Обмен опытом "Что мы знаем о раннем детском аутизме?"

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если у вашего ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи подозревают, что это начало развития аутизма, постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме. В настоящее время аутизм – это расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития головного мозга и внешне проявляется в нарушении социального взаимодействия, общения, а так же повторяющимися действиями и ограничением интереса.Как помочь ребенку с аутизмом?Чего ждать?Каковы причины? Насколько важна ранняя диагностика? На все эти вопросы в доступной форме, ярко и красочно можно найти ответы в статье, которая будет интересна широкому кругу.Аутизм у детей, признаки развития патологии, ранняя диагностика и многое другое можно узнать из этой статьи
Иконка файла материала Как распознать аутизм у ребёнка.docx
Что мы знаем о раннем детском аутизме? (материал для педагогов и родителей) Составитель: Прокопенко Н.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МКОУ Сош№47Как распознать аутизм у ребенка? Если   у   вашего   ребенка   проблемы   с   общением,   необычно   эмоциональная   реакция   на окружающий мир, и врачи подозревают, что это начало развития аутизма, постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме. Ваше правильное отношение к этому состоянию –   залог   будущего   вашего   малыша.   Поэтому   давайте   обстоятельно   и   подробно рассмотрим все вопросы, в том числе и признаки аутизма у детей. Что такое аутизм? Термин аутизм “autismus” впервые употребил Эйген Блейлер в 1910 году, когда описывал социальные расстройства, возникающие у больных шизофренией. В дословном переводе это   слово   означает   «ненормальное   самолюбование»,   чтобы   подчеркнуть   стремление пациента   уйти   в   свой   собственный   мир.   А   в   1943   году   Лео   Каннер   при   описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм» уже в его современном понимании и описал в его составе 11 признаков, которые наблюдались у всех детей с признаками этого заболевания. В настоящее время аутизм – это расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития   головного   мозга   и   внешне   проявляется   в   нарушении   социального взаимодействия,   общения,   а   так   же   повторяющимися   действиями   и   ограничением интереса.Течение   детского   аутизма   устойчиво,   стабильно,   симптомы   его   сохраняются   и   во взрослом состоянии. Для постановки диагноза у ребенка требуется подтверждение как минимум трех признаков:    недостаточное социальное взаимодействие; нарушение общения ребенка с окружающими людьми; ограничение круга интересов и стереотипный  характер поведения. Кто болеет аутизмом? В настоящее время диагноз «аутизм», а также аутистических расстройства, очень часто встречается  среди детей. К  примеру, каждый  50­й  школьник  в США  имеет признаки данной патологии. С 1996 года регистрация случаев аутизма значительно увеличилась. Трудно понять, что стало причиной повышения заболеваемости детей: это может быть как   результат   улучшения   диагностики,   так   и   более   активное   воздействие   факторов внешней среды. Аутизмом   чаще   страдают   мальчики,   хотя   само   расстройство   развивается   вне зависимости   от   пола   ребенка.   На   4   мальчиков,   страдающих   аутизмом,   приходится примерно 1 девочка с таким диагнозом. Но если брать среди больных детей тех, у кого развивается умственная отсталость, то при подсчете оказалось, что на 5 мальчиков­аутистов с отставанием приходится лишь 1 девочка. Заболеванию   подвержены   дети   любого   возраста.   Первые   симптомы   аутизма   могут проявиться как в раннем возрасте, до 5 лет, так и в более позднем. Почему развивается аутизм? В   самом   начале   изучения   данного   детского   заболевания   причинами   его   развития считали «холодное» отношение матери к ребенку. Однако впоследствии, при изучении проблемы аутизма, выявили влияние генов на развитие болезни, причем не какого­либо конкретного,   а   целого   комплекса   (более   5   генов   считаются   «кандидатами»   при выявлении «виновного»). К сожалению, вопрос этот и по сей день остается открытым, так как ученым не удается точно выяснить локализацию ответственных за аутизм генов и мутации, которые в них происходят. Причем,   совершенно   не   обязательно,   что   нарушение   на   уровне   ДНК   передалось   от родителей. Ребенок может наследовать лишь предрасположенность, а само изменение генной   структуры   происходит   уже   во   время   развития   ребенка   в   чреве   матери. Предполагают, что активации таких мутаций способствуют вредные внешние факторы, воздействующие   на   мать   во   время   беременности:   некоторые   пищевые   продукты, фенолы, перенесенные  инфекционные заболевания, выхлопные  газы и т.д. Важными факторами   так   же   считают   повышенный   возраст   родителей,   недоношенная беременность или низкий вес ребенка.Как проявляется аутизм? Признаки развития патологии можно заметить с первых месяцев развития:            Ребенок   с   трудом   привыкает   к   рукам   матери,   постоянно   напряжен,   даже   при кормлении   трудно   найти   удобное   положение.   Либо   наоборот   малыш   слишком расслаблен. Аутичные дети не останавливают взгляд на маме или сразу же отводят глаза, рассматривая   окружение.   Порой   игрушки,   рисунки   и   другие   неживые   предметы являются   объектом   детского   внимания,   в   то   время   как   люди   не   вызывают   его интерес. У детей с аутизмом нет реакции на окружающих: они не тянут к маме руки, при ее приближении, или вообще не реагируют на взрослых. К   3   месяцам   жизни   здоровый   малыш   реагирует   на   настроение   окружающих, смеется. Дети, которые страдают аутизмом, либо совсем не реагируют на эмоции взрослых,   либо   реакция   ребенка   не   адекватная   –   плачут,   когда   окружающие смеются, и наоборот. Все дети «привязаны» к тем, кто за ними ухаживает, особенно до 5 лет. У детей с аутизмом эта привязанность может быть либо слишком сильной (он не позволяет даже покинуть комнату), либо ребенок совершенно безразличен к их присутствию. Иногда,   эти   симптомы   могут   чередоваться:   после   постоянных   требований присутствия, наступает полное безразличие к взрослому. При   обычном   развитии   к   1   году   жизни   дети   могут   произносить   слова самостоятельно,   их   речь   имеет   эмоции,   интонации.   У   ребенка   при   аутизме   либо совсем   не   развиты   разговорные   навыки,   либо   речь   монотонная,   неразборчивая, бесцветная. У детей старшего возраста признаки аутизма выражены ярче. После 7 лет они отличаются отстраненностью, замкнутостью. Они с трудом принимают новые вещи: игрушки,   одежду.   Отказываются   играть   или   общаться   не   только   с   незнакомыми людьми, но даже с близкими. К 2 годам ребенок­аутист часто не может произносить слова из нескольких фраз, кроме эхолалии – заученного повторения прежде услышанного слова. Ребенок   при   аутизме   зациклен   на   мелочах,   деталях,   во   всем   стремится   к привычному для него режиму и расположению: игрушек, вещей, действий. Именно этим   объясняется   их   монотонная   речь,   покачивание,   раскладывание   предметов, чаще по цветам. Это сильно выделяет ребенка, страдающего аутизмом, из группы сверстников. В 5 лет дети обычно активно играют друг с другом. Если же у ребенка аутизм, то он отказывается от общения, отстранен от своих сверстников. У детей­аутов может наблюдаться как отставание в умственном развитии, так и усиление умственных способностей. Порой, ребенок страдающий аутизмом, можетговорить как ученый, но он не в состоянии вести обычный разговор на бытовые темы. Все перечисленные признаки – это нарушения поведенческой реакции ребенка во время развития. В зависимости от формы заболевания они могут проявляться очень сильно   (ребенок   к   5   годам   не   разговаривает,   отказывается   от   общения,   нарушение режима вызывает истерику), или быть едва различимыми (небольшая отстраненность от окружающих, увлечение монотонными действиями). Поставить диагноз «по анализам», на современном уровне развития медицины и науки невозможно. Генетические тесты несовершенны и дают более­менее устойчивый результат только у детей старше 5 лет. Как помочь ребенку с аутизмом? Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. Однако, за время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать  несколько  концепций, которых стоит придерживаться. Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет. Возможно, это связано с активным развитием мозга и социальных моделей поведения. Цель   лечения   детского   аутизма   –   улучшение   их   умственного   развития,   социальных отношений: общения, бытовых навыков, а так же достижение независимости в будущем. Ребенку,   страдающему   аутизмом,   необходимы   дополнительные   занятия   с   логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт­терапия. К ней можно отнести   лепку,   рисование,   занятия   музыкой   –   все   это   помогает   ребенку   не   только развивать   навыки   мелкой   моторики,   координации,   внимания,   но   так   же   вызывает доверие малыша и снимает тревожность. Помимо этого хорошо показали себя в лечении аутизма занятия с животными: лошадьми, собаками, а так же трудотерапия. В   настоящее   время   применяют   так   же   широкий   спектр   лекарственных   средств: психотропных препаратов, антидепрессантов, однако они не всегда нужны при лечении, и   показания   к   их   применению   строго   ограничены   в   связи   с   тяжелыми   побочными действиями. Чего ждать? К   сожалению,   случаев   полного   излечения   от   аутизма   в   медицинской   практике   не встречается.   Бывает,   что   при   мягких   формах   заболевания,   а   так   же   при   активной терапии   происходит   ремиссия,   вплоть   до   полного   снятия   данного   диагноза.   Однако процент таких случаев невелик: от 5­20%. Более точных данных на этот счет нет. Почему возникает такой разброс до сих пор не выявлено. Согласно   исследованиям,   если   до   5   лет   у   детей   с   аутизмом   уровень   интеллекта   по тестам   IQ   выше   50,   у   них   есть   высокие   шансы   для   достижения   независимости   и социальной адаптации. В противном случае, дети постоянно остаются зависимыми от ухода и поддержки. Когда такие пациенты выходят из детского возраста, они не могут вести   самостоятельную   жизнь   и   нуждаются   в   постоянном   уходе,   порой   даже   при обычных действиях в быту.Причины аутизма  Влияние резидуально­органического фактора (последствия патологии беременности, родов, черепно­мозговых травм и инфекций)  Возникает в результате врождённой дисфункции мозга  Как следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки информацииЗдоровье матери и отца и риск аутизма