Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
труд +1
Взрослым
21.06.2017
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых
детей и подростков
Старовойт Е.В.
педагог МБОУ ДО «Крутинский районный ДДТ»
Крутинского муниципального района Омской области
Государственный образовательный стандарт перед каждым педагогом ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка.
Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.
Важным условием является наличие системы работы с детьми в образовательном учреждении, выстраиваемой на основе конкретных условий в которых существует дополнительное образование, согласованных подходов: в понимании одаренности, в оценке способностей, в выборе методов и форм деятельности педагогов.
Основные направления работы с одаренными детьми могут быть только личностно-ориентированными. В настоящее время не существует единых утвержденных программ для работы с особенно выдающимися способностями. Невозможно и составить единый план для всех одаренных детей.
Цель моей программы: Выявить и развить способности детей к творческой самореализации и самовыражению как в области конструирования и моделирования одежды, так и в социуме.
Задачи: - обеспечить детей знаниями в области культуры одежды, технологической культуры и технологического образования;
- развивать умения применять технологии представления, преобразования и использования информации;
- развивать способности и анализировать свою деятельность;
- формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
- приобщать детей к национальным ценностям.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.
Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
В своей работе с талантливыми детьми я чаще всего использую проектный метод. Этот метод имеет высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствует уровню познавательной активности и интересов. Он находит применение на различных этапах обучения в работе с талантливыми детьми и при работе с материалом различной сложности.
Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения. Использование данного метода дает новые возможности в активизации познавательного интереса обучающихся, развития творческих способностей.
Возрастная категория детей моей программы рассчитана на 10-16 лет, они распределяются по группам. На занятиях первого года обучения дети приобретают первоначальные знания и умения. Затем в процессе деятельности и методом наблюдения отслеживается результат работы обучающихся, их эмоциональные реакции, волевые усилия, результаты выполнения задания. Особое внимание стоит обращать на развитие навыков саморегуляции, умение справляться с трудностями. Только ребенок, обладающий способностью к регуляции своей деятельности и поведения, будет не только стремиться к достижению поставленной цели, но и контролировать выполнение каждого своего учебного действия и предвидеть возможные ошибки.
Начиная со второго года обучения, в моей программе предусмотрены часы на индивидуальную работу с талантливыми детьми. Они определяются по итогам предыдущего года обучения. В эту группу входят обучающиеся, которым свойственны интерес к новизне, стремление попробовать и испытать что-то новое. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление к лучшему. А педагогу нужно активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Первоначально мной на занятиях устанавливается уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, и затем правильное осуществление их развития. У талантливых детей и подростков чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения. Воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.
С учётом интересов и уровней дарования конкретных обучающихся им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Педагог в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача педагога - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Чтобы в полной мере раскрылись таланты и способности ребенка, работа с талантливыми детьми и подростками не должна заканчиваться в стенах учебного заведения. Большую роль в гармоничном развитии играет семья. Очень важно, чтобы родители прислушивались к рекомендациям педагога и всячески способствовали обучению ребенка или подростка. Родители должны осознавать, что талант раскрывается только тогда, когда обучение доставляет удовольствие. Их участие в познавательной деятельности, творческий подход к решению задач и материальная поддержка помогает раскрывать потенциал ребенка в полной мере и приобретает уверенность в семейной поддержке. Тесный контакт с родителями помогает мне в работе. Проводятся индивидуальные беседы, посещение занятий в удобное для них время.
Одним из важных моментов является стимулирование успехов в обучении. Поощрение необходимо практически всем детям и подросткам. Они очень чувствительны к оценке их работы. За участие в конкурсах обучающиеся получают дипломы, грамоты, сертификаты. О наиболее успешных работах публикуется в районной газете и их достижения выставляются на сайте учреждения.
Данная практика позволила:
- сформировать представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда;
- развить эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, индивидуальных творческих способностей;
-овладеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решать творческие задачи моделирования, конструирования и эстетического оформления изделия;
- формировать умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- уметь организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе: находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Одним из важнейших условий оценки эффективности данной образовательной программы является ее продуманный мониторинг. Он включает в себя отслеживание следующих показателей:
- учет посещаемости и наполняемости групп;
- учет личных достижений обучающихся;
- усвоение обучающимися программы;
- удовлетворенность родителей деятельностью детей;
- профессиональная ориентация воспитанников.
Методикой отслеживания результатов является:
- проведение выставок изделий после изучения определенных тем;
- участие в конкурсах и фестивалях различных уровней;
- индивидуальный оценочный контроль деятельности обучающихся;
- выполнение обучающимися зачетных, творческих, проектных работ.
Моим воспитанникам удается проявить себя на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях. Участие принимают дети разного возраста. Выполненные проекты свидетельствуют о развитии творческого воображения, формируют у детей навыки поисково-исследовательской деятельности, которая способствует успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению.
Уже более десяти лет обучающиеся моего детского объединения участвуют в районных и межрегиональных научно-практических конференциях с различными темами в области декоративно-прикладного творчества. Мы неоднократно становились лауреатами этих конференций. На протяжении нескольких лет как педагог-эксперт вхожу в состав жюри по НПК. На районном метод объединении проведены практикумы для учителей технологии образовательных организаций по теме: «Экспертиза научно-исследовательских работ обучающихся, представленных на НПК НОУ «Поиск». Также представляла свой опыт работы на муниципальном форуме «Талантливые дети» с докладом « Исследовательская деятельность учащихся»
На базе Дома детского творчества осуществляет свою деятельность тьюторская группа по технологии. В этой группе занимаются те дети, которые хотели бы улучшить свои знания по предмету технология для подготовки к олимпиаде. В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет педагогом все используемые приемы и способы. Создается образовательная среда, которая позволяет обучающемуся максимально получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме. Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Педагог здесь – всего лишь посредник между обучающимися и знаниями, выполняющий координационную работу. Его позиция «рядом с обучающимся». Стиль общения педагога с ребенком – сотрудничество. Эта практика дала положительные результаты. Дети успешно выступают на муниципальном и региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по предмету технология. Мой опыт работы был представлен на XI областном педагогическом марафоне с докладом по теме «Тьюторское сопровождение образовательного процесса в дополнительном образовании». На районном метод объединении проведены мастер-классы для учителей технологии по теме «Основы швейного дела», «Конструирование и моделирование плечевых и поясных изделий».
Сейчас идет подготовка к региональному этапу всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи в номинации «Инженерный талант» (техника и технология).
Интерес подростков помогает также определиться с выбором будущей профессии. Мои ученики успешно получили и получают образование в институте сервиса по специальности «конструирование швейных изделий», технологическом колледже по специальности «технология швейных изделий». И сегодня есть дети, которые также планируют связать своё будущее обучение с профессиями швейного производства.
Реализация данной программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие мотивации детей к творчеству и познанию.Статья
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых.doc
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых
детей и подростков
Старовойт Е.В.
педагог МБОУ ДО «Крутинский районный ДДТ»
Крутинского муниципального района Омской области
Государственный образовательный стандарт перед каждым педагогом ставит
важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка.
Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют
учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное
образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора
образовательной области, профиля программ, времени их освоения,
включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных
склонностей.
Важным условием является наличие системы работы с детьми в
образовательном учреждении, выстраиваемой на основе конкретных условий в
которых существует дополнительное образование, согласованных подходов: в
понимании одаренности, в оценке способностей, в выборе методов и форм
деятельности педагогов.
Основные направления работы с одаренными детьми могут быть только
личностноориентированными. В настоящее время не существует единых
утвержденных программ для работы с особенно выдающимися
способностями. Невозможно и составить единый план для всех одаренных
детей.
Цель моей программы: Выявить и развить способности детей к творческой
самореализации и самовыражению как в области конструирования и
моделирования одежды, так и в социуме.
Задачи: обеспечить детей знаниями в области культуры одежды,
технологической культуры и технологического образования; развивать умения применять технологии представления, преобразования и
использования информации;
развивать способности и анализировать свою деятельность;
формировать у детей навыки социальной ответственности, способности
чувствовать, понимать себя и другого человека;
приобщать детей к национальным ценностям.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать
как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно
опираться на следующие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии педагога.
Для категории одаренных детей основными методами являются методы
творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические,
исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной,
индивидуальной и групповой работы.
В своей работе с талантливыми детьми я чаще всего использую проектный
метод. Этот метод имеет высокий познавательномотивирующий потенциал, и
соответствует уровню познавательной активности и интересов. Он находит
применение на различных этапах обучения в работе с талантливыми детьми и
при работе с материалом различной сложности. Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения.
Использование данного метода дает новые возможности в активизации
познавательного интереса обучающихся, развития творческих способностей.
Возрастная категория детей моей программы рассчитана на 1016 лет, они
распределяются по группам. На занятиях первого года обучения дети
приобретают первоначальные знания и умения. Затем в процессе деятельности
и методом наблюдения отслеживается результат работы обучающихся, их
эмоциональные реакции, волевые усилия, результаты выполнения задания.
Особое внимание стоит обращать на развитие навыков саморегуляции, умение
справляться с трудностями. Только ребенок, обладающий способностью к
регуляции своей деятельности и поведения, будет не только стремиться к
достижению поставленной цели, но и контролировать выполнение каждого
своего учебного действия и предвидеть возможные ошибки.
Начиная со второго года обучения, в моей программе предусмотрены часы
на индивидуальную работу с талантливыми детьми. Они определяются по
итогам предыдущего года обучения. В эту группу входят обучающиеся,
которым свойственны интерес к новизне, стремление попробовать и испытать
чтото новое. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление к
лучшему. А педагогу нужно активно развивать интересы детей, стремясь к
тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были
серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Первоначально мной на занятиях устанавливается уровень способностей и
их разнообразие у обучающихся, и затем правильное осуществление их
развития. У талантливых детей и подростков чётко проявляется потребность
в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое
позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения. Воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному
умственному труду и самопознанию.
С учётом интересов и уровней дарования конкретных обучающихся им
предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти
решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования
и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма
обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить
свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
Педагог в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта,
помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей
фигурой в учебном процессе. Главная задача педагога помочь одаренному
ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Чтобы в полной мере раскрылись таланты и способности ребенка, работа с
талантливыми детьми и подростками не должна заканчиваться в стенах
учебного заведения. Большую роль в гармоничном развитии играет семья.
Очень важно, чтобы родители прислушивались к рекомендациям педагога и
всячески способствовали обучению ребенка или подростка. Родители должны
осознавать, что талант раскрывается только тогда, когда обучение доставляет
удовольствие. Их участие в познавательной деятельности, творческий подход
к решению задач и материальная поддержка помогает раскрывать потенциал
ребенка в полной мере и приобретает уверенность в семейной поддержке.
Тесный контакт с родителями помогает мне в работе. Проводятся
индивидуальные беседы, посещение занятий в удобное для них время.
Одним из важных моментов является стимулирование успехов в обучении.
Поощрение необходимо практически всем детям и подросткам. Они очень
чувствительны к оценке их работы. За участие в конкурсах обучающиеся
получают дипломы, грамоты, сертификаты. О наиболее успешных работах публикуется в районной газете и их достижения выставляются на сайте
учреждения.
Данная практика позволила:
сформировать представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованность на рынке труда;
развить эстетический вкус, художественное мышление обучающихся,
индивидуальных творческих способностей;
овладеть методами учебноисследовательской и проектной деятельности,
решать творческие задачи моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделия;
формировать умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
уметь организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе: находить общее решение, разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Одним из важнейших условий оценки эффективности данной
образовательной программы является ее продуманный мониторинг. Он
включает в себя отслеживание следующих показателей:
учет посещаемости и наполняемости групп;
учет личных достижений обучающихся;
усвоение обучающимися программы;
удовлетворенность родителей деятельностью детей;
профессиональная ориентация воспитанников.
Методикой отслеживания результатов является: проведение выставок изделий после изучения определенных тем;
участие в конкурсах и фестивалях различных уровней;
индивидуальный оценочный контроль деятельности обучающихся;
выполнение обучающимися зачетных, творческих, проектных работ.
Моим воспитанникам удается проявить себя на муниципальном,
региональном, всероссийском и международном уровнях. Участие принимают
дети разного возраста. Выполненные проекты свидетельствуют о развитии
творческого воображения, формируют у детей навыки поисково
исследовательской деятельности, которая способствует успешному
интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к
учению.
Уже более десяти лет обучающиеся моего детского объединения
участвуют в районных и межрегиональных научнопрактических
конференциях с различными темами в области декоративноприкладного
творчества. Мы неоднократно становились лауреатами этих конференций. На
протяжении нескольких лет как педагогэксперт вхожу в состав жюри по
НПК. На районном метод объединении проведены практикумы для учителей
технологии образовательных организаций по теме: «Экспертиза научно
исследовательских работ обучающихся, представленных на НПК НОУ
«Поиск». Также представляла свой опыт работы на муниципальном форуме
«Талантливые дети» с докладом « Исследовательская деятельность
учащихся»
На базе Дома детского творчества осуществляет свою деятельность
тьюторская группа по технологии. В этой группе занимаются те дети, которые хотели бы улучшить свои знания по предмету технология для подготовки к
олимпиаде. В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации,
что и определяет педагогом все используемые приемы и способы. Создается
образовательная среда, которая позволяет обучающемуся максимально
получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме. Система
знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику.
Педагог здесь – всего лишь посредник между обучающимися и знаниями,
выполняющий координационную работу. Его позиция «рядом с
обучающимся». Стиль общения педагога с ребенком – сотрудничество. Эта
практика дала положительные результаты. Дети успешно выступают на
муниципальном и региональном этапе всероссийской олимпиады школьников
по предмету технология. Мой опыт работы был представлен на XI областном
педагогическом марафоне с докладом по теме «Тьюторское сопровождение
образовательного процесса в дополнительном образовании». На районном
метод объединении проведены мастерклассы для учителей технологии по
теме «Основы швейного дела», «Конструирование и моделирование плечевых
и поясных изделий».
Сейчас идет подготовка к региональному этапу всероссийского конкурса
дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и
талантливой молодежи в номинации «Инженерный талант» (техника и
технология).
Интерес подростков помогает также определиться с выбором будущей
профессии. Мои ученики успешно получили и получают образование в
институте сервиса по специальности «конструирование швейных изделий»,
технологическом колледже по специальности «технология швейных изделий».
И сегодня есть дети, которые также планируют связать своё будущее
обучение с профессиями швейного производства. Реализация данной программы способствует успешной социализации
ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие
мотивации детей к творчеству и познанию.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.