Обмен опытом. Работа с зеленой ручкой.
Оценка 5

Обмен опытом. Работа с зеленой ручкой.

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
1 кл—4 кл
25.07.2019
Обмен опытом.  Работа с зеленой ручкой.
В материале я делюсь своим опытом работы с зелёной ручкой. Начальная школа это база, на которой строится успешность обучения в школе. Развитие орфографической зоркости, развитие мелкой моторики, развитие мышления - всё это развивается быстрее если в помощь учитель берёт себе зелёную ручку.
Обмен опытом.doc
Обмен опытом.    Работа с зеленой ручкой.                                                                      ГОУ СОШ №1179 г. Москвы Крылова М.Н. Учитель начальных классов            Уважаемые коллеги!  В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы, и если  вас заинтересует эта тема, надеюсь  получить  комментарии и отзывы.       В  методических рекомендациях по оформлению письменных работ учащихся школы  первой ступени образования,  я  не нашла рекомендаций,  по использованию учителем  разноцветных ручек. А в специализированных  печатных изданиях  для  педагогов   психологи и логопедов ­  пишут о том, что это необходимо. На семинарах и педагогических чтениях педагоги  делятся своим опытом работы с  разноцветными ручками, и,в частности, с зелёной.  Лично  я начала применять  зелёную  ручку в своей работе 25 лет назад. Мой стаж работы в школе  составляет 30 лет. На  практике я вижу как  ученики выделяют орфограммы, узнают их, и как оттачивается   орфографическая зоркость. Важно научить детей ставить перед собой задачи правильного  написания слов, их значимых частей. Одна из главных целей обучения русскому языку в  начальной школе – это формирование орфографической зоркости. Достичь этого можно  лишь упорным, ежедневным трудом. Орфографическая зоркость – умение обнаруживать в тексте, в словах орфограммы,  и быстро определять их тип. Неумение это делать,  является главной причиной  допускаемых учащими ошибок. Как лично я решаю эту проблему? Если ученик знает  правило, но сомневается в  написании, он выделяет эту фонему зелёной ручкой. Данный  приём помогает развивать внимание и самоконтроль. Для того чтобы пользовать этот  приём, каждому ученику надо иметь две ручки – с синей и зелёной пастой. Зелёная паста,  как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля.  Открыв ученическую тетрадь по русскому языку или по математике, можно сразу  определить  тему, над которой мы сейчас работаем. С первых уроков обучения грамоте  (работа в «Прописи») я ввожу использование зелёной ручкой (выделяю «трудное место»,  другими словами, «ошибкоопасное»),  поскольку наибольшие затруднения встречаются у  школьников на первом этапе формирования правильного письма. А главным является  предупреждение ошибок в тетради. Психологи утверждают, что если ребёнок неправильно  написал слово. Ему нужно правильно его написать 100 раз, чтобы это слово  графически,  автоматически и правильно запомнилось. Приёмы предупреждения ошибок у каждого  педагога ­ свои. Я  использую  зелёную ручку, и  учу детей – видеть орфограммы и  чувствовать их, запоминать. Зелёная ручка нам необходима с первых дней обучения Это развивает внимание. Дети рисуют, пишут наклонные линии, чередуя синюю и зеленую ручку. Элементы  заглавных букв пишем зелёной ручкой и сразу вводим правило «Имена, фамилии,  отчества, клички животных  пишутся с большой буквы». С первого класса, с  первого правила зелёный цвет появляется в тетрадях учеников. И на протяжении всей  1 начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учащихся по разным  предметам. Первый класс это знакомство с орфограммами и по мере их  изучения, вводим  новые правила правописания , сознательно проговариваем и выделяем правила. Зрительно  привлекаем внимание детей. Введение новых правил правописания дети сознательно  проговаривают и выделяют: большая буква в начале предложения; точка, многоточие,  запятая, восклицательный и вопросительные знаки; заглавная буква в именах собственных;  сочетания ЖИ­ШИ, ЧА­ЩА, ЧУ­ЩУ, ЧК,ЧН, НЩ; парные согласные (звонкие и глухие);  безударные гласные (проверяемые и непроверяемые); мягкий и твёрдый знаки (ъ, ь).             Главное – научить сразу видеть орфограмму в слове,  думать во время письма. Это  делает более успешным  и увлекательным процесс письма. После определения орфограммы мы оцениваем проверяемая она, или нет. Конечно, при такой организации работы на  выполнение заданий уходит много времени. Но по мере автоматизации навыка определять  орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется. У каждого ребёнка имеется алгоритм (в виде памятки), как нужно списывать текст. Интерес к написанию разными ручками иллюстрирует один пример. На занятия в  группе продленного дня ко мне подошел ребенок из другого класса и сказал: «Я видел, как  дети из вашего класса пишут разными ручками. Это очень интересно. Можно, я тоже так  буду?» Ученики приветствуют элемент игры в обучении. Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной  работе учащиеся выделяют зелёной пастой орфограмму, в устных работах обязательно  называют её.  Чтобы выделить орфограмму ребёнок должен научиться думать во время  письма и видеть ошибкоопасное место. Он должен сначала прочитать текст, выделить  орфограммы, а уж потом списывать. Без этого письмо зелёной ручкой не даст результата.  Умение обнаруживать орфограммы , выступает базовым   орфографическим навыком,  первейшим этапом при обучении правописанию    и залогом грамотного письма. Так же я мною продится орфографическое чтение. Слуховое восприятие и   составляет основу не только устной , но и письменной речи.  Чтение вслух в точном  соответствии  с написанием включает артикуляцию и запоминание. Потом проводится  проверка по образцу. Важно многократное проговаривание,  чтобы ребёнок лучше мог  запомнить написание слов. Если ученик систематически выделяет правила зелёной ручкой он мыслит,  систематизирует информацию и выделяет существенные признаки.  Проверяя написанное  формируется самоконтроль. Необходимо прочитать, что написал, что выделил и  прокомментировать. Если не смог выделить первоначально выделить – подчеркни. Мною используется комментирование –  рассуждение в процессе записи слов  (предложений) или проверки. Комментирование даёт высокий уровень самоконтроля,   потому что, ребёнок объясняет правописание. Если  учащийся смог выделить зелёной  пастой все орфограммы,  то при комментировании (проверке) он подчёркивает опасные  места. Комментированнное письмо развивает мышление, память, внимание, речь. Оно  позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность  выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. 2 Во втором классе количество орфограмм увеличивается и этот этап можно назвать  активным орфографическим анализом текста ,  потому ребенок должен иметь  содержательное, обобщённое и разностороннее представление  об орфограмме. В третьем  классе ­  начинаем отказываться от некоторых выделений орфограмм, таких как   начало  предложения , сочетания (жи­ши, ча­ща и т.д.). Вместе с тем вводим новые:  непроизносимые согласные; написание приставок и суффиксов; безударные падежные  окончания имён существительных; безударные окончания имён прилагательных;  правописание безударных личных окончаний и суффиксов глаголов. Однако не все дети перестают выделять отработанные орфограммы, а только те  которые не делают ошибок в этих правилах. Большую роль в совершенствовании  грамотного письма играют тренировочные упражнения. Письменные упражнения  с  выделением зелёной ручкой трудоёмки  и потому отрабатывая правила я использую  отпечатанные на листах задания, где нужно вставить только букву.  Грамотное письмо невозможно без работы над ошибками. У каждого ученика есть «  памятка работы над ошибками». Ребенок , работая в тетради со своими ошибками  выделяет правильное написание зеленой пастой, что дает положительные результаты.   Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную память, рука запоминает  правильное написание, а так же работает память и внимание. Хорошие роль в  запоминании играет проговаривание. Очень нравится детям  какографические  упражнения. Дети с удовольствием выполняют задания на исправление «чужих»  ошибок. Здесь важно коллективное исправление всех ошибок и объяснение правил  правописания. Всю начальную школу мы с детьми работаем  зелёной ручкой, т.к. первое правило в  педагогике – это системность и ещё раз системность. К концу четвёртого класса я  полностью отказываюсь от выделения орфограмм зелёной ручкой и перехожу на их  подчёркивание. Но зелёной ручкой  продолжаем работать и на уроке русского языка и  на уроке математики. На русском языке  мы подписываем зелёной ручкой  грамматические признаки например: о маме (сущ., 1 скл., П.п.) – зелёная ручка. В  тетради по математике  выделяем формулы S=axb, выделяем новый материал:  например меры длины 1см=10мм, чистописание  и т.д. Зеленая ручка преображает  тетради учеников, делая их нагляднее, но при этом чистота и аккуратность должны  быть на хорошем уровне. А как же скорость письма?  Для этого я провожу минутки  чистописания,  и некоторые упражнения письма по памяти, засекая время.  Для успешного развития орфографической зоркости очень важна поставить цель ­   её выработать, Желание самих учащихся и родительская помощь на первых этапах, и  сознательное отношение. При систематической отработке зоркость доходит до  автоматизма и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая  успешное выполнение первых этапов: обнаруживания и опознавания орфограммы. 3

Обмен опытом. Работа с зеленой ручкой.

Обмен опытом.  Работа с зеленой ручкой.

Обмен опытом. Работа с зеленой ручкой.

Обмен опытом.  Работа с зеленой ручкой.

Обмен опытом. Работа с зеленой ручкой.

Обмен опытом.  Работа с зеленой ручкой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2019