Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Оценка 4.7

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
технология +1
Взрослым
21.06.2017
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков Старовойт Е.В. педагог МБОУ ДО «Крутинский районный ДДТ» Крутинского муниципального района Омской области Государственный образовательный стандарт перед каждым педагогом ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка. Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Важным условием является наличие системы работы с детьми в образовательном учреждении, выстраиваемой на основе конкретных условий в которых существует дополнительное образование, согласованных подходов: в понимании одаренности, в оценке способностей, в выборе методов и форм деятельности педагогов. Основные направления работы с одаренными детьми могут быть только личностно-ориентированными. В настоящее время не существует единых утвержденных программ для работы с особенно выдающимися способностями. Невозможно и составить единый план для всех одаренных детей. Цель моей программы: Выявить и развить способности детей к творческой самореализации и самовыражению как в области конструирования и моделирования одежды, так и в социуме. Задачи: - обеспечить детей знаниями в области культуры одежды, технологической культуры и технологического образования; - развивать умения применять технологии представления, преобразования и использования информации; - развивать способности и анализировать свою деятельность; - формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; - приобщать детей к национальным ценностям. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога. Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. В своей работе с талантливыми детьми я чаще всего использую проектный метод. Этот метод имеет высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствует уровню познавательной активности и интересов. Он находит применение на различных этапах обучения в работе с талантливыми детьми и при работе с материалом различной сложности. Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения. Использование данного метода дает новые возможности в активизации познавательного интереса обучающихся, развития творческих способностей. Возрастная категория детей моей программы рассчитана на 10-16 лет, они распределяются по группам. На занятиях первого года обучения дети приобретают первоначальные знания и умения. Затем в процессе деятельности и методом наблюдения отслеживается результат работы обучающихся, их эмоциональные реакции, волевые усилия, результаты выполнения задания. Особое внимание стоит обращать на развитие навыков саморегуляции, умение справляться с трудностями. Только ребенок, обладающий способностью к регуляции своей деятельности и поведения, будет не только стремиться к достижению поставленной цели, но и контролировать выполнение каждого своего учебного действия и предвидеть возможные ошибки. Начиная со второго года обучения, в моей программе предусмотрены часы на индивидуальную работу с талантливыми детьми. Они определяются по итогам предыдущего года обучения. В эту группу входят обучающиеся, которым свойственны интерес к новизне, стремление попробовать и испытать что-то новое. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление к лучшему. А педагогу нужно активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными. Первоначально мной на занятиях устанавливается уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, и затем правильное осуществление их развития. У талантливых детей и подростков чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения. Воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию. С учётом интересов и уровней дарования конкретных обучающихся им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Педагог в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача педагога - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Чтобы в полной мере раскрылись таланты и способности ребенка, работа с талантливыми детьми и подростками не должна заканчиваться в стенах учебного заведения. Большую роль в гармоничном развитии играет семья. Очень важно, чтобы родители прислушивались к рекомендациям педагога и всячески способствовали обучению ребенка или подростка. Родители должны осознавать, что талант раскрывается только тогда, когда обучение доставляет удовольствие. Их участие в познавательной деятельности, творческий подход к решению задач и материальная поддержка помогает раскрывать потенциал ребенка в полной мере и приобретает уверенность в семейной поддержке. Тесный контакт с родителями помогает мне в работе. Проводятся индивидуальные беседы, посещение занятий в удобное для них время. Одним из важных моментов является стимулирование успехов в обучении. Поощрение необходимо практически всем детям и подросткам. Они очень чувствительны к оценке их работы. За участие в конкурсах обучающиеся получают дипломы, грамоты, сертификаты. О наиболее успешных работах публикуется в районной газете и их достижения выставляются на сайте учреждения. Данная практика позволила: - сформировать представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда; - развить эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, индивидуальных творческих способностей; -овладеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решать творческие задачи моделирования, конструирования и эстетического оформления изделия; - формировать умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; - уметь организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Одним из важнейших условий оценки эффективности данной образовательной программы является ее продуманный мониторинг. Он включает в себя отслеживание следующих показателей: - учет посещаемости и наполняемости групп; - учет личных достижений обучающихся; - усвоение обучающимися программы; - удовлетворенность родителей деятельностью детей; - профессиональная ориентация воспитанников. Методикой отслеживания результатов является: - проведение выставок изделий после изучения определенных тем; - участие в конкурсах и фестивалях различных уровней; - индивидуальный оценочный контроль деятельности обучающихся; - выполнение обучающимися зачетных, творческих, проектных работ. Моим воспитанникам удается проявить себя на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях. Участие принимают дети разного возраста. Выполненные проекты свидетельствуют о развитии творческого воображения, формируют у детей навыки поисково-исследовательской деятельности, которая способствует успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. Уже более десяти лет обучающиеся моего детского объединения участвуют в районных и межрегиональных научно-практических конференциях с различными темами в области декоративно-прикладного творчества. Мы неоднократно становились лауреатами этих конференций. На протяжении нескольких лет как педагог-эксперт вхожу в состав жюри по НПК. На районном метод объединении проведены практикумы для учителей технологии образовательных организаций по теме: «Экспертиза научно-исследовательских работ обучающихся, представленных на НПК НОУ «Поиск». Также представляла свой опыт работы на муниципальном форуме «Талантливые дети» с докладом « Исследовательская деятельность учащихся» На базе Дома детского творчества осуществляет свою деятельность тьюторская группа по технологии. В этой группе занимаются те дети, которые хотели бы улучшить свои знания по предмету технология для подготовки к олимпиаде. В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет педагогом все используемые приемы и способы. Создается образовательная среда, которая позволяет обучающемуся максимально получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме. Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Педагог здесь – всего лишь посредник между обучающимися и знаниями, выполняющий координационную работу. Его позиция «рядом с обучающимся». Стиль общения педагога с ребенком – сотрудничество. Эта практика дала положительные результаты. Дети успешно выступают на муниципальном и региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по предмету технология. Мой опыт работы был представлен на XI областном педагогическом марафоне с докладом по теме «Тьюторское сопровождение образовательного процесса в дополнительном образовании». На районном метод объединении проведены мастер-классы для учителей технологии по теме «Основы швейного дела», «Конструирование и моделирование плечевых и поясных изделий». Сейчас идет подготовка к региональному этапу всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи в номинации «Инженерный талант» (техника и технология). Интерес подростков помогает также определиться с выбором будущей профессии. Мои ученики успешно получили и получают образование в институте сервиса по специальности «конструирование швейных изделий», технологическом колледже по специальности «технология швейных изделий». И сегодня есть дети, которые также планируют связать своё будущее обучение с профессиями швейного производства. Реализация данной программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие мотивации детей к творчеству и познанию.Статья
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых.doc
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков     Старовойт Е.В. педагог МБОУ ДО «Крутинский районный ДДТ»  Крутинского муниципального района Омской области  Государственный образовательный стандарт перед каждым педагогом ставит  важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка.     Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют  учреждения дополнительного образования детей.  Дополнительное  образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения,  включения в разнообразные виды деятельности  с учетом его индивидуальных  склонностей.    Важным условием является наличие системы работы с детьми в  образовательном учреждении, выстраиваемой на основе конкретных условий в которых существует дополнительное образование, согласованных подходов: в  понимании одаренности, в оценке способностей, в выборе методов и форм  деятельности педагогов.      Основные направления работы с одаренными детьми могут быть только  личностно­ориентированными. В настоящее время не существует единых  утвержденных программ для работы с особенно выдающимися  способностями. Невозможно и составить единый план для всех одаренных  детей.      Цель моей программы:  Выявить и развить способности детей к творческой  самореализации и самовыражению как в области конструирования и  моделирования одежды, так и в социуме.    Задачи: ­ обеспечить детей знаниями в области культуры одежды,  технологической  культуры и технологического образования; ­ развивать умения применять технологии представления, преобразования и  использования информации;  ­  развивать способности и анализировать свою деятельность; ­ формировать у детей навыки социальной ответственности, способности  чувствовать, понимать себя и другого человека; ­ приобщать детей к национальным ценностям.    В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать  как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно  опираться на следующие принципы педагогической деятельности: ­ принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для  развития личности; ­ принцип индивидуализации и дифференциации обучения; ­ принцип создания условий для совместной работы учащихся при  минимальном участии педагога.    Для категории одаренных детей основными методами являются методы  творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические,  исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной,  индивидуальной и групповой работы.    В своей работе с талантливыми детьми я чаще всего использую проектный  метод. Этот метод имеет высокий познавательно­мотивирующий потенциал, и  соответствует уровню познавательной активности и интересов. Он находит  применение на различных этапах обучения в работе с талантливыми детьми и  при работе с материалом различной сложности. Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения.  Использование данного метода дает новые возможности в активизации  познавательного интереса обучающихся, развития творческих способностей.     Возрастная категория детей моей программы рассчитана на 10­16 лет, они  распределяются по группам. На занятиях первого года обучения дети  приобретают первоначальные знания и умения. Затем в процессе деятельности и методом наблюдения отслеживается результат работы обучающихся, их  эмоциональные реакции, волевые усилия, результаты выполнения задания.  Особое внимание стоит обращать на развитие навыков саморегуляции, умение справляться с трудностями.  Только ребенок, обладающий способностью к  регуляции своей деятельности и поведения, будет не только стремиться к  достижению поставленной цели, но и контролировать выполнение каждого  своего учебного действия и предвидеть возможные ошибки.    Начиная со второго года обучения, в моей программе предусмотрены часы  на индивидуальную работу с талантливыми детьми. Они определяются по  итогам предыдущего года обучения. В эту группу входят обучающиеся,  которым свойственны интерес к новизне, стремление попробовать и испытать  что­то новое. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление к  лучшему. А педагогу нужно активно развивать интересы детей, стремясь к  тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были  серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.            Первоначально мной на занятиях  устанавливается  уровень способностей и  их разнообразие у обучающихся, и затем правильное осуществление их  развития. У талантливых  детей и подростков чётко проявляется потребность  в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое  позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения. Воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному  умственному труду и самопознанию.     С учётом интересов и уровней дарования конкретных обучающихся им  предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти  решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования  и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма  обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить  свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.  Педагог в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта,  помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей  фигурой в учебном процессе. Главная задача педагога ­ помочь одаренному  ребенку вовремя проявить и развить свой талант.     Чтобы в полной мере раскрылись таланты и способности ребенка, работа с  талантливыми детьми и подростками не должна заканчиваться в стенах  учебного заведения. Большую роль в гармоничном развитии играет семья.  Очень важно, чтобы родители прислушивались к рекомендациям педагога и  всячески способствовали обучению ребенка или подростка. Родители должны  осознавать, что талант раскрывается только тогда, когда обучение доставляет удовольствие. Их участие в познавательной деятельности, творческий подход  к решению задач и материальная поддержка помогает раскрывать потенциал  ребенка в полной мере и приобретает уверенность в семейной поддержке.   Тесный контакт с родителями помогает мне в работе. Проводятся  индивидуальные беседы, посещение занятий в удобное для них время.    Одним из важных моментов является стимулирование успехов в обучении.  Поощрение необходимо практически всем детям и подросткам. Они очень  чувствительны к оценке их работы. За участие в конкурсах обучающиеся  получают дипломы, грамоты, сертификаты. О наиболее успешных работах публикуется в районной газете и их достижения  выставляются на сайте  учреждения. Данная практика позволила: ­ сформировать представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми  технологиями, их востребованность на рынке труда; ­ развить эстетический вкус, художественное мышление обучающихся,  индивидуальных творческих способностей; ­овладеть методами учебно­исследовательской и проектной деятельности,  решать творческие задачи моделирования, конструирования и эстетического  оформления изделия; ­ формировать умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным   предметам для решения прикладных учебных задач; ­ уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; ­ владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; ­ уметь организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками,  работать индивидуально и в группе: находить общее решение, разрешать  конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.   Одним из важнейших условий оценки эффективности данной  образовательной программы является ее продуманный мониторинг. Он  включает в себя отслеживание следующих показателей:  ­ учет  посещаемости и наполняемости групп;   ­ учет личных достижений обучающихся;  ­ усвоение обучающимися программы;  ­ удовлетворенность родителей деятельностью детей;  ­ профессиональная ориентация воспитанников. Методикой  отслеживания результатов является: ­ проведение выставок изделий после изучения определенных тем; ­ участие в конкурсах и фестивалях различных уровней; ­ индивидуальный оценочный контроль деятельности обучающихся; ­ выполнение обучающимися зачетных, творческих, проектных работ.    Моим воспитанникам удается проявить себя на муниципальном,  региональном, всероссийском и международном уровнях. Участие принимают дети разного возраста. Выполненные проекты свидетельствуют о развитии  творческого воображения, формируют у детей навыки поисково­ исследовательской  деятельности, которая способствует успешному  интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к  учению.      Уже более десяти лет обучающиеся  моего детского объединения  участвуют в районных и межрегиональных научно­практических  конференциях с различными темами в области декоративно­прикладного  творчества. Мы неоднократно становились лауреатами этих конференций. На  протяжении нескольких лет как педагог­эксперт  вхожу в состав жюри по  НПК. На районном метод объединении проведены практикумы для учителей  технологии образовательных организаций по теме: «Экспертиза научно­ исследовательских работ обучающихся, представленных на НПК НОУ  «Поиск».  Также представляла свой опыт работы на муниципальном форуме  «Талантливые дети» с докладом « Исследовательская деятельность  учащихся»    На базе Дома детского творчества осуществляет свою деятельность  тьюторская группа по технологии. В этой группе занимаются те дети, которые хотели бы улучшить свои знания по предмету технология для подготовки к  олимпиаде. В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации,  что и определяет педагогом все используемые приемы и способы. Создается  образовательная среда, которая позволяет обучающемуся максимально  получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме. Система  знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику.  Педагог здесь – всего лишь посредник между обучающимися и знаниями,  выполняющий координационную работу. Его позиция «рядом с  обучающимся». Стиль общения педагога с ребенком – сотрудничество. Эта  практика дала положительные результаты. Дети успешно выступают на  муниципальном и региональном этапе всероссийской олимпиады школьников  по предмету технология.  Мой  опыт работы был представлен на XI областном педагогическом марафоне с докладом по теме «Тьюторское сопровождение  образовательного процесса в дополнительном образовании».  На районном  метод объединении проведены мастер­классы для учителей технологии по  теме «Основы швейного дела», «Конструирование и моделирование плечевых  и поясных изделий».      Сейчас идет подготовка к региональному этапу всероссийского конкурса  дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и  талантливой молодежи в номинации «Инженерный талант» (техника и  технология).    Интерес подростков помогает также определиться с выбором будущей  профессии. Мои ученики успешно  получили и получают образование в  институте сервиса по специальности «конструирование швейных изделий»,  технологическом колледже по специальности «технология швейных изделий». И сегодня есть дети, которые также планируют связать своё будущее  обучение с профессиями  швейного производства. Реализация данной программы способствует успешной социализации  ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие  мотивации детей к творчеству и познанию.

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых  детей и подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017