только
знакомиться с образом жизни русского народа, но и раскрыть яркую
самобытность его богатой культуры. Все в мире взаимосвязано:
познавая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым
знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни – кто мы и
откуда. А без корней, как известно, нет жизни.