МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Контрольная работа
Предмет ОХРАНА ТРУДА
Тема «Обеспечения готовности к действиям
по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО»
Выполнил
Дорогина Вера Юрьевна
Проверил
Исламова Светлана Николаевна
Каменск - Уральский
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте …
Ст. 10, 116-ФЗ [1]
Вот та отправная точка с которой стоит начать рассмотрение темы «Локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО» (далее – ПМЛЛА).
Ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] устанавливает обязательность разработки ПМЛЛА на следующих ОПО I, II и III классов опасности, на которых:
Эта же статья указывает нам, что порядок разработки ПМЛЛА и требования к их содержанию устанавливается Правительством РФ. В настоящий момент — это Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» [2]. В данном Положении определяются так же:
Анализируя 116-ФЗ [1] и Постановление № 730 [2] можно сделать выводы что:
1. Перечень ОПО для которых обязательна разработка ПМЛЛА определяется только п. 2 ст. 10 116-ФЗ [1], другие нормативные правовые акты (далее – НПА) могут лишь повторять данное требование, либо ссылаться на 116-ФЗ и никак не противоречить ему;
2. Порядок разработки и требования к содержанию ПМЛЛА определяются Постановлением № 730 [2]. Постановление уточняет и расширяет положения ст. 10 116-ФЗ [1];
3. Разработка других документов кроме ПМЛЛА с целью планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО не предусматривается.
В настоящее время существует некоторая путаница с одновременным наличием требований к различным «Планам ликвидаций аварий …» в 116-ФЗ [1] и ФНП:
Обязательность разработки ПМЛЛА в соответствии с 116-ФЗ [1] и Постановлением № 730 [2] ни у кого не вызывает сомнения! Но как быть с требованиями Федеральных норм и правил, где требуются Планы ликвидации аварий или Планы локализации и ликвидации аварий? Разрабатывать только ПМЛЛА или ПМЛЛА совместно с ПЛА (ПЛАС)? Некоторые организации разрабатывают оба документа (по сути один документ с разными обложками). Поступают так зачастую из-за «на всякий случай, много – не мало … и т.д.» или по рекомендации местного инспектора Ростехнадзора (мнение которого для многих выше «непонятных» требований НПА). Но нам нужно точно знать какой документ(ы) разрабатывать, а какие нет! Кто может точно и самое главное внятно ответить на этот вопрос!? Можно задать вопрос Центральному аппарату Ростехнадзора, но их ответ сводится в основном к цитированию 116-ФЗ [1] и 730-го Постановления [2]: Ссылка на вопрос-ответ от Ростехнадзора. Многих такой ответ не устраивает, оставляя сомнения в трактовке 116-ФЗ [1]. Тем не менее, если ответить на этот вопрос максимально просто, то он звучит следующим образом:
1. Разрабатывается только один документ под названием ПМЛЛА;
2. Все руководящие документы по разработке Планов ликвидаций аварий или Планов по локализации и ликвидации аварий служат для разработки специальной части ПМЛЛА (см. п. 13 Постановления № 730).
По сути новый ПМЛЛА это тот же самый старый ПЛА, который никуда не делся, а стал специальной частью ПМЛЛА. К прежнему ПЛА (специальная часть – индивидуальная для каждого вида ОПО) добавили общую часть с единой структурой и содержанием для всех видов ОПО.
Думается это самая четкая и понятная формулировка подхода к разработке ПМЛЛА. В ФНП для других видов ОПО нет таких ясных формулировок, но это не означает что, например, в металлургическом производстве совсем иной подход к ПМЛЛА и ПЛА. Пункт 23 ФНП «Правил безопасности в угольных шахтах» [3] является примером как правильно читать между строк ст. 10 116-ФЗ [1] и 730-е Постановление [2].
ПЛАРН – план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Данный вид Плана регламентируется Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 [5] и «Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» [6].
ПЛАРН и ПМЛЛА, регламентируются разными документами и для некоторых типов ОПО могут разрабатываться одновременно:
106. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий разрабатывают для ОПО МТ в соответствии с порядком, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 “Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4516).
107. Для ОПО МТ, на которых обращаются нефть и нефтепродукты, при наличии риска распространения разливов за пределы ОПО МТ должны быть разработаны и утверждены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569), планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
НПА – нормативный правовой акт;
ОПО – опасный производственный объект;
ОПО МТ – опасные производственные объекты магистральных
трубопроводов;
ПЛА – план ликвидации аварий, План локализации и ликвидации
аварий;
ПЛАРН – план по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов;
ПМЛЛА – план мероприятий по локализации и
ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
ФЗ – Федеральный закон;
ФНП – федеральные нормы и правила.
В целях обеспечения готовности к действиям по
локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая
опасный производственный объект, обязана:
1) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте;
2) заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с
профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на
обслуживание, а в случаях, предусмотренных законами и принимаемыми в
соответствии с ними нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики,
создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные
аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные
формирования из числа работников;
3) создавать на опасных производственных объектах I и II классов
опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные
команды в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики,
нормативному правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и
ликвидации последствий аварий;
5) обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном
производственном объекте;
6) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в
случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию
состоянии.
Руководство МОТ-СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве.
Заметим, что вся промышленная безопасность есть не что иное, как предупреждение крупных аварий, включая готовность к ликвидации их последствий.
Поэтому на крупных предприятиях, помимо прочего, эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеются противопожарная служба, газоспасательная служба, система противопожарной защиты, готовятся нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, имеется ПЛА (план ликвидации аварии) и т.п. Как правило, слаженность работы всех этих служб существенно влияет на результат работы по ликвидации аварийных ситуаций.
Поэтому (а также в прямом соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана среди прочего:
¨ принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
¨ осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
¨ планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
¨ заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
¨ иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
¨ обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
¨ создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
3.8.3. Порядок разработки и содержание планов ликвидации аварий
Идентификация опасностей будущего (планируемого) производства заложена требованиями законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда путем включения требований о наличии в проектной документации соответствующих разделов. В ряде случаев, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», оценка рисков аварий приводится в составе декларации промышленной безопасности.
Исходя из оценки рисков аварий, составляются планы ликвидации аварий (ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.
ПЛА составляется в целях определения возможных сценариев возникновения и развития аварий, конкретизации технических средств и действий производственного персонала и спецподразделений по локализации аварий.
План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.
В ПЛА должны предусматриваться:
¨ возможные аварии, места их возникновения и условия, опасные для жизни людей;
¨ мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией;
¨ мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения, а также первоочередные действия производственного персонала при возникновении аварий;
¨ места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий;
¨ порядок взаимодействия с газоспасательными, пожарными и аварийно-спасательными формированиями.
ПЛА должен содержать:
¨ оперативную часть, в которой должны быть предусмотрены все виды возможных аварий на данном объекте, определены мероприятия по спасению людей и ликвидации аварии, а также лица, ответственные за выполнение мероприятий, и исполнители, места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий, действия газоспасателей, пожарных и других подразделений;
¨ распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;
¨ список, номера телефонов, адреса должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии;
¨ схему расположения технологического оборудования и коммуникаций с указанием вводов и выводов рабочей среды, задвижек, кранов, вентилей, рубильников и аварийных кнопок;
загрузка...
¨ схему размещения стационарных средств пожаротушения, шкафов с газозащитной аппаратурой, СИЗ, инструментов и материалов, находящихся в аварийных шкафах (помещениях) и используемых в случаях аварии, с указанием их количества и основной характеристики, мест расположения пожарных извещателей и телефонов.
Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом (если не в основном) зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), куда бежать, кому сообщать и т.д.
Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации регулярно по плану ликвидации аварий проводятся учебно-тренировочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. Как правило, в них принимают участие и специалисты аварийно-спасательных формирований для отработки согласованных совместных действий. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.
Другим не менее важным моментом является то, что до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, должен быть доведен порядок их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика может быть возложена либо на отдел охраны труда и промышленной безопасности (в рамках вводного проведения инструктажа), либо руководителей структурных подразделений (цехов, производств).
С 01 января 2014 года в соответствии со Статьей 10 пунктом 2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997г. №116-ФЗ, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее по тексту – ПМЛА) и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Это требование не касается объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, либо стационарные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013г. №730 определен порядок и требования к содержанию ПМЛА, а именно утверждено «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
ПМЛА разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.
ПМЛА разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов.
Срок действия ПМЛА составляет:
а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, - 6 месяцев;
б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых, - 1 год;
в) для объектов I класса опасности - 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта);
г) для объектов II класса опасности - 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта);
д) для объектов III класса опасности - 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта).
ПМЛА пересматриваются:
1) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;
2) не позднее 1 месяца после:
3) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;
4) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
ПМЛА утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).
ПМЛА согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
ПМЛА предусматривает:
Тема 3.8. Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях
3.8.1. Основные виды аварийных ситуаций.
3.8.2. Основные требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям.
3.8.3. Порядок разработки и содержание планов ликвидации аварий.
3.8.4. Действия работников в аварийных ситуациях.
3.8.5. Страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии.
Аварийная ситуация – понятие, тесно связанное с понятием “авария”. Аварийная ситуация – это развивающаяся во времени авария, состоящая в последовательности сменяющих друг друга различных опасных событий.
Авария – важнейшее понятие безопасности человеческой деятельности, именующее и характеризующее последствия реализации одной из основных опасностей техники и технологии (так называемой техносферы) – разрушения объекта или нарушения процесса.
В России для опасных производственных объектов понятие “авария” введено Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и включает в себя “разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ”.
В целях упорядочения отнесения происходящих аварий к тому или иному виду Ростехнадзором введена их классификация в зависимости от объектов, относящихся к категории опасных производственных объектов.
Классификация проводится на основании методических рекомендаций по классификации и аварий инцидентов РД –09-398-00, РД 10-385-00, РД 14-377-00, РД 05-392-00, РД 06-376-00, РД 11-405-01, РД 15-630-04, РД 15-73-94.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, и федеральные.
Руководство МОТ-СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве.
Заметим, что вся промышленная безопасность есть не что иное, как предупреждение крупных аварий, включая готовность к ликвидации их последствий.
Поэтому на крупных предприятиях, помимо прочего, эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеются противопожарная служба, газоспасательная служба, система противопожарной защиты, готовятся нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, имеется ПЛА (план ликвидации аварии) и т.п. Как правило, слаженность работы всех этих служб существенно влияет на результат работы по ликвидации аварийных ситуаций.
Поэтому (а также в прямом соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана среди прочего:
Идентификация опасностей будущего (планируемого) производства заложена требованиями законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда путем включения требований о наличии в проектной документации соответствующих разделов. В ряде случаев, установленных Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, оценка рисков аварий приводится в составе декларации промышленной безопасности.
Исходя из оценки рисков аварий, составляются планы ликвидации аварий (ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.
ПЛА составляется в целях определения возможных сценариев возникновения и развития аварий, конкретизации технических средств и действий производственного персонала и спецподразделений по локализации аварий.
План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.
В ПЛА должны предусматриваться:
ПЛА должен содержать:
Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом (если не в основном) зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), куда бежать, кому сообщать и т.д.
Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации регулярно по плану ликвидации аварий проводятся учебно-тренировочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. Как правило, в них принимают участие и специалисты аварийно-спасательных формирований для отработки согласованных совместных действий. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.
Другим не менее важным моментом является то, что до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, должен быть доведен порядок их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика может быть возложена либо на отдел охраны труда и промышленной безопасности (в рамках вводного проведения инструктажа), либо руководителей структурных подразделений (цехов, производств).
В случае аварий и инцидентов работники действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного опасного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.
Конкретные обязанности для каждого должностного лица должны быть внесены в должностные инструкции.
Законом предусмотрена возможность организации на предприятии добровольных (нештатных) аварийно-спасательных формирований. Нужно учесть, что работники этих формирований должны быть обучены и обеспечены средствами индивидуальной защиты по тем же требованиям, как и специализированные аварийно-спасательные формирования.
В случае аварии предприятие обязано незамедлительно сообщить о ней в установленном порядке в территориальный орган Ростехнадзора, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковой), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.
При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, предприятие сообщает о случившемся в территориальные органы соответствующих структур и ведомств, например МЧС России.
По данным ООН, ежегодный ущерб, наносимый мировой экономике техногенными катастрофами и авариями, достигает порядка 200 млрд. долл. В России совокупный годовой материальный ущерб от аварий, включая затраты на ликвидацию аварий, превышает 40 млрд. руб. Огромны не только экономические потери от травматизма при авариях, но и его социальная значимость.
Для ликвидации аварий требуются существенные суммы. Для того чтобы предприятие всегда имело резерв финансовых средств на случай аварии, российским законодательством предусмотрено страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (ст. 15 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”).
Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам в случае аварии на опасном производственном объекте, естественно вписываясь в рыночную структуру современной экономической системы страны, обеспечивает компенсацию ущерба от аварий независимо от финансового положения организации – причинителя вреда.
Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) такое страхование – гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе косвенно на компенсацию за экологический ущерб от аварии. При этом под третьими (другими) лицами следует понимать не только население, но и инспекторов надзора, экспедиторов, ремонтников, находившихся на предприятии и пострадавших от аварии.
Порядок осуществления данного вида страхования регламентируется “Правилами страхования (стандартными) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасном производственном объекте”.
Все аварии должны быть обязательно расследованы. Только тогда к ним можно готовиться, только тогда их можно предвидеть, только тогда можно правильно организовать их ликвидацию и тем самым минимизировать потери.
Основополагающим документом по расследованию аварий является РД 03-293-99 (“Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах”, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 г. № 40).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.